Почему в российских школах плохие туалеты

Обновлено: 03.07.2024

Вот я второклашка и отпросилась на уроке музыки в туалет. Музыка проходила в левом крыле четвертого этажа — территории старшеклассников. Поэтому в туалет я отправилась здесь же. Когда я зашла в него, внутри клубились облака сигаретного дыма. Он шел из единственной кабинки с дверью, которая находилась ближе к входной двери и раковинам. Дальше были расположены четыре кабинки, отделенные друг от друга фанерными перегородками. Никаких ободков на унитазах, никакой туалетной бумаги я не видела там никогда.

Из-за двери кабинки доносился смех двух старшеклассниц, которые заперлись в ней, чтобы покурить.

Я прошмыгнула в среднюю кабинку, быстро сделала свои дела и вернулась к раковинам. Ополоснула руки ледяной водой, стряхнула воду на пол и отправилась в класс.

Помню чувство страха, которое меня охватывало каждый раз, когда я заходила в школьный туалет. Оно появилось из-за того, что взрослые девочки всегда запугивали нас, угрожали, что опалят нам ресницы и брови, если мы расскажем, что те курили. А курили они почти каждую перемену. И не только в туалетах на своих этажах. Часто они дымили именно в наших туалетах, а иногда жгли там же туалетную бумагу, которая появлялась в кабинках очень редко.

Начиная с третьего класса мы с подружками старались не ходить в туалет поодиночке. Нам было страшно. В последней секции всегда тусовались девочки-хулиганки, так что эта кабинка не считалась рабочей. Они то и дело вставали на перекладину, отделявшую эту кабинку от соседней, и подглядывали за всеми, смеялись, кричали. Поэтому в две дальние кабинки никто не ходил, а в первые две кабинки на перемене всегда выстраивалась большая очередь.

Вот такая ситуация. В туалете было четыре кабинки, но по факту — две.

Учителя заглядывали в туалеты редко. Некоторые, кажется, даже побаивались курильщиков и хулиганов не меньше нас.

Как-то одна девочка из-за страха посещения самого туалета сделала свои дела прямо на лестнице. Все смеялись над этим случаем, но мне тогда было не до смеха. Я думала, каково сейчас той девочке… Знаю, что родители почти сразу перевели ее в другую школу, и больше я никогда о ней не слышала.

Я никогда не видела в нашей школе в общих туалетах ни стульчаки на унитазах, ни нормальной туалетной бумаги. Мыло появлялось редко — обычно это был скользкий огрызок хозяйственного мыла, в пыли и волосах, который лежал прямо на раковине и чуть что вылетал из рук на грязный пол. Вам было бы приятно мыть таким мылом руки?

Кстати, про чистоту и запахи. Пахло в туалете приятно только рано утром, когда уборщица все промыла хлоркой, а затем хорошенько проветрила. В течение дня порядок в первоначальном виде поддерживался редко. Из туалета мальчиков всегда шел сильный запах мочи…

Были в школе и элитные туалеты, только для учителей.

На каждом этаже располагался один учительский туалет. Они были закрыты почти всегда. Ключами от них владела высшая каста — педагоги и хозработники. Попасть туда ученику считалось большой удачей.

В средней и старшей школе наш классный руководитель разрешала нам брать у нее ключ от элитного туалета. Мы не злоупотребляли такой возможностью и пользовались ключом только в дни менструаций. Спасибо понимающей учительнице.

Кстати, в этом туалете всегда была туалетная бумага и жидкое мыло. И стульчак. И вода сливалась нормально. Ничто нигде не подтекало. В директорском висели даже бумажные полотенца. Наверное, для почетных гостей из районо.

Прошло 10 лет, и я до сих пор поддерживаю контакт с некоторыми учителями из школы и лично общаюсь с несколькими ребятами, которые учатся там.

Как вы думаете, много ли изменилось за 10 лет?

Самый большой прорыв — дети больше не курят в туалетах. Считаю, что это победа.

Да, еще появилось мыло. Однако о закрывающихся кабинках и туалетной бумаге дети так и мечтают.

Думаю, если бы директора школ знали, что одна из частых проблем, по которым к психологам обращаются родители, это запоры на почве того, что ребенок стесняется или боится сходить в туалет в школе и поэтому терпит, то они быстрее распорядились бы сделать туалеты комфортными…

Но пока мы имеем то, что имеем.

Разумеется, есть прогрессивные школы, которые заботятся о психологическом здоровье своих учеников и понимают, как важно обустроить такой туалет, в который захочется ходить. Но, к сожалению, таких пока меньшинство. И от этого грустно.

Глядя на фотографии участников конкурса, невольно задаешь себе вопрос: "А вы ничего не перепутали? Это точно школа? Больше похоже на ад".

И действительно, неужели в наши дни в школах, где учатся дети, может быть такая мерзость. Лично у меня эти фото вызвали гамму чувств от ужаса до отвращения. Вспомнился пионерский лагерь в далёкие 80-е года , где приходилось пользоваться именно таким туалетом. Но честно, я думала, что все это в далёком прошлом. К сожалению оказалось, что я заблуждаюсь.

А теперь о самом конкурсе, в котором я искренне надеюсь никому из читающих не придется никогда принимать участие.

Три школы, чьи туалеты будут признаны самыми худшими по итогам голосования на сайте, получат бесплатный ремонт санузлов, остальные участники годовой запас моющих средств Domestos.

В итоге Domestos объявил, что из-за вызванного конкурсом резонанса увеличил количество школ, в которых проведет ремонт, с трех до шести. И назвал лидеров голосования:

  • Школа № 1 в Гусь-Хрустальном (1183 голоса)
  • Лицей № 44 в Чебоксарах (1169 голосов)
  • Школа № 19 Междуреченске
  • Сельская школа в станице Елизаветинская (878 голосов)
  • Школа № 103 Советского района Волгограда (589 голосов)
  • Школа № 6 в Нефтекамске (508 голосов)

Если все лучшее детям, то почему туалеты в российских школах ремонтирует компания из Нидерландов?

Почти половина российских учеников стараются не посещать туалеты в школе, выяснили специалисты компании Domestos в ходе прошлогоднего исследования. Туалеты в зоне риска по нескольким пунктам сразу: там часто грязно и некомфортно находиться, это одно из самых популярных мест для буллинга и вандализма, там курят и занимаются другими нелегальными вещами. Мы разбирались, что делает школьные туалеты уязвимыми для вандалов и хулиганов, и какие меры позволят им стать комфортнее.

Проблема №1 – буллинг

Компания ПИК, крупнейший застройщик в Москве, анализировала опыт Великобритании на счет туалетов. В санузлах английских школ и других зданий зона раковин, как правило, не выделяется в отдельное помещение, а находится в коридоре, поэтому там одной площадкой для буллинга меньше, рассказывает Букина. Однако в России так делать запрещают санитарные нормы: умывальная должна быть отделена дверью. ПИК предлагал устанавливать на общие входы в школьные туалеты остекленные двери, на которые нацелена видеокамера. Но от прозрачных дверей поголовно отказались все педагоги и Департамент образования и науки Москвы, говорит Анна Букина: им непривычно.

НОВОЕ

Щекотливую тему состояния туалетов в школах поднимали в России пару лет назад. Учащиеся привыкли, что в клозетах нет кабинок, мыла и туалетной бумаги, а вместо кнопок слива — веревка, поэтому терпят до дома. Изменилось ли что-то за это время и чем больше всего возмущены татарстанские родители — разобрался Inkazan.

Дырки в полу и веревки вместо кнопки слива

В России, стране, которая стремится в топ-5 экономик мира, на начало 2019 года 2,5 тысячи школ работали без централизованной системы канализации: дети ходили либо на улицу, либо для них ставили биотуалеты. Вопрос пришлось поднимать на высшем уровне: экс-премьер РФ Дмитрий Медведев в 2018 году пригрозил главам регионов, где до конца года не будет решена проблема отсутствия теплых туалетов в школах, что им придется строить их своими руками.

Туалеты в цифрах

В прошлом году Общероссийский народный фронт (ОНФ) нашел в Татарстане 142 школы без туалета в здании и 244 без горячего водоснабжения. При этом деньги на исправление ситуации направлены, но ничего не было сделано, и средства вернули в бюджет. Такие данные удивили даже Казанский Кремль, и власти запросили информацию у профильного ведомства. С тех пор сведения не обновлялись, виной тому стала пандемия.

Дети терпят до дома

Если студенты в целом психологически более устойчивы и могут воспользоваться таким туалетом или хотя бы сходить в уборную в кафе между парами, то школьники в этой ситуации более уязвимы. Они не могут выйти за пределы учреждения. И психологически детям сложнее: есть страх быть увиденным и брезгливость из-за низкого уровня гигиены в кабинке. Младшеклассникам стыдно ходить в такие туалеты, хотя стыдно должно быть тем, кто не может обеспечить нормальный санузел.

Отсутствие туалетной бумаги — одна из наиболее частых, но в то же время наименьших проблем школьных клозетов. В них часто не прибрано, унитазы покрылись трещинами, нет одноразовых сидушек, иногда накурено. В некоторых школах почти тюремные условия: туалеты не разделены кабинками или какие-то конструкции есть, но отсутствует дверца. Из-за отсутствия приватности не могут уединиться не только младшеклассники, но и старшие классы.

В результате дети терпят до дома. Это подтверждается исследованиями. Согласно всероссийскому анализу Domestos от 2019 года, только 18% опрошенных родителей полностью довольны санитарными условиями школьных туалетов, а 45% родителей утверждают, что их дети стараются вовсе не посещать школьный туалет или терпят до дома. О наличии проблемы и в Татарстане свидетельствуют рассказы родителей.

Чем чревато терпение, рассказал врач уролог, детский уролог-андролог Детской республиканской клинической больницы (ДРКБ) Муродил Абдурахманов.

Врач рекомендовал приучить детей к обычным санитарным нормам посещения туалета, которые минимизируют его сильное загрязнение. В частности:

  • научить их не разматывать бумагу по всему помещению, потому что в этом нет ничего смешного;
  • приучить попадать в унитаз и не кидать туда ничего постороннего;
  • сливать за собой и пользоваться ёршиком;
  • мыть руки после посещения туалета.

В некоторых школах вместо высоких унитазов установлены напольные, иначе называемые чаша Генуя. У некоторых они ассоциируются с деревенскими постройками, но часть родителей не видят в них ничего плохого. Как оказалось, куда большая проблема — запах.

Чаша Генуя хоть и кажется нецивилизованной, в действительности она даже безопаснее с точки зрения санитарии, ведь ребенку не приходится садиться на нее, а значит соприкасаться с ободком. Вот что об этом говорит детский уролог-андролог.

Еще одна родительница выразила надежду, что администрация школ, узнав о таком сборе информации (корреспондент Inkazan попросил родителей сообщить о подобных случаях), приведет туалеты в надлежащий порядок.


Дырки в полу, защелки и буллинг

Из-за запрета на выход в туалет во время уроков случаются очень унизительные инциденты, способные травмировать ребенка на всю жизнь. Недавно в городе Выкса учительница не отпустила школьника с диареей в уборную, и мальчику пришлось досидеть до конца занятия в грязной одежде. К сожалению, случай нельзя назвать из ряда вон выходящим — даже в той же самой школе примерно то же самое произошло за полгода до этого с одноклассницей мальчика.

И проблема с туалетами, увы, не только российская — она существует и в самых развитых странах, и негативное отношение к санузлам формируется с первых же лет в школе. Вот, например, исследование четырех-пятилетних первоклассников в Дублине показало, что дети слишком часто терпят, боятся ходить в уборную из-за нехватки личного пространства или риска травли. Только по чистоте дублинские туалеты дали фору российским — остальные проблемы с санузлами у школьников ровно те же. Или вот, к примеру, данные из Швеции: даже в такой прогрессивной стране подростки считают туалеты в школе не только небезопасными, но и грязными и неприятными и изо всех сил сдерживают свои естественные позывы. В Великобритании опросили детей из 65 разных школ: они признались, что санузлы грязные, в них часто травят учащихся, и 40% не готовы к акту дефекации в таких условиях.

Инфекции, запор и стыд

Самые очевидные проблемы, связанные с плохими условиями в школьных туалетах, — физиологические.

Во-вторых, ученики, не желающие опорожнять кишечник в школе, оказываются более склонными к запорам. Как мы уже выяснили, практически каждый второй ребенок предпочитает терпеть до дома — это грозит большой распространенностью хронических проблем с желудочно-кишечным трактом, в том числе и после окончания школы.

В школьных санузлах вода бывает грязной, холодной, там может не быть мыла и бумажных полотенец. Даже исследования в США показывают, что в 59% уборных в учебных заведениях нет мыла, в 90% — полотенец (в России ситуация с этим, скорее всего, еще хуже). В итоге треть учащихся предпочитает не мыть руки после похода в туалет — да и вообще не мыть их во время учебы. А уже это, в свою очередь, увеличивает риски передачи как кишечных инфекций, так и ОРВИ. Эксперименты показывают: дети, которым предоставляют нормальные условия для мытья рук — чистую воду, мыло, полотенца, — в три раза чаще моют руки и, как результат, на 20% реже пропускают школу из-за болезней. Чистая вода для питья в учебном заведении также помогает на треть снизить вероятность ожирения.

Наконец, у девушек есть свои проблемы, связанные с менструацией. Из-за плохих условий в туалете не всегда есть возможность гигиенично сменить прокладку, тампон или менструальную чашу — из-за этого возникает риск занести инфекцию. Если школьница предпочтет вообще не менять тампон или не опорожнять менструальную чашу (что нужно делать минимум раз в восемь часов) в течение всего школьного дня, она может столкнуться с крайне редким, но смертельно опасным синдромом токсического шока. Некоторые девушки пропускают занятия во время месячных, чтобы в принципе не сталкиваться с этой ситуацией, — это может негативно сказываться на их успеваемости.

И все это — только риски, связанные с физическими факторами. А ведь есть еще и психологические последствия посещения школьных туалетов — от стыда до травматического расстройства, связанного с буллингом и насилием. Если травля и физическое насилие в школьных уборных чаще касаются мальчиков, то девочки больше страдают от стыда и тревожности. Страх вызывает и справление нужды при всех, и особенно публичная менструальная гигиена. А в тех школах, где туалеты находятся на улице, не закрываются или не делятся на мужские и женские, девушки рискуют даже столкнуться с изнасилованием. В Индии, например, публичная дефекация увеличивает вероятность сексуального насилия более чем в два раза. В целом около двух третей школьников обоих полов испытывают тревогу при мысли о походе в уборную и всячески стараются его избежать.

Также в санитарных требованиях ничего не сказано о том, должны ли двери в школьные туалеты запираться. И они обычно не запираются, причем не только в России — в международном исследовании более половины учащихся сказали, что они практически никогда не могут закрыться в школьном туалете. Не регламентирован и размер дверей, из-за чего они бывают такими невысокими, что для приватности приходится наклоняться. А щель между дверью и полом часто оставляет возможность, например, просунуть руку и сделать унижающее достоинство школьника фото на смартфон.

Проектировщики предлагают решения, которые могут сделать школьные туалеты более приятными.

  • Не выносить умывальники в отдельную зону в туалете, а расположить их прямо в коридоре — так у учащихся будет на одно место для травли меньше, ведь все будет на виду. Текущие СанПиН запрещают так делать, так как умывальники должны быть отделены дверью от основного помещения, но ведь правила можно изменить. Пока есть компромиссное решение — делать двери, соединяющие коридор с зоной умывальников, прозрачными.
  • Делать туалеты в виде отдельных кабинок, к которым ведут двери прямо из коридора. Такой вариант формально не противоречит СанПиН, и его можно реализовать — нужно только выделить под туалеты больше площади, чтобы учесть нормативы по количеству унитазов и умывальников на всех учеников.
  • Двери в кабинках в туалете делать до пола. Если это невозможно, как в Москве — тут поднять дверь на пятнадцать сантиметров от пола, чтобы было видно ноги, требует департамент образования, — то хотя бы делать двери максимально высокими для обеспечения приватности.
  • Всегда оборудовать двери замками, вовремя чинить сломавшиеся защелки.
  • Увеличить бюджеты на уборку. Сейчас школы проводят тендеры и нанимают те агентства, которые называют минимальную цену за клининг. В итоге уборка квадратного метра школы обходится в 24,49 рубля в год, при этом адекватная стоимость такой работы составляет 60—70 рублей. Из-за заниженных бюджетов компании выделяют на уборку школы в несколько раз меньше персонала, чем требуется, — отсюда грязь, дефицит туалетной бумаги, которую некому вовремя поменять, и переполненные мусорки.

Учителя и сотрудники школьной администрации зачастую своими действиями саботируют все те улучшения, которые можно привнести в гигиену учащихся. Например, они снимают замки с туалетных дверей, так как боятся, что школьники будут в туалетах курить или заниматься сексом. Примерно по тем же причинам они могут не отпускать учеников старших классов в туалет с уроков.

Однако адекватное отношение к гигиене детей — это инвестиция в их здоровье и развитие. Дети, которые не боятся ходить в туалет, лучше учатся, реже болеют, испытывают меньше психологического дискомфорта — и вырастают во взрослых, которым знакома концепция приватности и личных границ. Некоторые ученые даже считают, что адекватные условия в школьных уборных помогают в развитии прав человека, женской эмансипации и достижении равенства в обществе — и на фоне этого стоимость установки дверей и унитазов кажется невысокой ценой.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Службы помощи людям с БАС

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге


Строительство туалета. Деревня Горбачево


Сантехник проверяет работу унитаза в школе


Деревня Бакино, общеобразовательная школа

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Читайте также: