Исследовательская деятельность в школе статья в

Обновлено: 05.07.2024

4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части. Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
- изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
- описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [2].
К исследовательским заданиям относятся:
- познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес (например: какое количество электроэнергии потребляет наша школа);
- творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
- урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
- урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.


В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.

Ключевые слова: школьное образование, учебная исследовательская деятельность, современное образование, исследовательский подход.

Современное школьное образование находится под постоянным влиянием процессов глобальной модернизации и глобализации. В этих условиях очевидно, что развитие школьного образования должно идти параллельно с развитием общества, обеспечивая тем самым формирование его духовного, интеллектуального и культурного потенциала. Приоритетной задачей школы является организация специального инновационного образовательного процесса, в ходе которого учащиеся не только овладеют системой базовых знаний и ключевых компетенций, но и получат всестороннее развитие за счет обновления внутренних ресурсов личности [1].

В современном мире образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения, развитие образовательной и научной инфраструктур являются в настоящее время непременными условиями формирования и развития общества и экономики, где ведущими ресурсами являются не только новые знания, но и научные исследования и инновации. Модернизационные процессы в российском образовании направлены на изменение различных его аспектов, в том числе повышение значимости подготовки учащихся различных возрастных групп. Необходимость усиления учебно-исследовательской составляющей современного школьного образования отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Акцент в современном образовании делается на овладение ключевыми компетенциями, в том числе исследовательскими.

Целью учебно-исследовательской деятельности современных школьников является овладение студентами исследовательскими умениями как универсальным способом усвоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции студента в учебном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с использованием ранее неизвестных знаний [3].

Использование исследовательского подхода в обучении школьников является одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием.

Что касается исследовательского подхода к обучению, то он включает в себя несколько факторов, определяющих сущность этого подхода. Она включает в себя:

– внедрение общих и частных методов научного исследования в процесс получения учебного знания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

– организация учебной и внеурочной поисковой и творческой деятельности;

– актуализация внутри- и межпредметных отношений;

– усложнение содержания и совершенствование процессуальных аспектов познавательной деятельности.

  1. Султанова Т. А. Развитие школы как инновационный процесс / Т. А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — № 3. — с. 199–202.
  2. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — с. 85–90.
  3. Черниязова, А. С. Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания / А. С. Черниязова, Т. А. Султанова // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — с. 529–532.
  4. Громова Т. В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — с. 49–53.

Основные термины (генерируются автоматически): современное образование, исследовательский подход, исследовательская деятельность, исследовательский тип мышления, основная цель, российское образование, современное школьное образование, учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность школьников, школьное образование.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Из опыта работы

Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе

«Наипервейшая задача, которая стоит перед

системой образования, - не просто наполнить головы

знаниями, а научить людей учиться, привить им

(Из выступления Президента РФ В.В. Путина).

В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в процессе обуче­ния. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволяет существенно усилить влияние школы на ход самореализации личности ученика.

Это веление времени и оно во многом определяет содержание преобразований учебного процесса в школе. А преобразование учебного процесса невозможно без непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий

Новая образовательная доктрина, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике, выдвигает требование систематизировать, обобщить, выбрать формы, методы, технологии для использования их учителем в образовательном процессе.

Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчес­тва в обучении обеспечивает исследовательская, проектно-исследовательская деятель­ность, и каждый педагог должен осознать, понять, что сегодня это стало неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Среди способов мотивации школьников к учению исследова­тельская, проектно-исследовательская деятельность, по моему мнению, занимает особое место. Она способствует активизация мысли­тельной деятельности.

Почему я обращаюсь к исследовательской и проектно-исследовательской деятельности и использую её при проведении уроков, внеклассных мероприятий, работе химического кружка?

Почему считается, что исследовательская и проектно-исследовательская деятельность в школе соответствует требованиям сегодняшнего дня, сориентирована на образовательные приоритеты современного информационного общества?

В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность — деятельность уча­щихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по про­ектированию собственного исследования, предполагающая выделе­ние целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирова­ние хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

▪ приобретение учащимся навыков исследова­ния как универсального способа освоения знаний;

▪ развитие способности к исследовательскому типу мышления;

▪ активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и значимыми для каждого конкретного ученика.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учеб­ной нагрузки детей, исследовательская деятельность становится инструментом повышения качества образования. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Ответом на поставленный вопрос стала индивидуальная внеурочная образовательная деятельность, которая осу­ществляется мною в виде исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Любая исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

• ознакомление с литературой по данной проблематике;

• овладение методикой исследования;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

Темы выбираем совместно самые разные, необязательно относящиеся к предмету химии, но обязательно интересные, увлекающие ребят и обязательно выполнимые, доступные их возрастным особенностям, темы которые формируют развитие образовательной среды ученика.

Любая работа с учениками, а исследовательская и проектно-исследовательская деятельность не исключение, это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения поставленных задач. Если сам учитель проявляет заинтересованность, то он способен заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую, проектно-исследовательскую деятельность выявляются одаренные ребята, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется исследовательский стиль мышления. Главное для меня, чтобы мои воспитанники получали удовольствие от изучения химии и смежных с ней наук, от общения со мной, были конкурентно способными.

Ученики, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью, всегда получают моральное удовлетворение от своей работы. Их работы печатаются, о них узнают их сверстники, учителя, родители. Авторы исследований при помощи своих работ за­являют о себе на конкурсах, конференциях, создают ресурсы, которые могут быть полезны школе, обществу; могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности на более высо­ком уровне.

Исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью я начала заниматься с ребятами 9-х классов с 2006 года. Очень важна в моей работе обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Нравится ли им заниматься тем, что предложил учитель? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них и построена вся система работы.

Ежегодно мои ученики принимают участие в осенней и весенней сессии Донской Академии наук юных исследователей, выступая со своими учебно-исследовательскими, проектно-исследовательскими работами не только на муниципальном уровне, но и областном.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не все. А проектно-исследовательская деятельность под силу всем ученикам. Поделюсь опытом внедрения проектно-исследовательской деятельности при изучении химии. Приведу конкретный пример нашего учебного исследовательского проекта.

Образовательные цели: ознакомить с вопросами учебной программы: что такое кислоты? Классификация кислот. История открытия важнейших представителей данного класса веществ. Применение и использование кислот. Влияние кислот на организм человека.

Развивающие цели: привить навыки к исследовательской деятельности, перевести учащихся в режим самообразования, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы.

Задачи: создать проблемную ситуацию; установить связи между объектами – процессами; решить проблему путем анализа и обобщения, полученных ранее знаний и умений; провести поиск недостающей информации для решения проблемы; создать условия для самостоятельной работы, получить практические навыки использования информационных технологий по созданию исследовательского проекта по химии.

Над проектом работал весь класс. Знакомство с теорией проходило в библиотеках, в сети Интернет. Родители активно помогали моим ученикам.

4-я группа – изучая многообразие кислот, состав кислот, классифицировала их. Итог работы – таблица классификации кислот, выполненная с применением ИКТ.

5-я группа – разрабатывала правила по технике безопасности при работе с кислотами, проводя эксперименты под руководством учителя.

6-я группа – готовила публикацию, где были представлены исследования о вредности жевательной резинки на детский организм. Ребята сделали вывод после анализа этой проблемы: жевательная резинка не так безопасна, как это кажется.

Хочу отметить, что в классе всегда есть несколько учеников, принципиально неспособных к такой форме работы, как проектирование. Я в таких случаях не настаиваю. Ребята, которые не участвует в проектировании, являются моими помощниками; вместе мы готовим оборудование и реактивы для проведения экспериментов, убираем и моем химическую посуду. Место и дело находится каждому.

Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Актуальность темы: Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Цель работы: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности.

Задачи работы:

- обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;

- стимулировать интерес у детей к изучению предметов;

- познакомить учащихся с научной картиной мира;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- способствовать активному вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.

Практическая значимость работы:

- расширение кругозора учащихся в различных областях знания;

- повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;

- углубленное изучение учебного материала;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей у учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.

Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

Проведение уроков в форме деловой игры.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.

Организация исследовательской деятельности.

Опираясь на методику проведения исследования в школе, можно сделать вывод, что это будет трудно, ребенок не сможет пройти через все этапы. Но это не так. Начинать работу по проведению исследований надо постепенно.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить.

Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Африки; защитим нашу планету.

Спустя полгода работы с первоклассниками, можно определить группы учеников по их способностям. У каждого свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль.

На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Во внеурочное время исследовательская деятельность приобретает более длительный характер.

Алгоритм проведения исследования:

Определяем проблему, ставим вопрос.

Определяем цель исследования и задачи, которые предстоит решить по поставленной цели.

В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу.

Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете).

Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки.

Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?

С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.

В своей работе мы с первого класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Во время каникул учащиеся стали больше узнавать нового, читать, смотреть обучающие фильмы. Некоторые ученики начали проводить свои эксперименты, оформляя их и делая выводы. В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.

Во втором классе мы продолжили работу над исследовательской работой. Учащиеся уже осознано ставят вопросы и ищут на них ответы.

Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности.

Совершенно новый подход в обучении я открыла случайно. Отмечая с детьми какие-либо значимые праздники, мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Но бывает и так, что праздники, которых мы не касаемся – отличный источник знаний. Не просто обыденных знаний, но и обширных.

Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально – насыщенных, познавательных. К примеру праздник птиц, подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Учащиеся не просто повторяют правила поведения с животными, и то, что они могут сделать, а делают.

Учащиеся знакомятся с особенностями зимовки птиц в родном краю и помогают пернатым обрести дом на зиму. Применяя все свои творческие навыки.

Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали.

Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.

Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события – интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов.

Праздник какого – то дня проходит через все уроки совершенно. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы. Иногда в парах, иногда в группах. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов.

Организация таких тематических дней способствует активному развитию словарного запаса учащихся, открытию новых слов и фактов. Мои ученики с удовольствием учат новые фразы, перенимают удивительные факты, а затем делятся с родителями.


Полный текст материала Статья "Исследовательская деятельность в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

ГБОУ ООШ с.Михайло-Овсянка

Выступление на МО:

Январь 2019

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

Педагог должен сам быть творческой личностью

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:

 Практическое использование полученных результатов

 Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело

 Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Этапы работы над научным исследованием.

1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Виды исследовательских работ.

 в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

 сущность темы, обоснованные научные предложения;

 выводы и предложения.

 основные положения доклада;

 основные выводы и предложения.

 краткие данные о методике исследования;

 анализ собственные научных результатов и их обобщение;

 выводы и предложения;

 ссылки на цитируемую литературу.

 краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

 значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

 детальная характеристика применявшихся методов;

 существование новых научных результатов;

 заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

 выводы и предложения.

 подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

 выводы по каждому разделу (главе);

Формы предоставления исследования:

Публичная защита в форме лицензирования

Беседа и спор с оппонентами и коллегами

Основные принципы НИР:

Принцип сущностного анализа

Принцип единства логического и исторического

Принцип концептуального единства

Требования к содержанию научной работы.

Требования к содержанию

 наименование учебного заведения, где выполнена работа;

 фамилию, имя и отчество автора;

 тему научной работы;

 фамилию, имя и отчество научного руководителя;

 наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

 оценку современного состояния решаемой проблемы;

 обоснование необходимости проведения работы.

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.

4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).

6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

 титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

 текст работы должен быть пронумерован;

 работа должна иметь оглавление;

 основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

 если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

 работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

 к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

 Чёткость и доступность изложения материала.

 Соответствие темы работы её содержанию.

 Актуальность и практическая значимость работы.

 Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

 Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

 Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

 Оформление научной работы.

 Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.

2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3. Выступление должно проходить чётко.

4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии, легенды, разработки мероприятий и т.д.).

Я считаю, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе нашей школы имеет множество положительных моментов:

для педагогов - организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, углубиться в исследуемую проблему;

для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, возможность активного участия в школьной жизни;

образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе.

Читайте также: