Подготовка к школе анализ и синтез

Обновлено: 08.07.2024

Одна из основных сложностей в школьном обучении — нарушения письменной речи. Навык слогового анализа является одним из необходимых факторов для успешного преодоления дисграфии, а также освоения грамотного письма и чтения у учащихся начальной школы.

Слоговой анализ для развития письменной речи

Слоговой анализ предполагает разделение слов на отдельные слоги, умение определять количество слогов в слове и их правильную последовательность. Слоговой синтез — умение составлять из слогов слова. Даже для детей, не имеющих речевых нарушений, переход к этапу обучения чтению и письму проходит не очень гладко. Поэтому дополнительные занятия для освоения данного навыка будут полезны не только детям с дисграфией, но и всем первоклассникам, чтобы заложить основы успешной учебы.

Этапы формирования навыка слогового анализа и синтеза у детей

Как правило, у детей с нормальным уровнем речевого развития эта ступень формирования письменной речи не вызывает затруднений. Однако наличие каких-либо речевых нарушений делает этот процесс довольно затруднительным.

Своевременные коррекционные занятия помогут ребенку успешно освоить слоговой анализ и синтез. Важно только вовремя заметить проблему и грамотно составить программу упражнений.

В процессе развития навыка слогового анализа и синтеза занятия строятся по возрастающему принципу сложности:

  • Первый этап предполагает опору на внешние действия, помогающие ребенку.
  • На втором этапе помощь оказывает речевое действие.
  • На третьем — процесс анализа происходит на внутреннем уровне с переносом на слуховое и произносительное представление.

Кроме того, важно учитывать, что сложность процесса напрямую зависит от типа слога. Значительно проще даются детям слоги открытого типа, поэтому на первом уровне занятий предлагаются упражнения именно на них. И лишь, когда навык закреплен, педагог вводит более сложные для восприятия слоги закрытого и обратного типа.

Упражнения для развития навыков слогового анализа и синтеза

Для успешного овладения навыком слогового анализа и синтеза, необходимо развивать у детей фонематический слух, логическое мышление, внимание. Поэтому в занятия можно включать дополнительные упражнения для укрепления этих умений и навыков.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья при тяжёлых нарушениях речи.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Фонематический анализ - это выделение звука на фоне слова, ​сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного ​и последовательного звукового состава слова.

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

В основу данной программы положены:

Программа предполагает: развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Задания по звуковому анализу и синтезу опираются на четкие кинестетические и слуховые ощущения, способствующие осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему заданий по звуковому анализу и синтезу звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Работа по формированию звукового анализа и синтеза, подготовке к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов. (Приложение IV)

Актуальность программы определяется, во-первых, тем, что дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения, испытывают значительные трудности в овладении аналитико-синтетическими навыками. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы в данном направлении позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Цель: Формирование звукового анализа и синтеза в процессе подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Задачи:

1. Научить различать звуки речи, как гласные, так и согласные;

2. Выделять любые звуки из состава слова;

3. Делить слова на слоги;

4. Делить слоги на звуки;

5. Объединять слоги и звуки в слова;

6. Определять последовательность звуков в слове;

7. Делить предложения на слова.

2.Основные направления работы по формированию аналитико-синтетических процессов у детей:

  • Система упражнений и заданий;
  • Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами ДОУ;
  • Организация сотрудничества с родителями.

Реализация этих направлений предполагает системный подход в процессе решения поставленных целей и задач.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность артикуляторных навыков и фонематического восприятия.
  2. Овладение процессами звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова.
  3. Обогащение лексического строя языка.
  4. Повышение уровня формирования грамматически правильной речи.
  5. Повышение уровня готовности к школьному обучению.
  6. Увеличение уровня сформированности высших психических функций: воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Программа предназначена для работы в условиях логопедического пункта с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности, имеющих различные речевые нарушения с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

Срок реализации программы – 1 год.

2.1.Система упражнений по формированию

звукового анализа и синтеза

Разработанные упражнения рассчитаны для проведения на коррекционных занятиях в условиях логопедического пункта с периодичностью два раза в неделю с 15 сентября по 15 мая.

Задания, упражнения

Основные цели

Сентябрь

3-4 недели

1.Уточнение понятий "слово", "звук".

Закрепление понятий "слово", "звук".

2. Определение в словах первого гласного звука.

Учить называть первый гласный звук в словах.

3.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

Учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

4.Анализ и синтез сочетаний из 2-З гласных звуков.

Учить выполнять анализ и синтез из 2-3 гл. звуков.

Октябрь

1-4.Определение в словах последнего гласного звука (в течение 2-х недель)

Учить называть последний гласный звук в словах.

5.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

Продолжать учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

6-7.Определение в словах первого и последнего гласных звуков (в течение 2-х занятий)

Учить называть первый и последний гласный звук в словах.

8.Определение наличия — отсутствия заданного гласного звука в слове.

Учить называть только те слова, в которых имеется изображённый символом звук.

Ноябрь

1-2.Определение в словах первого согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

Упражнять в умении соединять картинки, в названии которых есть звук (М) с символом.

3.Определение наличия — отсутствия согласного звука (М) в слове.

Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (М) в слове.

4-5.Определение в словах последнего согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять наличие звука (М) в конце слова.

6.Определение позиции согласного звука (М) в слове.

Упражнять в умении определять позицию звука (М) в слове.

7-8.Определение в словах первого согласного звука (М, Н, В). (в теч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять первый согласный звук (М, Н, В) в слове.

Декабрь

1.Определение наличия — отсутствия согласного звука (Н, В, Ф) в слове.

Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звуков (Н, В, Ф) в слове.

2.Анализ и синтез слова, состоящего из двух звуков — гласного и согласного.

Учить произносить слитно, не прерывая голоса, пару звуков, изображенных символами, затеем назвать оба звука по порядку.

3-4.Определение в словах первого согласного звука (В, Ф) (в теч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять первый согласный звук (В, Ф) в слове.

5-6.Определение гласного звука в середине односложного слова. (в теч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять гласный звук в середине односложного слова.

7-8.Определение двух гласных звуков в слове. (в теч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

Январь

1-2.Определение двух гласных звуков в слове. (в теч. 2-х занятий)

Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

3-4.Определение в словах заданного согласного звука (П, Б). (в теч. 2-х занятий)

Учить определять заданный согласный звук в слове (П, Б).

5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове. (в теч. 2-х занятий)

Учить выполнять анализ и синтез звуков в односложном слове.

Февраль

1.Определение в словах первого согласного звука (Т, Д).

Упражнять в умении определять первый согласный звук (Т, Д) в слове.

2.Определение наличия - отсутствия согласного звука (П, Б, Т, Д) в слове.

Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (П, Б, Т, Д) в слове.

3.Определение позиции согласного звука (Т) в слове.

Учить определять, где слышится звук Т: в начале слова, в середине или в конце.

4.Определение в словах первого согласного звука (К, Г, Х).

Упражнять в умении определять первый согласный звук (К, Г, Х) в слове.

5.Определение позиции согласного звука (К) в слове.

6.Определение позиции согласного звука (Г) в слове.

7.Определение позиции согласного звука (Х) в слове.

Учить определять, где слышатся звуки: в начале слова, в середине или в конце.

8.Определение наличия - отсутствия согласного звука (К, Г, Х) в слове.

Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (К, Г, Х) в слове.

Март

1-3.Определение последнего согласного звука в слове (Х, Т, К). (в теч. 3-х занятий)

Упражнять в умении определять последний согласный звук (К, Т, Х) в слове.

4-8.Полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

Апрель

1-2.Полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

3-4.Анализ и синтез звуков в словах-паронимах.

Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в похожих словах.

5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове со стечением согласных.

Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в словах со стечением согласных звуков.

7-8.Определение первого согласного и последующего гласного звуков в двусложных словах.

Учить определять в двусложном слове первый согласный и последующий гласный звук.

Май

1-2 недели

1.Определение последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных существительными в различных падежных формах.

Учить определять последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных сущ-ми в различных падежных формах.

2.Преобразование слов, путём замены одного согласного звука.

Учить преобразовывать слова путём замены одного согласного звука.

3. Синтез слова из предложенных слогов.

Учить выполнять операции синтеза слова из предложенных звуков, слогов.

4.Анализ и синтез предложений.

Учить выполнять полный анализ и синтез простых нераспространённых предложений.

2.2.Совместная деятельность с педагогами ДОУ

С целью проведения более эффективной и системной работы в ходе реализации программы по формированию аналитико-синтетических навыков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи подразумевается совместная деятельность с педагогами ДОУ: психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

Работа психолога направлена на формирование высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Деятельность музыкального руководителя нацелена на развитие музыкального слуха, ритма, голосовых способностей.

За развитие физических качеств, координацию движений отвечает инструктор по физической культуре.

Мероприятия по закреплению полученных знаний на логопедических занятиях, контроль за звукопроизношением детей осуществляются воспитателями групп.

В процессе совместной деятельности с педагогами учреждения учителем-логопедом проводятся беседы, тематические консультации, семинары-практикумы.

Таким образом, реализации поставленных целей возможно добиться лишь в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса. (Приложение I)

2.3.Организация сотрудничества с родителями

Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности является работа с родителями.

В качестве основного проводника в мир речевой культуры – речевого общения для ребёнка выступает взрослый, от которого зависит, насколько грамматически правильной будет речь малыша.

Речь родителей служит для ребёнка образцом для подражания. Родительский авторитет и совместная продуктивная деятельность с педагогом - одно из главных путей в достижении положительных результатов.

Для решения этих задач используются разнообразные формы работы:

  • Консультации (по текущим вопросам, тематические);
  • Родительские собрания;
  • Семинары;
  • Дни открытых дверей;
  • Наглядная информация;
  • Домашнее задание по итогам занятия.

Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Где обозначаются цели и задачи совместной работы, система логопедических занятий (индивидуальные, подгрупповые), возможности личных консультаций, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы.

Совместная работа с родителями направлена на устранение речевых нарушений и повышение уровня готовности к обучению в школе в процессе формирования звукового анализа и синтеза. (Приложение I)

Письмо и чтение - базовые школьные навыки. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.

  • многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы до начала обучения,
  • либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции затруднений при обучении чтению и письму в 1 классе многие исследователи (Р.Е Левина, Г.А.Никашина, Р.И.Боскис, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) и его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не смогут качественно овладеть грамотным чтением и письмом.

В системе логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы первоочередное внимание уделяется именно первоклассникам.

Одной из основных задач является совершенствование (формирование) навыков анализа и синтеза всех видов, что в конечном результате позволит сформировать полноценные навыки чтения и письма и предупредит пропуски, перестановки,замены букв при письме.

Обобщая многолетний опыт логопедической работы, анализируя успешность формирования навыков чтения и письма у первоклассников,

предлагаю систему (модель) формирования звуко-слоговой стороны речи

у младших школьников.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями - логопедами, учителями начальных классов, родителями.

Этапы формирования навыков анализа и синтеза:

1. Запоминание букв (называем коротко, звуками)

2. Соотнесение букв печатных - письменных, заглавных - строчных (таблица букв)

3. Диктант букв (письменных,строчных и заглавных) с различением гласных - согласных: под гласными - красные точки, под согласными - синие точки (на материале изученных букв)

4. Диктант слогов с выделением гласных: под гласными - красные точки слоги по степени усложнения, например: са,ас, сас, аса, ска,кса, аск, акс, кас, сак.

5. Диктант слов

а) с использованием звуковой линейки: последовательное выделение звуков в слове с одновременным открыванием "окошечек"

б) с выделением гласных: под гласными - красные точки

в) с делением слова на слоги дугами зелёного цвета (первоначально - ладонь под подбородок, "здороваемся" со словом ("кланяемся"), чувствуя и проговаривая слоги в слове

г) произносим целое слово, выделяя ударный гласный (обе ладони прижимаем к груди, "зовём" слово), ставим ударение, слова по степени усложнения, например: сок, рама, котик. мышка, стул, волк, школа, бумага, листочки.

6. Диктант предложений

а) сосчитать количество слов в предложении

б) назвать границы предложения

в) составить и записать схему предложения.

г) запись предложения

д) полный разбор: гласные, слоги, ударение

7. Диктант текста

а) сосчитать количество предложений в тексте

б) запись предложений

На протяжении всей работы со слогом, словом, предложением, текстом вырабатываются навыки слушания, проговаривания, проверки (ребёнок слушает учителя, диктует себе по слогам, проверяет написанное,медленно прочитывая по слогам).

Данная модель не должна выступать как отдельная обособленная методика.

Её эффективность бесспорна, когда она органически включена в общую систему коррекционно - логопедического воздействия при затруднениях процессов анализа - синтеза и в целях профилактики нарушений чтения и письма.

Подобный алгоритм позволяет ученикам 1-х классов эффективнее, а главное,осознаннее отрабатывать навык анализа - синтеза в период обучения грамоте.

Это результат опыта, сложившаяся результативная система, способствующая формированию навыков чтения и письма у первоклассников (предусмотрены разные сроки в зависимости от возможностей детей: общеобразовательная школа, ЗПР - 7вид, У.О. - 8 вид).

У всех детей, обучающихся по данной системе,отмечается положительная динамика.

По мере изучения букв расширяется и усложняется речевой материал, активнее используются упражнения, направленные на развитие всех компонентов языковой системы.

С целью оказания дополнительной индивидуальной помощи, по согласованию с родителями, организуется "заочное обучение"

(выполнение домашних заданий с родителями по индивидуальным заданиям учителя - логопеда.

Разработаны и предлагаются родителям рекомендации поэтапной работы с детьми.

Для родителей организуются консультации, объясняющие, как нужно работать с ребёнком. Каждое домашнее задание анализируется, предлагается индивидуальная отработка следующего этапа.

В процессе коррекционно - логопедических занятий по развитию фонематических процессов создаются предпосылки для успешного формирования навыков чтения и письма уже в 1 - ом классе, что создаёт предпосылки к продуктивному усвоению программы обучения родному языку.

Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.

Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.

Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове

При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.

Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.

Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.

Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].

1.Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?

2.Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?

3.Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).

6,Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.

7, Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.

8.Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.

Литература

Зрительное восприятие[1]

п/п

Психофизиологическая функция

Возраст

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание

Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии

Длительное сосредоточение взора на предметах

Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем

Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев

Тянется к игрушке

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах

Рассматривает крупные картинки

Активно захватывает игрушку из любых положений

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

Узнает себя и близких в зеркале

Показывает отдельные предметы в быту

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

Узнает несколько простых картинок (около 5)

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

Дифференцирует количество предметов

Подбирает парные игрушки и картинки

Узнает знакомые предметы по ТВ

Знает много картинок (10-15)

Понимает смысл простых картинок с действием

Узнает контурные, черно-белые изображения

Начинает видеть разницу в величине и количестве

на плоскостной картинке

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета

Узнает перечеркнутые изображения

Узнает наложенные изображения

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

Понимает смысл последовательных картинок

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.

В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.

В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.

Читайте также: