Почему в школе женщин больше чем мужчин

Обновлено: 04.07.2024

Потому, что "слабый пол" - это гнилые доски, как сказали в одном фильме! А русские женщины и в избу, и коня на скаку, и в школу!

В нынешнее время учитель - это типично женская среда, в которой мужчины появляются редко. Этому есть несколько причин: а) низкая заработная плата, на которую глава семьи не может содержать своих детей
б) мужчинам уже просто не хочется заниматься обучением и воспитанием детей, им проще покорять карьерные вершины в другой стезе. Поэтому даже после окончания педагогического вуза доходят до школы единицы.

Хотя, изначально работа учителя была мужской, и это правильно. Мужчины непосредственны в воспитании, строги и жестки по ситуации, логичны и объективны. А у женщин некоторые эти качества могут и не соблюдаться, давая волю настроению. В какой момент и по какой причине произошло это смещение профессий - для меня загадка.


Гендерное неравенство – это ситуация, когда мужчины и женщины имеют неравный доступ к ресурсам, возможностям, правам и свободам. Согласно данным федеральной статистики, женщины в образовании получают меньшую заработную плату. Мои собственные наблюдения говорят о том, что при распределении руководящих постов предпочтение отдается мужчинам, а с женщин чаще и требовательнее спрашивают выполнение обязанностей.

Давайте рассмотрим эту проблему на примере небольшой районной школы. Все данные, представленные в статье, взяты из открытых источников и отражают ситуацию по состоянию на 2019 год.

Количество педагогических работников в школе

- соответствие занимаемой должности

Образование:

Стаж работы в школе:

Средняя нагрузка в 2019/2020 учебном году

Средняя заработная плата в 2019 году (руб.)

Что мы видим из этой таблицы?

Мы можем сделать вывод, что школа для женщины - это стабильная работа, так как большая часть коллектива проработала здесь более 20 лет. У женщин-педагогов преимущественно высшее образование, а треть из них имеют высшую категорию.

Зарплата мужчин в среднем на 1,6 тыс руб выше зарплаты женщин, а нагрузка меньше на 4 часа.

Что касается больничных по уходу за детьми, то в том случае, когда стаж у работника менее 6 лет, он получает пособие в размере 60% от заработной платы. От 6 до 8 лет – 80%. Имея маленьких детей, женщина вынуждена брать больничные листы, теряя при этом часть доходов и не имея возможности продвигаться по служебной лестнице.

В связи с выполнением домашних обязанностей женщина вынуждена отказываться от дополнительной нагрузки в вечернее время, в то время как мужчина охотно ее берет. При этом женщины чаще берут дополнительную работу в дневное время, чтобы зарабатывать больше (заведование кабинетом, внеурочную деятельность). Например, классное руководство ведет в нашей школе 76% женщин и 33% мужчин.

Почему в школах не замечают гендерное неравенство?

Большинство учителей в России - женщины, а мужчины если и есть, то ведут такие предметы как труд, физическая культура, информатика; иногда это директор или завуч. Социологи считают, что профессия учителя привлекает женщин, потому что дает гибкий график работы и позволяет совмещать работу с выполнением домашних обязанностей, воспитанием детей. Но это постепенно становится неактуально: нагрузка учителей очень велика, рабочий день фактически ненормированный.

Из-за занятости в семье и большой нагрузки на работе женщины реже, чем мужчины, принимают участие в конкурсах, курсах повышения квалификации, требующих отсутствия дома или поездок в другой город. В результате, снижаются шансы реализовать себя в профессии или сделать административную карьеру.

Как можно преодолеть гендерное неравенство? Педагогам нужно объединяться в профсоюзы: только действуя единым фронтом можно привлечь внимание общества и государства к этой проблеме. Устраивая пикеты, акции, освещая проблему в медийном пространстве, нужно менять представления о роли женщины и мужчины в обществе.

Профсоюз может собрать данные о зарплатах мужчин и женщин в организации и обсудить изменение подхода к распределению дополнительных обязанностей, стимулирующих. При заключении коллективного договора можно внести положения, поощряющие участие мужчин в выполнении семейных обязанностей и выравнивающих возможности мужчин и женщин в профессии.

Ольга Ширшева, учитель истории и обществознания, член Комиссии КТР по гендерному равенству, Свердловская область

По-моему, кроме тех причин, которые назвали предыдущие пользователи, есть ещё одна: школа как общественный институт создаёт ощущение своей общественной невостребованности. Это по большей части не то учреждение, которое действительно даёт знания, нужные для жизни. Это в некотором смысле большой кружок продлённого дня - лишь бы чем-нибудь занять огромную массу детей под видом важных дел, только чтобы они были хоть чем-то заняты, пока родители на работе. Поэтому большая часть детей лоботрясничает, не находя действтельно нужного применения своей энергии (хотя сами могут этого и не осознавать) . В результате в школе скаладывается не та деловая атмосфера, которая отвечает менталитету мужчины: нет настоящего дела. Зато для женщины - это неисчерпаемое поле для приложения её природной потребности во влиянии. Как сказал Буратино про Мальвину: "У неё бзик на воспитании".
В школу пойдут мужчины, когда закон об образовании будет так построен, чтобы соответствующие знания получали лишь те, кому они действительно нужны, а не все торчали по полдня в школе, кто проживает в этом микрорайоне. Тогда из учеников будут выходить для общества специалисты, за которых готовы предприятия и казна заплатить, а лоботрясы не будут гонять годами балду за бюджетные деньги, а пойдут пораньше вкалывать, принося пользу обществу и кормя себя. Тогда денег на такое результативное образование будет достаточно, чтобы и мужчина почувствовал себя в школе нужным для общества работником.

Потому что мужчины боятся теперь идти работать в школу, т. к. на каждого смотрят, и видят в нем педофила.

Потому что их никуда больше не берут. Мужчины с низким уровнем умственного развития могут пойти в грузчики, а женщин на такую работу не берут, приходится идти в учителя.

Видиш ли женчины бывают умнее мужчин на 3-4 года, большинство мужчин работают на более сложных котором надо сил а не ум

1)какой нормальный мужик сейчас пойдёт в школу за копейки работать! ? ему семью кормить надо 2)потому что это от части материнская работа! 3)Терпения больше!

Ответ
1) для мужчины низкая зарплата
2) не все мужчины любят работать в женском коллективе
3) не у всех мужчин есть столько терпения
4) не все мужчины хотят участвовать в возникающих иногда конфликтах дети-родители-учителя
5) престижность профессии учителя с каждым годом падает
При этом были и есть мужчины учителя, причем прекрасные учителя, но, к сожалению, их очень мало.


Традиции и гендерный уклон

Хотя в 19 веке преподавание считалось преимущественно мужской профессией, в 20-е годы все изменилось. Преподаванием преимущественно стали заниматься представительницы прекрасного пола. Большая часть изменений произошла во время мировых войн, когда большое количество учителей-мужчин вступило в вооруженные силы, и многие из них не вернулись к преподаванию после окончания войн.

В наше время предвзятость распространена даже чересчур. Просто существует тот факт, что для многих молодых людей существует определенный ряд работ, которые считаются мужскими (автомеханики, инженеры, шахтеры, военные, строители, электрики, т.д.) и, которые считаются именно женскими (учителя, медсестры, секретари, швеи, продавцы, т.д.). Да, увы, гендерный уклон весьма распространен и в наше, казалось бы, непредвзятое время.

Преподавание и материнство

“Плоская” иерархия в обучении

Что касается школ и высших учебных заведений, стоит отметить, что иерархия в обучении является достаточно плоской: классные учителя, несколько ведущих учителей и заведующих кафедрами и совсем мало администраторов. Таким образом, отсутствия на работе по причине ухода за ребенком практически никак не влияет на ваш карьерный путь, как бы влияло в других более иерархических профессиях.

Проблемы с социализацией

Так как преподавателей-женщин в наше время как никак больше, но мужчины-преподаватели все-таки встречаются, у них часто могут возникать проблемы с социализацией. Да, может, кому-то и нравится работать в коллективе, состоящем полностью из представительниц женского пола, многих мужчин это пугает. И мы прекрасно можем понять, почему! 🙂

“Не мужская” и не престижная профессия

Мы это уже затронули еще в самом первом пункте, но явно стоит повториться. Вы часто слышите, чтобы мальчик, особенно учащийся младших классов грезил о том, чтобы стать преподавателем, когда вырастет? Вряд ли. Чаще всего мальчики с самых ранних лет хотят стать космонавтами, известными футболистами и директорами крупных компаний. Наверное, этот пункт можно назвать самым спорным и субъективным (спорить не будем), но он явно имеет место быть в наше время. К тому же, сказывается роль, которую играет преподавание в наших странах. Если в Европе или США — это является престижной и даже высокооплачиваемой профессией, то у нас, увы, это совершенно не так.

Читайте также: