Почему жители женевы изгнали кальвина на несколько лет из города кратко

Обновлено: 05.07.2024

thm_portrait-of-john-calvin (411x600, 40Kb)

В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике. В это же время в свободолюбивой Швейцарии возникли новые разновидности движения – цвинглианство и кальвинизм. Оба направления гораздо решительнее противопоставили себя традиционному католицизму. Кальвинизм же получил широкое распространение во многих странах.

Жан Кальвин родился в 1509 г. в городе Нуайон на севере Франции. Родители постарались дать сыну хорошее образование. Достигнув совершеннолетия, Жан поменял свое первоначальное намерение стать священником и обратился к юридическим наукам. В какой‑то момент он примкнул к кругу евангелистов, которых во Франции было уже довольно много.

Согласно Кальвину, из церковного обихода должны были быть устранены украшения, различные символы, церемонии. Отменялись праздники, возникшие благодаря Реформации (Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение), и оставлялось только Воскресение. Жизнь швейцарского города была перестроена по образцу, данному великим реформатором.

Еще большее значение имели не теоретические, а внешние, практические проявления реформы. Почти все внешние атрибуты католического культа были поставлены вне закона – иконы, свечи, облачения. Основное место в богослужении заняло чтение и комментирование Библии и пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах играли старшины (пресвитеры) и проповедники. На практике реализовывался идеал служения Богу не только в церкви, но и во всей повседневной жизни, которую также контролировали старшины. Кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякого рода инакомыслию, которое пресекалось самыми жестокими мерами. Наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Были запрещены танцы, театральные представления, азартные игры. За кощунства и проклятия налагались строгие наказания. Из города исчезли нищие. Как признавал один из почитателей Кальвина, законы его были писаны кровью и огнем. За четыре первых года правления Кальвина в небольшой Женеве было вынесено 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании. Пытка была необходимой принадлежностью всякого допроса. Есть свидетельства того, что сам Кальвин был против подобной жестокости, однако очевидно, что репрессии были прямым следствием распространения его идей.

По убеждению Жана Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была стать бастионом Реформации. Светская власть города была полностью подчинена церковной. Кальвин имел огромное влияние и мог устранять неугодных ему людей. Так, в 1544 г. он добился смещения ректора Женевской коллегии, а, например, в 1553 г. по обвинению в еретичестве был казнен испанский врач Мигель Сервет. Реформатор мечтал о торжестве евангельской веры во Франции и других странах. Религиозные лидеры Шотландии, Англии, Нидерландов, Польши поддерживали с ним тесные контакты. В 1549 г. в Цюрихе было достигнуто соглашение, закрепившее компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии, придерживавшимися учения Цвингли.


Во второй половине 1532 г. становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.




Реформаторы Женевы. Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. Стена реформаторов, Женева.

Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

кальвин-2

Основатель самого строгого течения в протестантизме, Жан Кальвин прославился жестоким правлением в Женеве. Оправданна ли была эта жестокость: искоренение пьянства и проституции, казни еретиков, строгая регламентация образа жизни бюргеров? Выясняется, что часто причиной этому были не теологические воззрения Кальвина, а жизненная необходимость - в первую очередь, для самих женевцев.

Вольтер говорил об основателе кальвинизма, что тот открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир. Жизнь в швейцарской Женеве при Кальвине, действительно, напоминала монастырь: к концу 1550-х в городе не осталось ни одного театра, и даже зеркала, а демонстрация зажиточности запрещалась. Тем не менее, всё время правления Кальвина в Женеве сохранялась демократия, и даже самые жестоки теологические идеи проповедника принимались демократически - через голосование "Генеральным собранием граждан".

Кальвин в контексте Европы XVI века

Кальвин, как и большинство исторически значимых личностей, — фигура противоречивая. Среди многочисленных описаний его жизни и деятельности можно встретить как очень положительные (вплоть до хвалебных), так и крайне негативные (как у немецкого писателя Стефана Цвейга, который усматривал в Кальвине чуть ли не прототип Гитлера). Но я думаю, что когда дело касается людей, оставивших такой яркий след в истории, во-первых, невозможны односторонние оценки, а во-вторых — каждый из нас вправе иметь такой образ реформатора и такое понимание его исторической роли, которые преломлялись бы через наши собственные интересы и ценности.

кальвин-4

"Я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу"

кальвин-1

Очищение Женевы

Отсюда и все предложения по введению судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное времяпрепровождение в тавернах, за сквернословия и проклятия, ворожбу и гадания и т.д. Запрет театральных представлений, большими любителями которых были женевцы, тоже вполне логично помещался в череду изменений городской жизни.

Регламентацию того, что правильно и неправильно, должно и неприлично, можно посчитать мелочной. Но что представляла из себя Женева накануне приезда Кальвина? Город, в котором больше 10 тысяч жителей, приехавших со всей Европы, достаточно богатый. Обратной стороной обеспеченности является любовь к развлечениям, далеко не всегда безобидным, пьяные дебоши — явление обычное. В одном из районов каждый третий дом был кабаком. А одно из распоряжений городского Совета запрещало священникам и монахам посещать район красных фонарей. Какова же была мораль большинства подопечных подобных священников?

кальвин-6

И, должно быть, совсем неслучайно, что городской совет пришел к признанию необходимости мер, предлагаемых Кальвином ещё в первый период его жизни в Женеве, и, предприняв усилия по возвращению изгнанного реформатора, пошел на их внедрение в городскую жизнь. Также на этот раз было решено принять как требование к жителям города публичное исповедание своей верности Евангелию и Христу, с последствием в виде изгнания для отказывающихся.

Понятно, что далеко не все жители были в восторге от того, что их привычки должны были так радикально измениться, а верность христианским идеалам так жестко проверялась. Оправдана ли была эта жёсткость принимаемых мер, или же это было просто попранием свободы с позиций клерикальной власти? Тут как раз уместно вспомнить о контексте времени. Европа далеко не спокойна и мирна. Повсюду пылают костры инквизиции. Распространение идей Реформации невозможно без больших усилий и жертв. Было бы оно возможно без радикальных мер по защите и утверждению её идеалов и норм? Возможно ли ответить на этот вопрос с позиций нашего времени?

Казнь Сервета

кальвин-посл

Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан. Главный постулат: все принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе — знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты — это пример правильного управления, обратное же — расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.

Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.

смм

Занятия будут проходить по субботам – 15 и 22 апреля с 18.30 до 20.30, в центре Москвы.

Подробнее в соцсетях "Практикума":

Ещё в Блоге Толкователя о Европе XVI века:

ведьма-1

шварц-13

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.

Жан Кальвин

Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Идеи Жана Кальвина

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

Основные идеи Кальвина

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

праздником признавалось только воскресенье.

Жан Кальвин (1509-1564)

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Проповедь Кальвина

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.


Интересные факты из жизни известного реформатора

Жан Кальвин

Несколько любопытных фактов о Кальвине:

Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;

в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;

он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;

в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;

образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.

Читайте также: