Почему в школе не учат действительно важным вещам

Обновлено: 05.07.2024

В официальном содержании по ФГОС - темы по правовой грамотности и финансовой есть. Есть два серьезных фактора, которые не дают им актуализироваться и стать необходимостью для самого ученика. 1. Все финансовые вопросы в семье обсуждаются родителями и старшими родственниками. Ребенок к финансам, как правило не допущен. Нельзя считать, что ребенок научится, как считать. Читать далее

всё образование и воспитание , направлено на одно -чтобы человек был вежливым и послушным . если отсутствует. Читать дальше

Почему не учат? Сейчас есть предмет "финансовая грамотность", в рамках которого ряд вопросов изучается на уровне, понятном школьнику. В рамках обществознания рассматриваются базовые аспекты нормативной системы социума и т.д.

Заполнение документов, как правильно составить договор аренды квартиры, на что вообще обращать внимание в договорах. Объяснить суть кредитов, Куда звонить в той или иной экстренной ситуации - потоп, опасные и непредвиденные неисправности сантехники и бытовой техники, доверенности, как правильно составить документ, если решил одолжить денег и точно получить их потом обратно
И подобные бытовые вещи, которые человек познаёт только столкнувшись с ними. Почему такого не объясняют в школах? Какой толк учить ребёнка 11 лет ради одной лишь сдачи экзаменов?

Таким бытовым вещам можно научиться самостоятельно, в сети много информации. Школа как раз учит искать, анализировать информацию и делать выводы. В мире есть множество разных вещей, которые могут пригодиться человеку, их все школа охватить не может. И не снимайте ответственность с родителей.

Самостоятельно можно и историю выучить, в жизни например не обязательно знать зачем один контрацептив сидящий на троне напал на другую клизму благородных герцогских кровей. Реально развивают мозг только предметы, построенные на матане.

Ученикам в жизни как минимум нужен опыт сделок с нотариусом, чтобы оформлять наследство, если чья-нибудь бабулька не успеет его написать. Ученикам нужно хотя бы знать отличия режимов стирки белья.

Чему тебя в школе должны были научить?
Не раздвигать ноги перед первым встречным?
А родители не научили?

В вопросе что то было написано, что заставило вас так думать? Или как раз вас таки родители и не научили, что такая агрессия без причины явно не показатель высокого ума?

Всем пофиг на детей, они хотят воспитать тупо стадо которое будет пахать, а мы им ноги лижим а взамен нам дают бумажки

P.s. нам очень повезло, что живем в век интернета. если что, всегда можно гуглить)
А в советское время, получается, вообще пипец был)

В советское время приходилось очень много читать и общаться в живую, из-за отсутствия этого сегодня очень много просто тупых детей и студентов. Потому, что гугл элементарным вещам не учит.

Договора постоянно меняются, им учить нет смысла (пока учебник составят и выпустят, форма договора уже устареет)
"Куда звонить в экстренных ситуациях" учат на ОБЖ, но это мало кто запоминает

Школа просто штампует биомусор без знаний жизни, собственного мнения и мозгов, но зато они знают, что такое дискриминант и какие предложения распространённые, а какие сложные, хоть и забывают это через год после сдачи ЕГЭ. А в этом весь смысл, если система образования будет направлена на формирование не биомусора, а полноценных личностей, то люди начнут понимать, что в нашей стране происходит какой-то пиз&ец, а нашему любимому правительству это не надо.

Куда звонить в экстренной ситуации, меня научили родители еще в первом классе, как только у нас появился телефон.
Суть кредитов - по математике в 5-м классе проценты изучают, только вот дети к тому времени уже родителями настроены на то, что школа - для экзаменов, а не для жизни.

Во всём "виноваты" родители, вы сами, общество, ну, конечно же, США и Европа. А школа НИ ПРИ ЧЁМ. Какое отношение школа имеет к подготовке подрастающего поколения? - Никакого. Европа "виновата".

Довольно часто я наталкиваюсь на этот вопрос. Почему в школе учат тем вещам, которые большинству никогда не пригодятся вместо того, чтобы учить чему-то реально полезному, например как найти работу и пройти собеседование и т.п.?

Что ж. Я не могу сказать, что наше образование безупречно, но именно эта претензия к нему с моей точки зрения неправомерна.

Во-первых, какие-то "жизненные" навыки, по крайней мере, в хорошей школе даются - это и работа в коллективе в целом, и уроки труда, да и на обществознании и ОБЖ могут рассказывать что-то полезное. Есть и разные мероприятия, типа субботников и т.п.

Но это, с моей точки зрения, вовсе не главная причина. Действительно, этого не достаточно для того, чтобы выпускник мог ориентироваться во взрослой жизни.

Но это не задача школы.

Задача школы - дать базовые гуманитарные и научные знания. Школа худо или бедно с этим справляется и для этого она нужна. Кто-то спросит, зачем вообще это надо, но это уже другой вопрос и тема для отдельной статьи.

Учить жизни - задача родителей и других родственников, ну и сам человек. Благо интернет есть сейчас у всех, никто не помешает школьнику в перерывах между лайканием мемов почитать статьи на соответствующие темы.

К тому же, по идее со взрослой жизни у школьника проблем быть не должно - он либо идёт в ВУЗ, либо устраивается на работу. То, что в стране жуткая безработица и тяжело найти нормальную вакансия без "жизненных" навыков - это проблема страны, а не школа. Также как и то, что человеку постоянно приходится отстаивать права.

Также школа не должна учить, например, жить "по понятиям", чтобы ученик смог грамотно общаться с местными криминальными элементами.

Что довольно парадоксально, многие выступают против попыток ввести в образовательную систему предмет сексуального просвещения. Это как раз весьма "жизненный" предмет - ведь это одна из немногих дисциплин, изучать которую у школьника есть большое желание, и учителей он себе найдёт: например пацанов со двора.

А это в свою очередь может привести к весьма ужасным последствиям.

Как можно улучшить ситуацию?

Как я уже писал, школа не должна учить жизни. И тем не менее, учитывая современные реалии, было бы неплохо уделять этому хоть какое-то внимание - можно ввести соответствующие уроки в старших классах, возможно сдвинув разные "второстепенные" предметы, или, как вариант, использовать уже имеющиеся предметы, такие как труд, информатика, обществознание.

На труде, особенно в старших классах, обучать тому, что может пригодиться каждому (например, как кран починить и т.п.), на информатике давать уроки реальной компьютерной грамотности, на обществознании уделить больше внимания таким вещам, как правовые вопросы и прочее.

Я думаю, что это было бы не лишним. Но опять же, это не должно быть приоритетной задачей школы.

Спасибо, что дочитали статью. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, этим вы помогаете развитию канала! Заранее спасибо.

Психолог Людмила Петрановская считает Самая популярная лекция Людмилы Петрановской. Воспитание с видом на будущее / Правмир / YouTube , что взрослые — и школа в том числе — готовят детей к жизни в позавчерашнем мире. Похожего мнения придерживаются Школьное образование: оценка россиян / ВЦИОМ 40% опрошенных россиян: система школьного образования неэффективна. Она не даёт ребёнку востребованных знаний и навыков. Значит, пока родителям и детям придётся восполнять эти пробелы самостоятельно. Вот несколько областей, на которые стоит обратить внимание, чтобы не отстать от жизни.

1. Самоорганизация

Управлять временем, определять приоритеты, ставить цели и достигать их, справляться с прокрастинацией, формировать полезные привычки и менять вредные. Если бы всему этому учили в школе, во взрослом возрасте мы наверняка работали бы эффективнее, успевали больше, уставали меньше и в целом жили более насыщенной жизнью.

Хорошая новость в том, что у современных родителей есть книги, которые помогут объяснить ребёнку основы тайм‑менеджмента. И у школьников, которые хотят научиться этому самостоятельно, — тоже. Кроме того, взрослые могут адаптировать и показать ребёнку те принципы личной эффективности, которые используют сами.

2. Финансовая грамотность

Только 17% россиян считают Россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности / Аналитический центр НАФИ себя финансово грамотными. Например, по данным Дети и финансы / Аналитический центр НАФИ Национального агентства финансовых исследований, семейный бюджет ведут меньше половины опрошенных, 40% хранят накопления в наличной форме и почти ничего не знают о банковских услугах, начислении комиссий и так далее. Причина этого — в полном отсутствии уроков финансовой грамотности в школах.

Родители, которые не обладают нужными знаниями и навыками, тоже мало чему могут научить ребёнка. 73% респондентов не привлекают Дети и финансы / Аналитический центр НАФИ детей к планированию расходов. Только треть родителей регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с финансами. Хотя те уже вовсю тратят деньги, а иногда даже и зарабатывают сами. А значит, уже должны знать, как вести учёт финансов, планировать бюджет и делать накопления, на чём и как можно сэкономить, почему мы платим налоги и как получить налоговый вычет, для чего нужны банки и как выбрать банковский продукт или услугу.

Если родители не могут объяснить этого самостоятельно, можно записать ребёнка на курсы финансовой грамотности для детей и подростков — в некоторых городах такие есть. Или же прочитать вместе с ребёнком книгу об управлении финансами.

3. Сексуальная грамотность

Большинство россиян считает Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? / ВЦИОМ , что детям нужно сексуальное просвещение. Правда, школе в этом вопросе доверяют только 30%. И 61% уверены, что в основном следует говорить с ребёнком не о контрацепции, уважении к партнёру, безопасности, комфорте и удовольствии, а о нравственности.

Без грамотного полового просвещения дети будут черпать знания из не самых надёжных источников, например у сверстников или из порнографии, которая имеет мало общего с сексом между живыми людьми. Исследования говорят L. Megan, E. Carrotte, M. Hellard. The impact of pornography on gender-based violence, sexual health and well-being: What do we know? / Journal of Epidemiology and Community Health , что просмотр порно провоцирует жестокость по отношению к женщинам (от 37 до 80% таких видео содержат сцены насилия) и создаёт нереалистичные представления о человеческом теле вообще и о половых отношениях в частности.

4. Гармоничные отношения

В российских школах уже какое‑то время планируют Уроки брака / Огонёк ввести уроки семейной жизни. Учебник по этому предмету написали священник и монахиня. Авторы опираются на православную идеологию, а не на мнение психологов, сексологов, социологов и врачей.

О том, как строить гармоничные и равноправные отношения с партнёром, уважать друг друга, делить домашние обязанности, решать проблемы в школах не говорят. О том, что делать при травле или невзаимной любви, тоже. Впрочем, как и о дружбе, взаимодействии с родителями и учителями, ведении дискуссии и отстаивании своей позиции. А жаль: такие уроки помогли бы избежать многих проблем и переживаний.

5. Забота о себе

Уроков о ментальном здоровье в школе тоже не проводят. Никто не учит проживать негативные эмоции и говорить о них, справляться со стрессом и трудностями переходного возраста, выплёскивать свои чувства так, чтобы не ранить ни себя, ни окружающих.

Забота о собственном психическом здоровье и благополучии вообще для нашей культуры не характерна. Но родителям, которым эта тема небезразлична, стоит почаще общаться с детьми об их чувствах. А если у ребёнка всё же возникли сложности или вопросы — не побояться отвести его к специалисту.

6. Работа по дому

Но подобное разделение, во‑первых, поддерживает вредные гендерные стереотипы, а во‑вторых, просто бессмысленно. Любому человеку, вне зависимости от пола, не помешало бы научиться работать по дому: готовить, убирать, прибивать полки, клеить обои.

7. Кибербезопасность

Поэтому неплохо было бы рассказывать ребёнку о схемах, которые используют преступники, о том, как не попасться на их уловки, как обращаться с банковскими картами и так далее.

Кроме того, очень важно донести до детей, что личные данные нужно хранить в тайне, пароли от различных аккаунтов должны быть сложными, а к незнакомцам, которые пытаются общаться с тобой в интернете, стоит относиться с подозрением.

8. Умение учиться

9. Программирование

В школах планируют 3D‑принтер в руки / Российская газета ввести уроки программирования и робототехники, но, пока их нет, можно записать ребёнка на очные или дистанционные курсы или купить ему учебник, написанный интересным и доступным языком.

10. Маркетинг, бизнес, самопродвижение

Ну и конечно, взрослому человеку, в которого рано или поздно превратится школьник, навыки ведения бизнеса и самопродвижения тоже будут очень полезны. Только учиться этому пока придётся самостоятельно — на курсах, из книг и блогов маркетологов и бизнесменов.

А что бы добавили в школьную программу вы? Делитесь в комментариях.

Пишу для Лайфхакера о продуктивности, мотивации, отношениях, социальных проблемах и ловушках мышления. Выбираю для статей проверенные источники информации — научные работы, статистику, мнения экспертов.

Читайте также: