Почему звук является важнейшей единицей изучаемой фонетикой подтвердите свои выводы примерами кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуки речи их образование и свойства.

1. Звуки речи.

Звук – это кратчайшая, далее неделимая единица речи.

Звуки речи делятся на две основные группы:

1) Гласные звуки. При образовании таких звуков выдыхаемый из лёгких воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки состоят из голоса, их можно тянуть, петь: а-а-а … В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

2) Согласные звуки образуются при помощи воздуха, который преодолевает в полости рта какую-либо преграду. Такие звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от этого делятся на:

- сонорные (голоса больше, чем шума): [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].

- звонкие (больше шума, чем голоса): [б], [в], [г], [д] и др.

- глухие (из одного шума): [п], [ф], [к], [т] и др.

Также согласные звуки бывают твёрдые и мягкие . При образовании мягких приподнимается средняя часть языка. Когда произносятся твёрдые согласные, средняя часть языка такой работы не совершает. Мягкость звука обозначается знаком [’]: [м’], [л’] и т. д.

Согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Пары по глухости-звонкости:

Пары по твёрдости-мягкости: Не имеют пар по глухости-звонкости:

- 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’];

- 9 сонорных согласных: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].

Не образуют пар по твёрдости-мягкости:

- 3 твёрдых согласных звука: [ж], [ш], [ц];

- 3 мягких согласных звука: [ч’], [щ’], [й].

Слова делятся на слоги.

Слог – отрезок речи (звук или сочетание звуков), который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха: о-кно, те-традь, то-поль. Слог, как и звук, не выражает значения. Слог образует гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: рад – 1 слог, вью-га – 2 слога и т.д.

Типы слогов выделяются по начальным и конечным звукам:

1) открытый слог (оканчивается гласным звуком): кни-га, со-ро-ка.

2) закрытый слог (оканчивается согласным звуком): пол-день, яр-кий.

3) неприкрытый слог (начинается с гласного звука): а-ист.

4) прикрытый слог (начинается с согласного звука): до-ро-га, бе-лый.

Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога называется ударным ; гласные находящиеся в безударных слогах, - безударные : докуме´нт; досу´г.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определённым по счёту слогом как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском – на предпоследний: де´рево, победи´ть.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным ( бра´т, бра´та, бра´ту ) или передвигаться с одного слога на другой ( ли´ст, листа´, ли´стья ). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное . В сложных словах есть дополнительное (побочное) ударение (`): желе`знодоро´жный, во`догря`зелече´бница.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. Они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам: под горо´й, ко мне´, принеси´-ка.

Роль ударения в слове:

- различает разные слова: му´ка - мука´, за´мок - замо´к;

- различает некоторые формы разных слов: но´шу - ношу´, кру´жки - кружки´;

- различает формы одного слова: сне´га - снега´, но´сите - носи´те.

4. Фонетическая транскрипция.

Существует специальная форма записи звучащей речи – фонетическая транскрипция.

В фонетической транскрипции используются следующие условные знаки:

- звук, транскрибируемое слово или текст заключаются в квадратные скобки – [];

- [’] – обозначение мягкости согласного звука;

- [¯] – обозначение долготы звука;

- [͡ ] – знак для присоединения безударного слова к ударном.

В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания.

Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила литературного произношения.

Орфоэпические нормы по отношению к сочетанию согласных:

1) сочетания сж , зж произносится как долгий звук []: сжать – []ать, разжать – ра[]ать;

2) сочетание сш в произношении заменяется долгим звуком []: сшить – []ить;

3) на месте сочетаний тч , дч произносится долгий звук []: лётчик – лё[’]ик, переводчик – перево[’]ик;

4) сочетание тц и дц произносится как долгий []: братца – бра []а, молодца – моло[]а;

5) сочетание сч и зч в произношении заменяются звуком [’]: переписчик – перепи[’]ик, извозчик – изво[’]ик;

6) на месте сочетаний тс , тьс в глаголах произносится долгий []: кажется – каже[]а, садиться – сади[]а .

Произносите правильно: аге´нт, агроно´м, аре´ст, атле´т, боя´знь, бо´язно, без у´молку, втри´дорога, гренки´, гу´сеница, диало´г, ди´скант, диспансе´р, доце´нт, за´нял, заняла´, за´няло, за´няли, звони´т, инструме´нт, катало´г, киломе´тр, кли´мат, комба´йнер, магази´н, наскво´зь, на´спех, на´сухо, нача´ть, отложи´ть, парали´ч, перложи´ть, подо´шва, партфе´ль, предложи´ть, при´нял, приня´ла, при´няли, прируча´т, простыня´, проце´нт, проце´сс, по среда´м, свё´кла, си´нтаксис, сре´дства, углуби´ть, флюорогра´фия, щаве´ль.

Фонетика — это раз­дел нау­ки о язы­ке, пред­ме­том иссле­до­ва­ния кото­ро­го явля­ет­ся звук. Звук явля­ет­ся основ­ной еди­ни­цей язы­ка наря­ду со сло­вом и пред­ло­же­ние, но в отли­чие от них он сам по себе не име­ет ника­ко­го значения.

Фонетика и звук

Звуки выпол­ня­ют в язы­ке важ­ную смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную роль. Они оформ­ля­ют сло­во фоне­ти­че­ски, созда­вая его внеш­нюю зву­ко­вую оболочку.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое фоне­ти­ка дает Википедия:

фонетика это, что такое фонетика

Звуки, соеди­ня­ясь в раз­ные ком­би­на­ции, помо­га­ют раз­ли­чать сло­ва в речи. В каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство зву­ков. Сравним:

Слова раз­ли­ча­ют­ся набо­ром зву­ков и после­до­ва­тель­но­стью их рас­по­ло­же­ния. Понаблюдаем за сло­ва­ми, кото­рые различаются

В фоне­ти­че­ском обли­ке слов наблю­да­ем отли­чие в после­до­ва­тель­но­сти звуков:

  • сорт — торс;
  • кор­шун -шнурок;
  • короб — порог ([к о р а п] — [п а р о к]).

Образование звуков языка

Фонетика изу­ча­ет каж­дый звук с точ­ки зре­ния аку­сти­ки, как физи­че­ский объ­ект, и арти­ку­ля­ции — спо­со­ба обра­зо­ва­ния зву­ка с помо­щью орга­нов речи чело­ве­ка. Звуки обра­зу­ют­ся в рече­вом аппа­ра­те при выды­ха­нии воз­ду­ха. К рече­во­му аппа­ра­ту отне­сем гор­тань с голо­со­вы­ми связ­ка­ми, рото­вую и носо­вую поло­сти, язык, губы, нёбо.

Гласные звуки

В рече­вом аппа­ра­те выды­ха­е­мый воз­дух про­хо­дит через гор­тань меж­ду напря­жен­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая может менять свою фор­му. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состо­ят толь­ко из голоса.

Согласные звуки

Выдыхаемый воз­дух может встре­тить пре­гра­ду в рото­вой поло­сти в виде смыч­ки или сбли­же­ния орга­нов речи и вый­ти через рот или через нос. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они состо­ят из шума, а неко­то­рые — из голо­са и шума.

Буквы и звуки

Фонетическая позиция звука

В речи все зву­ки нахо­дят­ся либо в силь­ной пози­ции, либо в сла­бой. В силь­ной пози­ции звук слы­шит­ся отчет­ли­во. Для глас­ных зву­ков силь­ная пози­ция — это нахож­де­ние зву­ка под уда­ре­ни­ем, а сла­бая — без уда­ре­ния, например:

  • го́рка — г о ра́ [г а р а]
  • в е дро́ [в’ и д р о]

Согласный звук име­ет силь­ную пози­цию, если рядом с ним нахо­дят­ся глас­ные звуки:

боро­да, воро­та, ура­ган, рука, сто­лик, чулан, тро­пы.

Слабой пози­ци­ей для соглас­ных зву­ков явля­ет­ся их расположение

1. в кон­це слова

  • гар­де­роб [п]
  • кров [ф]
  • пирог [к]
  • брод [т]
  • сто­рож [ш]
  • князь [с’]

2. перед глу­хи­ми согласными

  • ко́в ш ик [к о ф ш ы к]
  • в с та́в к а [ф с т а ф к а]
  • об х о́д ч ик [а п х о т ч’ и к]

Карина Чекашова

Фонетика - раздел лингвистики, котрый изучает звуковой строй языка, включающий главные объекты фонетики: звук, слог, ударение, интонацию. + фонетика это и сама звуковая система языка, в которой выделяются сегментные и суперсегментные единицы.

Сегментные - линейные отрезки речевой цепи, которые достаточно легко вычленить в речевом потоке (звук, слог, фонет. слово, синтагма, фраза).
Суперсегментные - интонация и ударение, которые накладываются на сегментные единицы.Споры по-поводу слога, так как он состоит из линейно расположенных компонентов - звуков. но обладает свойствами слоговости-неслоговости.

С фонетикой тесно связаны орфоэпия, орфография и графика.
Существуют различные направления в фонетике (описательная, историческая, сопоставительная, общая).

Звук - объект изучения фонетики. Он изучается с древних времен и в некотрых аспектах изучен почти исчерпывающе, например, произносительные возможности человека при образовании звука.

Неск-ко аспектов исследования звука: артикуляционный, перцептивный, акустический, функциональный.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ аспект - биологический, анатомофизиологический, исслед. звук с т.зр. его образования, сосредоточивает внимание на работе речевого аппарата человекаю С этой т.зр. звук можно изучать при помощи специальной аппаратуры и без нее.
Аппарат речепроизводства у всех примерно одинаков (можно про китайцев). Поэтому артикуляционная характеристика звука базируется на 4-х принципах:
1) каждый язык обходится определенным набором действий органов речи (артикуляционных жестов).
2) каждый артикул. жест соотносится с определенным состоянием речевого аппарата.
3) артикул. жест реализуется последовательно во времени и пространстве.
4) совокупность артикул. жестов ведет к образованию тех/иных звуков речи.

Речевой аппарат: легкие, гортань (с голос. связками), глотка, рот и нос полость. язык, небо, губы и т.д.

3 компонента образования звука: инициация - фонация - артикуляция.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ аспект - изучает звук с т.зр. его восприятия, которое обеспечивается работой человеческого слухового аппарата. Наше тренированное ухо принимает речевой сигнал извне, он вызывает колебания барабанной перепонки, они преобразуются в нервные импульсы и по специальному слуховому пути передаются в слуховые зоны коры головного мозга.

АКУСТИЧЕСКИЙ аспект - исследует непосредственно природу звука, его физическую природу. С т.зр. физики звук - результат колебаний воздушной струи. Здесь звук изучается с помощью спец. аппаратуры.Существуют акустические параметры звука. Звук рассматривается тут двояко:
- во-1х. изучаются объективные св-ва колебательных движений воздуха (частота и сила)Дцб.
- во-2х, те звуковые ощущения. которые соответствуют этим признакам (высота, громкость, тембр)

Тембр - определяется характером основного тона и обертонов, которые на него ложатся.

Экспериментальные исследования в России впервые б. осуществлены в КГУ в 1884 году Богородецким.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ аспект - описывает роль звуков в системе языка, здесь мы опираемся на различия языка и речи (ФдС.) и приближаемся к абстрактной языковой единице - фонеме.

Центральный вопрос этого аспект - учение о фонеме и ее функциях.

Карина Чекашова

3. Фонетика как раздел науки о языке, ее предмет, цели, задачи. Основные единицы фонетики. Понятие о звуке. Аспекты его характеристики - артикуляционный, акустический, перцептивный, функциональный.
Фонетика изучает звуковые единицы, которые обеспечивают речевое общение - важнейшую составляющую речевого поведения. Человека. В лингвистике, в связи с изучением речевого поведения, существуют такие области как нейролингвистика, социолингвистика и психолингвистика. В связи с существованием такого большого количества наук, изучающих речь, расширяет наше представление о речевом поведении человека. Возникла интегрированная область изучения речи – речеведение. Восприятие и интерпретация речи тоже активный процесс, который базируется на звуковом сигнале, который воспринимается специальными звуковыми рецепторами. Слушатель использует множество информации: речевая ситуация, контекст, определенные мотивы, эмоциональное состояние. Таким образом, существует динамическая модель речевой коммуникации, которая в современной науке изучается в различных напрвлениях. Таким образом современное речеведение опирается на традиционные исследования звуковой системы и синтаксического строя, используя возможности риторики, экспериментальной фонетики, прагматики, межкультурной коммуникации.
Фонетика – это раздел лингвистики, включающий в себя следующие объекты:
Звук
Слог
Ударение
Интонация
Фонетика – это и сам звуковой строй языка, и его звуковая система, которая имеет собственные единицы: сегментные и суперсегментные. Сегментные располагаются в линейной последовательности и вычленяются из этой цепи, разбиваясь на более мелкие единицы. Суперсегментные – более крупные единицы речи: фразы и синтагмы. Они не существуют сами по себе, а располагаются над сегментными, накладываются на них. Фонетика связана с сопредельными науками: орфоэпией, орфографией, графикой. Важнейший объект фонетики – звук, явление сложное и многоаспектное.
Аспекты изучения звуков:
Артикуляционный (произносительный) изучает сам процесс образования звуков, с точки зрения его возникновения с помощью речевого аппарата человека
Акустический (слуховой) прямо отвечает на вопрос: что такое звук, какова его физическая природа? Звук – результат колебательных движений воздуха. С точки зрения акустического аспекта, физическая природа звуков изучается в экспериментальной фонетике с помощью специальных приборов: осциллографов и спектрографов. Осциллографы фиксируют колебания и преобразуют их в электрические, а затем, с помощью спектрографа, появляется диаграмма, на которой видно, как отличаются друг от друга произносимые звуки. Звук обладает частотой и амплитудой. Акустические свойства звука изучают только с помощью аппаратуры.
Перцептивный (восприятие) аспект изучает звук с точки зрения восприятия. Процесс восприятия звука обеспечивается работой нашей слуховой системы. Ухо принимает речевой сигнал, вызывающий колебания барабанной перепонки. Эти колебания преобразуются в нервные импульсы и по центральному слуховому пути передаются в слуховую зону коры головного мозга. Там происходит окончательная обработка информации, которую получает мозг. И наш мозг принимает решение о фонетических свойствах воспроизводимых звуков. Таким образом, этот аспект сближается с артикуляционным, поскольку затрагивает физиологические процессы. Иногда происходит перекодирование перцептивной информации в артикуляционную. Современная перцептивная фонетика изучает не только особенности восприятия тех звуковых единиц, которые используются в нашем общении, но и степень важности для слушающего тех или иных звуковых сигналов.

Карина Чекашова

Изучение фонетики русского языка началось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших особенности русской звуковой системы, живых фонетических чередований, соотношение между написанием и произношением, правила слогоделения и т.д. Большое значение для развития фонетики имели работы Я.К. Грота, А. А. Потебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого, которые, в частности, положили начало экспериментально-фонетическим исследованиям. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ пришел к выводу о лингвистической значимости звуковых единиц. Дальнейшее развитие фонетика русского языка получила в работах Л.В. Щербы.

Задачи и функции фонетики. Важнейшим свойством фонетической стороны языка (как и других его уровней) является системность: связность и взаимозависимость единиц. В частности, набор признаков различных звуков зависит только от системы данного языка: в русском языке МАТЬ и МААТЬ не различаются по смыслу, - значит, долгота и краткость гласных не является системным признаком звука (а в праславянском языке - являлась). Другой пример - один и тот же по качеству звук может в разных системах иметь разный статус: Ъ и Ь в древнерусском языке были самостоятельными фонемами, поскольку могли употребляться под ударением в сильной позиции и различать словоформы - СЪНЪ/СЫНЪ. В современном русском языке те же по качеству звуки уже не выступают в сильной позиции, проявляясь лишь в безударных слогах на месте А или О: следовательно, они утратили самостоятельное значение - ВОДЫ/ВЪДЯНОЙ не различаются, а напротив - отождествляются в одну фонему.




Для системы необходима противопоставленность по дифференциальному признаку как минимум двух единиц: если в языке есть лишь одна гласная фонема А, то в нем, с т.зр. системы вообще нет гласных; если в языке фиксированное ударение, которое лишено возможности различать словоформы - в нем вообще нет ударения как единицы.

Отметим также, что количественные параметры не играют роли в оценке системных возможностей - есть слова, которые состоят из одного звука - И, А, С, но это именно слова, единицы более высокого уровня, поскольку обладают самостоятельностью и лексическим значением; также и -А- в слове СИЛ-А - не только фонема, но единица морфемики - морф.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями: 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.

Аспекты и еденицы фонетики. Фонетика имеет три аспекта: 1) акустический - описывающий звуки как физические явления; 2) артикуляционный - характеризующие звуки с т. зр. работы органов чувств; 3) функциональный - звуки с т. зр. их роли в построении и смыслоразличении словоформ. Первые два резко противопоставлены третьему как материально-физические - системно-лингвистическому. Отсюда - разделение фонетики на подуровни: акустико-артикуляционный аспект - изучает собственно фонетика, а функциональный - фонология. Некоторые ученые даже предлагали вывести собственно фонетику за пределы лингвистики (в физику), чтобы сосредоточить внимание на чисто языковых, фонологических особенностях звучащей речи. Фонетическая транскрипция обозначается [], а фонологическая - или / /, или бс.

И тогда основной единицей фонетики будет ЗВУК РЕЧИ, ФОН с набором артикуляционно-акустических характеристик, а основной единицей фонологии будет ЗВУК ЯЗЫКА, ФОНЕМА - совокупность произносительных вариантов, объединенных общностью позиции и функции в слове, а артикуляционно-акустические характеристики на уровне фонемы приобретают статус различительных признаков (дифференциальных признаков) - не все, а значимые для смыслоразличения.

Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Это СЛОГ, ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО, РЕЧЕВОЙ ТАКТ и ФРАЗА.

Прикладное значение фонетики. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Читайте также: