Почему важно устранить логопедические проблемы до школы

Обновлено: 05.07.2024

Если до школы остается полгода, целесообразно отвести ребенка на комплексную диагностику к логопеду и психологу (или нейропсихологу). И лучше сделать это не в детском саду, куда ходит ребенок, а найти сторонних специалистов. Это позволит беспристрастно оценить психическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.

При обследовании логопед должен обратить внимание не только на звукопроизношение, но и на структуру речи, понять, присутствуют ли элементы общего недоразвития речи или незрелость фонематического слуха.

Психолог или нейропсихолог помогут определить функциональную зрелость ребенка и выявить возможные трудности в обучении или адаптации будущего первоклассника.

Грамотный диагност оценит объем затруднений, испытываемых ребенком, и сориентирует родителей — есть ли у них время на исправление каких-то незначительных проблем или объем затруднений таков, что родителям стоит задуматься, отдавать ли ребенка в школу сейчас или пропустить год.


— Какие особенности говорят о том, что у ребенка возможны проблемы в школе? С какого возраста нужно обращать на это внимание — с пяти лет или раньше?


Второе — возраст. Дети начинают говорить к году и постоянно совершенствуют этот навык. В три года ребенок использует распространенные предложения, а в пять лет речь почти заканчивает свое развитие, далее — только накопление словаря и сложные грамматические конструкции.

А теперь представьте, что ребенку три, пять, шесть лет, а он не говорит или почти не говорит. Остальные дети не ждут его, а идут в темпе речевой нормы. Как успеть их догнать? Самое эффективное в коррекции — это грамотное раннее вмешательство, комплекс различных мероприятий и интенсивность занятий и процедур.

Сегодня мы, наверное, не будем говорить о раннем речевом развитии. Еще раз отметим только то, что если у ребенка диагностирован речевой диагноз или отсутствие/нарушение речи в сложном синдроме, то нужно очень стараться, чтобы к школе успеть максимально продуктивно решить проблему. Обратить на нее внимание стоит не в пять лет, а уже в год. Именно тогда появляются первые слова. И нормы раннего речевого развития очень высоки.

Чек-лист речевых проблем дошкольников

— Что должен уметь ребенок к пяти–семи годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?

— Возраст пять–семь лет — это предшкольный период, когда родители начинают задумываться о том, в какую школу ребенок пойдет, по какой программе будет учиться и сможет ли ее усвоить.

По сути, в пять ребенок владеет речью в совершенстве, как взрослый человек. Когда все не так, то это тревожный звоночек.

Что в этом возрасте уже есть — отмечайте. Если ни по одному пункту нет галочки, то надо срочно бить тревогу. Равно как и один–два плюсика — тоже повод беспокоиться.

  1. Богатый словарный запас (2 500–3 000 слов).
  2. В речи присутствует много существительных, прилагательных, личных местоимений, используются предлоги.
  3. Присуще словотворчество, ребенок может придумать собственные стихи. Читает стихотворения с выражением.
  4. Появляется пересказ, в стадии формирования — монолог. Из нескольких предложений может составить логичное высказывание, с выводом.
  5. Выговаривает все звуки (звуки [л], [р] могут появиться чуть позже).

К шести годам у ребенка прекрасная коммуникация, он разговаривает и с ровесниками, и со взрослыми. К семи годам он готов к освоению школьной программы.

Что характерно для этого возрастного периода:

Итак, есть прогноз накануне школы, так сказать, финальный — к чему пришли. А есть долгосрочный.

Я уже говорила, что, если у ребенка тяжелое нарушение речи, такое как алалия, или нарушения речи в структуре синдромов, генетических аномалий и сочетанных нарушений (синдром Дауна, аутизм, ДЦП), коррекция должна быть ранней и достаточно продолжительной. Начинать нужно в возрасте с двух до трех лет. И, вероятнее всего, придется продолжать заниматься в школе и довольно долго коррекцией речи, нарушений письма и чтения.

Если это только речевые прогностически несложные проблемы (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий или связной речи), то нарушений письма и чтения в принципе быть не должно.

Инклюзия пока как иллюзия

— Школе нужен прежде всего удобный ребенок. Что это значит? Он должен быть послушным — тихо сидеть на уроках, поднимать руку и не конфликтовать с детьми. Должен успевать усваивать пройденный материал, не портить учителю статистику. Выполнять в полном объеме домашние задания.

Теперь вопрос: вы много таких детей видели? А если еще ребенок имеет особенность и тем более болезнь, то это совсем невозможная ситуация для учителя.

Поэтому вопрос ваш правомочный. С одной стороны, учителей ждут увеличение количества детей в классе, усложнение требований и самой программы. А с другой — совсем не простые дети. С третьей — инклюзия пока как иллюзия. Желание есть, а реализовывается плохо.

Учитель не дефектолог, не коррекционный педагог, он, может быть, и хотел бы помочь, но зажат в рамки.

Поэтому ни про идеальных, ни про удобных детей не приходится говорить. Пожалуй, опираться нужно на норму. Но и тут надо определиться: какую норму будем считать нормой — функциональную, среднестатистическую или нормативную.


Нормативная норма — это такая вершинка (как у кривой Гаусса), средний идеализированный показатель, которого нет в природе, но который должен быть. Слева и справа от нее — среднестатистическая норма. За крайними точками — не норма, туда входит достаточно детей (задержка развития, умственная отсталость, пограничные отклонения, обусловленные соматическими, психоневрологическими проблемами).

А есть еще и функциональная норма — это индивидуальная норма развития ребенка. Вот я за нее.

— Как понять, готов ли ребенок к школе, когда ему уже шесть или семь лет? Если в шесть лет он читает, пишет и умеет рассуждать — готов? А вот если в семь лет не готов (у него СДВГ, не умеет концентрироваться)?

— Только в семь лет. И дело не в том, пишет он или читает.

Готовность к школе подразумевает совсем другие параметры, и они касаются прежде всего физиологической (физическое созревание, устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму) и психологической готовности (развитие познавательных процессов, речи, руки, созревание эмоционально-волевых процессов). А педагогическая готовность, включающая умение писать, читать, считать, пересказывать, подождет.

Но есть еще один важный пункт — школьная гигиена, которая занимается вопросами охраны и укрепления здоровья детей.

До семи лет еще не сформирована статика, ребенок не может сесть ровно, как просит учитель, и удерживаться в таком положении, не готовы суставы и мышцы руки, в стадии формирования произвольная регуляция деятельности, селективное внимание и речь. Только с шести лет начались зрительные дифференцировки. Фронтальная кора и лобное созревание происходит вообще только к восьми–девяти годам.

— Логопеды и психологи говорят, что ребенку совсем не обязательно учиться читать до первого класса — этому должны научить в школе. Но школа требует этого. Как же быть с теми детьми, кому до школы это дается тяжело?

— С детьми надо бы не бороться, а учить их именно в школе. По сути, это и есть ее прямая обязанность. Но вот как мы тут с вами можем решить социальную проблему? Только трансляцией научных знаний, их популяризацией.

А пока — только за счет свободного времени ребенка и дополнительных с ним занятий, причем не с одним педагогом, а теми, кто может ускорить процесс. Это нейропсихолог, логопед, психолог, инструктор ЛФК.

Если в школе скучно учиться

— Ребенок легко научился читать и писать перед школой. Но ему может быть скучно на уроках. Как сделать так, чтобы это не случилось?

— У всех детей свой темп усвоения материала, уровень общих знаний и умений, привычек, традиций, поэтому индивидуальный подход — это лучшее решение. Карточки, индивидуальные тетради, задания по уровням, когда не весь класс одновременно работает с одним материалом.

Некоторые дети усваивают программу быстрее других, и наоборот. Кто-то может перейти от букваря к чтению книг, а также к самостоятельным заданиям.

В любом случае в классе учатся дети разных уровней знаний, умений и возможностей. Индивидуальный подход — это выход. Это поможет не только тем, кого нужно подтянуть или, наоборот, ускорить, но и детям, у которых есть творческие, языковые, математические способности.

В социальном аспекте мы все время говорим о толерантности, на самом деле неугодных выживают, вешают ярлыки. Но проблема не только в наших эмоциях, а прежде всего в нормативной базе.


Вот разговор с завучем одной московской школы, это бывшая наша студентка, по второму образованию логопед, проблемы особенных детей знает не понаслышке.

Сейчас по закону об образовании и ФГОС получить занятия у логопеда можно только для детей с ОВЗ. То есть после прохождения ПМПК. Получается, что услуги логопеда при дисграфических проблемах в условиях общеобразовательной школы не предусмотрены.

Очень грустно, что школа требует диагноз, когда нужно работать с конкретными особенностями, дефицитами детей, тем более — временными.

— В последние месяцы перед школой что можно подтянуть у первоклассника? И при этом не терять последнее дошкольное лето.

— Мне в принципе не нравятся дедлайны, а в том, что касается коррекционной работы, особенно. В коррекции нужна регулярность, комплексность. Не стоит из последних сил что-то делать.

Если проблема не была решена до школы, то можно продолжить ею заниматься далее. А в последние деньки просто насладиться беззаботностью.

Мне кажется, что в первую четверть много будет времени, если дети идут в школу уже читающими и пишущими.

— Какие проблемы могут быть в школе в первые месяцы? Как помочь?

— Дети могут быть рассеяны, встревожены, плаксивы, но это физиологично для них в этом возрасте. Многие психические процессы в стадии формирования — внимание, речь, произвольная регуляция деятельности.

Школьное время должно состоять из сменяющих друг друга периодов обучения и расслабления. Работоспособность только формируется.

Некоторые дети сразу включаются в урок, особенно это свойственно девочкам, другие же долго раскачиваются, зевают, что-то ищут в портфеле. Кто-то быстро работает, а потом скучает, другой — никак не включится, но быстро выполняет, третий — медлителен.

Учесть темп каждого ребенка сложно. Но это и есть организация учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. А также психологических, логопедических, физиологических особенностей.

Вы спросите — как это организовать? Но ведь есть опыт. Есть школы, где перемежают уроки с зарядкой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда школа продумывает удобные мелочи — красивые холлы, ресурсные сенсорные зоны.


О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых дефектов, которые сложно не заметить. Конечно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своей крохи неправильное произношение различных звуков. Однако на приёме у специалиста оказывается, что развитие ребёнка соответствует возрасту и поводов для беспокойства нет.

Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к детскому логопеду или же речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом?

В чём причины нарушения речи

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.

Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.

Когда нужен логопед

«Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа ″кххх″, ″гыгы″, ″агу″, ″агы″, затем повторяющихся слогов ″диди″, ″гиги″, ″бубу″, ″тата″), то уже в возрасте 1 года стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации, – объясняет логопед Елена Ерёмина. – Также необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом, если у ребёнка:

В возрасте старше 6 лет у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем со звукопроизношением быть не должно. Как считает логопед Елена Ерёмина, поводом для обращения к логопеду могут стать следующие причины:

  • ребёнок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается;
  • не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги;
  • у ребёнка в школе проблемы с письмом.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.

Как ускорить коррекционный процесс

Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:

  • регулярное выполнение домашних заданий;
  • регулярное посещение логопедических уроков;
  • ответственное выполнение предписаний логопеда;
  • соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
  • контролирование речи ребёнка.

Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.



Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений. Для начала решения всех этих проблем существует ориентир: чем раньше начнется коррекционная работа, тем проще и быстрее удастся приблизиться к желаемым результатам. Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?

Дислалия

Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:

  • у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
  • он правильно строит фразы и предложения;
  • слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Алалия

Это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:

  • Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;
  • Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.

См. более подробно об алалии.

Дизартрия

При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.

Ринолалия

Нарушения темпа и ритма речи

Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
  • Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
  • Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
  • Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.

Нарушения чтения и письма

Эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы

  • Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.
  • Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.

См. более подробно о дисграфии и дислексии.

При появлении симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.

Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, опыт работы частным логопедом 10 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

avatar

0 Спам

1 zecker • 11:41, 10.01.2021

Попробуйте методику обучения чтению SLOGY профессора А.Н. Корнева, можно помочь ребенку в домашних условиях

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: