Почему версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога.

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Перевод В. Липецкой

Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636—1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комеди­ях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа.

Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в.

Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666—1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской арис­тократии. В создании архитектурного облика Вер­саля участвовали зодчие Луи Лево (1612—1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708) и Андре Ленотр (1613—1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных плас­тов, вбирающих характерные черты классицизма.

Средоточием Версаля является Большой дво­рец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на неко­тором возвышении, дворец занимает господствую­щее положение над местностью. Его создатели раз­делили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла — ризалита, придаю­щих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя эта­жами. Первый, выполняющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпо­хи Возрождения. На втором, парадном, находятся высокие арочные окна, между которыми располагаются ионические ко­лонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульп­турными группами, придающими зданию особую нарядность и лёгкость. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и великолепие. Не случайно Мольер сказал о Большом дворце Версаля:

Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунка­ми: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой до­вершают впечатление богатства и роскоши.

Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий, пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом па­радном зале дворца — Зеркальной галерее (длина 73 м) — на­глядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном осве­щении четыреста зеркал создавали исключительный простран­ственный эффект, передавая волшебную игру отражений.

Спальня короля расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на три магистрали, расходящиеся из одной точки, что символически напоминало о главном средоточии государственной власти. С балкона взору короля откры­валась вся красота Версальского парка. Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отли­чие от пейзажных (английских) парков, выражав­ших идею единения с природой, регулярные (французские) пар­ки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версаль­ский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с по­мощью циркуля и линейки.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми кра­сками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким об­разом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время го­да. Дорожки парка посыпаны цветным песком. Некоторые из них выстилали сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшиеся из теплиц.

Была природа в парке этом

Как будто неживой;

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой.

Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах и танцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

В. Гюго Перевод Э. Л. Липецкой

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!

Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый ге­ний везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную На­туру, как бедную невольницу, повергал к ногам его.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир

После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII—XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил раз­бивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на про­должении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку горо­да, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских про­странств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.

Новое понимание города как объекта архитектурного воздей­ствия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были наме­чены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма — свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность город­ской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рас­считанные на свободный и беспрепятственный обзор.

Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распрост­ранение в странах Европы — неоклассицизм. После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градо­строении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос импе­раторского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атри­бутов римской военной истории в качестве основных декоратив­ных мотивов.

Суть нового художественного стиля очень точно была переда­на в знаменательных словах Наполеона Бонапарта:

Стиль ампир стал олицетворением политического могущест­ва и военной славы Наполеона, послужил своеобразным прояв­лением его культа. Новая идеология вполне отвечала политиче­ским интересам и художественным вкусам нового времени. По­всюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, мо­нументы и общественные здания, демонстрировавшие импера­торское величие и силу власти.

Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузель была сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице. Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены ар­хитектурными перспективами.

Церковь Святой Женевьевы, возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном — местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени — колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древне­римской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архи­текторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой им­перии и жажду величия Наполеона.

Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных со­оружений особенно высоко ценились торжественность и велича­вая помпезность, их декор был нередко перегружен военной ат­рибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные со­четания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиден­ций Лувра и Мальмезона.

Вопросы и задания

1.Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведени­ям?

Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, на­пример площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с. 74)?

2. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?

3. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?

3. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) гале­реи Франциска I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.

Книги для дополнительного чтения

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая исто­рия искусств).

Классицизм и романтизм: Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок / под ред. Р. Томана. М., 2000.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

ЛенотрЖ. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. М., 1999. Федотова Е.Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.

Потому что он создан в эпоху классицизма, выполнен, естественно, в стиле классицизма, и является без сомнения выдающимся произведением!

История строительства Версаля:

Вторая половина XVII века период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства. Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий примет устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума. Дворец и парк Версаля один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный им законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений малых форм, и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. История парка и дворца тесно связана с развитием абсолютизма.


История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у Жан-Франсуа де Гонди (Jean-François de Gondi), и предпринята двухлетняя перестройка ставшего тесным замка. Фасад Версальского дворца


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время населения Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако оно быстро сократилось, после того, как король был вынужден переселиться в Париж. Оранжерея

Версальский дворец (фр. Château de Versailles) — парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе. С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Классицизм во Франции-Версаль-иллюстрация-заставка к записи

Классицизм во Франции-Версаль – презентация по мхк, которая познакомит с выдающимся памятником французского классицизма.

 Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхк

В европейском искусстве ХVII столетия сформировались и одновременно, но в разных странах, существовали два больших стиля. Стиль барокко, родившийся в Италии, определял искусство стран, находящихся под властью католической церкви. В странах с протестантизмом, где победили буржуазные революции, ведущим в художественной культуре стал классицизм.

Классицизм во Франции –Версаль – дворец, город, парк

Классицизм во Франции-Версаль-Версаль - дворец, город, парк-коллаж-иллюстрация

В 1624 году в 17 километрах от Парижа в лесной и болотистой местности, богатой дичью, был построен охотничий замок Людовика ХIII. Людовик ХIV для того, чтобы показать могущество абсолютной обожествлённой королевской власти, решил построить дворец, который бы стал символом этой власти. Строительство началось в 1661 году. Главным архитектором Версаля стал Луи Лево, построивший уже множество дворцов для короля и его вельмож. Парк проектировал Андре Ленотр. Оформлением дворца занимался выдающийся французский живописец, основатель Французской Академии живописи, учредитель Королевской мануфактуры гобеленов, для которых создал картоны, Шарль Лёбрен.

Классицизм во Франции-Версаль-Живописные работы Шарля Лёбрена-коллаж-иллюстрация

Версальский дворец

Строительство дворца Людовика ХIV начинал Луи Лево. После его смерти главным архитектором Версаля стал Ардуэн Мансар. Он расширил дворец, пристроив два корпуса – южный и северный. Шедевром архитектуры стала созданная им Зеркальная галерея с примыкающими к ней залами Войны и Мира. Росписи плафонов в Зеркальной галерее и залах Войны и мира созданы Лёбреном.

Классицизм во Франции-Версаль-Зеркальная галерея-иллюстрация

Зеркальная галерея Версаля

Классицизм во Франции-Версаль-Шпалеры Версаля-коллаж-иллюстрация

Гобелены Версальского дворца

Внутреннее убранство дворца подчинено идее возвеличивания короля-Солнца. Строгий стиль классицизм не совсем соответствовал этой задаче, поэтому в Версальском дворце черты классицизма сочетаются с чертами итальянского барокко с его пышностью и театральностью. Специально для дворца в Версале был создан стиль мебели. Андре Шарль Булль использовал для отделки кресел, столов шкафов накладки из позолоченной бронзы, инкрустировал мебель перламутром, слоновой костью, серебром, панцирем черепахи. В Версале существовали комплекты мебели и посуды из чистого серебра. Шарль Булль создал новый вид мебели – комод.

Классицизм во Франции-Версаль-Мебель Шарля Булля-коллаж-иллюстрация

Мебель Шарля Булля

Парк Версаля

Версальский парк с полным основанием можно назвать шедевром садово-паркового искусства. Творцом этого чуда стал Андре Ленотр. До парка Версаля он создал парки и сады Тюильри, Марли, Сен-Клу, Шантильи, Со, а также парк в поместье министра финансов Франции Фуке Во-ле-Виконт. В планировании парка Версаля Ленотр применил принципы классического искусства. Идея этого творения – власть человеческого разума над дикой природой. Аллеи, цветники, боскеты имеют строгие геометрические формы. Под его руководством были осушены болота, перемещены холмы, вырыт канал. Мелкий лес выкорчевали, из Фландрии и Нормандии были привезены грабы. Деревья и кустарники подстригли, придав и им формы конусов, шаров, кубов.

Классицизм во Франции-Версаль-Версальский парк-иллюстрация

Неплохие фотографии Версаля я нашла на сайте Дворцы Франции. Версаль.

Предлагаю совершить путешествие по Версалю.

Достоинством К. является представление о важной общественной миссии ис-кусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть – академизм. Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Версаль (1624-1687) – любимая загородная резиденция короля, ставшая воплощение (великого царствования), синонимом абсолютизма. Первоначально архитектор Луи Лео расширил старый охотничий дворец Людовика 8 и выделил в традициях классицизма его центральную ось парадными садовыми порталами. Жюль Андуэн - Мансар

Значительно увеличил дворец пристройками, в частности зеркальной галереей, соединил парадные покои короля и королевы. Он придал Версалю его классическую строгость за счет горизонтальных линий, единой плоской кровлей.

Парк предлагает наличие наружной ограды. Ровный рьельеф. Осевое деление площади центральной аллеей и симитричные посадки по обеим сторонам. Большой канал, постриженные тисовые шпалеры, лучевые аллеи и далекие перспективы. Плоские водоемы служат гигантскими зеркалами дублирующими пространство. Придворная культура версальского периода любила такие нюансы, и ансамбли Версаля использовались как театральная декорация в целях пышного прославления монарха.




Достоинством К. является представление о важной общественной миссии ис-кусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть – академизм. Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Версаль (1624-1687) – любимая загородная резиденция короля, ставшая воплощение (великого царствования), синонимом абсолютизма. Первоначально архитектор Луи Лео расширил старый охотничий дворец Людовика 8 и выделил в традициях классицизма его центральную ось парадными садовыми порталами. Жюль Андуэн - Мансар

Значительно увеличил дворец пристройками, в частности зеркальной галереей, соединил парадные покои короля и королевы. Он придал Версалю его классическую строгость за счет горизонтальных линий, единой плоской кровлей.

Парк предлагает наличие наружной ограды. Ровный рьельеф. Осевое деление площади центральной аллеей и симитричные посадки по обеим сторонам. Большой канал, постриженные тисовые шпалеры, лучевые аллеи и далекие перспективы. Плоские водоемы служат гигантскими зеркалами дублирующими пространство. Придворная культура версальского периода любила такие нюансы, и ансамбли Версаля использовались как театральная декорация в целях пышного прославления монарха.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
В 11 КЛАССЕ

Тип урока : урок ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок-путешествие с использованием компьютерных технологий

Цель : 1.Создать условия для знакомства учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля;
2. Способствовать развитию умения самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
3. Содействовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства.

I Организационный момент

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне и своим друзьям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

II Постановка цели урока

Запишите тему урока.
Наиболее ярко классицизм проявился в произведениях архитектуры.

Классицизм (лат. Classicus – образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков.

-Как вы думаете, каким образцам следовал этот стиль?

Кессон в архитектуре — элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.
Ярче всего характерные особенности классицизма можно рассмотреть на примере архитектурного сооружения – Версальский дворец.
Сейчас мы отправимся в вертуальное путешествие и нам предстоит в его конце путешествия ответить на вопрос: Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?
Давайте вначале обратимся к истории создания и архитектурному облику Версальского дворца

Перенесемся на столетье -
Времён строительства дворца,
Когда придворные кареты
Стекались веером сюда.

Версаль, стояла деревушка,
Кругом болота, да поля,
Скупил Людовик все владенья,
Чтоб здесь был замок короля.

Интерьеры дворца оформлены в стиле барроко: использовано много зеркал и изысканной мебели. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши. Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется десятками тясяч. Самый большой зал дворца занимает Зеркальная галерея.

Фасад Зеркальной галереи -
Обильем золота, стекла,
Зал исключительностью веет
В парадном марше хрусталя.

Парк с регулярной планировкой
Андре Ленотр осуществил,
С необычайною сноровкой
Газоны в линию разбил.

Баскеты грамотной посадкой,
Кусты подстриженые в ряд
Мир первозданного порядка,
Где торжествует стиль и лад.

IV Первичное закрепление

Завершилась наша прогулка по Версалю.
1) Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?.
Назовите основные черты классицизма?
Что на ваш взгляд, отличает сооружения классицизма от стиля барокко и стиля эпохи Возрождения?
2) Работа в парах
Давайте рассмотрим картины русского художника А.Н.Бенуа из цикла Версаль. Прогулка короля.
- Как на своих картинах Бенуа передал атмосферу придворной жизни короля Людовика XIV?
- Почему их можно рассматривать как картины символы?

V Итог урока
Подведение итогов урока, оценки
Было ли вам интересно и что для себя вы узнали новое, чему-то удивились?

Читайте также: