Почему в музыкальную школу не берут взрослых
Обновлено: 05.07.2024
Музыкальные школы
Обзвонив все музыкальные школы , мы нашли несколько , где учат не только молодое поколение , но и спохватившихся взрослых. Итак , в музыкальной школе № 5 ( ул. Островского , 52) работают так называемые самоокупаемые группы , в которых обучаются взрослые люди. Здесь можно освоить фортепиано , скрипку , гитару и даже саксофон , а также позаниматься вокалом. Занятия проводятся по такой же программе , как и у детей — два раза в неделю специальность ( профильный предмет , обучение игре на выбранном инструменте), сольфеджио ( нотная грамота) и музыкальная литература. Полный курс — пять лет , после чего выдается диплом о начальном музыкальном образовании. Стоимость такого удовольствия — 2660 рублей в месяц.
Научат музицировать и в дет-ской школе искусств № 3 ( пр. Космонавтов , 19). Все , чему учат юных музыкантов , доступно и для старшего поколения — фортепиано , гитара , скрипка , аккордеон, баян , вокал. Занятия проходят по той же схеме — специальность , сольфеджио , музыкальная литература. Срок обучения — 5−7 лет в зависимости от выбранного направления. По окончании выдается диплом. Но , как говорят преподаватели , за всю историю взрослых групп еще ни один человек не прошел курс обучения полностью. Цена вопроса — 850 рублей в месяц.
Частные уроки
Самоучитель
Или если в детстве не ходил в музыкальную школу, время упущено безнадёжно?
Сейчас немало школ и отдельных преподавателей предлагают учебные программы для взрослых. Если не было возможности или не хватило терпения закончить школу в детстве, — добро пожаловать, навёрстывайте.
Но попробовать из любопытства — это одно, а если хочется действительно научиться? Получится ли?
Приглядимся к разным музыкальным инструментам и предметам из школьной программы.
У ребёнка в детской музыкальной школе три основных предмета:
- специальность (инструмент)
- сольфеджио
- музыкальная литература
У не-пианистов есть предмет "общее фортепиано", обязательный, но не основной.
Часто, но не всегда к предметам прибавляются
- ансамбль (игра на инструменте вместе с кем-то)
- хор
В крупных серьёзных школах может быть и "оркестр" как отдельный предмет. Есть школы с преподаванием композиции (сочинения музыки), и даже с театром.
Музыкальную литературу взрослому преподавать уже не нужно. Книги об эпохах, стилях и композиторах легко найти и прочитать. С непривычки в них, конечно, можно "утонуть", но вода камень точит!
Сольфеджио бывшие ученики музыкальных школ вспоминают с ужасом. Мало кто из преподавателей умеет сделать сольфеджио интересным. Это трудный предмет, а для детей трудный вдвойне. В основе сольфеджио лежат теоретические принципы, которые зачастую для детей слишком сложны — и их просто не объясняют. Вместо этого на уроках сольфеджио занимаются наработкой навыков. Без понимания смысла это действительно мучительный процесс.
Взрослому ученику можно сразу объяснить теорию. Но наработка навыков легче от этого не станет.
Впрочем, мало кто и стремится выучить сольфеджио! Обычно взрослые ученики хотят научиться играть на инструменте.
Музыкальные инструменты
Едва ли не единственный инструмент, с которым у взрослого точно ничего не получится — это классическая скрипка .
Три истории женщин, которые начали учить ноты после 30 лет
Мои родители постоянно брали меня в походы, где всегда были песни у костра под гитару. В 10 лет я попросила показать мне аккорды и смогла как-то элементарно аккомпанировать собственному голосу, но систематически музыке нигде не училась.
Первая попытка поступить в музыкальную школу для взрослых была в студенчестве и оказалась неудачной: я и тогда, и сейчас жутко паниковала перед выступлениями на публике. Меня попросили показать знакомые аккорды, и я почувствовала, как мои пальцы просто не попадают по струнам от волнения, после чего меня совершенно ожидаемо спросили, как я с такими страхами собираюсь сдавать экзамены, и не взяли.
Когда я впервые села за инструмент, я столкнулась с проблемой гибкости пальцев и умением не зажимать руки — на словах всю технику понимала и казалось, что легко смогу повторить, но на деле до сих пор не всегда. Всё это вопрос практики: при ежедневных занятиях эта проблема постепенно решается. На третий год учебы мне сложно судить о своих успехах: кажется, пока что получается ничтожно мало, но бывают и ценные поворотные моменты. Если в школе есть свободные классы, я часто занимаюсь самостоятельно. Во время одного такого занятия я вдруг полностью погрузилась в музыку, почувствовала уверенность. Это было неописуемое чувство.
Для успешной работы педагогу и ученику важно доверять друг другу. Ученик должен верить педагогу, его подходу, советам, а преподователь — в возможности ученика вне зависимости от его возраста. Умение понимать горизонты каждого и ставить задачи сложные, но выполнимые, очень ценно в педагоге.
Конечно, можно заниматься с частным преподавателем — это вопрос личных ощущений. В государственной школе всегда есть план и программа, отчетные концерты, экзамены, которые вам придется сдавать в определенные сроки. Частный преподаватель такого требовать не станет. Мне комфортнее, когда у меня есть рамки и четкий план задач — так я чувствую, что двигаюсь вперёд. Еще одно преимущество школы — неповторимая атмосфера совместного творчества, которая есть, мне кажется, только у нас. Ты постоянно видишься и общаешься с единомышленниками, посещаешь групповые занятия по сольфеджио и хору, обмениваешься знаниями, опытом, что-то совместно разучиваешь.
Многим, кто учится играть на фортепиано, как и мне, помогают развиваться разные приложения:
Яна Хрустовская, 45 лет, индивидуальный предприниматель в сфере туризма
Виолончель, музыкальный стаж 11 лет
В детстве я окончила в Аничковом двореце отделение по классу фортепиано. Как и большинство маленьких детей, меня не спрашивали, какой инструмент мне интересен: родители понимали, что слух есть, этого было достаточно. После окончания школы я садилась за инструмент редко: игра на фортепиано никогда не приносила никакого удовольствия. Желание вернуться к игре появилось спустя лет 10, когда я стала интенсивно работать.
Я не отчаялась и прибежала на прослушивание в музыкальную школу имени Римского-Корсаковаво во время обеденного перерыва на работе.
Когда я увидела детей и студентов, я впервые осознала и испугалась, что вокруг нет ни одного человека моего возраста
Государственная школа не может предоставить взрослым ученикам собственный инструмент, поэтому виолончель я покупала сама. На первых порах совершенно не обязательно искать инструмент за сотни тысяч: для работы будет достаточно обычной фабричной виолончели за 40 тысяч рублей. Когда мой преподаватель впервые меня увидел, я почувствовала сомнение с его стороны, в чём он мне спустя два года признался. Я благодарна ему, что он не сказал мне этого с самого начала, потому что даже моё упрямство и целеустремлённость не смогли бы противостоять недоверию со стороны преподавателя.
Мы всем классом сделали свинцовые сурдины, которые приглушают звук струн и можно играть даже ночью. Так я и занималась — другой возможности репетировать у меня не было.
Сначала было сложно играть хотя бы час, а потом вместе с мозолями на пальцах появилась усидчивость
Моя работа связана с командировками, поэтому в занятиях часто были значительные перерывы: конечно, можно заняться этим вопросом и оформить разрешение на перевозку виолончели, но для такого крупного инструмента придётся покупать отдельное место в самолёте, что достаточно затратно. На практике перерывы ощущались очень болезненно, ведь игра на музыкальном инструменте похожа на изучение иностранных языков — если не практиковаться, все с легкостью вылетает из головы. В то же время музыка похожа на умение плавать —один раз научишься и не утратишь этот навык до конца жизни.
Сейчас я могу не только сыграть любимые произведения, но и совсем иначе воспринимать концерты классической музыки: не просто наслаждаюсь ею, но и анализирую. Я стала частью оркестра выпускников Аничкого дворца, где когда-то училась, а дома аккомпанирую своей дочери, которая играет на флейте. А еще музыкальная школа дала мне шанс в возрасте уже за 30 обрести новых друзей из самых разных сфер: со мной вместе училась девушка-астроном, девушка-антрополог, девушка-архитектор, девушка-китаист из СПбГУ и так далее.
Ольга Штыкова, 35 лет, менеджер
Вокал, музыкальный стаж 12 лет
Моё увлечение музыкой началось с детства, но систематизировать знания удалось уже в зрелом возрасте. Я всегда любила петь, ходила в кружки, но нигде не задерживалась. В старших классах я начала писать свои песни, научилась немного играть на гитаре по самоучителю.
В 20 лет я переехала учиться на юриста в Петербург, но желание серьёзно заниматься музыкой только укрепилось. В то время знакомые петербургские энтузиасты арендовали классы в общеобразовательной школе и проводили там уроки сольфеджио и теории музыки для взрослых, а также обучали пению и игре на музыкальных инструментах. Мы начинали с абсолютного нуля: нам чертили на доске нотный стан и объясняли, как выглядят ноты. Там у меня и появился первый педагог по академическому вокалу — в прошлом оперная певица в уже достаточно преклонном возрасте.
Обучение классическому вокалу дало мне хорошую базу, следующей ступенью стал эстрадный вокал. Сейчас я выпустила первый альбом, планирую второй, пою в хоре музыкальной школы имени Римского-Корсакова и давно перестала считать занятие музыкой своим хобби. Совмещать работу и музыку сложно, но это вопрос приоритетов. Если относиться к музыке как к хобби, то и прогресс будет менее заметен: от нерегулярных занятий чудес ждать не стоит.
- Попросите документы об образовании: опытный преподаватель, у которого за плечами консерватория, не постесняется показать свой диплом.
- Одного диплома недостаточно. Почитайте отзывы о преподавателе, посетите несколько отчётных концертов, посмотрите на уровень его учеников.
- Свои образовательные услуги вам могут предложить многие: от преподавателей игры на музыкальных инструментах до действующих вокалистов. Я бы рекомендовала учиться именно у преподавателей вокала. Однажды я занималась с преподавателем теории музыки, и в результате он мне сильно навредил, именно из-за незнания тонкостей голосового инструмента.
- Во время занятий ученик должен чувствовать абсолютную свободу. Если возникает зажатость, болевые ощущения или першение, это значит, что уроки построены неправильно, и вы себе только вредите. Я, например, уходя от одного педагога, просто не могла разговаривать — такого быть не должно.
- Как правило, в вокале прогресс ощущается быстро. Если вы чувствуете, что за полгода ничего не изменилось, задумайтесь о смене преподавателя.
Если абитуриент старше 30 лет, за образование придётся заплатить. Чтобы поступить на вокальное отделение нужно пройти прослушивание, поэтому одного одного стремления будет недостаточно, нужно продемонстрировать свои данные. Чтобы научиться эстрадному или джазовому вокалам, без частного преподавателя не обойтись, потому что в государственных школах таких программ нет. Многие выбирают в качестве учителей действующих вокалистов, с этим есть свои сложности: занятия могут отменяться из-за концертов и гастролей преподавателя. Когда у человека есть амбиции построить певческую карьеру, ваш прогресс для него всегда будут на втором месте.
Важный момент: любому, кто хочет связать свою жизнь с музыкой, рано или поздно придётся выйти на сцену. Мы ведь занимаемся не только для себя, но и чтобы творчество дарить другим. Экзамены, открытые уроки, концерты — через всё это предстоит проходить постоянно, поэтому если у вас есть страх перед публикой, то в процессе обучения его придется побороть. Даже если первый раз окажется неудачным, важно не опустить руки и не бросить всё, как это бывает со многими. Дети совсем иначе реагируют на публику, им не так важно, как нам, взрослым, её одобрение. В такие моменты я всегда внушаю себе, что, в первую очередь, выйдя на сцену, я собираюсь получить удовольствие, и только когда у меня это получится — я доставлю удовольствие зрителю.
при том учиться не для себя, а по полной программе и для получения корочки о начальном музыкальном образовании. я интересовался, индивидуальные только чисто для себя. а у меня нет музыкального образования и я завидую тем, у кого оно есть, кто учился в музыкальной школе. я хочу научиться полноценно на уровне муз. школы играть на гитаре и петь. а в музыкальной школе не учился. занимался на кружке гитары, но этого недостаточно. на гитаре учат 5 лет. вот хочу наверстать упущенное. кто-то говорит что уже не наверстаешь мол руку не поставишь, мышцы не те. это бред. я на гитаре играю, руки работают хорошо. хочу вот иметь корочку музыкального образования. узнавал что есть музыкальные школы все таки для взрослых где можно наверстать упущенное. но у меня в волжском лишь детские муз. школы, там взрослый может индивидуально обучаться, вряд ли получишь муз. образование, а в волгограде школа только для любителя. а мне хочется иметь классическое образование, чтоб мог в колледж и в вуз поступить.
а где эти умения возьмешь? на любительском уровне не прокатит. на инструменталиста нужна корочка музыкальной школы. особенно если фортепиано, скрипка и даже гитара.
Татьяна Козлова Искусственный Интеллект (272030) Дайте ссылку на правила приема на сайте вуза, где написано, что "нужна корочка". Умения возникают в процессе обучения при наличии способностей. Упустили шанс выучиться в детстве, значит, учитесь теперь или самостоятельно, или с репетитором.
Я преподаватель фортепиано, занимаюсь со взрослыми людьми вот уже 15 лет кряду. 16 лет чудесный возраст - совершенно не поздно! Если у Вас есть желание и возможность ежедневно посвящать некоторое время домашним занятиям, вы успеете научиться всему, чему захотите!
Бесспорно можно начинать заниматься. Я как педагог с уверенностью могу это говорить. Ко мне приходят ученики. Читать дальше
Когда мой возраст начал неумолимо приближаться к сорока годам, мне вдруг внезапно захотелось музыки настолько, что на работе организовали кружок художественной самодеятельности и игрой на гитарах, бойране (ирландском барабане) и исполнением музыкальных номеров на новогодних вмерупринятиях. А для этого пришлось, хоть как-то, но теорию музыки и нотную грамотность. Читать далее
Конечно же да, можно и в 40 и в 60 и в 80 начинать, главное это желание. Можно и без музыкалки, самому учится, интернет в помощь, раньше не было такого вот и ходили в музыкальные школы. Конечно самому всё же тяжелее будет, особенно в начале, но потом будет только лучше! Мне вот 24, заказал себе электронное пианино через алик на 11.11. Думал взять дешевое чисто так. Читать далее
Да нет, самому учиться, конечно, это и до нас дошло, но есть дети, у которых сложная жизнь, у них нет времени на. Читать дальше
Да, конечно можно обучаться в этом возрасте, да и в любом возрасте можно. Учиться никогда не поздно. Возможно, 16 лет "поздно" для того, чтобы поступать в музыкальную школу и получать музыкальное образование. Для того, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте любой возраст подходит. Вы можете выбрать самообучение, репетитора или курсы. Какой способ для Вас. Читать далее
Конечно можно. Возможно каких-то виртуозов мирового уровня и надо учить с малолетства, но если вам это просто интересно, то вы можете начать заниматься музыкой в любом возрасте. Тут главное именно ваше желание. Потому что на это будет уходить довольно большое количество времени и сил. А если вы планируете просто играть на музыкальных инструментах или потихоньку делать. Читать далее
Читайте также: