Почему в школах мало учителей мужчин

Обновлено: 05.07.2024

Президент России Владимир Путин накануне отметил, что одним из достижений последних лет стало повышение уровня заработных плат сотрудников бюджетных организаций и учреждений, а также рост планки авторитета современного учителя. Другими словами, в нынешних учебных заведениях по стране учащиеся и студенты педагогов зауважали из-за их особого статуса, как считает глава государства.

Эта проблема продолжает нарастать как снежный ком. Педагоги, простите, воют от того, что отчётная деятельность переходит все границы адекватности. Объёмов рабочего времени, которое определено, так сказать, официально, учителю не хватает катастрофически. Бумажная волокита не менее катастрофически пожирает как сам учебный процесс, так и, элементарно, личное время учителя, который (может быть, проверяющие инстанции об этом забыли) – тоже обычный человек, и после рабочего дня как бы ещё и отдохнуть право имеет.

Если сравнивать по временным периодам, то последние четверть века стали временем, когда по числу учителей-мужчин в России наблюдается явный антирекорд. Официальной статистики по этим цифрам нет, но можно с уверенностью говорить, что мужчины жалуют педагогическую деятельность всё меньше.

В других школах по стране процент педагогов-мужчин чаще ниже.

Вот, к примеру, фотография с сайта 25-й саратовской школы.

Что называется, без комментариев.

Пермская школа №16. Из 81 представителя педагогического коллектива мужчин – 10.

Ростовская школа №55. 31 педагог. Мужчин – четверо.

С одной стороны, мастерство педагога, как, в принципе, и любого другого специалиста, не определяется его полом. Однако в педагогике есть нюанс, который нельзя упускать. Речь о системе воспитания, которая, как в полной семье, определяется наличием обоих родителей и наличием их общего воспитательного вклада в своих чад. С этим можно спорить, но есть определённые цифры, говорящие сами за себя. В прошлом году число заключенных браков в России составило около 1,1 млн, и в том же году более 610 тыс. пар распались, оформив развод. Появились новые десятки (а то и сотни тысяч) семей, в которых воспитание детей становится постоянным процессом со стороны лишь одного из родителей. В подавляющем большинстве случаев – со стороны матери.

Другими словами, женское начало в воспитании превалирует в тысячах российских семей - дома, женское же начало превалирует в школе. Мужская составляющая воспитательного процесса фактически сходит на нет (причём процесс запущен далеко не вчера). Откуда ей, этой составляющей, взяться, когда мужчин в современных школах становится всё меньше.

Вот один из них:
Тезис 1. В будущем понятие профессии размывается. Это коснется и профессии учителя. Многим учителям нужно будет переучиться, превратить хобби в возможность дополнительного заработка.

Тезис 9. Учителя в школе всё также будут время от времени погружаться в отчётность. Ведь именно эта отчетность позволит выстраивать гибкое управление учебным процессом. И мы станем операторами баз данных.

"Погружаться". Подобрано точное определение этого процесса.

Учитель-мужчина – редкость в школе. Обычно это учителя физической культуры и технологии у мальчиков. Может быть, еще в некоторых школах есть мужчины, которые преподают математику, информатику или историю. Но на этом все.

Учитель – профессия не для мужчины!

Педагог – тяжелая и ответственная работа, требующая огромной энергии. Поэтому поступать в педагогический, чтобы потом стать учителем, решаются далеко не все юноши.

Да и у многих сложился гендерный стереотип, что с детьми должны заниматься только женщины, так как педагогика у них в крови. Из-за этого многие не хотят работать в школе.

Ценные мужские качества для школы!

Учителя мужского пола – ценные кадры для школы. Они обладают большей стойкостью, терпением, хладнокровием, стрессоустойчивостью и объективной оценкой.

Этих качеств в работе учителя не всегда хватает представительницам женского пола. А стойкость характера и крепкий внутренний стержень приветствуются в работе учителя.

И кроме этого, у мужчин прекрасно развито логическое мышление. Следовательно, они хорошо, понятно и доступно могут объяснить материал на уроке.

Как работать с детьми?

Но вышеперечисленные черты не всегда уместны. Бывает так, что мужчине-педагогу порой сложно выстроить отношения с учениками.

Эта неопределенность и постоянный выбор мешает и отпугивает мужчин от этой сложной профессии.

Помимо соц.статуса, мужчина, а особенно семейный, понимает, что он кормилец и добытчик для себя и семьи. И прокормить ее и обеспечить всем нужным с зарплатой 20000 (еще, если повезет) сложно (и даже невозможно).

Поэтому мужчины выбирают профессии, которые будут приносить достойный доход.

Нужен ли мужчина в школе?

Педагог – тяжелая профессия, для нее нужны стальные нервы и железный дух, который есть у мужчин. Мужчины нужны школе. И они на собственном примере могут показать, что профессия учителя не зависит от гендерных стереотипов.

Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.

учитель-мужчина

И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?

Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет: «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.

С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей – уже нет.

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю

Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?

Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы

Никита Данилович, учитель математики, 24 года: «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти – очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор – мужчина. И я считаю, что директор –мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.

Хорошая у меня работа

Нужна ли целенаправленная государственная политика по привлечению педагогов мужского пола в школы? На сегодняшний день статистика такова: большинство учителей (70%) в мире - женщины. Причем больше всего женщин-учителей в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (порядка 85%). В России, по данным Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, доля женщин среди учителей составляет около 81%.

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Наверное это связано с тем. что прежде всего низкая заработная плата, а также неуверенность в том, что будет найден контакт с детьми и их родителями. smile42::Последнее особо важное!

Отредактировано 26-07-2018 10:23

Да, ведь зарплата педагогов-средняя по региону. К примеру, мой муж, главный экономист на предприятии, получает меньшую зарплату, чем физрук в нашей школе.

Отредактировано 26-07-2018 10:30

Я думаю, что из-за зарплаты, чтобы учителю получать среднюю, нужен стаж и категория, а это всё время.

Самое страшное, что тенденция, скорее всего, будет ухудшаться. Работаю совместителем в педуниверсите. Наблюдаю за студентами-юношами, лентяи, каких свет не видывал, упрекаю их словами:" какие же из вас получатся специалисты", а те радостно: " а мы в школу не пойдем, мы в Вузе от армии косим"

Отредактировано 26-07-2018 19:31

И всё же мужчины в школе нужны. Нужны, как образец мужского поведения и образа мыслей. Сегодня большое количество детей воспитываются в неполных семья, одними мамами.А если в процесс воспитания вмешивается ещё и бабушка, то судьба вырасти нашему мальчику "маминькиным сынком" и " "бабушкиным внуком".Поэтому бас школьного учителя-мужчины нужен "как не крути".

Кстати, в школе мужчинам легче сделать карьеру. Раз их мало, часто становятся завучем, помощником директора(но чаще не учитель физкультуры, а предметник), а затем - показал себя в какой -то управе, стал членом какого -то совета, а там - депутат, а дальше, глядишь - и директор, депутат. Молодые люди часто и учатся в педвузах, понимая, что высшее образование будет, но в школе никто не задерживаться не собирается. И, да, "день сурка" и нервотрепка быстро отталкивают.

И тут я согласна, администрация школы многое им прощает, на многое закрывает глаза. В профессиональных конкурсах, особенно очных, мужчины, как правило успешнее женщин. На них смотрят::smile3:: как на подвижников отечественного образования, ведь это такая личная смелость -работать в школе!

Вероника Вячеславовна! Всё зависит от человека. Работал учителем, потом пришлось стать директором крупной школы.Это очень трудно из учителей в директора. Вывел школу из грязи в князи за 4 года. Учителя до сих пор вспоминают, что шли в школу тогда с радостью. И снова ушёл в учителя заниматься своим любимым делом.

Ольга! Не совсем понятно Ваше высказывание. С одной стороны нам всё прощают, а с другой -мы подвижники.

Конечно, зарплата маленькая, спросите у коллег-мужчин. У нас, к счастью, 10 человек, из них 2 воспитателя. Приходится подрабатывать!

Проблема состоит в том, что это общемировая тенденция. Мужчин в школах мало везде. Не думаю, что бедствуют учителя Англии или Германии. Может, работа с детьми предполает ангельское терпение, умение не срываться и держать себя в руках, терпеть унижения от учеников и родителей. А у мужчин обострённое чувство собственного достоинства. К тому же для них больше предложений на рынке труда, у них больше выбора.

В женщине природой заложен инстинкт материнства. Мы же, как курочки с цыплятами, возимся с нашими учениками. Нам проще понять и принять детей такими какие они есть, мужчинам в этом плане сложнее.

Не потому ли наши мальчики иногда не слишком мужественные? Бывает, что мальчики — уж такие нежные цветочки, что девочки скромно стоят в сторонке! :-) Интересно, где мальчики могут наблюдать мужское поведение? Отец на работе (если он есть), воспитанием занимается мама с бабушкой, в школе — добрая учительница. :-) Одни "курочки". :-)

Конечно, в этом причина! Вот мы об этом и говорим, что мужчине в школе сложнее, поэтому и не идут они работать учителями (за исключением сугубо мужских специальностей - учитель технологии у мальчиков и др.)

Милые женщины! Да не сравнивайте никогда себя с курочками, потомучто вы Василисы премудрые, а курицы всегда.

Коллеги рассказывали мне об одном интересном случае: мужчина, бывший военный с педагогическим образованием, искал работу учителя физкультуры в школе. Безуспешно. То ничтожная зарплата, то отсутствие категории — пока человек служил в армии, конечно, с педагогической категории он "слетел", но в одной школе его не взяли по превентивным соображениям. Слова были такие: "Ну не-е-ет. Мы вообще-то женщину хотели. У нас же дети!" Как интерпретировать такие слова? Так что — а нужны ли мужчины в школах? Это ещё вопрос! :-)

За то, что учитель попытается разнять дерущихся, он может пострадать — не имеет права он это делать! :-) Потому что разнимают как, если эмоции бьют ключом — растаскивают в стороны. А кому-то это не понравится! Любая из мам дерущихся может написать жалобу на учителя за это. :-) Хотя бы для того, чтобы защитить своего сына, инициатора драки, от наказания. :-) И трудно будет педагогу доказать, что он только разнял дерущихся. :-) Вообще-то, учитель должен звонить в полицию, если что.

Так , как же быть, пока приедет полиция, они в клочья друг друга порвут, нас же и обвинят в бездействии. А вообще, есть ли какие-либо инструкции в отношении вот такой ситуации? Какие -либо документы по этому поводу?

Регламентируется это в первую очередь локальными актами учреждения, которые должны опираться на нормативные документы вышестоящих инстанций. Инструкции такие где-то есть, нам говорили об этом на курсах повышения квалификации. Вообще, в школах не всегда знают о нормативных документах — о "редких" нормативных документах. :-) Узнают о них, когда что-то случается и против педагога или школы возбуждают "дело". А вообще в таких ситуациях учитель становится заложником обстоятельств — он будет виноват в любом случае. Вмешался — виноват, не вмешался — виноват. :-) Читала как-то давно в новостях — старшеклассник в туалете издевался над малышами, обливал их мочой (вернее — мочился на них). Учительница отреагировала — встряхнула недоросля. Или типа того. Никакого ущерба не причинила — факт! И поплатилась за это. Мать великовозрастного "шутника" совсем не постеснялась подать на неё жалобу. Да и то правда — надо же понимать шутки! Подумаешь — сын её весело так малышей описал. :-) А учительница руки распустила!

Фото из открытых источников.

Непрестижная профессия?

Как следует из статистического обзора, подготовленного ко Дню учителя, в общей численности педагогов, которые преподают в школе отдельные предметы, представители сильного пола на начало 2018/2019 учебного года составляли 18,2 процента.

А вот среди учителей белорусского языка и литературы и русского языка и литературы мужчин-педагогов почти нет (всего 2,5 и 2 процента соответственно). Среди учителей иностранного языка их только 5 процентов, биологии — 8 процентов, химии — 9 процентов. Среди директоров учреждений образования и их заместителей — также только 14 процентов мужчин.

— Исторически воспитание и обучение было мужской территорией, но сегодня мы все наблюдаем отток из образования мужчин. Можно ли его остановить? Полагаю, что ключевым вопросом является престиж учительской профессии в обществе и уровень оплаты труда в этой сфере, — поделился своими рассуждениями директор студии польского языка Pan Profesor, магистр исторических наук Александр ПРУДНИКОВ. — Если начинающий учитель зарабатывает приблизительно 200 долларов, то может ли он позволить себе снимать жилье, содержать семью, путешествовать и так далее? Вопрос риторический. Поэтому даже при всей любви к избранной профессии мужчина будет искать способы, как и где ему заработать. Причем не только школа, но и сфера образования могут им вообще не рассматриваться в качестве варианта. Мужчина должен быть успешным, а успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Есть еще одна серьезная проблема, свойственная нашей действительности, — большой объем в школе бумажной работы, которую приходится выполнять учителям. Она мужчинам вообще непонятна. О которой элитарности профессии может идти речь?

Разная философия

Между прочим, проблема феминизации школьной педагогики актуальна абсолютно для всех европейских стран. Исследователи отмечают, что общественный престиж профессии нередко снижается, если в ней увеличивается количество женщин. Чем больше женщин в индустрии, тем выше вероятность того, что эта сфера будет плохо оплачиваться.

При этом в частных школах Великобритании ситуация радикально отличается от государственных, и нередко процент мужчин-педагогов там втрое выше. Кроме престижа и размера зарплат, это объясняется также историческими причинами и большим значением в частных школах внеклассных занятий. Чем престижнее учреждение, тем больше будет там спорта: крикета, регби, гребли и так далее, что также привлекает мужчин. Пока никто не доказал, что успешность ребенка связана с тем, миссис или мистер стоит около доски, но если вы выбираете школу в Великобритании, то количество мужчин-учителей может быть неформальным индикатором ее высокого рейтинга.

В феминизации образования хватает отрицательных сторон. Для воспитания полноценной личности требуется как женская, так и мужская философия жизни. У педагогов-мужчин и педагогов-женщин ролевое поведение существенно отличается. Мужское воспитание ориентировано на достижение результата, оно подталкивает ребенка к познанию границ своих возможностей, открытия новых сфер жизни, экспериментов, ориентации на собственное будущее.

Феминизация школы неизбежно ведет к так называемой гуманизации образования: женщины, ставшие ведущей педагогической силой, привносят в систему образования свое понимание мира, свои методики и подходы. Все естественные проявления постижения границ (шумные игры, бег, физическое противоборство на определение самого сильного), воспринимаются ими как разрушительные факторы.


Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Академии последипломного образования Валерий ПАРХОМОВИЧ считает, что в учебном процессе и при создании учебников природные нужды и интересы мальчиков не учитываются.

— Учебные пособия по русскому языку для пятого класса ориентированы на девушек, — приводит он конкретный пример. — С первой до двадцать седьмой странички школьникам предлагаются упражнения преимущественно описательного характера. А давайте вспомним, что нас интересовало в этом возрасте. Неужели описание природы? А могут ли такие задания заинтересовать детей с клиповым сознанием?

Так уж сложилось, что мужчины редко говорят о своих проблемах вслух, в том числе и о проблемах в профессиональной сфере. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен жаловаться. Но психологическое выгорание актуально не только для педагогов-женщин. Учителя-мужчины могут от него страдать даже в большей степени.

Отдельная тема — это работа в окружении женщин. Если ориентироваться на социально-психологические исследования, то женские коллективы в большей степени склонны к скрытым манипуляционным типам взаимодействия. Там нет физической агрессии, зато есть интриги, большое количество страхов, подозрительность, недоверие, интерпретация каких-то фактов. Мужская психология восприятия мира может вступать в конфликт с женской, и хотя есть мнение, что представители сильного пола купаются во внимании женщин, на самом деле в школьном коллективе им приходится подстраиваться под своих коллег, лавировать между чужими конфликтами, что только добавляет напряжения.


Карьера? По деловым качествам!

Одна из секций на конференции была посвящена взгляду студентов на профессию педагога. Печальный факт, но в современном обществе к парню, который после школы решил поступить на педагогическую специальность, относятся как к неудачнику и отговаривают его это делать. Понемногу ситуация начала меняться. В БГПУ констатируют, что в последние годы сюда стало приходить больше юношей. В этом учебном году их среди первокурсников почти 60 процентов на факультете физического воспитания, 40 процентов — на физико-математическом. Рекордсменом стал исторический факультет — на первый курс сюда поступило более 60 процентов юношей.

Татьяна Шинкевич, студентка третьего курса факультета социально-педагогических технологий (тоже будущий социальный педагог) радуется, что мужчины нашли в социальной педагогике что-то интересное для себя, что все больше парней учатся на учителей физики и математики.

— Они по природе своей стремятся лидировать. А в образовании у них есть хорошие шансы выстроить педагогическую карьеру, — рассуждает Татьяна.

Читайте также: