Почему во второй половине хх века усилился процесс деколонизации план урока

Обновлено: 04.07.2024

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

2.Проблема выбора пути развития.

Конфликты и кризисы в странах Юга.

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.




В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

Проблема выбора пути развития.

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.

Конспект урока истории

Дата 23.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

Ход урока.

Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

2.Проблема выбора пути развития.

Конфликты и кризисы в странах Юга.

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

Проблема выбора пути развития.

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изучения нового материала с применением исследовательского метода, коллективной и групповой работы.

Тема урока: Распад колониальной системы

Тип урока: урок изучения нового материала

2. Выделить основные этапы и особенности процесса деколонизации.

3. Определить значение и последствия ликвидации колониальной системы.

Развивающие: 1. Совершенствование умений установления и анализа причинно-

следственных связей, оценки исторических явлений и событий.

2. Совершенствование картографических навыков и навыков работы с учебным пособием.

Воспитательные: Воспитание уважения к истории народов мира.

Оборудование: 1. Космач, Г. А., Кошелев, В. С., Краснова, М. А. Всемирная история

Новейшего времени, 1945 г. – н. XXI в.: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Мн., 2012.

2. Рабочие тетради учащихся.

Ход урока (технологическая карта):

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Кратко характеризует последний раздел в изучении всемирной истории Новейшего времени

I. Изучение

1. Актуализация знаний уч-ся

2. Этапы процесса деколонизации

(коллективная работа)

Физминутка

(групповая работа)

4. Подведение итогов работы

1. Объявляет тему урока, записывает дату и тему урока на доске.

2. Организует целеполагание посредством вопросов:

- Какие страны Азии, Африки и Америки находились после ВМВ в зависимом положении?

- Какое влияние на политическое развитие этих стран оказала ВМВ?

1. Записывают дату и тему урока в тетради.

2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют цели урока. Определяют главную учебную проблему: Какое значение и последствия имела ликвидация колониальной системы?

3. Организует проверку поставленного задания.

1. Предлагают свои определения понятия, затем сравнивают их с определением в учебном пособии и записывают оптимальный вариант в тетради.

2. Исследуя текст §, информацию настенных карт, заполняют 1, 2, 3 колонки таблицы. При этом допускается коллективный обмен и обсуждение добытой информации.

3. Озвучивают полученные результаты с показом регионов и стран на настенных картах.

Организует эмоциональную разрядку

- Определите, какие страны после ВМВ были отнесены к т. н. “первому, второму и третьему миру” и почему?

2. Организует групповую работу (по рядам) с текстом учебного пособия + информацией из мобильного интернета, полученные сведения записываются в последнюю колонку таблицы.

3. Организует презентацию полученных уч-ся результатов работы. Выводит на формулирование ответа на общеучеб-ную проблему: Какое значение и последствия имела ликвидация колониальной системы?

1. Используя текст §, отвечают на вопрос учителя.

3 ряд: Выявить положительные и нега-тивные стороны процесса деколониза-ции.

Формулируют ответ на поставленную вначале урока учебную проблему.

Подводит общие итоги работы класса, отдельных учащихся, оценивает их работу на уроке.

Принимают к сведению рекомендации учителя.

II. Рефлексия

Предлагает уч-ся по рядам составить синквейны, задав начальные строки:

Организует озвучивание синквейнов.

Составляют синквейны (пятистрочники, отражающие суть темы урока) по форме:

существительное (понятие)

два прилагательных

три глагола

фраза из четырех слов

слово-синоним первой строки.

Представляют свои синквейны.

Предлагает записать в дневники д/з:

§ 20, ответить на вопросы к историческому документу на стр. 158 учебного пособия (устно).

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

ΙΙΙ. Изучение нового материала

Вопрос: Что такое деколонизация? (ответы учащихся)

Деколонизация – это распад колониальных империй европейских держав. (запись в тетради)

Задание 1. Причины деколонизации. Стр. 129

- В годы войны территории многих колоний стали ареной боевых действий. Там были созданы новые органы власти из местных жителей. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана. Укрепилось национальное самосознание народов и стремление к независимому развитию.

- Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. И они не имели сил вести борьбу за возвращение колоний.

- Создание ООН. Борьба колоний за освобождение получила международно–правовое обоснование. Они могли опереться на поддержку социалистических стран (СССР и Китай).

Многие бывшие колонии обрели независимость. В этих государствах начался подъем освободительного движения. Великобритания столкнулась с освободительным движением в Индии.


- 1947 г. – независимость Индии и Бирмы;

- 1948 г. – независимость Цейлона; (запись в тетради)

- 1946 г. – независимость от США Филиппин;

Задание 2. Выписать колонии и год получения ими независимости. Стр. 129-131

Война во Вьетнаме.

Вьетнам был богатой колонией Франции, которую она не хотела терять. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин провозгласил о создании ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам)

2 сентября 1945 г. – провозглашена ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам) (запись в тетради)


1946 – 1954 гг. – война во Вьетнаме.

Июль 1954 г. – Женевское соглашение . (запись в тетради)

Задание 3. Рассмотрите схему на стр. 130 и объясните, что произошло с Вьетнамом согласно Женевскому соглашению.

- Вьетнам был разделен по 17 параллели на Северный (союзник СССР) и южный (союзник США). Таким образом, Северный Вьетнам перешел под власть ДРВ, а Южный – под власть Франции.

Вопрос: Что такое локальные конфликты?

Локальные конфликты – это кратковременные военные столкновения, не достигшие по своим масштабам размеров войны. (запись в тетради)

Война в Корее.

Это война между Северной и Южной Кореей. Корея с 1910 г. до окончания Второй мировой войны была колонией Японии. Летом 1945 г. на территорию страны вошли советские и американские войска. Полуостров был разделен но 38 параллели. Образовалось 2 государства.


Южная Корея – республика Корея. 1948 г. Выборы в парламент. (запись в тетради)

Северная Корея – Корейская народно – демократическая республика (КНДР).


Южную Корею поддерживали США.

Северную Корея – СССР и КНР. (запись в тетради)

Обе Кореи считали, что именно они являются единственными представителями всего корейского народа.

В 1950 г. Северная Корея вторглась на территорию Южной Кореи. Первоначально военные действия развивались успешно для Северной Кореи, но 16 сентября 1950 г. Южная Корея с помощью войск США перешла в наступление. Постепенно война приобрела позиционный характер. С июля 1951 г. стороны начали переговоры о мире. Но тем ни менее военные действия продолжались. В 1953 г. мир был всё же заключен.

1950-1951 гг. – война в Корее. (запись в тетради)

Задание 4. Какие ещё происходили локальные конфликты? Стр. 134

В 1962 г. разразился Карибский кризис. (запись в тетради)

Задание 5. Причины и последствия Карибского кризиса. Стр. 134-136 (запись в тетради)

Война во Вьетнаме 1960-1970 –е гг. (запись в тетради)

Север не отказывался от идеи объединения Вьетнама. США начали поставки в Южный Китай. Самолеты США сбрасывали диоксин, для уничтожения джунглей, где укрывались партизаны. Итогом стали онкологические заболевания. Всё было отравлено этим веществом. СССР не остался в стороне. Он поддерживал Север. Эта война еще больше ухудшила советско – американские отношения. Но правительства обоих стран воздерживалось от взаимных угроз. Это облегчило заключение мира. В 1973 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны. В 1975 г. из Южного Вьетнама были выведены американские войска. Вьетнам был объединен под властью коммунистов Северного и Южного Вьетнама.

Презентация на тему: " Тема урока: Почему во второй пол. ХХ в. усилился процесс деколонизации?" — Транскрипт:

3 Тема урока: Почему во второй пол. ХХ в. усилился процесс деколонизации?

4 Цели обучения: выявлять общие закономерности путем анализа причинно - следственных связей выявлять общие закономерности путем анализа причинно - следственных связей опираясь на знания исторических фактов и карты, способен моделировать возможный сценарий развития исторического события опираясь на знания исторических фактов и карты, способен моделировать возможный сценарий развития исторического события аргументировано доказывать свое суждение и делать выводы из целого ряда источников аргументировано доказывать свое суждение и делать выводы из целого ряда источников

5 деколонизация империализм колониализм деколонизация империализм колониализм

6 Каково было положение колоний после Второй мировой войны?

7 Карточки для повторения Тема: Выделение ключевых слов (не менее 5) Ключевые люди (не менее 3) Ключевые события (не менее 5) Тема: Выделение ключевых слов (не менее 5) Ключевые люди (не менее 3) Ключевые события (не менее 5) Одно обобщающее предложение

8 Работа в парах с ресурсами Критерии успеха: ссылаться на соответствующие колониальные державы: Британию, Францию, Испанию, Италию, Португалию, Бельгию, Германию, Япониюссылаться на соответствующие колониальные державы: Британию, Францию, Испанию, Италию, Португалию, Бельгию, Германию, Японию указать, где проходил процесс деколонизации указать, где проходил процесс деколонизации указать, почему в различных регионах происходила деколонизация указать, почему в различных регионах происходила деколонизация ссылаться на предварительные знания о развитии империи в 19 ом веке.ссылаться на предварительные знания о развитии империи в 19 ом веке.

9 Написание краткого конспекта, объясняющего: не менее 2 х причин, почему колонии хотели стать независимыми после Второй мировой войны; не менее 2 х причин, почему колониальные державы были неспособны держаться за свои империи; Привести пример изменения политических границ Африки и Азии после Второй мировой войны; Не менее 2 х сходств и различий между освободившимися от колониальной зависимости странами Африки и Азии. сделать вывод, состоящий из одного предложения, по основным причинам деколонизации

10 Взаимоценивание точность изложения точность изложения соответствие предложенным критериям соответствие предложенным критериям четкий выбор информации по приведенным примерам четкий выбор информации по приведенным примерам

11 Лента времени Древний мир Средние века Новая история Новейшая история ….

Читайте также: