Под планированием воспитательной деятельности следует понимать в доу

Обновлено: 07.07.2024

Планирование – это определение основных направлений будущей деятельности, этапов и методов ее реализации, исходя из условий и особенностей данной деятельности.

Планирование воспитательно-образовательной работы является сложным и многофакторным процессом. Оно требует от педагогов высокого квалификационного уровня развития, организаторских способностей и навыков видения перспектив педагогической работы.

На основании планирования воспитательно-образовательной работы дошкольное учреждение формирует содержание своей работы и делает процесс обучения и воспитания подрастающего поколения целенаправленным и личностно-ориентированным.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности ДОУ реализуется на основании общеобразовательной программы, которая включает целевое назначение деятельности заведения и ее содержание в определенный временной период.

Основными компонентами планирования образовательной деятельности дошкольной организации являются:

  • Перспективный план работы ДОУ.
  • Календарный план воспитательно-образовательного процесса.

Перспективный план работы ДОУ- это формирование этапов реализации воспитательной и образовательной работы, последовательности ее исполнения, включающее решение конкретных целей и задач на каждом этапе реализации плана.

Перспективный план составляется на определенный временной период работы ДОУ и включает распределение деятельности воспитателя и мероприятия, которые требуется организоваться в этот период. Перспективный план составляется, исходя из целей и задачи работы ДОУ, определенных в его образовательной программе, на срок, равный месяцу, кварталу, полугодию, году. Если план составляется на год, то в ходе его реализации в него могут вноситься поправки.

Структурное строение перспективного плана включает следующие разделы:

  1. Целевое назначение воспитательно-образовательной работы ДОУ.
  2. Период реализации плана.
  3. Виды детской деятельности, реализуемой в течение данного временного периода.
  4. Литературное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности и методические пособия.
  5. Организация взаимодействия с родителями воспитанников.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Планирование воспитательно-образовательной работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Календарный план – это совокупность мероприятий и действий с указанием этапов, сроков, порядка и условий их выполнения, с разбивкой на каждый отдельный рабочий день.

Календарный план помогает распределить воспитательно-образовательную деятельность по дням того временного отрезка, на который составлен перспективный план т.е. если перспективный план составлен на месяц, то на его основании составляется календарный план, распределяющий все мероприятия и виды детской деятельности, работу с родителями на каждый день. Это позволяет полноценно реализовать перспективный план и обеспечить качественную воспитательно-образовательную деятельность ДОУ. Он составляется на основе перспективного плана и дорабатывается, исходя из особенностей развития детей отдельной возрастной группы, оценки их деятельности, установления взаимодействия с родителями.

Технология разработки календарного плана

Содержание календарного плана отражает проведение воспитателем образовательной деятельности, которая включена в режим дня дошкольного учреждения. Данная деятельность может быть реализована на основании организации специальных учебных занятий, включена в игровой процесс, в самостоятельную детскую деятельность и иные моменты режима дня дошкольников.

План отражает целевое назначение каждого образовательного занятия, методы и формы его реализации, инструментарий, подготовительную работу, если она требуется.

Рисунок 2. Примерное календарное планирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технология разработки ежедневного календарного плана основана на соблюдении следующих требований:

  1. Определение допустимой учебной нагрузки для детей конкретной возрастной группы. Нельзя включать в план такой объем работы, который приведет к умственной перегрузке детей.
  2. Определение этапов воспитательно-образовательной работы в течении дня, исходя из учета гигиенических норм и медицинских закономерной реализации режимных моментов дня.
  3. Учет условий реализации плана: местоположение ДОУ, климат, природные особенности той или иной местности, время года, погодные условия и т.д.
  4. Обязательное чередование совместной работы воспитателя с детьми с самостоятельной деятельностью детей.
  5. Рассмотрение изменения работоспособности детей в определенные временные промежутки дня и анализ работоспособности при выполнении образовательной деятельности в течение недели.
  6. Учет индивидуальных особенностей развития отдельного ребенка, уровня их развития для создания дифференцированной системы реализации плана.
  7. Системный характер проведения плановых мероприятий.
  8. Регулярность, поэтапность и цикличность воспитательных и образовательных мероприятий.
  9. Включение в образовательную деятельность рекомендаций всех специалистов ДОУ: психологов, медицинских работников, социальных педагогов.
  10. Связь ежедневной воспитательной и образовательной работы.
  11. Планирование должна включать элементы мотивации к образовательной деятельности детей.
  12. Планирование должно включать обязательные элементы разрядки, отдыха на обучающих занятиях. Необходимо устраивать физ.минутки или иные действия, приносящие детям радость и расслабляющие их. Эмоциональная разгрузка необходима дошкольникам всех возрастных групп.
  13. Включение в план работы с родителями воспитанников.

Принципы составления воспитательно-образовательного плана работы ДОУ

План воспитательно-образовательной работы составляется в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства и базируется на следующих принципах:

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям.

Основой образовательного процесса является планирование.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.

Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?

Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский энциклопедический словарь).

Планирование это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.

Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут ее воспитанники.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
  • соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;
  • учет приоритетных направлений ДОО;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  • учет специфических особенностей возрастной группы;
  • учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов.

Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.

В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях стандартизации.

Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо:

  • провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;
  • выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение прогностических результатов;
  • определить формы учета и контроля качества организации целостного образовательного процесса;
  • использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • включать интеграцию всех образовательных областей;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
  • содержать цели при организации детских видов деятельности;
  • соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной педагогики.

Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.

Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей.

А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей. Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с тематическим периодом: «Задачи и

Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой образовательной области.

Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

  • организованная;
  • совместная;
  • самостоятельная

Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей.

И ещё: чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом.

Примерная циклограма воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Таблица

Режимные моменты:

  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку, завтрак;
  • подготовка к прогулке, возвращение с прогулки;
  • подготовка к обеду, обед;
  • подготовка ко сну.

Режимные моменты:

  • подъем, воздушные и водные процедуры,
  • подготовка к полднику/ужину, полдник/ ужин

Индивидуальная работа

НОД

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность

(создание развивающей предметно-пространственной среды, проблемных ситуаций в среде, мотивации к самостоятельной деятельности)

Сотрудничество с родителями

Перед 2-й прогулкой

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная.

Дополнительное образование

1-я прогулка

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • трудовая,
  • познавательно-исследовательская,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

2-я прогулка

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • трудовая,
  • познавательно-исследовательская,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

Вечер

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

Сотрудничество с родителями

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы.

В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы организации деятельности:

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через организацию различных видов детской деятельности;
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно расписанию);
  • Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • Индивидуальная работа;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность);
  • Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.

Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.

Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.

А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.

Важная роль планирования в воспитательно-образовательной работе в дошкольном учреждении

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Нажмите, чтобы узнать подробности

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это, прежде всего, целеполагание.

Планирование в работе воспитателя ДОУ

В настоящее время установлены следующие виды педагогического планирования в ДОУ:

Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Документацию воспитателя

Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую:

Обязательная документация по организации воспитательно- образовательного процесса включает в себя:

календарный план воспитательно-образовательной работы,

табель посещаемости детей.

Рекомендуемая документация по организации воспитательно - образовательного процесса включает в себя:

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

Служебные и должностные инструкции:

1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.

2. Общие сведения о группе:

2.1. Список детей

2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).

2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности,

сосредоточить внимание на главных задачах,

добиться экономичного функционирования

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это, прежде всего, целеполагание.

Целеполагание

умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки.

План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования.

Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Планирование ведется на основе программы и, реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планы должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).

Технология разработки воспитательно-образовательного плана

Общий алгоритм — канва.

Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

Учитывать степень усложнения материала (нельзя ФЭМП сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

Соответствие программно-методическому обеспечению.

Включать все виды деятельности.

Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Структура и содержание воспитательно образовательного плана

Список детей группы

План работы с родителями

Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Планирование индивидуальной деятельности с детьми

Планирование самостоятельной деятельности детей

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

консультации (индивидуальные, групповые),

эпизодические беседы с родителями,

клубы по интересам,

развлечения и досуги,

участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Утренний отрезок времени.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

труд (различные виды);

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

беседы с детьми,

рассматривание предметов и иллюстраций,

короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Виды наблюдений:

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом.

Наблюдения за живым объектом.

Наблюдения за трудом взрослых

Планирование работы по развитию движений на прогулке

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры.

Индивидуальная работа по физвоспитанию.

Спортивные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Элементарная трудовая деятельность.

Она может быть двух видов:

Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.

Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Экспериментальная деятельность.

Существует четыре вида прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

Спортивная (соревнования, эстафеты).

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

спортивные, музыкальные и литературные досуги;

слушание аудиокассет и многое другое.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Читайте также: