Почему язычество не отвечало потребностям древнерусского государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ РУСИ

10 класс урок истории

Учитель: Соснова Е.И.

Выяснить этнические корни древнерусской народности; выработать научный подход в понимании исторических закономерностей процесса образования государства; показать значение православия как государственной религии.

1. Особенности ранней истории славян. Первые известия о славянах.

2. Восточные славяне.

3. Предгосударственные образования у восточных славян.

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

5. Религиозная реформа 980 г.

6. Принятие христианства. Осевая революция.

1. Учитель. Славянские племена довольно поздно появились на исторической арене. Это нашло своё отражение в особенностях их расселения. Славяне расселяются в местах, наиболее им доступных, — в Центральной и Восточной Европе. Эти регионы были менее пригодны для земледелия, чем земли Южной Европы. Хозяйственная деятельность в Восточной Европе была сопряжена с большими трудовыми затратами.

Территории, занятые предками славян, были открыты для вторжений.

Начиная с IV в. н.э. готы, гунны, авары волнами прокатываются по Европе.

Великое переселение народов затронуло и славян. Вместе с другими племенами славяне на завершающих этапах Великого переселения двинулись на Балканский полуостров.

Учитель сопровождает урок-лекцию рисунками на доске.

Первые известия о праславянских племенах донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей.

Скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена, — в бассейне Днепра.

Древние авторы сообщают о венедах, живших на севере Центральной Европы от Балтийского побережья до Карпат, и антах.

2. Учитель. Славяне, вовлечённые в миграционные потоки, расселялись в разных направлениях. Некогда единые, они разделились на три ветви: западные, южные и восточные славяне.

Восточнославянские племена с самого начала вошли в контакт с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Численно превосходивших земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население — финно-угорское и иранское.

3. Учитель. Появление племенных союзов, возвышение одних родов и племён и упадок других, выделение родоплеменной знати, князей с дружиной — всё это свидетельствовало о кризисе родовых отношений. Вокруг князя объединяется дружина, война превращается в основное занятие, в профессию дружинников.

Усложняются межплеменные отношения. Возникают союзы племён. Всё большее значение приобретают дань с подвластных племён, судебные и иные пошлины — необходимые условия для функционирования государства.

В VIII—XII вв. славяне проходят свой путь образования государства. Эти же цивилизационные шаги немного раньше проделала и Европа.

На рубеже VIII—IX вв. на основании племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования — племенные княжения. Традиционно выделяют два таких центра: Среднее Поднепровье с центром в Киеве и Северо-Запад, где позднее возникнет Новгород.

Поляне объединяются вокруг Киева, который постепенно становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром Поднепровья. В IX в. здесь уже появляются русы, в которых некоторые историки видят выходцев из Скандинавии.

С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Чёрное и Каспийское моря.

Важные перемены происходили и на Северо-Западе. Возникшее здесь предгосударственное образование представляло собой союз славянских и финно-угорских племён.

4. Учитель. Создание Древнерусского государства традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга (князя) Рюрика, призванного новгородцами в период обострения межобщинных столкновений в 862 г. В городах восточных славян варяги жили уже давно. Рюрика считают основателем Древнерусского государства, хотя многие историки говорят о легендарном характере этого утверждения. Другие же исследователи считают, что летопись, ошибаясь в деталях, всё же отразила вполне реальный факт вокняжения в Новгороде, а затем и во всём Древнерусском государстве варяжской династии.

Сторонники норманнской теории утверждали, что именно варяги принесли на славянские земли государственность.

Но государство есть прежде всего результат внутреннего развития общества. Славянский мир находился накануне образования государства. Варяги могли лишь участвовать в его формировании.

Они были не только отважными воинами-мореплавателями, но и предприимчивыми купцами — контролировавшими торговлю между Севером и Югом.

Новгородцы искали силу нейтральную, способную примирить общественные страсти. Этой силой и стали варяги, которые помогли завершить процесс объединения общин. Киевские князья-варяги уже через несколько поколений настолько ославянились, что об их происхождении напоминало лишь их родовое имя — Рюриковичи.

Главными задачами первых князей были объединение племён, живших на торговых путях, включение их в сферу своего влияния, подчинение соседних племён, взимание с них дани.

После смерти Рюрика его преемником стал Олег, княживший в Новгороде при малолетнем Игоре, сыне Рюрика. В 882 г. он совершил из Новгорода поход на Киев и занял его, впервые объединив северные и южные славянские земли в составе единого государства — Руси со столицей в Киеве.

Один из важнейших признаков возникновения государства — сбор дани. Князья вместе с дружиной объезжали племенные области и собирали дань. Это называлось полюдьем.

Размеры дани с племён вначале были произвольными. Как известно, киевский князь Игорь был убит древлянами в 944 г. за чрезмерные поборы. Его жена княгиня Ольга (944—964) регламентировала порядок сбора дани. Был установлен её размер (уроки), назначены лица для её сбора (данщики) и указаны определённые места для княжеских опорных пунктов (погосты).

5. Учитель. С образованием Древнерусского государства произошли серьёзные перемены во многих областях жизни народа. Между тем его верования по-прежнему основывались на языческой религии. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: оно воспроизводило племенной сепаратизм, оправдывало кровную месть.

В 980 г. в Киеве перед княжеским теремом было создано языческое капище с идолами девяти главных языческих богов.

Владимир попытался приспособить язычество к новым потребностям государства и общества.

Он создал языческий пантеон, который должен был стать пригодным для единого государства. Но в системе языческих представлений это означало, что отныне надо принимать и чужих, враждебных богов, отказавшись от своих прежних, родоплеменных. Так что опыт не удался, и спустя 8 лет поверженные идолы были сброшены в Днепр.

Язычество с его политеизмом (многобожием) и непрерывным противоборством богов уступило место христианскому монотеизму — единобожию. Политические и духовные интересы общества требовали такой религии, которая бы упрочивала княжескую власть, предотвращала конфликты и способствовала вхождению Древнерусского государства в семью европейских народов.

6. Учитель. Язычество даже в виде культа племенных богов не могло стать духовной основой объединения Древнерусского общества. Это заставило Владимира продолжить поиски религии, отвечающей новым потребностям древнерусского общества.

Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Рядом находились сильные государства, где господствовала какая-либо из мировых религий: Хазарский каганат на Нижней Волге, Булгария на Северной Волге и Византия на юге Европы. Князь Владимир выбрал православие.

Переход от язычества к монотеизму можно назвать осевой революцией. Отлаженная в течение многих тысячелетий система мифологического сознания была потрясена до основания в процессе перехода к монотеизму.

Христианство явилось осью, вокруг которой строилось развитие русской цивилизации. Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой.

Осевая революция — это прежде всего революция в умах. С принятием христианства связано становление традиционной русской культуры, появление на Руси славянского письма — глаголицы и кириллицы, переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных книг, становление системы образования при монастырях. В это же время начинается строительство каменных церквей, возникает иконопись, литературное творчество. Единый, литературный язык сплачивает население.

Выбор князем Владимиром православия как духовной основы древнерусского общества означал выбор восточноевропейской ориентации.

Значение перехода в осевое время велико. Оно цементирует цивилизацию. Древний Египет, не перешедший в осевое время, оказался впоследствии расколотым и уничтоженным как независимая цивилизация.

УРОК-ПРАКТИКУМ

Отработка навыков работы с первоисточниками, развитие умения проводить сравнительный анализ, закрепление полученных знаний, уточнение и детализация сведений о процессах образования государств у восточных славян и их христианизации.

2. Роль дорог в образовании государств в Западной Европе и Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

3. Значение призвания варягов в процессе образования государства в Западной Европе и в Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

4. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим сбор дани.

5. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим религиозную реформу 980 г. князя Владимира.

6. Для развития логических способностей учащихся проводится сравнительный анализ двух версий процесса принятия христианства:

по С.М. Соловьёву и Н.М. Карамзину.

Волок — место, где суда перетаскивали, переволакивали посуху.

Понт море — Чёрное море.

Море Варяжское — Балтийское море.

Море Хвалисское — Каспийское море.

Удел Сима — Азия.

До племени Хама — т.е. до Африки.

Почему этот путь так называется?

Какие страны и народы он связывал?

2. Учитель. Давайте вспомним, какую роль сыграли римские дороги в формировании средневековых государств в Западной Европе.

Прочитанный текст сравнивается с рассказом из Повести временных лет о распре между киевским князем Владимиром Святославичем и его сыном, Ярославом Мудрым.

Как вы думаете, почему подготовку к походу на Новгород Владимир начал

Чем отличались пути передвижения в Западной Европе и в Древней Руси?

Как это, на ваш взгляд, могло отразиться на формировании территорий ранних средневековых государств Западной Европы и Руси?

А вот как описывает Видукинд Корвейский призвание саксов бриттами:

Сравните рассказы Повести временных лет и Видукинда Корвейского. Что в них общего?

Как вы считаете, чем может объясняться близость рассказов о призвании варягов на Русь и о призвании саксов бриттами?

4. Учитель (зачитывает отрывок из Повести временных лет):

Щеляг — серебряная монета.

Как вы уже успели заметить, установление власти князя над землёй того или иного племени проявлялось в том, что это племя начинало платить ему дань. Что такое дань?

5. Учитель. Прочитайте предание Повести временных лет о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича.

Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

6. Учитель. Сравните две версии процесса принятия христианства в изложении — С.М.Соловьёва и Н.М.Карамзина.

Почему С.М.Соловьёв описывает только восторг народа, а Н.М.Карамзин — прежде всего горечь и боль по поводу свержения старых богов?

УРОК-СЕМИНАР

Обобщение, повторение пройденного материала.

Контроль уровня знаний учащихся.

Урок проводится в форме беседы с постановкой вопросов учителем.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите предпосылки образования государств у восточных славян и основные политические центры, вокруг которых формировались первые предгосударственные образования.

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор гудящих, где

Ревут, как будто быть беде;

Для нас священная навеки

Страна, ты помнишь ли,

Тот день, как из Варягов

Пошли суровые мужи?

Ответь, ужели так и надо,

Чтоб был, свидетель злых обид,

У Золотых ворот Царьграда

Забыт Олегов медный щит?

Чтобы в томительные бреды

Опять поникла, как вчера,

Для славы, силы и победы

Тобой подъятая сестра?

И неужель твой ветер свежий

Вотще нам в уши сладко выл,

К Руси славянской, печенежьей

Вотще твой Рюрик приходил?

О каких исторических событиях идёт речь?

Кто такие варяги и какова их роль в создании Древнерусского государства?

О да, мы из расы

Взносивших над Северным

Широкий крашеный парус

И прыгавших с длинных

На плоский берег

В пределы старинных

Пожары вносить и смерть.

5. Охарактеризуйте положение князя на Руси в X в. На чём была основана его власть?

7. Обдумайте смысл стихотворного отрывка.

В чащах, в болотах огромных,

У оловянной реки,

В срубах мохнатых и тёмных

Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,

Где разбежался ковыль,

Слушает крики Стрибожьи,

Чуя старинную быль.

С остановившимся взглядом

Здесь проходил печенег.

Сыростью пахнет и гадом

Возле мелеющих рек.

8. Почему в конце X в. язычество не отвечало потребностям Древнерусского государства?



Именно эти древние знания стали причиной уничтожения Язычества. Если каждый из нас будет знать о своих способностях, это представит для кое кого реальную угрозу. Такими народами невозможно будет управлять, скорее каждый отдельный человек будет решать, как ему жить. Язычество знает, что у человека есть дух, душа и тело. И каждый этот аспект необходимо развивать равнозначно. Но именно с 10 века началась борьба с подавлением Духа человека. Почему же духа, а не, скажем, души или тела? Да потому что именно дух это тот самый огонь жизни, дающий мотивацию и силу для движения вперед. Осознания себя как личности и полной власти над собой. Наша современная вера же этот самый дух и подавляет. Делая человека тише воды, ниже травы. Мол не выделяйся, будь аморфным. И люди под влиянием этого эгрегора, на подсознательном уровне, бояться сделать шаг вперед. Превращаясь буквально в растения. Наш Мир устроен научно, а не мистически. Все состоит из энергии. В 19 веке ученые считали, что конечный элемент материи это атом. Однако потом оказалось, что атом состоит из ядра, протонов и нейтронов. Сейчас же появилась такая наука как квантовая физика. Которая говорит, что все состоит из волн.


Теперь ближе к язычеству. Боги в понимании ДРЕВНИХ СЛАВЯН это те же люди, наши высокоморально и технологично более развитые предки. Но и Высший разум , создатель ВСЕГО тоже у них есть. Это всем знакомый Род. Отсюда и слово Природа. То-есть. При Роде. Кстати говоря, в Европе тоже были гонения на язычников. Если помните из истории охота на ведьм. А что такое ведьма? Ведьма это женщина, которая ведает. Другими словами у нее натренирована способность воздействовать на других с помощью полной концентрации внимания. То есть они владели своим сознанием, обладали развитым биополем. Для власти ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ТОГО ВРЕМЕНИ эти знания и собственно люди представляли реальную угрозу. Теперь коснемся Природы более точно. Почему же все таки Славяне почитали Деревья, Солнце, Огонь, Реки? Неужели мы были настолько глупы? Разве? А может наоборот? Мы со своей развитой цивилизацией оказались глупее ребенка? Именно сейчас мы начинаем открывать для себя давно забытые истины. К примеру, то, что планета Земля тоже является определенной формой жизни. У нее, так же как и у человека есть свое биополе – магнитное, так же есть кровь – реки, так же есть интеллект – информационное поле Земли.


Что касается растений, деревьев, насекомых, животных и людей – всё это, ни много не мало, иерархия развития сознания на планете! То есть все, что нас с вами окружает живое и обладает своим собственным уровнем сознания. Вот вам и ответ на этот вопрос. Поэтому то наши предки уважали каждый лист дерева, либо Солнце. Это гуманность! Наивысшая ступень разумного существа. Прошу не путать с толерантностью. Которая направлена на саморазрушение. О строении галактики говорят всем вам хорошо знакомые солярные символы. И эти знания были доступны за долго до того как Плоская земля стояла на слонах. Именно за эти знания, между прочим, сожгли на костре Джордано Бруно в так называемо развитой цивилизации. А это не так уж и давно, по меркам существования Земли. Всё вышесказанное лишь капля в море. Мы так многого ещё не знаем! Любви и добра Вам друзья!

Читайте также: