Почему в странах третьего мира дети не посещают школу

Обновлено: 02.07.2024

Политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы. Проблема неграмотности и получения начального образования. Организация образовательного процесса для детей беженцев. Изучение проблематики гендерного неравенства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 30.03.2016
Размер файла 17,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Доступ к образованию в странах третьего мира

Гарага Анастасия Валерьевна

магистрант 1 курса

кафедра мировой политики СПбГУ

Не секрет, что в разных регионах мирах доступ к образованию обеспечен не всем слоям населения. Всеобщее образование, к сожалению, по сей день не имеет всеобъемлющего распространения по всему миру. Несомненно, за последнее десятилетие ситуация улучшилась, но все еще есть страны, где почти половина детей не получают даже элементарного образования. Не имея возможности получить такие базовые навыки для обучения, как умение писать и читать, невозможно и полноценное школьное обучение. Одной из причины такого положение вещей в колониальном прошлом, а политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы, до сих пор не полностью изменила такое положение. К тому же существует проблема непропорционального развития высшего образования по сравнению с начальной и средней школой.

Попытки сконцентрировать усилия на развитие образования в сельской местности имели ограниченный успех вследствие нехватки достаточных ресурсов и финансирования. Поэтому на западных странах лежит ответственность в плане оказания помощи странам третьего мира для более эффективного преодоления этой проблемы.

Проблема неграмотности и получения начального образования тесно связана с другой мировой проблемой, а именно, бедностью. Данные исследований, которые прошли в 40 странах, показывают, что в 32-х из них посещаемость выше в городских кварталах, чем в сельских. Из обзоров, проведенных в странах Африки к югу от Сахары выясняется, что дети из беднейших семей будут посещать школу с наименьшей вероятностью вне зависимости от того, в каком квартале они проживают - сельском или городском.

Другим фактором, влияющим на доступ к образованию, является войны. Войны разрушили образовательную инфраструктуру в Ираке, Либерии, Косово и Тиморе-Лешти. Мало того, что разрушается образовательная инфраструктура, проблемным становится и организация образовательного процесса для детей беженцев.

Не менее важное знание по сравнению с охватом образования имеет и его качество. Это значит, что все дети в равной степени должны регулярно изучать школьные предметы, охватывать полный объем программы и вовремя заканчивать обучение. В странах Африки к югу от Сахары, например, довольно значительное число детей возраста средней школы посещают начальную, но не среднюю школу. Однако, есть тенденция к улучшению, доля детей в странах третьего мира, вовремя получивших законченное начальное образование, возросла с 79 процентов в 1999 году до 85 процентов в 2006.

По-прежнему существует проблема гендерного неравенства в доступе к получению образования. На всей территории Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока многие девочки не посещают школу по причине обычаев и предрассудков, серьезным препятствием для посещения школ девочками является сексуальное насилие в них, плохие условия, антисанитария также не способствует увеличению посещаемости. В Афганистане школы часто являются объектами нападениям, и многие боятся посещать их.

Израиль, Российская Федерация и страны-члены Европейского союза, не являющиеся членами Комитета содействия развитию (КСР), вошли в число стран, которые оказывают обширную и растущую помощь в целях развития развивающимся странам. Среди самих развивающихся стран ряд стран уже продолжительное время выступает в качестве важного источника помощи другим развивающимся странам. За последние пару лет к ним присоединились со своими программами помощи такие страны, как Бразилия, Китай, Южная Африка и Таиланд. Кроме того, большинство развивающихся стран вносят собственный вклад в финансирование развития, предоставляемое по каналам международных учреждений.

В странах третьего мира, где десятилетия существовали серьезные проблемы, связанные как с доступом к образованию, так и с его качеством, все больше детей получают возможность получить качественное и всестороннее образование. Однако несмотря на внушительные успехи, по-прежнему сохраняется ряд проблем, страны третьего мира все больше вкладывают собственных ресурсов, но им еще требуется помощь передовых стран.

неграмотность беженец гендерный

7. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития. Доклад Целевой группы по оценки прогресса в достижении ЦРТ за 2015 год. Нью-Йорк, 2015.

Подобные документы

Проблемы развития образования в России, пути их преодоления и принципы государственной политики в этой области. Федеральная программа развития образования, социальные гарантии обучающимся. Мероприятия программы реформирования системы образования.

курсовая работа [84,6 K], добавлен 16.01.2009

Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.

реферат [22,0 K], добавлен 18.07.2015

Гуманитарное и естественнонаучное образование. Проблемы образования в современной России и социального неравенства. Тенденции изменения неравенства. Стремительное нарастание неравенства в российском обществе как результат рыночных реформ 90-х годов.

курсовая работа [33,4 K], добавлен 11.06.2009

Показатели статистики образования - отрасли статистики, изучающей деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Исследование развития рынка услуг образования.

курсовая работа [380,0 K], добавлен 07.05.2012

Проблема изменения социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ. Причины гендерного неравенства, механизмы его преодоления. Социальная дискриминация женщин. Развитие женского предпринимательства в России, доля женщин-директоров.

реферат [33,6 K], добавлен 08.01.2011

История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 30.11.2010

Роль планирования образовательной карьеры. Проблема платности высшего образования. Связь ресурсной обеспеченности домохозяйств с возможностью получения перспективной профессии. Роль единого государственного экзамена в доступности высшего образования.

потому что в силу врожденной исторической бедности населения детей там рожают для того, чтоб они начали быстрей работать и приносить хлеб в семью.

В условиях экономической нестабильности государства со слабой экономикой не способны должным образом позаботиться о такой важной сфере, как образование. При этом зачастую дело даже не в отсутствии квалифицированных специалистов-учителей, а в ограниченности материальной базы. В результате, дети некоторых населенных пунктов попросту не имеют возможности ходить в школу.

Во времена колониального правления власти смотрели на образование с некоторой подозрительностью. До XX века туземное население считалось в основном слишком примитивным, чтобы пользоваться плодами просвещения, хотя образование стали рассматривать как один из путей формирования местной элиты, чутко воспринимавшей интересы европейцев и их образ жизни. В то же время было признано, что образование народов, находящихся в колониальной зависимости, могло бы способствовать возникновению у них недовольства и росту беспорядков. В известном смысле так и произошло, ибо большинство тех, кто возглавлял антиколониальные и националистические движения, вышли как раз из среды образованной элиты. Многие из этих людей учились в европейских школах и колледжах и могли непосредственно соотносить демократические институты европейских стран с отсутствием демократии в своих странах-колониях.

Системы образования, введенные колонизаторами, были обычно европеизированными и не очень подходящими для самих колоний. Африканцы были вынуждены, например, учить язык своей европейской метрополии, изучать европейскую историю и культуру. Образованные африканцы в британских колониях знали о королях и королевах Англии, читали Шекспира, Мильтона и английских поэтов, но почти ничего не знали о своей собственной истории или культуре. Политика реформ в области образования, проводившаяся после краха колониальной системы, до сих пор не полностью изменила такое положение.

Колониальная система образования оставила после себя еще одно наследие: во многих странах “третьего мира” образовательная система смещена в сторону высшей школы. Высшее образование непропорционально развито в сравнении с начальной и средней школой.

Как результат, имеется образованная элита, некоторые представители которой после колледжа или университета не могут найти себе работу по специальности. При низком уровне промышленного развития большинство хорошо оплачиваемых должностей сосредоточены в органах власти и их на всех не хватает.

Как пандемия скажется в будущем на экономическом положении и карьерных перспективах школьников


Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

К чему могут привести локдауны в школах

Пробелы и прогулы

Вот что на этот счет говорят западные исследования. В США, например, к концу 2021 года больше 98% школьников с 1-го по 12-й класс учились по гибридной модели с определенным доступом к очной форме образования. Постоянно менялось расписание, учителя и школьники сражались с плохим интернетом и мучительной связью по Zoom. Все это специалисты международной консалтинговой компании McKinsey & Company назвали недополученным образованием: дети, учившиеся удаленно, не смогли изучить весь материал, который проходят в обычные годы, то есть недополучили знания.

Чтобы оценить, насколько отстали американские школьники из-за школьных локдаунов, в McKinsey & Company сравнили оценки 1,6 млн учеников начальной школы в 40 штатах за 2021 год с аналогичными показателями в допандемийные годы. Школьники, сдавшие экзамен в 2021-м, примерно на 10 пунктов отставали по математике и на 9 — по чтению. Если пересчитать на месяцы, получится, что они недосчитались знаний за пять месяцев по математике и за четыре — по чтению. Между тем в младших классах важнее всего освоить чтение, ведь это залог дальнейших успехов в учебе, пишут исследователи в своем докладе.

В Нидерландах в период дистанта ученики начальной школы в основном не добились прогресса в знаниях, а если и добились, то совсем небольшого. Британские ученые, проводившие исследование, выбрали именно эту страну, потому что финансирование школ там достойное, показатели доступа к широкополосному интернету лучшие в мире, а локдаун длился недолго. Выяснилось также, что на удаленке дети учатся меньше, чем когда ходят в школу. Потери заметны по всем предметам: математике, правописанию, чтению.

По самым оптимистичным оценкам, эффективность удаленной учебы составила 50%, хотя некоторые данные свидетельствуют, что в этот период ученики больше забыли из того, что знали, чем выучили чего-то нового.

Хуже всего удаленка сказалась на детях из неблагополучных семей: пробелы в образовании у них на 60% больше, чем в среднем по этой возрастной когорте.

Как пандемия повлияла на психическое здоровье детей

Еще одно глобальное исследование показало, что если учебное время в третьем классе сократить на треть — а именно столько многие дети не могли посещать школу, то в десятом уровень их знаний будет таким, как если бы они проучились на целый год меньше, чем в допандемийные времена.

Но, пожалуй, главный недостаток удаленки и даже гибридного образования в том, что старшеклассники все меньше хотят ходить в школу. В том же докладе McKinsey & Company говорится, что регулярные прогулы среди учащихся 8–12-х классов в США выросли на 12%, то есть к 3,1 млн тех, кто и до пандемии прогуливал школу, прибавилось еще от 2,3 млн до 4,6 млн старшеклассников. Сильнее всего число прогульщиков увеличилось в благополучных семьях. Пока не ясно, вернутся ли показатели посещаемости к допандемийному уровню, но 42% прогульщиков уже окончательно решили бросить школу — а это от 617 тыс. до 1,2 млн учащихся 7–12-х классов. 17% тех, кто планировал поступать в вуз, из-за локдаунов отказались от своих планов, чаще всего по финансовым соображениям. Среди старшеклассников из бедных семей таких еще больше — 26%.

Что будет с карьерой?

Недополученное образование будет иметь далекоидущие последствия для нынешнего поколения школьников, предупреждают в McKinsey. Отказ от образования снижает шансы найти достойную работу, которая позволит содержать семью. Но даже те, кто остался в школе, рискуют окончить ее без необходимых знаний, поведенческих навыков и настроя, которые позволят преуспеть в жизни. Почему? Образование основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих этапах обучения. Не восполнив пробелы, возникшие из-за удаленки, дети окончат школу с менее глубокими знаниями, которые можно применить в будущей работе, и у них будет меньше возможностей получить дальнейшее образование или повысить квалификацию, говорится в статье британского Института финансовых исследований.

Прошлые кризисы продемонстрировали, что образованные работники в период рецессии лучше справляются с трудностями, поскольку легче адаптируются к запросам работодателей и быстрее осваивают новые технологии.

Как пандемия меняет университеты мира

В период кризисов больше других страдают работники производственного сектора, особенно если у них образование не выше среднего. Среднеоплачиваемым сотрудникам без высшего образования приходится хуже, чем обладателям университетских дипломов, и после кризиса разрыв только увеличивается. Чуть больше повезло низкооплачиваемым работникам: большинство из них после пандемии вернутся на работу, пусть и с обычными невысокими заработками, хотя сейчас они чувствуют себя хуже всех.

Впрочем, есть и более серьезные последствия недополученных в период школьных локдаунов знаний — недополученные доходы.

Цена школьного локдауна

В Организации экономического сотрудничества и развития подсчитали, что каждый дополнительный год учебы повышает заработок человека в среднем на 7,5–10,0% в год, а пандемии снижают доход на 5—9%. По расчетам специалистов Всемирного банка, нынешние учащиеся могут недосчитаться $1,4 тыс. годового дохода, или $25 тыс. за всю жизнь, а в мировом выражении пятимесячный школьный локдаун приведет к общему снижению доходов на $10 трлн.

К тому времени, когда дети вернутся в школу, большинство потеряют минимум полгода очного обучения. Если кто-то из них за всю жизнь заработает £1 млн, как примерно в среднем зарабатывают в Британии, то полугодовой перерыв снизит доход такого работника на £900 в год.

При 45-летнем рабочем стаже это £40 тыс. за всю жизнь, то есть учащиеся 1–12-х классов, попавшие в школьный локдаун, в течение жизни получат на 3% меньше доходов, чем в обычные времена. Это означает £350 млрд недополученных индивидуальных доходов в пересчете на 8,7 млн школьников Великобритании. В Канаде выпускники средней школы 2020 года в ближайшие пять лет могут потерять больше 25 тыс. канадских долларов прижизненных доходов на человека, если безработица среди молодежи достигнет 28%.

Американский экономист Дирк Крюгер и его коллеги из ФРГ полагают, что потеря доходов составит в среднем 1%. Выпускники колледжей потеряют в заплате меньше, чем люди с неполным средним образованием, которые из-за удаленной учебы подойдут к 16 годам с гораздо меньшим человеческим капиталом, нежели те, кто в школьный локдаун не попал.

По подсчетам McKinsey, нынешние учащиеся в США, причем даже те, кто высшее образование все же получит, недосчитаются от $49 тыс. до $61 тыс. прижизненных доходов — и это только в результате школьных локдаунов. А все потому, что недополученные знания делают будущих соискателей рабочих мест менее компетентными.

Потери в доходах сильнее всего ударят по людям с более низким уровнем образования, поскольку их финансовые поступления опустятся до уровня, который с трудом будет обеспечивать базовые потребности. Такое снижение доходов повлияет на их способность обеспечивать себе достойное питание, жилищные условия и т. п. по сравнению с более высокооплачиваемыми специалистами.

Как пандемия коронавируса повлияла на здоровье дете

Студентам университетов и колледжей удаленка может стоить $90 тыс. прижизненных доходов на человека, что существенно снизит ценность университетского диплома, считает Джордж Псакаропулос. Последние несколько десятилетий отмечался гигантский рост высшего образования, и сегодня число студентов увеличилось больше чем втрое по сравнению в 1970-ми годами. Надбавка к зарплате, обеспеченная университетским дипломом, весьма высока и со временем только повышается. Поскольку студенты высших учебных заведений получают обычно более высокую зарплату, то в абсолютном выражении они потеряют больше, чем люди с менее высоким образовательным уровнем. Из 1,5 млрд учащихся в мире 224 млн человек, или 15%, учатся в вузах. В среднем выпускники вузов получают почти вдвое больше, чем люди со средним образованием, и в 2,7 раза больше, чем не окончившие среднюю школу. Следовательно, если говорить о ежегодных потерях в зарплате из-за связанных с ковидом локдаунов, то выпускники вузов будут терять $725 в год, то есть примерно $18 тыс. за всю жизнь, если считать, что они будут работать 45 лет.

С учетом сроков школьных локдаунов, средней зарплаты, общего стажа в 45 лет и знаний, полученных на удаленке, специалисты оценивают потери личных прижизненных доходов в $2833 для стран с низким уровнем доходов, в $6777 — со средним, в $21 158 — с высоким. В среднем по миру это $11 117 на человека.

Возможно, кому-то эти потери покажутся небольшими. Но если взять совокупные потери 1,5 млрд учащихся, то цифра окажется катастрофической: для бедных стран — $360 млрд, для стран со средним доходом — $6,8 трлн, для богатых — $4,9 трлн. В мировом исчислении это $15,1 трлн. Даже если считать по нижней границе численности экономически активного населения, потери составят $252 млрд, $4,8 трлн и $3,4 трлн соответственно; в мировом выражении — $10,5 трлн.

Такая разница в цифрах связана с тем, что в странах со средним уровнем доходов намного больше учащихся, а в богатых странах доходы выше. Потери доходов в бедных странах огорчают больше всего, потому что там и без того невысокие зарплаты, низкий прогноз по экономическому росту и более высокий уровень нищеты. В странах со средним доходом цифры тоже очень велики, поскольку 1 млрд из 1,5 млрд учащихся, затронутых школьными локдаунами по всему миру, живут именно там.


Образование в развитых странах

Развитые страны предлагают отличные возможности для получения образования для всех возрастов и на любой вкус. Тем не менее, вы можете найти некоторые действительно удивительные вещи, если вы решите углубиться поглубже в эту тему. Если вы планируете получить образование в определенной стране или просто хотите сравнить свою систему образования с другими, следующие факты будут представлять для вас большой интерес. В Голландии дети начинают свою школьную программу в свой 4-й день рождения. Даты рождения различаются, поэтому учебный год для каждого ребенка начинается в разное время. Разве не забавно время от времени приветствовать кого-то нового в первом классе? В Канаде уроки проводятся на французском и английском языках, поскольку оба языка являются официальными в этой стране. Французское образование удивит тех, кто любит отдых. Франция имеет самый короткий учебный год в мире, хотя школьный день является самым длинным (чтобы покрыть богатое время каникул). Кроме того, во французских школах есть настоящая “церемония обеда”, которая длится час или два. Никаких пластиковых или бумажных тарелок и никакой спешки. Дети едят в непринужденной атмосфере, где их учат хорошим манерам, этикету и правилам приготовления пищи. В Великобритании есть старейшая школа-интернат в мире-Королевская школа в Кентербери, которая была основана в 1567 году и сейчас является одной из самых передовых в технологическом плане. В то время как в Голландии родители отправляют детей в школу, начиная с 4 лет, родители из графства Лихтенштейн откладывают отправку своих детей в школу до 7 лет. Однако более поздний старт в школу, похоже, не замедляет образовательное развитие их детей. В Лихтенштейне утверждают, что в стране 100-процентный уровень грамотности. В Финляндии дети начинают учиться также в 7 лет. Это одна из старейших начальных школ в мире. В Финляндии дети младшего школьного возраста делают 15-минутный перерыв каждые 45 минут. Тем не менее, финские дети занимают первое место в международном тестировании. С более частыми перерывами, чтобы двигаться и играть, финские дети, как полагают, могут лучше сосредоточиться на своей работе. Существует множество фактов об образовании в Америке, так как эта страна огромна. В США самые высокие государственные расходы на образование и самые высокие зарплаты. Кроме того, Америка является страной номер один, принимающей студентов со всех уголков мира. 87% граждан Швеции имеют диплом о среднем образовании. Шведские старшеклассники получают 187 долларов в месяц за посещение школы. Телесные наказания детей запрещены в Швеции с 1979 года. Это означает, что первое поколение детей, которые никогда не подвергались телесным наказаниям сейчас сами родители. После введения Швецией запрета на телесные наказания список стран, которые запрещают шлепать детей, продолжает расти. В настоящее время 52 другие страны запрещают родителям применять физические наказания в отношении детей. Все государственные школы Норвегии, включая университеты с магистерскими и докторскими программами, бесплатны даже для иностранных студентов. Испания очень религиозная страна, поэтому у студентов много выходных, которые посвящены различным религиозным праздникам.

Совершенно странная ситуация с образованием возникла в так называемых “странах третьего мира”. Современные реалии для африканских, некоторых азиатских и некоторых латиноамериканских стран включают отсутствие обязательного школьного образования для детей или минимального требуемого возраста. Например, дети в Кении не обязаны ходить в школу. Тем не менее, большинство семей понимают ценность хорошего образования и отправляют своих детей учиться. В Пакистане детям не предоставляется бесплатное образование. Обязательная программа проводится в возрасте от пяти до девяти лет (только 4 или 5 классов). Факты об образовании в Африке пугают большинство европейских и американских граждан. Например, 40% африканского населения в возрасте старше 15 лет неграмотны. Для африканских женщин ситуация еще более плачевна. Тесты показывают, что даже те, кто учится в школах, не получают необходимой образовательной ценности. Например, в Замбии, Эфиопии и Нигерии более 50% учащихся не обучаются основным навыкам в начальной школе. Доля учащихся на одного преподавателя в регионе к югу от Сахары составляет 40 человек, в то время как в некоторых странах Африки она составляет 60 человек. Отсутствие учебных заведений, предлагающих высшее образование, является еще одной проблемой для большинства африканских студентов. Поэтому они часто уезжают в более развитые страны для получения диплома. Не удивительно, ведь большинство самых бедных городов в мире находятся именно в Африке. Помимо печальных фактов об образовании в бедных странах, есть и забавные. Из-за проблем с наводнениями в Бангладеше построили более 100 лодочных школ. Лодочные школы имеют доступ в интернет, библиотеки и другие объекты, которые работают на солнечной энергии.

Образование в развивающихся странах

Последняя группа стран-развивающиеся, такие как Китай, Индия, Бразилия и Аргентина. Образование в развивающихся странах находится на пути преобразований. Некоторые страны, такие как Индия, уделяют большое внимание образованию и требуют от своих учеников усердного обучения. Развитые страны применяют самые изощренные подходы. Некоторые из них предлагают бесплатное высшее образование, в то время как другие известны превосходным качеством и чрезвычайно высокой платой за обучение. Китайские дети получают больше всего домашних заданий в мире. В среднем китайский ученик тратит на домашнее задание не менее 14 часов в неделю. Кроме того, китайские классы являются самыми переполненными в мире. Среднее количество учащихся в классе превышает 50. Интересный факт об образовании в Индии: в этой стране работает самая большая школа в мире. В городской школе Монтессори обучается более 32000 учеников. В Бразилии, школьный день начинается в 7 утра, это сделано, чтобы компенсировать увеличенное время обеда, когда студенты имеют возможность поехать пообедать домой. В Аргентине, Чили и большинстве стран Южного полушария дети проводят летние каникулы зимой — с декабря по март.

Читайте также: