Почему в японии школьная форма матроски

Обновлено: 05.07.2024

Школьная форма для мальчиков в Японии происходит от военной формы, а женская форма – от длинных, напоминающих юбку штанов хакама. Как и почему в Японии трансформировалась школьная форма?

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

Школа для японской аристократии и появление школьной формы

Чтобы все ученики школы носили одинаковую форму, её ношение должно быть закреплено в школьных правилах. При этом расходы на форму несёт семья ученика. Впервые школьная форма в Японии была введена в частной школе Гакусюин.

В Гакусюин, школе для высшей японской аристократии (кадзоку), с 1879 года мальчикам предписывалось носить в качестве школьной формы китель со стоячим закрытым воротником, брюки и студенческую фуражку. Моделью для кителя послужила военная форма европейского образца, которая появилась в Японии вскоре после реставрации Мэйдзи 1868 года. В то время одной из целей образования в Гакусюин было воспитание будущих офицеров, среди изучаемых предметов были искусство верховой езды, искусство боя на мечах и копьях и т. п., поэтому для школьной формы была необходима функциональность военной формы. Однако европейская одежда в то время была очень дорогой, и позволить себе такие расходы могли только высшие слои общества.


Студент императорского университета в студенческой форме, 1906 год (фотография предоставлена автором статьи)

В 1879 году форма Гакусюин была формой одной особой школы, однако впоследствии она послужила образцом для мужской школьной формы. Свою роль в этом процессе сыграло и утверждение формы для студентов императорских университетов, где форма из кителя с закрытым воротником, брюк и квадратной фуражки была введена в 1886 году. Тогдашних студентов не стоит сравнивать с нынешними, высшее образование было уделом элиты, и форма студентов наверняка была предметом зависти. Одежда, принятая в высших учебных заведениях, стала моделью для средних и высших школ по всей стране и распространилась повсеместно.

Таким образом современная в тот момент европейская одежда стала мужской школьной формой, которую стали носить и студенты элитных университетов. Не только школьная, вообще европейская одежда, воспринимавшаяся как признак прогресса в Японии того времени, стала показателем исключительного социального положения человека. Школьная форма демонстрировала принадлежность к социальному классу и учебному учреждению, и позволяла студентам красоваться своим положением многообещающих молодых людей с особым статусом.

Первой широко распространившейся школьной формой для девочек были штаны хакама. В довоенной японской системе образования после младшей школы обучение мальчиков и девочек было раздельным, и некоторые девочки после окончания младшей школы ходили в старшие классы. В таких школах хакама в качестве школьной формы были введены в 1900 году.


Школьница в хакама (около 1900 года, хранится в Женском университете Отяномидзу)

Женские хакама на первый взгляд напоминают юбку, но это новая, придуманная в эпоху Мэйдзи одежда. Изначально хакама – одежда самураев, напоминающая штаны, и женщины её не носили. В начале Мэйдзи студентки иногда надевали мужские хакама, но подвергались жестокой критике за то, что они якобы переодевались мужчинами, что и привело в конце концов к появлению хакама, предназначенных для женщин.

В женских школах придавали большое значение физическому здоровью, часто занимались физкультурой, и школы рекомендовали хакама, скрывающие выглядывающие из-под кимоно икры, как одежду, позволяющие совершать энергичные движения. С другой стороны, сами студентки позитивно воспринимали хакама и им хотелось их носить. Дело в том, что хакама ассоциировались с императорским домом и синтоистскими святилищами и имели свою символическую ценность. С давних пор служащие в святилищах девушки носили хакама, незамужние – фиолетовые, замужние – красные. Хакама учениц старшей школы были чем-то средним между одеждой жриц и мужскими хакама. К слову, в эпоху Мэйдзи чаще всего для хакама учениц старшей школы использовался красновато-коричневый цвет.

Школьницам хакама нравились, они хотели их носить и либо сами надевали хакама в школу, либо обращались к директору с просьбой разрешить носить хакама. За решением сделать стандартной школьной формой учениц хакама стояла как раз такая активность самих школьниц. Одетые в хакама из импортного кашемира, с европейскими аксессуарами типа бантов или зонтов, школьницы времён Мэйдзи олицетворяли прогрессивный дух эпохи, им было интересно смешивать японские и западные элементы и экспериментировать с модой.

Школьная форма идёт в массы: критика формы и многообразие дизайна

Таким образом, за всю историю школьной формы, как мужской, так и женской, высказывались самые разные мнения о ней. С одной стороны, менялась форма, которую устанавливали школьные правила, а с другой – сами школьники отходили от правил, стремясь воплотить в одежде свои желания и идеалы.

С эпохи Тайсё (1912-1926) и в эпоху Сёва (1926-1989) всё больше мальчиков переходили из младшей в среднюю школу, и всё больше девочек продолжали обучение в женских старших школах. Производство школьной формы развивалось, и одежда европейского типа становилась доступной обычным людям. Школьная форма перестала быть показателем принадлежности к привилегированному классу, постепенно входя в широкий обиход. Одинаковая одежда школьников стала ассоциироваться с идеей равенства, она делала незаметной разницу между богатыми и бедными.

Ностальгическое обаяние школьной формы

Если прислушаться к мнению разных людей, то мы заметим весьма интересные аспекты отношения к форме. Выясняется, что связь людей с формой не ограничивается временем пребывания в школе. Некоторые люди, увидев школьников в форме той школы, где они учились, начинают говорить с ними, а другие, например, начинают протестовать, когда меняется дизайн формы их школы. Воспоминания многих людей о школьных годах связаны со школьной формой, от неё не отказываются, поскольку у неё много сторонников. Люди вспоминают о том, как они улучшали форму, и ностальгические чувства являются важным фактором её сохранения. Вероятно, форма является своего рода триггером, активизирующим воспоминания о безвозвратно ушедших годах учёбы и том времени, когда человек формировался как личность.

Разумеется, не все поддерживают использование школьной формы. Есть люди, которые ощущали или ощущают себя стеснённо, когда все вокруг одеты одинаково. Есть проблемы подавления индивидуальности, расходов на форму, отношения к ЛГБТ – в общем, в отношении школьной формы вопросов немало. Вместе с тем иногда вид школьников, впервые надевших школьную форму к началу учебного года в апреле воспринимается как одна из примет весны и поднимает настроение. Такая амбивалентность отношения к школьной форме показывает, какую многостороннюю и многозначную роль она стала играть в культуре. У неё есть как позитивные, так и негативные аспекты. Зачем носят школьную форму? На этот вопрос не так-то просто ответить.

Матроска или Sailor Fuku стала неотъемлемым атрибутом образа японской школьницы, известным не только за пределами фанатов аниме, культуры отаку , но и далеко за пределами всей Японии. Японская школьница в морской униформе, пожалуй, это один из самых распространенных символов Страны Восходящего Солнца, в глазах обывателей по всем умиру.

Но вам никогда не казалось это странным? Почему учебные заведения обязали девочек средних и старших классов носить униформу военно-морских сил?

Происхождение

Это может показаться удивительным или напротив очень логичным, но военно-морская форма в учебных заведениях не японская инновация. Впервые "матроски", в качестве школьной формы, появились на учениках в Европе.

Великобританский Королевский военно-морской флот принял стандартную форму ещё в 1857. Почти сразу, у детей и подростков в Европе стало модным носить одежду, разработанную для военно-морских сил. Одежда для девочек в морском стиле включала юбку вместо брюк. К слову, японский флот принял похожую морскую форму в 1872 году. Между 19-м веком и Второй мировой войной множество различных европейских школ приняли морскую форму в качестве учебной и девушки во многих учебных заведениях носили ее в качестве униформы.

Но как европейская морская форма попала в учебные заведения Японии?

В Японию же, “матроски” приехали в начале 1920-х годов. Директор университета Fukuoka Jo Gakuin University , Элизабет Ли представила Sailor fuku в качестве школьной формы в 1921 году. Всё дело в том, что Элизабет была студентом по обмену и училась в великобритании, где в качестве формы одежды уже использовались "матроски". Это западное веяние моды Элизабет и перенесла в свой университет.

В свете того , что уже используемый гакуран , типичная мужская японская школьная форма, также, на самом деле, была основана на прусской военной форме того времени, новаторство Элизабет поддержало концепцию военного единообразия.

В 1930-х и 40-х годах юбка была заменена брюками в стиле ”monpe", похожими на те, которые носят студенты на этой фотографии.

В 1930-х и 40-х годах юбка была заменена брюками в стиле ”monpe", похожими на те, которые носят студенты на этой фотографии.

После Второй мировой войны Япония прибывала в хаосе и материала для школьной формы катастрофически не хватало, был короткий период времени, когда школьной формы просто не было.

Однако, новая система образования была внедрена в 1947 году и сначала частные, а затем и государственные школы вернули школьную форму.

До войны Sailor fuku носили лишь немногие дети из обеспеченных семей. Однако после войны образование стало доступно большему числу детей, и "матроски" стал символом равных прав в области образования.

user uploaded image

Школьная форма давно стала одним из символов Страны восходящего солнца. У нас этот вид школьной формы девочек называется матроска, так как она похожа на форму матросов, особенно воротничком а-ля гюйс. Это очень распространенный в Японии вид школьной формы для девушек средних и старших классов, иногда даже младших.

Сейлор-фуку прежде всего включает блузку с треугольным воротничком с полосочками, как гюйс в форме матросов. Под ним часто завязан бант (галстук, шелковый платок), обычно они выглядят очень мило, и преимущественно плиссированная юбка, хотя и не обязательно. Наиболее распространёнными цветами для формы являются тёмно-синий, белый, серый, светло-зелёный и чёрный. Обувь, носки и другие аксессуары иногда тоже являются частью формы. Носки обычно тёмно-синие, белые или черные. Туфли — коричневые или чёрные. Рукава блузки в зависимости от времени года варьируются, есть зимняя и летняя форма, оба комплекта в государственных школах выдаются ученикам бесплатно.

user uploaded image

Считается, что сейлор-фуку была создана на основе формы британского Королевского флота. Родина морского стиля — Великобритания, а королева Виктория способствовала его популярности, одев в 1846 году своего сына, будущего короля Эдуарда VII, в костюм моряка. Этот морской костюм сложился в Ост-Индской компании в начале 17 века, затем его приняли флоты Франции, России, Нидерландов, Норвегии, Дании в качестве официальной одежды.

С легкой руки королевы Виктории этот стиль часто находил отражение в женской и мужской моде во второй половине XIX — начале XX века. Морской стиль стал обязательным атрибутом детской одежды представителей высшего общества Великобритании и Штатов, позже распространился по всей Европе, достигнув России и Японии. Но у нас к власти пришли большевики и все пошло прахом, в Японии же матросский костюмчик прижился.

user uploaded image

История школьной формы для японских девочек началась после революции Мэйдзи. В 1871 году было основано японское Министерство образования, которое немедленно приступило к образованию публичных школ, были разрешены и частные школы. Через два года было создано и женское школьное образование. Даже в рамках одной школы единой школьной формы на тот момент не существовало.

Девчушки стали ходить в школу в штанах хакама, до этого времени носимые преимущественно мужчинами. Сейчас такие брюки хакама считаются женским религиозным одеянием в синто и оомото, их носят служительницы синтоистских храмов мико, правда они красного цвета с белым верхом. Ткани, из которых в то время шились хакама для девушек, практически не отличались от мужских. Это были хлопковые ткани в тонкую полоску, чаще всего индиго-синюю. Одновременно с хакама девушкам было позволено носить и хаори типа жакета на кимоно, до этого считавшееся исключительно мужской одеждой. В некоторых школах девушки носили обычные для того времени многослойные кимоно. Школьной формы в нашем понимании, то есть одежды по единому крою в единой же цветовой гамме, в это время еще не существовало.

user uploaded image

Примерно с 1886 года девушкам разрешили носить платье западного образца, но они были в то время очень дорогими и позволить их себе могла не каждая семья. На рубеже веков японская школьная модаизменилась, школьницы преимущественно вновь стали носить кимоно с тремя семейными гербами, а хакама стали шелковыми и специальных женских расцветок, которые не носили мужчины.

Примерно в это же время наряд стал дополняться кожаными ботинками, полусапожками или туфлями западного образца, которые были практичнее дзории гэта.

Эта форма одежды дошла до наших дней в качестве парадно-выпускной для всех девушек-студенток. На стиль школьной одежды оказало влияние Большое землетрясение в Канто, случившееся в 1923 году. Это землетрясение и последовавший за ним пожар уничтожили Токио, Йокогаму и прилегающие города, все вещи сгорели. Западные страны, желавшие помочь пострадавшим, присылали в том числе и большое количество недорогой и практичной одежды.

Эта одежда оказалась практичнее и доступнее традиционных кимоно. Консерватизм японцев был сломлен и с этого времени одежда западного образца стала преобладать в школьной форме. Традиционным остался только женский наряд для выпускных церемоний университетов — кимоно и хакама, дополненные ботинками.

user uploaded image

На рубеже веков школьницам, в отличие от студенток, платья западного образца вообще носить в школу не рекомендовалось. Это привилегия старших. А вот кимоно носили в соответствии с достатком своей семьи, чтобы этот достаток был виден. Пальто хифу (рисунок справа) поверх кимоно было детским вариантом хаори. Слева — полосатое кимоно сдержанных тонов, но яркое нижнее кимоно и оби. В платок фурошики заворачивали учебники и тетради, такой традиционный вариант школьной сумки.

user uploaded image

Слева: 1902 год. Возвращение хакама. Типичный вид школьницы и студентки для того времени. Ботинки носили не все, только девушки из состоятельных семей. В некотором роде, именно это стало показателем достатка.

Справа: 1912 год. Хакама, но дополненные поясом с пряжкой. На пряжке гравировался или чеканился герб школы. Фактически, это первая реально школьная форма в нашем понимании, содержащая прямое указание на конкретную школу. Подобные пояса с форменными пряжками вошли в обиход в 1906 году.

В центре: школьная форма в 1921 году. Все тот же пояс с гербовой пряжкой. Но в комплект уже входит не фуросики, а школьная сумка на ремне через плечо. И тканевый зонтик западного образца, в отличие от японских, покрытых промасленной бумагой.

user uploaded image

Справа: в начале 20-х годов в школьную моду вошли матроски европейского образца. Это уже было конкретной школьной формой. Такие платья заказывались у определенного производителя только для учениц конкретной школы. Матроски были и остаются популярными во многих школах, но все они отличаются деталями кроя и цвета.

Слева: другой вариант школьной формы образца 1932 года. Юбка с жакетом и поясом с гербовой пряжкой дополнялась блузкой, воротник и манжеты которой девушки могли выбирать по своему вкусу. Эти тенденции примерно были одинаковы для страны в целом, разница была в несколько лет.

user uploaded image

Слева: школьница в матроске в Heian Jogakuin в Киото, 1920 год. Справа: школьницы в матроске в Fukuoka Jo Gakuin в Фукуоке, 1921 год.

В интернете довольно много споров о том, кто первым придумал ввести матроску в японской школе, на первенство введения сэйлор-фуку претендуют сразу несколько школ.

user uploaded image

Но это не соответствует действительности. Частная женская школа им. Св. Агнессы в Киото начала одевать своих учениц в матроски на целый год раньше, чем это сделала школа в префектуре Фукуока. Первая школьная форма в западном стиле была введена в 1920 году в Киото в школе Heian Jogakuin (школа им. Св. Агнессы), здесь стали использовать школьную форму, верхняя деталь которой (блузка) была сделана под матроску, начиная с 1920 года.

Сама школа была открыта в 1875 году и включала в себя сеть учебных заведений — от детских садов до университетов. В то время матросские костюмчики были очень популярны, что привело к созданию соответствующей школьной формы. Популярность была настолько большой, что некоторые абитуриенты стремились поступить в университет только для того, чтобы иметь возможность носить такую форму на законных основаниях. Впоследствии матроски в школьной форме трансформировались в блейзеры (тонкие свитера), но затем по решению администрации матроски снова стали частью формы.

user uploaded image

Частный женский колледж Fukuoka Jo Gakuin был открыт в 1885 году в Минами-ку, Фукуока. Его основала американская миссионерка Дженни Маргарет Чир (Jennie Margaret Gheer), а в 1917 году ректор Fukuoka Jo Gakuin Элизабет Ли решила одеть всех учащихся в матроски, но идея была реализована только спустя четыре года в 1921 году. Девушек одели в плиссированные юбки, которые носят школьницы в некоторых школах и в наше время. Тем не менее Fukuoka Jo Gakuin остаётся первопроходцем в применении матросских элементов в школьной форме.

user uploaded image

Частные школы сейчас конкурируют друг с другом в борьбе за абитуриентов, поэтому история школы, её традиции и форма являются важными факторами в борьбе за учеников.


Японская школьница - это коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести, туфли на низком каблуке, носки длиною почти до колен, и толстая сумка на ремне, набитая косметикой и приборами для наведения красоты и немного учебниками и тетрадками.

У японских девочек школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Часто подростки все же одеты не в настоящую школьную форму, а стилизованная под форму одежда подбирается специально. Многие девочки носят форму, или одежду, которая ее напоминает, даже по выходным и после школы. А некоторые школьницы носят форму даже несмотря на то, что в их школах не установлено правило ее обязательного ношения. Внезапно стало чрезвычайно престижно быть ученицей средней школы.

Неожиданно японские школьницы стали высшими арбитрами моды. Теперь все, начиная от художников-модельеров и кончая компаниями по производству электронной продукции, ориентируются на их вкусы. Благодаря школьницам стали пользоваться широкой популярностью изображения типа Hello Kitty, и именно школьницы были первыми, кто стал активно отправлять электронную почту через мобильные телефоны. А что касается школьной формы, то все теперь хотят ее носить.

Интересно, что при этом тенденция "форма как мода" полностью отсутствует у мальчиков, которые не считаются законодателями моды. Школьная форма была так популярна далеко не всегда. Еще 10 лет назад отношение школьников к форме было крайне негативным. Она считалась самым явным символом строгого контроля, осуществлявшегося над школьниками, и подавления их индивидуальности. Помимо установления жестких правил и регламента ношения школьной формы, во многих школах ученицам старших классов запрещалось пользоваться косметикой и носить украшения. Однако в Японии всегда было немало особых поклонников школьной формы, для которых она является эротическим символом. Сейчас некоторые школы пытаются модернизировать школьную форму и приглашают известных японских дизайнеров, которые создают более эффектные модели формы, с более короткими юбками и красочными блузками. Одна из самых популярных моделей школьной формы - комплект, в который входят традиционная матроска, под которую поддевается белая блузка, синяя юбка и шейный платок.

Ваша информация некорректная. Первые три абзаца совершенная чушь. Откуда у вас эта статья? Возможно вы черпали ее путем просмотра аниме и своих фантазий. Девушка на фото, лишь модель, в роли маникена аниме-косплея. В Японии очень жёсткая дисциплина . Там запрещено пользоваться какой-либо косметикой (включая гигиенические помады). Юбка строго на 10см ниже колена (в см зависит от школы) и каблук ни в коем случае не выше 3 см.

Один случай - это уже "принято во всех японских школах"? На фотографии, во-первых, возможно, сфотографирована школьница в какой-либо морской праздник (как там в Японии день ВМФ называется?))) ) Мы, например, в школе на день ВМФ как-то ставили концерт, и выходили петь песню в подобной форме. Во-вторых, может это специализированная мореходная школа. Ну на крайняк, просто выбрали такой вариант формы, потому что, к примеру, директор заядлый моряк. В-третьих, покурите гугл на тему японской школьной формы. У них обычно идёт стандарт юбка/брюки + пиджак.

Почему "один случай"? В японии во всех школа принята форма, и часто в виде матроски. Некоторые школы даже известны именно своей формой

это на случай морского нападения, что бы школоло не периодевалось а сразу бежало на эсминец оборонять япошку

Япония, страна, полностью зависимая от моря. Жители этой страны уважают своего кормилица. Форма, что представлена на фото присутствует в основном в школах что ближе к морю (учитывая, что каждая школа выбирает свою форму самостоятельно). Это своеобразная дань уважения.
Собственно есть ещё причина. Кратко говоря, японцы делают из нового поколения (да и делали всегда) достойных воинов. А сия форма, используется как военно-морская. Все очень просто.
Кстати, эта форма довольно редка, но очень любима школьникам этой страны. Она отличается от остальных стран.

Япония – страна с давними традициями в образовании и культуре. Дети со школы приучаются к строгому соблюдению установленных норм и правил поведения. Даже японская школьная форма стала в стране любимой повседневной одеждой мальчиков и девочек на занятиях и дома.

красная

Национальная школьная форма: традиции и правила

Школы в Японии делятся на две категории: частные и муниципальные. Они отличаются в финансировании, учебными программами и внутренними правилами. Но для всех школ Японии существует единый закон: обязательная национальная школьная одежда.

Правила учебного заведения регламентируют ношение костюма. Модели строятся по классическому принципу: светлый верх и темный низ. В учебных заведениях функционируют три типа одежды:

  • для начальной школы;
  • для средней школы;
  • для старшей школы.

Классический костюм японских школьников состоит из шести обязательных предметов:

  1. юбка у девочек, шорты или брюки у мальчиков;
  2. девичья блузка и мальчиковая рубашка;
  3. жакет или пиджак;
  4. аксессуары: галстук, бант или лента;
  5. носки и гольфы;
  6. темная обувь.

Образцы первой школьной формы

На рубеже XIX – XX веков одежда мальчиков представляла собой китель с воротником-стойкой, брюки и фуражку. Девочки носили штаны хакама и свободную блузу-кимоно.

витрина

Классическая одежда для девочек

Платье в морском стиле – классический вариант униформы японских учениц. В комплект входят:

  • пиджак;
  • блуза-матроска;
  • юбка;
  • носки;
  • шейное украшение.

Верх матросского костюма – белая блуза с отложным воротником. Короткий рукав блузы – летний вариант модели. Длинный рукав – зимний вариант.

Клетчатая или однотонная юбка – второй элемент комплекта. Обычно фасон юбки – плиссе. Длина – выше колена. Популярные цвета: синий, серый, зеленый. Дополнением к юбке служит пиджак однотонного цвета.

Девочки ходят на занятия с голыми ногами. Правилами допускаются носки, а в холодное время – удлиненные гольфы. Цвета: синий, черный и белый. Современные японки любят носить гетры, собранные в гармошку.

Японские девушки не носят обувь на платформе или на шпильке. Допустимы туфли на низком каблуке темного цвета или мокасины. В помещении часто используется сменная обувь уабаки – японские комнатные тапки.

Украшение костюма – бант яркого цвета или галстук.

Форма для мальчиков Гакуран

начальная школа

Одежда для младших школьников

Для учащихся начальных классов японская школьная форма не является обязательной. Мальчики ходят в удобных шортах и светлых рубашках, девочки могут носить короткие юбки. Приветствуются кепки, фуражки, панамы. Отправляясь на прогулку, ученики берут с собой зонтики и дождевики желтого цвета. Вместо пиджаков в прохладную погоду малыши одевают удобные курточки.

Спортивная форма в японских школах

В XX веке японские школьники носили бурума. Это укороченные шорты свободного кроя. Непривлекательный вид одежды вызывал многочисленные протесты со стороны учащихся. Сегодня бурима практически не используется.

Современная спортивная форма – это футболка и шорты. Ее дополняют фирменные рюкзаки и спортивные сумки.

модель

Зима – лето

1 октября и 1 июля – начало учебных семестров в Японии. Независимо от погоды, правила требуют ношения сезонной одежды. Зимние костюмы шьются из теплых шерстяных тканей. Кроме пиджаков популярны удлиненные трикотажные жакеты прямого силуэта скромного цвета. Для летних комплектов используются натуральные ткани из хлопка.

Аксессуары

Сумка – обязательный атрибут учеников. Фабричные портфели и рюкзаки выглядят неброско. Из-за этого школьники стараются разнообразить их всевозможными украшениями. Частные школы разрабатывают свои модели школьных сумок.

Шейные банты и косынки шьются из ткани, гармонирующей в тон костюму. Галстуки носят преимущественно девочки.

аниме униформа

Аниме и культовая японская школьная форма

Персонажи в японской школьной форме живут на страницах комиксов, в произведениях живописи и художественных фильмах. Героини аниме с большими выразительными глазами зачастую становятся кумирами для подростков. Современные девочки стремятся выглядеть так же стильно, как любимые персонажи анимационных фильмов. Тян в клетчатой юбочке и белоснежной матроске стала символом привлекательной девушки.

Матросская форма стала частью молодежной культуры отаку.

Японская школьная форма на все времена

Больше 150 лет японские дети с удовольствием носят униформу. Одинаковая одежда универсальна. Она не подчеркивает разный достаток семей. Сегодня японская школьная форма набирает популярность в странах Европы и Америки.

Читайте также: