Почему в школе весело

Обновлено: 07.07.2024

Занятия, домашка, вторая обувь, контрольные, дурак-физрук — не самая веселая перспектива на ближайшие девять месяцев. Примиряет со всем этим только то, что в школе все-таки бывает весело. Друзья, перемены, спонтанные акции протеста против недосоленных котлет в столовке и, если повезет, увлекательное общение с педагогами на страницах главного ученического документа — дневника.

Школьники, настоящие и бывшие, с удовольствием выкладывают в сеть перлы учительских замечаний.

Там в туалете просто запах такой. пьянящий.

Может он просто сыроедением увлекся?

Еще один недокормленный ребенок.

Прям голодные годы какие-то.

Родители с чувством юмора — это прекрасно.

Надеемся, что хотя бы на английском критикует.

Ну должна же быть от учителей хоть какая-то польза.

Он просто гражданин мира.

Белла, ну как не стыдно?!

Как будто не знает, что нормальные люди нюхают другое.

С кем не бывает.

С колготками на голове можно еще в троллейбус играть. Тоже весело.

Мы часто рассказываем, как весело и увлекательно преподавать разные предметы, говорим, что учитель должен заинтересовывать детей. Но, возможно, мы немного увлеклись и забыли, что в первую очередь ребёнок в школе должен научиться работать. Редактор сайта WeAreTeachers приводит пять причин, почему мы должны помнить не только о веселье.

Сейчас я пишу книгу для средней школы. Я люблю писать и читаю много таких книг. Я подружилась со всеми авторами на фейсбуке и с удовольствием слежу за их жизнью. Но когда я сажусь писать, это уже не так весело. На самом деле это разочаровывающе, напряжённо и времязатратно. Правда в том, что на самом деле это тяжёлая работа, а не развлечение.

Тогда почему же мы постоянно говорим, намеренно или нет, что школа должна быть весёлой? Существует безжалостное давление соцсетей и учительских групп в фейсбуке, которые говорят, что каждый урок, который мы ведём, должен не только соответствовать учебному стандарту, но и быть развлекательным. Мы всегда ищем такие активности, которые позволят нам убить сразу двух зайцев.


Но, мне кажется, где-то на этом пути мы перепутали веселье с вовлечённостью. Ведь даже тяжёлая работа может быть очень увлекательной. И когда мы говорим, что сейчас вместе напишем конспект, который будет дико весёлым, а дети этого не чувствуют, мы просто закладываем в них мысль, что они делают что-то не так. А правда в том, что тяжёлая работа идёт на пользу детям так же, как и игра.

Предлагаю пять способов говорить о ней более правдиво.

1. Тяжёлая работа дарит чувство собственного достоинства

Мой психотерапевт однажды сказал, что нужно избегать ситуаций, где я не могу сохранить своё достоинство. С того дня я всегда придерживаюсь этой установки. Подарите вашим ученикам чувство собственного достоинства, обозначив высокие, но разумные ожидания, которые потребуют от них тяжёлой работы и настойчивости. Дети захотят внести свой вклад, поэтому нужно дать им такую возможность.

2. Привычка работать — хорошая стратегия развития

Когда мы воспринимаем детей серьёзно, они начинают воспринимать себя так же и оправдывать наши ожидания. Чтобы привыкнуть хорошо работать, нужно тренировать этот навык. Если мы всегда даём лёгкие и весёлые задания, такой возможности просто нет. Будьте уверены, что вы предлагаете такие задачи, которые помогают им совершенствоваться и чувствовать вызов в каждом уроке. Скажите им, что сперва будет трудно, но вы верите, что они справятся. Научить детей ставить реалистичные цели — это отличный способ заставить их задуматься, сколько работы нужно вложить для достижения чего-то.


3. Выявите проблему и затем работайте над решением

4. Тяжёлая работа не всегда вознаграждается

Я заметила интересную особенность детей: они верят, что, если вложить во что-то много усилий, они обязательно будут вознаграждены. К сожалению, в жизни это не всегда так. Некоторые дети получают блестящие оценки без большого труда. Другие никак не могут заработать даже приемлемые, хотя вкладывают много усилий. Важно объяснить детям, что нужно быть реалистами и осознавать: неудача и провалы в любом случае будут частью их жизни. Не так обидно много работать и получить невысокий результат, если о таком исходе ты предупреждён заранее.


5. Тяжёлая работа предшествует веселью

Когда мы повторяем детям эту мантру, то помогаем помнить о пользе работы, даже когда нас нет рядом. Эта мысль также подчёркивает разницу между тяжёлым трудом и весельем. Я постоянно говорю это своим детям.

Я объясняю им, что не веселюсь весь день на работе, но я люблю её за то, что она делает меня способнее и умнее, люблю зарабатывать деньги. Я не лгу и не притворяюсь, что радуюсь тяжёлой работе, но объясняю, как она связана с теми вещами, которые доставляют мне удовольствие.

Выработка привычки трудиться — бесконечный процесс, поэтому вы должны постоянно показывать детям пример того, как работаете вы и другие люди, давать им задания по дому и предлагать помогать вам.

Мы подготовили для тебя полезные советы, как сделать так, чтобы школьные будни перестали быть скучными и однообразными.

Начинай свой день правильно

Наряжайся

Если ты ненавидишь школу и все, что с ней связано, то встаешь наверняка за 10 минут до выхода и натягиваешь что попало. Даже если у тебя форма, можно быть модной девчонкой – было бы желание :) Поменяй свое отношения к школьным фифочкам, которые постоянно поправляют волосы, обновляют блеск для губ и болтают о шопинге.

Хорошо выглядеть – не значит быть тупой.

Когда ты чувствуешь себя красивой, твое настроение сразу поднимается, окружающие видят это и с удовольствием болтают с тобой. Как результат – все на позитиве. Красота спасет мир, короче говоря!

Закупись прикольными канцелярскими принадлежностями

Блокноты, блоки с разноцветными листочками, красивые тетради, прикольные ручки – все это сделает твои будни красочнее.

Веди конспекты и рисуй

Самое время применить арсенал фломастеров, гелевых ручек и маркеров, которые ты накупила для школы. Обязательно украшай свои конспекты звездочками, сердечками и всякими забавными рисунками. Противный препод не разделяет твоей любви к искусству? Поговори с ним об этом. Если ты отлично знаешь предмет, то его не должны смущать сердечки на полях.

Найди свое место в классе и не парься

Серьезно, просто не парься, что думают о тебе окружающие. Тебя считают девочкой-ботаном или пацанкой? Круто!

Войди в образ и активно поддерживай свою легенду.

Ботаничка, значит? И ты такая приходишь в школу в карикатурных очках и бабушкином свитере. Воспринимай школу как театр. Вот только учиться надо по-настоящему :)

Участвуй в школьных мероприятиях

Если ты всегда держалась в стороне от всяких театральных кружков, самое время поменять свою позицию. Просто попробуй, и ты, скорее всего, втянешься. Наверняка у тебя в школе проводятся всякие конкурсы талантов, литературные вечера, КВН и прочее. Ты сможешь наладить отношения с одноклассниками и просто клево провести время. Ведь ничто так не сближает, как кружок по интересам. К тому же ты поднимешь свой авторитет в глазах учителей – им нравятся активисты.

Сплетничай на переменах и в столовке

Если кто-то когда-то сказал тебе, что сплетничать – это очень и очень плохо, а все сплетницы будут гореть в аду, то он был в корне не прав! Плохо говорить гадости за спиной и быть лицемеркой, а обсудить новую прическу Аньки и личную жизнь Васи с Машей – дело святое.

Тогда прийти в школу будет сродни просмотру нового эпизода сериала.

Только не увлекайся. Между безобидными сплетнями и вмешательством в чужую личную жизнь существует очень тонкая грань.

Бери вкусную еду в красивых ланч-боксах

Потому что вкусная еда – залог хорошего дня. Тут есть два варианта:

Для кулинарных гениев у нас есть несколько рецептов :)

Придумай забавные игры для перемен

Нет, не надо делать домашку на перемене! Тебе нужно отдохнуть от урока, дать мозгу переварить полученную информацию и подготовиться к поглощению новой – для этого перемену и придумали. Конечно, можно почитать книжку или просто посидеть где-то в уголке, залипнув в телефоне. Но круче всего придумать интересную игру вместе с одноклассниками. Пусть не со всем классом, но хотя бы с несколькими отличными ребятами.

Не затягивай с домашкой

Пересиль себя, сделай дело – и ты свободна. Совесть чиста, домашнее задание готово – можно гулять!

Найди общий язык с учителями

Зачастую среди них встречаются ну о-о-очень интересные люди, которые смогут дать тебе не только знания по своему предмету, но и что-то жизненно важное.

Погрузись с головой в свой любимый предмет

Ты терпеть не можешь приводить дроби к общему знаменателю, зато прочитала все и даже больше из списка школьной литературы? И уже даже прокрутила в голове все тезисы твоих будущих сочинений? Не может быть, чтобы в школе не было ни одного интересного тебе предмета! Прислушайся к себе, пойми, к чему лежит душа, и погрузись в этот предмет с головой. А если ты уже в 10–11 классе, то просто обязана разобраться в своих предпочтениях.

Чем раньше ты поймешь, что тебе действительно интересно, тем меньше риск ошибиться с будущей профессией.

Попробуй делать уроки вместе с друзьями

Ходите друг к другу в гости или собирайтесь в школьной столовке, чтобы совместными усилиями решать задачки по алгебре или готовиться к контрольной по биологии. Вместе и проще, и веселее. Конечно, если у вас получится сосредоточиться :) А если вам не особо повезло с креативными учителями, можно разработать свою систему заучивания. Скажем, поставить у тебя дома спектакль по одной из тем учебника по истории.

Татьяна Фельгенгауэр

Мне далеко не всегда везло с учителями, поэтому мои воспоминания о школе так себе. Школа направлена против индивидуальности ребенка. Она закругляет квадратное и пытается сделать квадратным круглое. Поэтому вся ответственность, как мне кажется, на учителе — он должен оставлять ребенку свободу.

Однажды я писала сочинение, у меня была мысль, что Лермонтов ассоциирует себя с героями (они всегда у него такие роковые красавцы) и таким образом как бы компенсирует свои недостатки в реальной жизни — все мы знаем, что он был маленьким, хромым и всех задирал. Лермонтов пытается возвысить себя до своих лирических героев — я так видела, так и написала в сочинении. Учителя литературы после этого долго мне рассказывали, какой это кошмар, и что я не имею права так писать, потому что Лермонтов вообще-то гений! Хотя в моем сочинении нигде не было сказано, что Лермонтов не гений.

Я панически боялась учительницу математики. Это плохо, ведь когда ты боишься, у тебя полностью отключается голова.

Ты чувствуешь себя тупым не потому, что ты не понимаешь формулу, а потому, что тебя парализует от страха

При этом, конечно, было что-то хорошее. Я училась в школе с театральным уклоном, мы ставили спектакли — вот там ты мог быть каким угодно. Но это были факультативные вещи. И с пятого по девятый класс у меня была прекрасная классная руководительница, с которой я уже 15 лет после выпуска регулярно встречаюсь.

Ксения Молдавская

педагог, обозреватель детской литературы

Примерно за неделю до первого сентября лето теряет краски. Это такой кошмар, который не прекращается никогда: скоро в школу. Школьники (ну, разве что кроме первоклассников), родители, бабушки-дедушки – все на нервах, все мрачны.

Первое сентября. 8 утра. Линейка. Речь директора, речь человека из управы или даже мэрии, речь еще кого-то важного, гимн, шестиклассники читают стихи, одиннадцатиклассник несет на плече первоклассницу с колокольчиком. Холодно. Хочется спать и в туалет – эти желания объединяют и школьников, и учителей, и родителей. Но ничего не выйдет. Линейка тянется. Кажется, это навсегда. Такой маленький адок в каждом втором дворе.

На самом деле, и дети, и их родители хотя услышать быстрое: нет, не навсегда, жизнь еще наладится – и разбежаться, но кто ж их отпустит.

Впрочем, сама я на свою самую первую школьную линейку – 1 сентября в первый класс – опоздала и до сих пор горжусь этим обстоятельством.

Советская школа не была заточена под то, чтобы детям в ней было уютно. Многим моим ровесникам она и в пятьдесят снится в кошмарах.

Мне - нет. Хотя я иногда вспоминаю учителей, пару учителей, которых любила. Тех, кого ненавидела – чаще.

Илья Красильщик

журналист, издатель Meduza

В самом 1 сентября сентября как в дне ничего особенного нет. Пока его не называют праздником. Какой к чёрту праздник? Чего праздновать? Школа — омерзительное место (моя была далеко не худшая), в котором ты 10 лет учишь что-то, что потом с облегчением забываешь. Почему по всей стране в один день собираются все люди и празднуют то, что лето закончилось, теперь нужно каждый день вставать в семь утра и идти слушать, как на тебя кричат какие-то взрослые, уставшие от жизни люди? Зачем все эти последние звонки, идиотские выступления, дурацкие песни? Зачем эта чертова физкультура, на которой ты можешь подтянуться всего один раз? И как это все теперь забыть? И как сделать так, чтобы у твоих детей это было как-то по-другому?

Ксения Гагай

Наверное, у меня просто был травматический опыт. Всё время приходилось бороться с собой, с одноклассниками, с учителями. Приятного было мало, школьные годы казались глобальным испытанием.

Сейчас каждое 1 сентября я чувствую, что этой горы на плечах больше нет, что я туда больше не пойду

Бывало и весело, конечно, но почему-то остался слой воспоминаний, связанных с сильным давлением и принуждением. У меня педагогический диплом, у меня была практика в школе, я работала пионервожатой. Мне правда интересно, как сейчас устроено обучение, особенно в маленьких школах — появилась ли свобода для творчества учителей, для креатива на уроках. И в свою школу я хотела бы вернуться, чтобы посмотреть на всё это уже сверху.

Читайте также: