Подготовка бакалавров педагогики к осуществлению образовательной деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

  • Описание
  • Программа курса
  • Видео: 69
  • Тесты: 12
  • Задания: 28
  • Нет в мобильном приложении

Ознакомиться Назначить курс группе

Курс посвящен воспитанию и обучению детей на первых этапах общего образования. Автор описывает основы педагогики начального образования и рассказывает о педагогических технологиях развивающего начального образования. Освещаются социально-исторические условия развития младшего школьника и новые компетенции педагога, педагогика начального образования как наука, методы исследования в педагогике начального образования, основные педагогические подходы и концепции и особенности их реализации в начальном образовании, современная система непрерывного образования детей младшего школьного и дошкольного возраста, образовательный стандарт начального общего образования, образовательная среда начальной школы как условие реализации основной образовательной программы начального общего образования. Рассматриваются реализация задач развития ребенка в современном начальном образовании, развитие коллективного субъекта учебной деятельности в начальном образовании, оценивание образовательных достижений младшего школьника в развивающем образовании, учебные проекты в развивающем начальном образовании, технологии организации исследовательской и творческой деятельности младшего школьника. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей педагогических вузов, а также всех интересующихся вопросами воспитания и обучения детей.

Современный этап развития системы образования характеризуется ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Подготовка специалиста, способного работать в современном образовательном пространстве и востребованного рынком труда, - ключевая задача системы среднего профессионального образования. Наличие профессиональных модулей в ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах [2] позволяет объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. [1] Всё это оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует повышению качество профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

В этом учебном году сделан первый выпуск специалистов по ФГОС СПО, что позволяет подвести некоторые итоги.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности, в состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов [2]. Разработка программно-методического обеспечения в рамках реализации стандарта связана с рядом трудностей: отсутствием примерных программ и четких требований по их разработке, невозможностью конструктивного диалога между образовательными организациями. Конечно, знаниевая парадигма и практический опыт определены стандартом, однако содержание может быть различным, Это зависит от уровня методической подготовки преподавателя и уровня готовности студентов к овладению программным материалом.

Обучающийся в ходе освоения ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования [2] должен иметь практический опыт анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы; проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учётом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; составления педагогической характеристики обучающегося; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации. Теоретические занятия сочетаются с практическими, на которых студенты знакомятся с разнообразными видами документального сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных организаций – баз практики. Практические занятия в рамках МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах включали экспертный анализ структуры ФГОС НОО, примерных программ НОО, структурно-содержательный анализ пакета программно-методических материалов начального общего образования в рамках УМК, реализуемого образовательными организациями – базами практической подготовки специалистов, проведение диагностических занятий по готовности младших школьников к учебной деятельности, разработку фрагментов уроков по рабочему заданию, составление технологической карты урока с учетом рабочей программы образовательной организации и др. В подготовке и проведении таких практических занятий важная роль отводится учителям-практикам, которые имеют опыт работы и индивидуальное видение в построении учебно-воспитательного процесса.

Изучение МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах завершилось экзаменом, который предусматривал глубокое и полное раскрытие теоретических основ обучения в начальной школе, умение студентов свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоение основной литературы и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной программой МДК, усвоение взаимосвязи основных понятий МДК в их значении для приобретаемой специальности, проявление творческих способностей в понимании, изложении и использовании программного материала.

Комплект оценочных средств включал один теоретический вопрос и несколько практических заданий. Например:

  • заполните странички школьного журнала, используя календарно-тематическое планирование. Покажите, как оформляются записи контрольных работ, экскурсий;
  • используя технологическую карту урока, определите, на каких этапах уроках необходима, на Ваш взгляд, рефлексия;
  • используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование регулятивных учебных действий; формирование коммуникативных учебных действий; формирование личностных учебных действий; формирование познавательных учебных действий;
  • используя технологическую карту урока и известный Вам алгоритм построения технологической карты, опишите блок целеполагания, блок инструментальный и блок организационно-деятельностный (этап, цели, реализация через деятельность учащихся).

Оценочные средства позволили определить уровень практического опыта студентов в конструировании содержания урока на этапе непосредственной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС; результативность отбора различных средств, методов и форм организации учебной деятельности на уроках с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; результативность отбора технических средств обучения в образовательном процессе; правильность корректировки и совершенствования педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС НОО и др.

Важную роль в профессиональной подготовке учителя к реализации требований Стандарта второго поколения играет не только современная организация профессионального образования, но и правильно организованная педагогическая практика на базе образовательных организаций.

Сегодня современной российской школе нужны педагоги, обладающие креативным мышлением и инновационным подходом к своей деятельности, аналитическими и коммуникативными способностями, нацеленностью на деятельностную составляющую образования и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, способные к реализации требований Стандартов второго поколения. Но не все студенты на выходе из педагогического колледжа в достаточной степени владеют реальным продуктом педагогической деятельности, соответствующим Стандартам второго поколения и запросу будущих работодателей. Причина этого - недостаток необходимых условий, не позволяющий в процессе обучения в педколледже системно развивать деятельностные способности студентов.

На наш взгляд, выход из данной проблемы лежит в организации педагогической практики студентов на базе образовательных организаций, в процессе которой у них и появляется возможность наиболее эффективно сформировать необходимые для работы и жизни способности.

Педагогическая практика студентов носит непрерывный характер, обеспечивая тем самым базовое становление профессиональных навыков у будущих учителей начальной общеобразовательной школы. В процессе непосредственного общения с детьми студент решает конкретные педагогические задачи: развивает навыки анализа и самоанализа, вырабатывает способность к педагогической рефлексии.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
  3. Постановка проблемы.
  4. Индивидуальная проектная деятельность.
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  6. Включение в систему знаний.
  7. Рефлексия деятельности.

Практика показывает, что происходит позитивное влияние на изменение содержания и качества разрабатываемых курсовых и выпускных квалификационных работ в соответствии с требованиями Стандарта.

Совместными усилиями образовательных организаций общего и профессионального образования создается система подготовки педагогических кадров, способных работать в соответствии с требованиями Стандарта.

В связи с этим появились новые задачи педагогической практики:

  • создание условий в гимназии для освоения студентами ТДМ;
  • организация и проведение семинаров с приглашением специалистов Института системно-деятельностной педагогики (г. Москва) по ознакомлению с ТДМ Л.Г.Петерсон;
  • апробация и использование схем анализа пробных уроков по ТДМ;
  • участие студентов в проведении семинаров на базе гимназии и других ОО;
  • актуализация профессионально значимых знаний и умений, накопленных студентами и востребованных для решения принципиально новых задач.

Таким образом, реализуя ТДМ при подготовке и проведении пробных уроков и занятий, будущие педагоги в ходе педагогической практики приобретают необходимые для работы профессиональные навыки. Данный подход к подготовке студентов позволяет увидеть специалистов, которые требуются сегодня современной школе.

Аннотация. В статье обосновывается значимость русского языка в формировании профессиональных компетенций бакалавров педагогики, определяются практические задачи, интерактивные технологии, виды самостоятельной работы студентов, описываются разработанные индивидуальные задания творческого характера.

Аннотация. В статье обосновывается значимость русского языка в формировании профессиональных компетенций бакалавров педагогики, определяются практические задачи, интерактивные технологии, виды самостоятельной работы студентов, описываются разработанные индивидуальные задания творческого характера.
Ключевые слова: компетенции,русский язык,речевая профессиональная культура, творческие задания.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, внедрённого в последнее время в российскую образовательную систему, становится актуальной задача повышения и развития речевой профессиональной культуры будущего педагога начального образования, содействие развитию его профессиональных компетенций.

В связи с этим неизмеримо возрастает значение языковой и речевой подготовки будущего учителя начальных классов, умеющего свободно владеть русским языком в различных сферах социокультурной коммуникации, обладающего высокой профессионально-речевой культурой.

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- владение основами речевой профессиональной культуры;

- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В иерархии компетенций доминантными следует признать последние две, так как их формирование и совершенствование способствует выработке у студентов умения оптимально использовать средства языка в устном и письменном общении в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией. Однако не менее важными являются и остальные профессиональные компетенции, стимулирующие познавательную активность и интеллектуально-побуждающие мотивы бакалавров.

Поскольку курс русского языка имеет, в отличие от других гуманитарных дисциплин, эксплицитно выраженную практическую направленность, то главными практическими задачами, которые он должен решать, являются:

1) научить бакалавров применять полученные лингвистические знания и умения в собственной речевой практике; повышать интерес младших школьников к русскому языку;

2) показать связь русского языка с культурой речи, стилистикой, психолингвистикой, этимологией и использовать в своей профессиональной деятельности дополнительные знания для объяснения языковых явлений и фактов;

3) способствовать приобретению опыта в проведении различных видов анализа языковых единиц, т.е. в осуществлении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического разборов;

4) научить соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка; воспитать чувство ответственности за своё вербальное поведение и стремление к совершенствованию коммуникативных умений – важной составляющей профессионограммы бакалавра.

Формирование разных видов профессиональных компетенций, повышающих уровень коммуникативной культуры бакалавров, осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в процессе контролируемой самостоятельной работы. В образовательный процесс включены также и такие виды самостоятельной работы, которые обеспечивают реализацию индивидуальной образовательной траектории студента. Приведём некоторые их них:

- составление электронных презентаций по темам дисциплины и применение их в адаптированном виде при решении конкретных образовательных и исследовательских задач в начальной школе;

- самостоятельное исследование (включая проектную деятельность) с использованием современных методов изучения языковых единиц;

- систематизация научного материала по определённой теме (составление уроков с информативными таблицами, схемами и т.п.) для проведения ролевых игр.

В ходе аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:

а) интерактивные лекции с мультимедийной системой, проблемные беседы, лекции с элементами психологического тренинга (разминка – активизация знаний, работа с ожиданиями) и другие;

б) семинары в диалоговом режиме, практические занятия с использованием средств мультимедиа (тестовые программные комплексы, мультимедийный репетитор), обсуждение дискуссионных вопросов и проблем; электронные презентации, решение проблемно-поисковых заданий, технология коллективных способов обучения.

Семинарские занятия состоят из двух частей: 1) проверка теоретических знаний студентов с включением вопросов для обсуждения, требующих участия в дискуссии по определённой проблеме, и 2) практические задания, направленные на решение разного рода дидактических и профессиональных задач:

а) разноуровневые задания, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический языковой материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

б) задания, связанные с усвоением языковых норм (орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических, стилистических) и совершенствованием орфографических и пунктуационных навыков;

в) нахождение языковых средств в художественных, публицистических и других текстах, конструирование фрагментов текста из заданных элементов с учётом указанных условий;

г) разыгрывание тех или иных ситуаций общения, актуальных для будущих педагогов начального образования (ролевые игры, дебаты и т.п.).

Нами были разработаны индивидуальные задания творческого характера, стимулирующие познавательную мотивацию студентов. Основная форма выполнения таких заданий – самостоятельный поиск обучающихся. Приведем примеры различных типов заданий.

1. Нахождение языковых средств в художественных, публицистических и других текстах.

Б. Найдите в стихотворениях поэтов серебряного века однозначные и многозначные слова, выполняющие номинативную функцию, номинативную и экспрессивно-синонимическую функции. Определите, в каком из значений употребляется многозначное слово.

2. Работа с различными лингвистическими словарями (толковыми, иностранных слов, фразеологическими; словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).

А. Пользуясь словарями разного типа, приведите примеры лингвистических терминов, которые можно рассматривать как межнаучные терминологические омонимы. Например: морфология – в лингвистике, биологии, ботанике.

Белая ворона; ахиллесова пята; вавилонское столпотворение; прокрустово ложе; заблудшая овца; козел отпущения; сфинксова загадка; змий-искуситель, золотой телец; дары данайцев; волк в овечьей шкуре; драконовские законы, сизифов труд

3. Работа над эмоционально-экспрессивными средствами языка – тропами и фигурами речи.

А. Определите, какие образные средства лежат в основе приведенных фразеологизмов. Обоснуйте свой ответ.

1) Поджилки трясутся, задирать нос, повернуться спиной, морочить голову; 2) Выходить сухим из воды, бездонная бочка; 3) Плечом к плечу; душа в душу; лопух лопухом; туча тучей; 4) Искатель приключений; серый разбойник; белый континент; зелёный океан.

Б. Подберите примеры антитезы (не менее 10) из художественной литературы (например, поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаевой и др.).

4. Написание лингвистических сказок.

Б. Придумайте и напишите сказку, текст которой состоял бы на 70 % из фразеологических оборотов, крылатых слов и выражений.

5. Написание словесных натюрмортов, сочинений-миниатюр.

6. Языковой анализ связных текстов.

Прочитайте данный текст без имён прилагательных. Что изменилось? Какова роль прилагательных в нашей речи? Охарактеризуйте морфологические особенности приведённых прилагательных.

Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать нежными цветами, душистыми травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает свой желтый, сухой и мертвый костяк (по М.М. Пришвину)

Создайте тесты для однокурсников, включив в них 40 заданий на правописание существительных, прилагательных и глаголов. Самостоятельно проведите тестирование, обработайте и проанализируйте полученные результаты.

Как показывают наблюдения, подобные задания всегда вызывают у студентов неизменный интерес и желание как можно больше узнать о русском языке. При наличии интереса успешнее идет развитие творческого побуждения, что ведет к усилению познавательной мотивации и формированию профессиональных компетенций.

Итак, стратегическая цель курса русского языка – становление сильной языковой личности педагога начального образования, обладающей важными профессиональными компетенциями, этической ответственностью и приумножающей культурные ценности нации.

Ссылки на источники

1. Коваленко Е.Г. Особенности коммуникативно-речевой подготовки современного студента // Коммуникативное образования в России: история и современность. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – С. 169-172.

4. Теория и практика обучения русскому языку / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2007.– 336 с. – С. 25.

Ekaterina Kovalenko

Formation of competences of future teacher of primary education in the process of learning Russian

Abstract. The article explains the importance of the Russian language in the formation of professional competences of bachelors of pedagogy, determined by practical tasks, interactive technologies, the types of independent work of students and describes developed individual tasks of a creative nature/
Key words: competences, the Russian language, speech professional culture, creative tasks.

References

1. Kovalenko E.G. Features of communicative-and-speech-training the modern student Communication education in Russia: history and modernity. – Novokuznetsk, 2010. – Pp. 169-172.

2. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 050100 teacher education (qualification (degree) "bachelor") (appr. by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 January 2011 N 46).

3. Slastenin V.A. et al. Pedagogy. – M.: Publishing Center "Academy", 2002. – 576 p. – P. 196.

4. Theory and practice of teaching Russian / Ed. R.B. Sabatkoeva. – M., 2007. – 336 p. – P. 25.

1. Коваленко Е.Г. Особенности коммуникативно-речевой подготовки современного студента // Коммуникативное образования в России: история и современность. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – С. 169-172.

4. Теория и практика обучения русскому языку / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2007.– 336 с. – С. 25.


Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отражает отдельные составляющие целостного процесса профессионального образования, и научных подходах. В статье описано понимание важности культуры речи как необходимого условия для успешной деятельности будущего педагога, а также раскрыта сущность компонентов культуры речи педагога.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке, культура речи педагога, компоненты культуры речи педагога.

Качество образования в современном понимании характеризуется не просто уровнем полученных знаний и соответствием определенным требованиям, а формированием компетентности в различных сферах жизнедеятельности, стремления к саморазвитию, самореализации и обучению в течение всей жизни. Обеспечить качество образования, помочь сформироваться мобильным, креативным личностям должен учитель, так как именно он является гарантом реализации изменений в образовании, и без его активного участия невозможно достичь прогрессивных результатов. В связи с этим проблема профессиональной подготовки педагогов к трудовой деятельности сегодня занимает одно из ведущих мест в педагогической науке и является предметом пристального внимания и изучения. Ее особая актуальность определяется необходимостью пересмотра и внесения изменений в профессиональное образование, повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Интерес к проблеме профессиональной подготовки бакалавров объясняется еще и тем, что несмотря на широкое употребление данного понятия в научных публикациях и повседневной речи, оно так и не получило конкретного определения. Это обусловлено различиями в подходах, которые выбирают ученые для раскрытия профессиональной подготовки.

В России проблемы профессиональной подготовки учителя тоже были предметом пристального внимания и изучения. М. В. Ломоносов в своих трудах акцентировал внимание на таких профессиональных качествах педагога, как знание предмета и методики преподавания, компетентность. К. Д. Ушинский большое значение придавал нравственности, личностным положительным качествам и умению преподавать. В. Г. Белинский отмечал исключительную важность профессии педагога. А. И. Герцен среди личностных качеств педагога на первое место выдвигал культуру, любовь к детям и любознательность, Н. Г. Чернышевский — доброту, разумность и рассудительность [11].

В. В. Краевский трактует профессиональную подготовку через усвоение профессиональных знаний, умений и навыков. Однако он делает акцент на том, что комплекса усвоенных знаний и специальных умений не всегда бывает достаточно для работы учителем, нередко выпускники педагогических вузов оказываются беспомощными перед педагогической действительностью, с которой они сталкиваются в образовательных учреждениях. Следовательно, усвоение определенных знаний, умений и навыков есть необходимое, но не единственное условие качественной подготовки будущих специалистов. Главным в определении качества является ориентация профессиональной подготовки на конкретную практическую деятельность [1].

Обобщая рассмотренные выше положения, можно сделать вывод о том, что при всех различиях во взглядах ученых прослеживается и некоторое сходство. Так, например, все авторы говорят об усвоении фундаментальных знаний, умений и навыков как основном показателе профессиональной подготовки будущих специалистов. Кроме того, многие исследователи отмечают, что профессиональная подготовка предполагает формирование профессиональной готовности к практическому применению полученных знаний и развитию личностных свойств.

Профессиональная подготовка в вузе носит разносторонний характер и предстает в виде системы компонентов:

мотивационный компонент направлен на формирование у бакалавров стремления к качественному выполнению своей профессиональной деятельности, к самооценке своей работы и учету ее результатов в последующей деятельности, к самоактуализации и самореализации в профессии. Мотивационная готовность предполагает ориентированность бакалавров на развитие себя как личности, на максимальную реализацию своих возможностей и способностей и в процессе профессиональной подготовки, и в непосредственной деятельности;

целевой компонент заключается в формировании у бакалавров представления о целях и результатах своего труда, о структурной и процессуальной сторонах профессиональной деятельности;

психологический компонент проявляется в профессионально-педагогической направленности личности, реализуется через психологические механизмы, обеспечивающие достижение целей. Этот компонент направлен на формирование у бакалавров представления о себе как личности и профессионале;

научно-теоретический компонент — это совокупность научных представлений, которые формируются у бакалавра в процессе теоретической подготовки. Данный компонент неразрывно связан с развитием педагогического мышления. Результативным показателем научно-теоретической подготовленности является сформированность у будущего учителя аналитических, прогностических и проективных умений;

организационно-практический компонент выражается в овладении бакалаврами организаторскими и коммуникативными умениями. В. П. Кузовлев в своем исследовании выделил ряд приемов, способствующих реализации организационно-практического компонента: объяснение теоретического материала в процессе практической деятельности студентов; организация учебных занятий, способствующих развитию творчества; создание условий преподавания, в которых студентам необходимо осуществить оптимальный выбор из предложенных различных вариантов педагогического поведения и др. [2];

Таким образом, подготовка в вузе носит разносторонний характер и предстает в виде системы компонентов, каждый из которых отражает отдельные составляющие целостного процесса профессионального образования.

Профессиональная подготовка бакалавров опирается на основные научные подходы (антропологический, культурологический, системный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и др.) и учитывает тенденции и стратегии, которые характерны для современного высшего педагогического образования. В нашей работе в качестве ведущих подходов при рассмотрении профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования к трудовой деятельности были определены антропологический, субъектно-деятельностный и компетентностный подходы.

Антропологический подход позволяет рассматривать процесс профессиональной подготовки бакалавров как феномен, который находит свое отражение в таких гуманистических идеалах и ценностях, как личность и человек. Антропологический подход предполагает внедрение субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса, самоактуализацию личности бакалавра в период его профессионального образования и становления как будущего педагога, а не управление и манипуляцию профессиональной подготовкой бакалавров.

Субъектно-деятельностный подход способствует раскрытию таких качеств личности, как активность, креативность, способность к саморазвитию, самообразованию и саморегуляции. При этом обучающийся выступает как самоорганизующийся субъект, способный самостоятельно осуществлять деятельность и управлять ею, брать на себя ответственность за свои поступки.

Компетентностный подход позволяет представить профессиональную подготовку бакалавров как целостный, непрерывный и относительно устойчивый процесс, конечным результатом которого является формирование умений и компетенций (а не получение знаний), наличие или отсутствие которых и дает возможность судить о качестве и эффективности обучения.

Процесс профессиональной подготовки бакалавра в педагогическом вузе направлен на формирование у него профессиональной компетентности, которая включает в себя совокупность основных, базовых, ключевых и специальных компетенций специалиста, в том числе педагогической техники обеспечения эффективности самореализации в профессионально-педагогической сфере деятельности.

Одним из основных компонентов педагогической техники выступает культура речи. Практика убедительно свидетельствует о том, что глубокое знание предмета преподавателем еще не обеспечивает его умение передать это знание обучаемым. Эффективность реализации этого знания во многом зависит от культуры речи педагога, владения искусством слова. Основы культуры речи формируются в вузе в процессе профессиональной подготовки бакалавра.

В настоящее время в системе образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования предъявляются повышенные требования к культуре речи выпускника педагогического вуза. Это находит отражение в требованиях к подготовке бакалавра, в частности при формировании таких компетенций, как способность логически верно выстраивать устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, владение основами речевой профессиональной культуры и др.

В профессионально-педагогической деятельности педагога речь учителя превращается в основополагающий, профессионально значимый фактор, становится инструментом воздействия на обучающихся, средством взаимодействия с их родителями, коллегами. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса определяется уровнем их речевой культуры как обязательной составляющей целостного педагогического процесса.

Понимание важности культуры речи является необходимым условием для определения ее места и роли в деятельности педагога. Беседы с учителями-практиками, преподавателями вузов и личный опыт педагогической деятельности убедили нас в том, что культурой речи необходимо овладевать. Возникла необходимость в раскрытии понимания существа культуры речи педагога.

Таким образом, по нашему мнению, культура речи педагога представляет собой умение правильно, точно, логично, доступно, выразительно, образно и ярко транслировать свои мысли и чувства посредством языка, голосовых характеристик речи, проявляющееся во взаимосвязи с владением невербальными средствами общения, со способностью своим внешним видом выражать отношение и эмоциональное переживание к содержанию речи в учебном и внеучебном проявлении.

Основными компетенциями, обусловленными культурой речи педагога, являются: способность логически верно выстраивать устную и письменную речь, способность использовать навыки публичной речи, ведение дискуссии и полемики, владение основами речевой профессиональной культуры, способность внешне проявлять существо речи и др.

Анализ представленного определения позволяет выделить следующие компоненты культуры речи педагога: когнитивный компонент (богатство речи), эмоционально-экспрессивный компонент (голосовые возможности), невербальный компонент (внешнее проявление существа речи).

При раскрытии когнитивного компонента речь идет о богатстве речи, которое характеризуется, с одной стороны, умением пользоваться средствами языка (богатством словаря, синонимическими возможностями языка, многообразием синтаксических конструкций) для передачи своих мыслей; с другой стороны, уместностью использования терминологии при раскрытии существа информации (В. Г. Белинский, Т. С. Бочкарева, О. С. Булатова, М. А. Введенская, Б. Н. Головин, М. Б. Голуб, М. В. Ломоносов, Ю. М. Лотман, Д. Э. Розенталь, Л. И. Скворцов и др.). Эмоционально-экспрессивный компонент характеризуется голосовыми возможностями речи, к которым относятся интонация, благозвучие, звучность, сила, диапазон (высота), мелодичность, тональность и др. (М. М. Бахтин, А. Б. Вэскер, А. С. Макаренко, О. М. Казарцева, К. С. Станиславский и др.). Важным аспектом является связь между тем, что говорит педагог, и как он относится к сказанному. Третий компонент — невербальный — характеризуется внешним проявлением существа речи: мимикой, пантомимикой, позицией, дистанцией (О. С. Булатова, А. Б. Вэскер, В. А. Лабунская, М. Р. Львов, Ю. С. Крижанская, Е. А. Петрова, В. И. Слободчиков, В. П. Третьяков и др.).

Таким образом, профессиональная подготовка в вузе носит системный разносторонний характер и предстает в виде следующих компонентов: мотивационного, целевого, психологического, научно-педагогического, организационно-практического и эмоционально-волевого. Однако, как показывает практика, глубокое знание предмета преподавателем еще не обеспечивает его умение передать это знание обучаемым. Профессиональная квалификация характеризует его профессиональную подготовку как предметника. Эффективность реализации этого знания во многом зависит от культуры речи педагога.

Качество профессиональной подготовки бакалавра есть категория, связанная с уровнем сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, способности эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, стремления к саморазвитию. Поэтому можно рассматривать качество профессиональной подготовки как результат процесса обучения, который может быть предметом повышения и совершенствования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, культура речи педагога, профессиональная подготовка бакалавров, профессиональная деятельность, умение, знание, качество образования, профессиональная подготовка бакалавра, профессиональное образование, компонент культуры речи педагога.

Ключевые слова

качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке, культура речи педагога, компоненты культуры речи педагога., компоненты культуры речи педагога

качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке, культура речи педагога, компоненты культуры речи педагога.

Похожие статьи

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Подготовка современного педагога профессионального обучения является сложной научно-практической проблемой, которая

Несомненно, что оба компонента деятельности педагога профессионального образования важны и значимы, без выделения каких-либо приоритетов.

Профессиональная подготовка педагога.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному.

Культура речи. ОПК-5 – владением основами профессиональной этики и речевой культуры.

Формирование педагогического мастерства и культуры речи.

В этом плане профессиональное образование в Республике Узбекистан должно, на базе Национальной программы по подготовке кадров, достичь такого уровня.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Речь идет о коммуникативной компетентности педагога как о неотъемлемой составляющей

6. Чичканова, Т. А. Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале.

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы.

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей.

Своеобразной концептуальной основой профессиональной подготовки педагогов в высшей школе, формирование их профессиональной компетентности стали работы Г. О. Балла, Е. О. Климова; профессиональной компетентности педагога и педагогического мастерства — И. А.

Читайте также: