Корпоративные информационные системы и их использование в профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Информационная система (ИС) — это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками.

Главная задача такой системы — эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия. Без определения важных узловых элементов ИС не возможно переходить к этапу проектирования системы.

Обязательные элементы ИС

  1. Информационная модель ИС. Включает все формы документов, структуру справочников и данных, и т.д;
  2. Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений;
  3. Кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели;
  4. Программное обеспечение, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели;
  5. Кадровые ресурсы, отвечающие за настройку и адаптацию ПО, и его соответствие утвержденной информационной модели;
  6. Регламент внесения изменений в настраиваемые структуры (специфические настройки, структуры баз данных и т.д.) и конфигурацию программного обеспечения и состав его функциональных модулей;
  7. Аппаратно-техническая база: компьютеры, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД;
  8. Эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;
  9. Правила использования программного обеспечения и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей.

Система управления любой компании включает три основные подсистемы:

  1. Планирование продаж и операций. Это общий план функционирования предприятия, устанавливающий объемы изготовления готовой продукции. Главным здесь является планирование спроса и оценка ресурсов, необходимых для удовлетворения спроса. Здесь же создается основной производственный план, определяющий, какие изделия, в каком количестве и в какие сроки нужно произвести;
  2. Детальное планирование необходимых ресурсов (материалов, производственных мощностей, трудовых ресурсов и т.д.). Составленный план определяет время и объем заказов для всех материалов и комплектующих, необходимых для реализации основного производственного плана;
  3. Управление исполнением планов в процессе производства и закупок (снабжения).

Все эти подсистемы реализуются на основе КИС.

Схема создания КИС

Корпоративные информационные системы (КИС) — это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

Корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации.

Комплексная автоматизация бизнес процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться по-разному. В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия:

  • Автоматизированные системы управления (АСУ);
  • Интегрированные системы управления (ИСУ);
  • Интегрированные информационные системы (ИИС);
  • Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Процесс создания единой корпоративной информационной системы

Создание кис

КИС по своему составу — это совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия.

То есть, КИС — человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:

  • Накапливать определенный опыт и формализованные знания;
  • Постоянно совершенствоваться и развиваться;
  • Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Наша команда поможет вам разобраться в построении бизнес-процессов на предприятии и связке структуры всего предприятия в единую информационную систему. Обсудить подробнее задачи и возможные пути их решения проще напрямую с экспертом, либо задав вопрос в он-лайн консультант на сайте.

Комплексная автоматизация предприятия подразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий всех основных деловых процессов организации. И использование специальных программных средств, обеспечивающих информационную поддержку бизнес-процессов, в качестве основы КИС представляется наиболее оправданным и эффективным.

Современные системы управления деловыми процессами позволяют интегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единую информационную систему. Тем самым решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное, полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую структуру, которую можно перестраивать на лету и дополнять новыми модулями или внешним программным обеспечением.

Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему организации, отвечающую следующему минимальному перечню требований:

  1. Функциональная полнота системы;
  2. Надежная система защиты информации;
  3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы;
  4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях;
  5. Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации;
  6. Возможность консолидации информации;
  7. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.

Функциональная полнота системы

  • Выполнение международных стандартов управленческого учета MRP II, ERP, CSRP;
  • Автоматизация в рамках системы решения задач планирования, бюджетирования, прогнозирования, оперативного (управленческого) учета, бухгалтерского учета, статистического учета и финансового-экономического анализа;
  • Формирование и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам;
  • Количество однократно учитываемых параметров деятельности организации от 200 до 1000, количество формируемых таблиц баз данных — от 800 до 3000.

Система защиты информации

  1. Парольная система разграничения доступа к данным и реализуемым функциям управления;
  2. Многоуровневая система защиты данных (средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрация времени ввода и модификации данных).

Единая база хранения данных 1С

Инструментальные средства адаптации и сопровождения системы

  1. Изменение структуры и функций бизнес-процессов;
  2. Изменение информационного пространства;
  3. Изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;
  4. Изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя;
  5. Генератор произвольных отчетов;
  6. Генератор сложных хозяйственных операций;
  7. Генератор стандартных форм.

Возможность консолидации информации

  1. На уровне организации — объединение информации филиалов, холдингов, дочерних компаний и т.д.;
  2. На уровне отдельных задач — планирования, учета, контроля и т.д.;
  3. На уровне временных периодов — для выполнения анализа финансово-экономических показателей за период, превышающий отчетный.

Специальные средства анализа состояния системы в процессе эксплуатации

  1. Анализ архитектуры баз данных;
  2. Анализ алгоритмов;
  3. Анализ статистики количества обработанной информации;
  4. Журнал выполненных операций;
  5. Список работающих станций серверов;
  6. Анализ внутрисистемной почты.

Наиболее развитые корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации всех функций управления корпорацией: от научно-технической и маркетинговой подготовки ее деятельности до реализации ее продукции и услуг. В настоящее время КИС имеют в основном экономическую и производственную направленность.

Корпоративная информационная система

  • КИС основывается на обработке объективных данных, характеризующих состояние производственных и бизнес-процессов;
  • КИС разрабатывается либо как элемент общей системы управления предприятием, либо как начальная фаза создания системы управления проектами.

Стоимость разработки такой информационной системы — от 200 000 руб. и включает в себя детальную проработку приведенных ниже этапов.

Этапы работ при разработке КИС

  1. Разработка концепции КИС;
  2. Техническое задание;
  3. Технический проект;
  4. Рабочая документация;
  5. Ввод в действие.

Корпоративные информационные системы должны обладать следующими свойствами:

  1. Соответствие тем функциональным запросам, которые возникают в бизнесе клиента;
  2. Возможность интеграции различных модулей системы;
  3. Возможность реализации распределенных вычислений, позволяющих одновременно решать одну проблему на разных рабочих местах;
  4. Возможность автоматического управления сложным бизнесом, осуществляемым из общего административного центра;
  5. Надежность системы, ее защищенность от случайных сбоев, потери информации или проникновения нежелательных лиц к систему управления компании.

Последовательность работ, связанных с определением целесообразности создания и промышленной эксплуатации КИС, оформлена в виде процесса (создания или изготовления), который имеет иерархическое описание и состоит из стадий, каждая из которых включает в себя этапы, а они, в свою очередь, — виды работ.

В качестве фрагмента рассмотрим подробнее содержание процесса создания и внедрения КИС, который включает в себя следующие стадии, этапы и некоторые виды работ.

Основная цель этапов и работ этих стадий заключается в формировании обоснованного с позиций заказчика предложения о создании КИС с определенными основными функциями и техническими характеристиками.

Основными выходными документами этой стадии являются: отчеты и технико-экономическое обоснование целесообразности создания КИС с выбранными функциями и их характеристиками; заявка на создание корпоративных информационных систем и исходные технические требования к КИС в объеме, соответствующем ГОСТу.

Основными целями стадии являются: подтверждение целесообразности и детальное обследование возможности создания эффективной ИС с функциями и техническими характеристиками, сформулированными в виде исходных технических требований к системе; планирование совокупности всех НИР, ОКР (опытно-конструкторские работы), проектных и монтажно-наладочных работ, сроков их выполнения и организаций исполнителей; подготовка всех материалов, необходимых для проведения проектных работ.

Выходными документами стадии являются: техническое задание на создание ИС, научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных предпроектных исследований; эскизный проект ИС.

Техническое задание— документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

В рамках разработки технического задания решаются следующие задачи:

  1. Устанавливается общая цель создания информационной системы, определяется состав подсистем и функциональных задач;
  2. Разрабатываются и обосновываются требования, предъявляемые к подсистемам, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);
  3. Устанавливаются общие требования к проектируемой системе;
  4. Определяется перечень задач по созданию системы и исполнителей;
  5. Определяются этапы создания системы и сроки их выполнения;
  6. Проводится предварительный расчет затрат на создание системы и определяется уровень экономической эффективности ее внедрения.

Целями работ, выполняемых на этой стадии, являются разработка корпоративной информационной системы: ее основных технических решений и окончательное определение ее сметной стоимости.

Технический проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов.

К важнейшим характеристикам проекта относятся технико-экономические показатели: объем работ; сроки выполнения; себестоимость; экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта; социальная и общественная значимость проекта. Любой проект характеризуется классом, типом и масштабом.

Основное назначение технического проекта — это выработка и документальное оформление окончательных проектных решений по изделию или системе.

Целью работ, выполняемых на этой стадии, является выпуск рабочей документации на создаваемую систему. Стадия завершается выпуском рабочего проекта ИС, состоящего из проектной документации, необходимой и достаточной для приобретения, монтажа и наладки комплекса технических средств системы, и документации программного и организационного обеспечений, необходимых и достаточных для наладки и эксплуатации системы.

Рабочая документация — документация, которая разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.

Состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указывается в задании на проектирование.

Цель стадии и главный результат работ — передача действующей системы в промышленную эксплуатацию, а также получение объективных и систематизированных данных о качестве созданной системы, текущем состоянии и реальном эффекте функционирования системы на основании опыта ее промышленной эксплуатации.

Анализ функционирования выполняется также в ходе промышленной эксплуатации. Для этого определяются показатели эксплуатационной надежности для системы в целом и отдельных реализуемых ею функций, показатели технико-экономической эффективности системы, функционально-алгоритмическая полнота (развитость) системы и социально-психологическая подготовка персонала системы.

Вы можете пригласить наших специалистов для анализа текущего состояния вашей информационной среды (как со стороны учетной системы так и со стороны ИТ-ауторсинга).Либо получить бесплатную консультацию по вопросам, связанным с организацией корпоративных информационных систем на вашем предприятии любым удобным вам способом.

Корпоративные информационные системы (КИС) в целом можно рассматривать как управленческую идеологию, которая реализована на основе информационных систем и использует ключевые бизнес-стратегии организации или предприятия. Эти системы предназначены в первую очередь для упрощения выполнения задач по систематизации информации и автоматизации различных процессов, связанных с хранением и обработкой данных.

Преобладающее большинство средних и крупных компаний рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда обычные офисные программные продукты (например, программы пакета MS Office), используемые для бухгалтерского, управленческого и других видов учета, не справляются с возросшим объемом данных. Для охвата всех аспектов хозяйственной деятельности организации требуется внедрение КИС, которая позволит повысить эффективность функционирования предприятия в целом – от работы рядовых сотрудников, до менеджеров любого звена.

Основные цели и задачи внедрения корпоративной информационной системы

Ключевая задача приобретения и внедрения корпоративной информационной системы состоит в получении надежного инструмента для управления предприятием и повышения эффективности управленческих процессов.

К типовым целям внедрения КИС относят:

  • Получение быстрого доступа ко всем необходимым данным в удобочитаемом формате, понятном для руководителей любого звена.
  • Упрощение процессов регистрации, хранения и обработки информации.
  • Формирование единого информационного пространства, объединяющего все уровни управления предприятием.
  • Уменьшение финансовых и трудовых затрат на организацию процессов планирования, управления и учета деятельности компании.
  • Устранение проблем, связанных с предоставлением недостоверных данных, а также дублированием информации.
  • Автоматизация процессов консолидации информации на предприятиях с распределенной организационной структурой (компаний, имеющих филиалы и подразделения).

Главное, что должны понимать владельцы организаций и предприятий, это то, что КИС не способствует повышению прибыльности напрямую. Основная задача системы заключается в ускорении и автоматизации процессов обработки данных для получения более точной и оперативной информации, необходимой для принятия ключевых решений.

Основные проблемы внедрения корпоративной информационной системы

На текущий момент доступен широкий выбор программного обеспечения, предназначенного для использования в качестве автоматизированных систем управления организацией. Каждый из программных комплексов предназначен для решения тех или иных задач, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, не каждое внедрение КИС оказывается успешным, о чем свидетельствует мировая статистика. Основные сложности с внедрением информационных систем связаны с тремя ключевыми аспектами:

  1. Возможности системы, заложенные ее разработчиками, и ее конфигурация.
  2. Уровень подготовки специалистов, занимающихся внедрением КИС.
  3. Степень готовности предприятия к внедрению и особенности его структуры.

Первая проблема, вызывающая сложности во внедрении системы, - выбор КИС без учета специфики функционирования предприятия. В наибольшей степени это касается специфики ведения производственного учета, что должно быть отражено в выбираемой КИС. Например, учитывая тип производства (непрерывное, единичное, массовое и т. д.), требования к системе могут различаться в значительной степени. Учесть все особенности работы организации до внедрения системы можно только путем проведения полного обследования ее бизнес-процессов. При этом предпочтительным вариантом являются специалисты извне, так как собственные сотрудники зачастую не имеют возможность дать объективную оценку.

Вторая проблема напрямую связана с возможностями самой системы, а именно – ее гибкостью. Поскольку предприятия функционируют в изменчивой среде, в которой увеличивается конкуренция, вводятся дополнительные нормы и правила, зачастую приходится вносить корректировки в бизнес-процессы. Поэтому, внедряемая система должна предоставлять возможности в настройке и модификации собственной конфигурации.

Третья проблема связана с квалификацией команды, которая занимается внедрением. Поскольку любая КИС представляет собой весьма сложное программное решение, для успешного внедрение требуется объединение усилий как разработчиков, так и представителей самого предприятия. Во-первых, любая система не может функционировать самостоятельно. Для управления ее работой требуется квалифицированный персонал, который в идеале должен получить все необходимые навыки на этапе внедрения системы. Во-вторых, разработчик или поставщик КИС не должен перекладывать ответственность по внедрению системы на заказчика. При этом особе значение имеет квалификация исполнителей – участие малоопытных специалистов может привести к неудовлетворительном результату.

Четвертая проблема напрямую связана с самим предприятием, а именно – некорректной постановки задачи его руководством. Во-первых, некоторые владельцы компаний имеют чрезмерно завышенные ожидания, предполагая, что внедрение системы позволит мгновенно превратить убыточный бизнес в процветающий. Во-вторых, часто возникает ситуация, когда руководитель самоустраняется от решения задач по внедрению КИС, перекладывая их на плечи руководителей низшего звена. Кроме того, причиной негативного результат внедрения может быть отказ от реорганизации бизнес-процессов.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить ключевые факторы, влияющие на успех внедрения КИС на предприятиях любых масштабов:

  • Насколько представители руководящего звена понимают цели и задачи внедрения системы?
  • Принимают ли участие в процессе внедрения специалисты как со стороны разработчика (поставщика) программного продукта, так и самого предприятия?
  • Готово ли руководство компании к внесению изменений в бизнес-процессы в связи со внедрением КИС?
  • Насколько глубоко понимание специфики работы внедряемой системы и ее возможностей?

Кроме всего, один из этапов внедрения должен предусматривать тестовый период опытной эксплуатации системы с полным охватом всех участков учетной и управленческой деятельности. Это лучший способ проверки степени пригодности системы с относительно невысокими затратами в сравнении с убытками, которые возникнут при полноценном внедрении неподходящего варианта КИС.

Преимущества внедрения корпоративной информационной системы

Как известно, глобальной целью внедрения КИС является увеличение эффективности работы организации в целом. Окупаемость системы рассчитать крайне сложно, поскольку она способствует снижению трудноизмеримых транзакционных затрат и оптимизирует структуру организации в целом. Таким образом, дать количественную оценку приросту доходности предприятия, на котором проводилось внедрение информационной системы, не представляется возможным. Однако, можно оценить степень влияния на логистику, поскольку КИС способствует оптимизации материальных потоков и уменьшению потребности в оборотных средствах. Система финансового контроллинга, поставленная на базе корпоративной информационной системы, позволяет уменьшить накладные затраты, исключить нерентабельные продукты и малоэффективные (или убыточные) подразделения.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать несколько ключевых преимуществ внедрения КИС:

  • Оперативные и достоверные данные о деятельности компании в целом и ее конкретных подразделений;
  • Прирост эффективности управленческих процессов;
  • Снижение временных и трудовых ресурсов на выполнение большинства рабочих операций;
  • Улучшение общих показателей эффективности.

ERP как корпоративная информационная система

ERP является одной из разновидностью корпоративных информационных систем, которая предназначена для создания единого информационного пространства организации и обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, включая производственные процессы, ведение продаж и учет заказов. ERP обеспечивают полноценный контроль для операционной и административной деятельностью предприятий, создавая единую цепочку, в которую входят: учет финансовой деятельности, планирование, управление материальными потоками, производственные процессы, сбыт продуктов, сотрудничество с поставщиками сырья и партнерскими организациями.

Простыми словами, основная цель ERP – держать под полным контролем все ресурсы предприятия, объединяя все его части в единый механизм. В отличие от CRM и прочих типов КИС, ERP позволяет отладить работу всей компании в целом, а не только отдела продаж. Наиболее востребованными сферами для внедрения ERP-систем являются торговля, машиностроение, пищевая и химическая промышленность, а также строительство.

1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!

  • Составим карту бизнес-процессов;
  • Проведем интервью с ключевыми сотрудниками;
  • Сделаем диагностику текущих процессов в компании и IT систем;
  • Подготовим решение, проведем демонстрацию, рассчитаем стоимость.

Результаты внедрения КИС ERP

Данная система позволяет объединить все бизнес-процессы в рамках единой системы, в чем и заключается ее ключевое преимущество. В результате внедрения ERP достигают следующих эффектов:

  • Все данные становятся более доступными без необходимости дополнительной сверки или согласования. Таким образом, владелец получает полноценное представление о текущем состоянии его бизнеса.
  • Благодаря единой БД, все данные являются согласованными и доступными для обработки без дополнительного подтверждения.
  • Мгновенная синхронизация всех данных. Если сотрудники одного подразделения внесли какие-либо изменения, об этом станет известно всем другим подразделениям и руководителям компании.
  • Минимизация ошибок, обусловленных человеческим фактором.
  • Полноценный набор инструментов, связанных между собой. Например, при создании счета-фактуры, бухгалтерская документация будет сгенерирована автоматически.

ERP-системы являются мощными, гибкими и универсальными программными решениями, содержащими функционал для реализации большинства бизнес-процессов. На этапе внедрения может использоваться лишь часть доступного функционала, при этом остальные возможности будут подключены в будущем с минимальными временными и финансовыми издержками. Таким образом, выбор в пользу ERP-системы можно рассматривать как инвестицию в будущее, которая будет раскрывать свой потенциал по мере роста и развития компании.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку


Значимость наличия корпоративной информационной системы (КИС) для успеха современного бизнеса давно не требует доказательств. Теория таких систем давно изучена, а на рынке имеется большое число мощных программных продуктов. Тем не менее реальная ситуация с использованием КИС далека от идеальной. Это связано с тем, что внедрение КИС само по себе является крайне сложной задачей.

Успешное внедрение КИС требует правильного выбора программных продуктов, четкой формулировки целей внедрения и ясного понимания ожидаемых результатов. Также необходимы выбор правильной методологии и грамотная организация проекта внедрения. При этом следует учитывать специфические особенности внедряемого продукта и помнить, что внедрение КИС сопряжено с целым рядом рисков, возникающих на разных этапах процесса внедрения. Пренебрежение этими рисками может привести к увеличению расходов на проект внедрения КИС, его длительности и даже к краху проекта.

Главная роль КИС (EIS – Enterprise Information System – Корпоративная Информационная Система) – поддержать функционирование и развитие предприятия, цель существования которого – получение прибыли за счет некоторой основной деятельности. Сферы деятельности могут быть разными – производство, торговля, строительство и т.д. При этом задачи управления в подобных организациях будут весьма схожи – организовать управление ресурсами предприятия таким образом, чтобы получить запланированный результат. Другими словами, за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов предприятия и повышения качества принимаемых решений КИС позволяет увеличить прибыль компании. Корпоративные информационные системы охватывают все уровни управления предприятием: операционный, функциональный и стратегический.

Уровни управления предприятием в виде пирамиды управления представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Уровни управления, охватываемые КИС

По мере движения вверх по пирамиде, переходя с одного уровня на другой, происходит обработка и анализ первичной информации таким образом, что попадающие высшему руководству отчеты содержат только самую существенную информацию для выработки стратегических решений по управлению и развитию предприятия.

Корпоративные информационные системы – это интегрированные системы управления предприятием, поэтому:

они не связаны с производственным процессом непосредственно, не являются автоматизированными системами управления технологическими процессами, но имеют дело с моделью технологического процесса;

их работа состоит в улучшении деятельности предприятия, оптимизации материальных и финансовых потоков на основе вводимой на рабочих местах информации;

информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она возникает, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями.

Далеко не каждая информационная система, присутствующая сегодня на российском рынке, является корпоративной информационной системой. Для этого она должна обладать следующими определенными качествами:

быть интегрированной, т.е. обладать достаточно широкой функциональностью, чтобы покрывать 75 – 80 % задач предприятия;

обладать гибкостью и масштабируемостью, т.е. при распространении системы на филиалы и необходимости консолидации материальных и финансовых потоков не должно возникать глобальных технических проблем;

обеспечивать полный цикл управления в масштабах корпорации: нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование с поддержкой обратной связи в условиях информационной и функциональной интеграции;

территориальная распределенность и значительные масштабы системы и объекта управления;

неоднородность составляющих технического и программного обеспечения структурных компонентов системы управления;

единое информационное пространство для выработки управленческих решений, объединяющее управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством;

функционирование в неоднородной операционной среде на нескольких вычислительных платформах;

реализация управления в реальном масштабе времени;

высокая надежность, безопасность, открытость и масштабируемость информационных компонентов.

соответствие бизнесу компании и ее потребностям, а также согласованность с организацинно-финансовой структурой и культурой предприятия.

В настоящее время существует достаточно большое количество разновидностей корпоративных информационных систем как зарубежных (например, SAP R/3, BAAN, MS DynamicsAX и др.), так и российских (например, Галактика, Парус, 1С: Предприятие и др.). Все КИС условно можно разделить на две большие категории:

учетные системы, построенные на основе журнала хозяйственных операций;

системы управления производством, в той или иной степени реализующие модель MRP II или ее модификации. MRP II – это методология эффективного планирования всех ресурсов предприятия.

В свою очередь, учетные системы делятся:

распределенные (например, Platinum, SUN Systems, Парус, Галактика и др.).

Системы управления производством также можно условно поделить на два класса:

По ожидаемым выгодам и степени риска корпоративные информационные системы могут быть подразделены на четыре категории:

Незначительная выгода и высокий риск. Внедрение таких систем следует однозначно признать нецелесообразным.

Значительная выгода и низкий риск. Именно такие системы следует рассматривать в качестве кандидатов на внедрение в первую очередь.

Значительная выгода и высокий риск. Как правило, в данном случае речь идет о новых системах, построенных на наиболее прогрессивных управленческих технологиях, но еще недостаточно зарекомендовавших себя на практике. В этом случае внедрение возможно, но компания должна отдавать себе отчет в том, что роль первопроходца почти всегда связана с серьезными трудностями и проблемами.

Корпоративную информационную систему можно определить как совокупность информационных ресурсов, процессов и технологий, собирающих, преобразующих и распространяющих корпоративную информацию. Обобщенной целью КИС является накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений.

Современные КИС обладают сложной структурой и предназначены для решения большого количества разнотипных задач автоматизации, возникающих на предприятии.

Основные задачи корпоративных информационных систем – поддержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского и иного характера. Для успешного решения этих задач КИС должны обладать следующими функциями:

Функция сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии.

Функция хранения информационных ресурсов. Данная функция связана, прежде всего, с необходимостью управления ресурсами хранимых данных и ресурсами памяти.

Функция актуализации информационных ресурсов. Актуализация информационных ресурсов заключается в приведении их в соответствие текущему состоянию предметной области системы.

Функция обработки информационных ресурсов. Одним из важнейших качеств КИС является возможность производства новых данных и знаний на основе уже существующих.

Функция предоставления информационных ресурсов пользователям. Цель создания КИС – это, прежде всего, удовлетворение информационных потребностей пользователей, поэтому функции обеспечения интерфейса системы с пользователем являются одной из важнейших составляющих информационной системы.

Функция планирования. Данная функция состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач на различные сроки, например, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план и т.д.

Учетная функция. Эта функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. Другими словами, учет состоит в получении, регистрации, накоплении, обработке и предоставлении информации о реальных хозяйственных процессах.

Аналитическая функция. Анализ заключается в изучении итогов выполнения планов и заказов, выявлении резервов и тенденций развития и т.д.

Контрольная функция. Это контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.д..

Корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций предприятия и включают в себя ряд модулей, работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Эти модули можно подразделить на пять категорий в соответствии с их функциональностью:

стратегическое планирование, бюджетирование, финансы и учет;

маркетинг и дистрибуция;

разработка новой продукции;

планирование и управление производством и материальными потоками;

оперативное управление производственными операциями.

Предприятия приходят к осознанию необходимости внедрения корпоративных информационных систем самыми различными путями: при решении какой-либо проблемы, перестройке процессов деятельности предприятия или даже при анализе деятельности конкурентов.

Многие консалтинговые компании связывают основные причины внедрения корпоративной информационной системы на предприятии:

с информационными переменами: увеличением ценности информации и возрастающими требованиями к качеству информации;

организационными переменами: изменением выполнения некоторых бизнес-процессов;

изменениями в результатах деятельности предприятия: укреплением позиции предприятия на рынке, увеличением прибыли и др.

Предприятие внедряет КИС для того, чтобы приобрести систему, которая, во-первых, удовлетворяла бы требованиям современного бизнеса. Во-вторых, масштабировалась бы под задачи развивающегося бизнеса предприятия. И, в-третьих, обеспечивала бы эффективное выполнение основных бизнес-процессов и достаточную оперативность получения и обработки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Тем самым предприятие стремится достичь желаемого уровня конкурентного преимущества и выйти на новую ступень развития.

При внедрении корпоративной информационной системы предприятие любого размера и профиля деятельности получает следующие основные преимущества, которые также можно рассматривать как причины внедрения КИС:

Стабильность и унификация всех процессов управления предприятием.

Снижение издержек и повышение конкурентоспособности.

Возможности интеграции в новую экономику.

Повышение эффективности предприятия.

Внедрение корпоративной информационной системы следует рассматривать как инвестиционный проект, направленный на приобретение новых конкурентных преимуществ и получение реальной экономической отдачи от вложенных в систему средств.

Проекты внедрения КИС имеют ряд особенностей, отличающих их от других типов проектов. Они вытекают из того факта, что любой такой проект – это по сути дела реорганизация системы управления предприятием.

Одна из особенностей проектов внедрения КИС – недостаточная ясность всего перечня работ, которые предстоит выполнить в ходе проекта. Безусловно, начиная проект, следует стремиться к как можно более четкому и ясному пониманию структуры работ по проекту. Но, как показывает практика, есть моменты, относящиеся, как правило, к тактическим задачам, которые не могут быть оценены и спланированы однозначным образом до начало проекта.

Отсюда вытекает другая особенность, которая заключается в том, что каждый последующий этап проекта внедрения довольно сильно зависит от результатов предыдущего. Результаты каждого этапа должны оцениваться и анализироваться, а результаты анализа – использоваться для корректировки плана последующих этапов.

На успех или неудачу внедрения КИС на предприятии влияет много факторов, основные из которых следующие:

Планирование проекта внедрения системы должно начинаться с определения глобальных целей компании, т.е. того, что хочет достичь предприятие через несколько лет. В соответствии с этим необходимо определить, каковы будут размер компании, объем продаж, численность персонала, количество оборудования и т.д. Эти оценки послужат основой для определения структуры предприятия, с помощью которой и будут достигнуты поставленные цели. Также необходимо оценить реальное состояние предприятия, например в виде списка параметров, которые будут очень важны при оценке результатов проекта и при определении будущих целей. Далее на основе подготовленной базовой информации можно смоделировать, каким образом система сделает руководство предприятием более четким, увеличит эффективность организации, устранит неэффективно используемые ресурсы и в конечном итоге выведет бизнес на новый уровень без привлечения дополнительных ресурсов.

КИС являются интегрированными системами, и в процессе их внедрения подразделения предприятия объединяются для достижения целей проекта. Сотрудники предприятия также должны участвовать в проекте, иначе они не смогут правильно и эффективно работать в системе. Кроме того, внедрение КИС требует привлечения значительных усилий и ресурсов предприятия. Именно руководители предприятия должны обеспечить распределение этих ресурсов. В этот процесс обязательно вовлекаются директор компании и руководители основных подразделений: производства, сбыта, снабжения, бухгалтерии и т.д. Поэтому при внедрении корпоративных информационных систем на предприятиях необходим командный подход.

Управление изменениями.

Внедрение корпоративной информационной системы и соответствующее изменение бизнес-процессов предприятия может вызвать страх у персонала предприятия. Наилучший способ преодоления этого страха – обучение. Речь идет не только об обучении работе с системой, но и об общем образовании: концепции MRP II, управлению изменениями, управленческому учету и т.д. Также необходимо объяснить сотрудникам, что предприятие и каждый из них получат от внедрения системы. Тогда персонал сможет работать эффективно, используя свои полученные знания и навыки. Кроме того, необходимо учитывать, что изменения затрагивают не только персонал, но и саму организацию. Изменения в концепциях и принципах управления предприятием практически всегда приводят к изменению структуры организации. Для того чтобы достичь успеха, руководство предприятия должно вовремя осознавать необходимость изменения структуры и реализовывать ее по мере внедрения КИС.

Так как в проекте внедрения участвует основной персонал предприятия, то уровень квалификации и способности привлекаемых сотрудников будут влиять на проект внедрения. Поэтому внедрение любой системы требует обучения персонала взаимодействию с системой. Кроме того, необходимо постоянно повышать квалификацию сотрудников и совершенствовать или разрабатывать новые процедуры работы и контроля. Предприятия, вложившие больше средств в обучение своего персонала, получали больший возврат инвестиций, затраченных для внедрения системы.

В процессе внедрения необходимо использовать консультантов. Они смогут предостеречь от ошибок и проблем, с которыми уже сталкивались в ходе внедрения других проектов. Консультанты также помогут определить цели, спланировать внедрение и управление проектом и обеспечат обучение персонала. Но на них не перекладывается ответственность за внедрение системы.

Перечисленные факторы можно рассматривать как необходимые условия успеха проекта внедрения любой системы на любом предприятии.

Таким образом, самыми главными факторами успеха внедрения КИС на предприятиях являются участие руководства в проекте, наличие и соблюдение плана внедрения, четкие цели и требования к проекту, а также участие специалистов со стороны компании-клиента. Отсутствие перечисленных факторов в процессе внедрения системы приводит к различным трудностям и проблемам, возникающим при внедрении КИС, снижая успех проекта в целом.

Список литературы:

Мазур, И. И. Управление проектами : учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге ; под общ. ред. И. И. Мазура. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2004. – 664 с. – ISBN 5-98119-096-5.

Каплан, Р. С. Стратегические карты : Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. – М. : Олимп-Бизнес, 2005. – 482 с.

Орлов, А. И. Экспертные оценки : учеб. пособие / А. И. Орлов ; МГТУ. – М., 2002. – 61 с.

Карминский, A. M. Информатизация бизнеса / А. М. Карминский [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 624 с. – ISBN 5-279-02764-2.


В статье рассмотрено преимущество внедрения и использования корпоративных информационныхсистем, основной задачей которой является обеспечение безперебойной и системной работы внутриорганизационных подразделений, также и организация контроля поступающими на компанию ресурсами для достижения нужного результата. В ходе обзора взята во внимание клиент-серверный вариант работы, основанный на трехуровневой архитектуре с использованием сервера "1С:Предприятие 8" и Microsoft SQL Server для больших рабочих групп и в масштабах предприятия.

Ключевые слова:информация, корпоративная информационная система (КИС), эффективность, бизнес-процессы.

Уровень обеспеченности информацией любого общества определяется уровнем развития информационной службы, количеством и квалификацией работающих в ней специалистов. Информатизация это — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс направленный на создание и развитие информационных ресурсов, информационных систем с целью удовлетворения информационных нужд людей и общества. В этом случае важность информаций ростет, она приобретает славу являясь стратегическим ресурсом бизнеса. В этой связи эффективность управления учреждением, организацией компанией во многом определяется качеством информационной базы и внимательностью ее аналитических обработок (рисунок 1).

В современных условиях эффективное управление является ценным ресурсом организаций, наряду с финансовыми, материальными и другими ресурсами. Самым эффективным способом повышения работоспособности компаний является автоматизация ее работы.

В настоящее время интенсивно предлагается внедрять корпоративные информационные системы (КИС). На страницах журналов, в сетях Интернет можно увидеть большое количество материалов возносящих те или иные вещи. При этом разброс очень большой как по ценам, срокам выполнения работ, так и по оказываемым услугам.

Самое трудное — построить единую систему, которая будет отвечать запросам сотрудников всех подразделений. Каждый из подразделений может иметь собственное программное обеспечение, оптимизированную под свои особенности работы. Информационная система может скомбинировать их всех в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему[1,2].


Рис. 1. Требование информационной базы

Так или иначе любая компания когда либо сталкивается с проблемой систематизации данных и автоматизаций процессов используемых при обработке этих данных. Если на начальном этапе создания компаний сотрудники могут обходиться применением лишь простых офисных программ и приложений, но со временем с ростом объемов информаций, компания будет вынуждена создать корпоративную информационную систему.

Корпоративная информационная система это — интегрированная управленческая идеология, процесс работы предприятия и современные информационные технологии. Корпоративность одним словом означает соответствие системы нуждам компаний, имеющим сложную структуру управления. Ее основная задача состоить в обеспечений безперебойной и системной работы внутриорганизационных подразделений, также и в организаций контроля поступающими на компанию ресурсами для достижения нужного результата (рисунок 2).


Рис. 2. Схема интегрированной деятельности служб компаний

Говоря об этой системе мы можем задаться вопросом, что это даст? То есть какие преимущества внедрения корпоративных информационных систем? Преимуществом внедрения корпоративных информационных систем можно назвать следующее:

 получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании;

 повышение эффективности управления компанией;

 сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;

 повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы КИС, а в какой — результатом настройки бизнес-процессов, то есть плодом управленческих технологий. Однако в некоторых аспектах деятельности компании оценка вполне реальна. В первую очередь это касается логистики, где внедрение КИС приводит к оптимизации материальных потоков и к снижению потребности в оборотных средствах [3].

Одним из таких вариантов является внедрение корпоративной информационной системы на базе "1С:Предприятие 8". Опыт создания прикладных решений на платформе "1С:Предприятие 8" показывает, что система позволяет решать задачи различной степени сложности — от автоматизации одного рабочего места до создания информационных систем масштаба предприятия.

Прикладное решение для крупной информационной системы предъявляет повышенные требования по сравнению с небольшим или средним внедрением. Система масштаба предприятия должна обеспечивать приемлемую производительность в условиях одновременной и интенсивной работы большого количества пользователей, которые используют одни и те же информационные и аппаратные ресурсы в конкурентном режиме. При этом и аппаратная, и программная части работают под большой нагрузкой.

Должен выполняться ряд требований к внедряемой КИС, в частности масштабируемость, как способность системы к предполагаемому расширению возможностей и возрастанию объемов решаемых задач. Для "1С:Предприятия 8" данное свойство легко реализуется, так как имеются эффективные возможности масштабирования. Одним из основных показателей масштабируемости системы является возможность эффективной работы при увеличении количества решаемых задач, объема обрабатываемых данных и количества интенсивно работающих пользователей.

Для больших рабочих групп и в масштабах предприятия применим клиент-серверный вариант работы, основанный на трехуровневой архитектуре с использованием сервера "1С:Предприятие 8" и Microsoft SQL Server. Он обеспечивает надежное хранение данных и их эффективную обработку при одновременной работе большого количества пользователей.

Крупные организации и предприятия ориентированы на использование распределенной информационной базы, сочетающей применение различных вариантов работы: файлового или клиент-серверного. Механизм распределенной информационной базы будет обеспечивать идентичность конфигураций, используемых в каждом из подразделений холдинга, и осуществлять обмен данными между отдельными информационными базами, входящими в состав распределенной системы.

В варианте клиент-сервер обеспечивается возможность параллельной работы большого количества пользователей. Как показывают тесты, с ростом числа пользователей скорость ввода документов уменьшается очень медленно. Это означает, что при увеличении количества интенсивно работающих пользователей скорость реакции автоматизированной системы остается на приемлемом уровне.

В модели данных, поддерживаемой системой "1С:Предприятие 8", не существует таблиц базы данных, однозначно приводящих к конкурентному доступу со стороны нескольких пользователей. Конкурентный доступ возникает только при обращении к логически связанным данным и не затрагивает данные, не связанные между собой с точки зрения предметной области.

Таким образом, выбор конкретного варианта проекта КИС является трудоемким процессом, требующим значительное количество ресурсов, тщательного анализа как текущих запросов и финансовых возможностей организации, так и перспективных планов развития. Эффективность внедрения КИС возможна при комплексном подходе к решению проектных задач, максимальной заинтересованности персонала организации в успехе всего проекта [4,5].

Основные термины (генерируются автоматически): файловый вариант, SQL, информационная база, клиент-серверный вариант работы, корпоративная информационная система, внедрение КИС, пользователь, распределенная информационная база, инвестиционный проект, нужный результат.

Читайте также: