Почему важно уметь хорошо читать в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Роль чтения и книги

как средства образования, воспитания и развития

младшего школьника.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать.Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.

Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Лишь 80-85 % второклассников к концу учебного года достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме 70 слов в минуту 2 класс и 90 слов в минуту 3 класс.

Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития. Поэтому чтением детей надо умело руководить. Каждому учителю помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей, и это требует активной деятельности со стороны учителя.

Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом. Многие обучающиеся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в группе.

Одной из основных проблем чтения является узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для чтения выбирают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Мы тренируем и развиваем воображение на небольших текстах. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ; конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей. В своей работе используем и такие приемы, как инсценирование произведения.

Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Мы учим ребенка понимать чужие мысли, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В основе технологии лежит работа по предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

На втором этапе дети работают с текстом учебника, читают текст про себя. Затем читают вслух по предложениям с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание содержания частей текста, беседует с ребятами по содержанию в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание частей.

Выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами), решать учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию.

Учителя СОШ 68 организуют исследовательскую работу учащихся так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами объясняют, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить лестницу личностного развития.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

В 1-4 классах необходимо научить своих учеников любить книгу. Во-первых, учить учеников видеть внешнюю красоту книги – красивый переплёт, глянцевые страницы, чудесные иллюстрации. Во-вторых, учить находить интересную и нужную информацию из текста.В-третьих, учить отличать полезную книгу от вредной.

Что предпринять для реализации поставленной перед собой задачи?

Проводить родительские собрание, в ходе которых выяснять роль книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в частности.

Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

Проверку техники чтения во втором полугодии проводить ежемесячно.

После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

Еженедельно проводить уроки внеклассного чтения.

Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую, районную.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.

Вот действительно, зачем? Все только и твердят, что надо читать, но так ли уж это важно?

Я думаю, что если вы уже читаете мою статью, значит, понимаете, что все это важно. И все же попробуйте набросать список хотя бы из пяти пунктов, почему это важно. Далее, если вы пролистаете галерею, то увидите список из моих пунктов. Я уверена, что это еще не все, но это то, что я видела наглядно, пока растила своих детей и учила чужих.

И вот теперь сравните свои пункты с моими. Если у вас возникли затруднения с тем, чтобы написать пять пунктов, значит, у вас не хватает мотивации для того, чтобы учить ребенка чтению, а значит, вряд ли что-то из этого получится. Мотивация – это двигатель всех наших успешно завершенных дел. Нет ее, значит, начнем и бросим, как только столкнемся с первыми трудностями. Именно поэтому хочется всех замотивировать.

Хотелось бы начать с того, что чтение — это очень сложный психический процесс. Мы даже не задумываемся, насколько сложный, потому что уже умеем читать. А вникните в суть. Вы смотрите на белый лист бумаги (если это бумажная книга), на котором нарисованы черные значки, и распознавание этих значков рождает в вашем сознании образы, картины, идеи. Вернее, должно рождать, если вы действительно умеете читать (с этим в последнее время большие проблемы, к сожалению).

Итак, именно потому, что чтение – сложный психический процесс, оно и действует таким мощным стимулятором для развития мозга.

Чтобы прочитать, надо сконцентрироваться, сосредоточиться, поэтому при регулярном чтении развивается внимание.

Нужно преобразовать отдельные слова в мысленные образы, а затем соединить их в единое целое, чтобы понять уже предложение, текст. Значит, развивается воображение.

Буквы — это лишь один из видов знаков. Кто научился работать с буквами, тому с другими знаками работать еще легче.

События в произведениях происходят последовательно, а значит, при чтении развивается логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

При чтении укрепляется память, ведь нужно сначала запомнить образ слова, затем суметь удержать в памяти несколько слов, а потом и целый текст, чтобы его осмыслить.

Скорость мышления тоже повышается, это выражается в том, что дети, которые хорошо читают, лучше воспринимают на слух вопросы учителя, быстрее находят ответ, ведь мозг уже натренирован сложными заданиями. Дети, которые читают медленно, часто даже не могут сосредоточиться на вопросе, не понимают, о чем спрашивают.

При чтении непременно встречаются незнакомые слова, они постепенно усваиваются, входят в употребление, таким образом расширяется словарный запас.

Где-то на подсознании остается и письменный образ слова, предложения. Читающие дети часто интуитивно пишут грамотно.

Без хорошего навыка чтения не получится учиться ни по одному предмету, ведь каждый из них подразумевает умение прочитать и понять текст. И даже если какая-нибудь программа вам этот текст прочитает вслух, то на контрольных вас все равно ждет текст, хотя бы в задании. И неумение читать сыграет очень злую шутку.

И наконец последние исследования показали, что успех в жизни напрямую зависит от количества прочитанных книг. (Я бы, конечно, добавила, что и от качества этих книг тоже).

Надеюсь, я действительно убедила вас, что читать очень и очень важно, даже несмотря на то что мы живем в век цифровых технологий.

Как же научить ребенка?

1. Лучше, если обучение чтению начинается не как занятия, а как игра. Самый простой и эффективный способ развесить слоги (для обучения чтению лучше сразу начинать со слогов) на всех видных местах, чтобы ребенок их видел. Периодически обращать внимание на эти карточки и озвучивать их. Уже несколько поколений родителей убедились, что ребенок запоминает слоги самопроизвольно, довольно быстро и совершенно незаметно для родителей.

С русскими буквами фото не нашла. На всякий случай: обучение иностранному языку лучше не начинать, пока не освоен родной.

С русскими буквами фото не нашла. На всякий случай: обучение иностранному языку лучше не начинать, пока не освоен родной.

4. Читайте по очереди: часть текста ребенок, часть вы.

Вообще время, проведенное вместе с родителем — это любимое время ребенка. В это время образуются связи, которые свяжут вас невидимыми нитями и помогут пройти вашему ребенку через многие испытания невредимым.

Если вы будете выполнять эти простые шаги, вы сами удивитесь, какой эффект это возымеет. И знаете, что интересно? Никогда не поздно. Эти мостики, эти связи, это развитие можно получить в любом возрасте. Конечно, если ребенок уже в 8 классе, сделать это сложнее, чем если он еще не пошел в школу. Но это возможно. И это может очень сильно ему помочь. Это действительно так. Я сама это видела.

Как правильно объяснить школьнику, зачем нужно читать книги

Книги

Многие дети просто не понимают смысла в чтении, и часто родителям приходится заставлять ребенка сесть за книгу. Однако, толк от такого бездумного чтения минимален.

Задачка не из простых, но тем не менее, есть аргументы, которые помогут убедить ребенка читать.

Итак, в чем состоит польза чтения:

— для учебы в школе:

чтение для учебы в школе


Чтение улучшает память, и со временем становится все легче делать уроки, так как информация из учебников запоминается лучше. Через некоторое время регулярного чтения можно обнаружить, что речь стала более развернутой, расширился словарный запас, улучшилась грамотность письма.

Книги позволяют стать умнее, предоставляя новые знания. Дети, часто читающие книги, гораздо успешнее сдают экзамены.

— для отношений с одноклассниками и друзьями:

чтение для отношений с одноклассниками и друзьями

Много читая, познавая новую информацию, в любой компании можно стать уважаемым человеком. Друзья и одноклассники часто будут советоваться с начитанным другом, который знает ответы на многие вопросы. Таким образом формируется уверенность в себе.

— для формирования личности, характера

чтение для формирования личности, характера

Книги помогают научиться на чужих ошибках. Проследив судьбу героев книги, можно сделать вывод о том, как нужно и как не стоит поступать в конкретной ситуации, а затем применить это в жизни.

Книги учат нас любить, сопереживать, позволяя сформировать характер и гармоничную личность. Особенно интересно, когда в книге обнаруживается сходство самого себя с характером и образом жизни героя. Как раз в такой книге можно найти ответы на волнующие вопросы, потому что реальная жизнь очень часто совпадает с книжным сюжетом.

— для повседневной жизни

читаем лучших способов развлечения

Чтение — это один из лучших способов развлечения. Когда грустно, на улице идет дождь и нечем заняться, так здорово сесть и почитать о приключениях в какой-нибудь теплой экзотической стране! И настроение улучшается, и погода за окном уже не волнует.

Читая книгу, развивается воображение. Ни один фильм не покажет историю лучше, чем собственное воображение. Вот поэтому, читая книгу, по которой создан фильм, книга кажется интересней фильма.

С помощью книг и своего воображения можно исколесить весь мир, побывать космонавтом, моряком, принцем, принцессой либо кем-то еще, примерив на себя роль главного героя.

Чтение книг впоследствии поможет найти хорошую высокооплачиваемую работу. Все самые успешные люди читают. Эрудированный человек, умеющий поддержать беседу, высоко ценится коллегами и работодателем.

Читать в наше время модно

Что бы там не говорили не читающие граждане, но уважающий книги, образованный человек всегда будет вызывать интерес и любопытство окружающих. Когда в транспорте видишь человека с книгой в руках, всегда интересно посмотреть, а что же он читает. Около 10-15 лет назад в транспорте было модно читать книгу в бумажном варианте, а сейчас — использовать разные гаджеты: электронные книги и смартфоны.

При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Если вам понравился статья и блог, подписывайтесь в социальных сетях на новые статьи:

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета


Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.

Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.

Чем полезно чтение?

  • Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
  • Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
  • Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
  • Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
  • Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.

Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.

Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.

Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте

Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.


Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.

Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ

Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.

Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.

Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся

У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.


Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.

Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.

Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.

Читайте также: