Почему в музыкальную школу не берут взрослых

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальные школы

Обзвонив все музыкальные школы , мы нашли несколько , где учат не только молодое поколение , но и спохватившихся взрослых. Итак , в музыкальной школе № 5 ( ул. Островского , 52) работают так называемые самоокупаемые группы , в которых обучаются взрослые люди. Здесь можно освоить фортепиано , скрипку , гитару и даже саксофон , а также позаниматься вокалом. Занятия проводятся по такой же программе , как и у детей — два раза в неделю специальность ( профильный предмет , обучение игре на выбранном инструменте), сольфеджио ( нотная грамота) и музыкальная литература. Полный курс — пять лет , после чего выдается диплом о начальном музыкальном образовании. Стоимость такого удовольствия — 2660 рублей в месяц.

Научат музицировать и в дет-ской школе искусств № 3 ( пр. Космонавтов , 19). Все , чему учат юных музыкантов , доступно и для старшего поколения — фортепиано , гитара , скрипка , аккордеон, баян , вокал. Занятия проходят по той же схеме — специальность , сольфеджио , музыкальная литература. Срок обучения — 5−7 лет в зависимости от выбранного направления. По окончании выдается диплом. Но , как говорят преподаватели , за всю историю взрослых групп еще ни один человек не прошел курс обучения полностью. Цена вопроса — 850 рублей в месяц.

Частные уроки

Самоучитель

Или если в детстве не ходил в музыкальную школу, время упущено безнадёжно?

Сейчас немало школ и отдельных преподавателей предлагают учебные программы для взрослых. Если не было возможности или не хватило терпения закончить школу в детстве, — добро пожаловать, навёрстывайте.

Но попробовать из любопытства — это одно, а если хочется действительно научиться? Получится ли?

Приглядимся к разным музыкальным инструментам и предметам из школьной программы.

У ребёнка в детской музыкальной школе три основных предмета:

  • специальность (инструмент)
  • сольфеджио
  • музыкальная литература

У не-пианистов есть предмет "общее фортепиано", обязательный, но не основной.

Часто, но не всегда к предметам прибавляются

  • ансамбль (игра на инструменте вместе с кем-то)
  • хор

В крупных серьёзных школах может быть и "оркестр" как отдельный предмет. Есть школы с преподаванием композиции (сочинения музыки), и даже с театром.

Музыкальную литературу взрослому преподавать уже не нужно. Книги об эпохах, стилях и композиторах легко найти и прочитать. С непривычки в них, конечно, можно "утонуть", но вода камень точит!

Сольфеджио бывшие ученики музыкальных школ вспоминают с ужасом. Мало кто из преподавателей умеет сделать сольфеджио интересным. Это трудный предмет, а для детей трудный вдвойне. В основе сольфеджио лежат теоретические принципы, которые зачастую для детей слишком сложны — и их просто не объясняют. Вместо этого на уроках сольфеджио занимаются наработкой навыков. Без понимания смысла это действительно мучительный процесс.

Взрослому ученику можно сразу объяснить теорию. Но наработка навыков легче от этого не станет.

Впрочем, мало кто и стремится выучить сольфеджио! Обычно взрослые ученики хотят научиться играть на инструменте.

Музыкальные инструменты

Едва ли не единственный инструмент, с которым у взрослого точно ничего не получится — это классическая скрипка .

Три истории женщин, которые начали учить ноты после 30 лет




Мои ро­ди­те­ли по­сто­ян­но бра­ли меня в по­хо­ды, где все­гда были пес­ни у ко­ст­ра под ги­та­ру. В 10 лет я по­про­си­ла по­ка­зать мне ак­кор­ды и смог­ла как-то эле­мен­тар­но ак­ком­па­ни­ро­вать соб­ствен­но­му го­ло­су, но си­сте­ма­ти­че­ски му­зы­ке ни­где не учи­лась.

Пер­вая по­пыт­ка по­сту­пить в му­зы­каль­ную шко­лу для взрос­лых была в сту­ден­че­стве и ока­за­лась неудач­ной: я и то­гда, и сей­час жут­ко па­ни­ко­ва­ла пе­ред вы­ступ­ле­ни­я­ми на пуб­ли­ке. Меня по­про­си­ли по­ка­зать зна­ко­мые ак­кор­ды, и я по­чув­ство­ва­ла, как мои паль­цы про­сто не по­па­да­ют по стру­нам от вол­не­ния, по­сле чего меня со­вер­шен­но ожи­да­е­мо спро­си­ли, как я с та­ки­ми стра­ха­ми со­би­ра­юсь сда­вать эк­за­ме­ны, и не взя­ли.

Ко­гда я впер­вые села за ин­стру­мент, я столк­ну­лась с про­бле­мой гиб­ко­сти паль­цев и уме­ни­ем не за­жи­мать руки — на сло­вах всю тех­ни­ку по­ни­ма­ла и ка­за­лось, что лег­ко смо­гу по­вто­рить, но на деле до сих пор не все­гда. Всё это во­прос прак­ти­ки: при еже­днев­ных за­ня­ти­ях эта про­бле­ма по­сте­пен­но ре­ша­ет­ся. На тре­тий год уче­бы мне слож­но су­дить о сво­их успе­хах: ка­жет­ся, пока что по­лу­ча­ет­ся ни­чтож­но мало, но бы­ва­ют и цен­ные по­во­рот­ные мо­мен­ты. Если в шко­ле есть сво­бод­ные клас­сы, я ча­сто за­ни­ма­юсь са­мо­сто­я­тель­но. Во вре­мя од­но­го та­ко­го за­ня­тия я вдруг пол­но­стью по­гру­зи­лась в му­зы­ку, по­чув­ство­ва­ла уве­рен­ность. Это было неопи­су­е­мое чув­ство.

Для успеш­ной ра­бо­ты пе­да­го­гу и уче­ни­ку важ­но до­ве­рять друг дру­гу. Уче­ник дол­жен ве­рить пе­да­го­гу, его под­хо­ду, со­ве­там, а пре­по­до­ва­тель — в воз­мож­но­сти уче­ни­ка вне за­ви­си­мо­сти от его воз­рас­та. Уме­ние по­ни­мать го­ри­зон­ты каж­до­го и ста­вить за­да­чи слож­ные, но вы­пол­ни­мые, очень цен­но в пе­да­го­ге.

Ко­неч­но, мож­но за­ни­мать­ся с част­ным пре­по­да­ва­те­лем — это во­прос лич­ных ощу­ще­ний. В го­су­дар­ствен­ной шко­ле все­гда есть план и про­грам­ма, от­чет­ные кон­цер­ты, эк­за­ме­ны, ко­то­рые вам при­дет­ся сда­вать в опре­де­лен­ные сро­ки. Част­ный пре­по­да­ва­тель та­ко­го тре­бо­вать не ста­нет. Мне ком­форт­нее, ко­гда у меня есть рам­ки и чет­кий план за­дач — так я чув­ствую, что дви­га­юсь впе­рёд. Еще одно пре­иму­ще­ство шко­лы — непо­вто­ри­мая ат­мо­сфе­ра сов­мест­но­го твор­че­ства, ко­то­рая есть, мне ка­жет­ся, толь­ко у нас. Ты по­сто­ян­но ви­дишь­ся и об­ща­ешь­ся с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, по­се­ща­ешь груп­по­вые за­ня­тия по соль­феджио и хору, об­ме­ни­ва­ешь­ся зна­ни­я­ми, опы­том, что-то сов­мест­но ра­зу­чи­ва­ешь.

Мно­гим, кто учит­ся иг­рать на фор­те­пи­а­но, как и мне, по­мо­га­ют раз­ви­вать­ся раз­ные при­ло­же­ния:

Яна Хру­стов­ская, 45 лет, ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель в сфе­ре ту­риз­ма
Ви­о­лон­чель, му­зы­каль­ный стаж 11 лет


В дет­стве я окон­чи­ла в Анич­ко­вом дво­ре­це от­де­ле­ние по клас­су фор­те­пи­а­но. Как и боль­шин­ство ма­лень­ких де­тей, меня не спра­ши­ва­ли, ка­кой ин­стру­мент мне ин­те­ре­сен: ро­ди­те­ли по­ни­ма­ли, что слух есть, это­го было до­ста­точ­но. По­сле окон­ча­ния шко­лы я са­ди­лась за ин­стру­мент ред­ко: игра на фор­те­пи­а­но ни­ко­гда не при­но­си­ла ни­ка­ко­го удо­воль­ствия. Же­ла­ние вер­нуть­ся к игре по­яви­лось спу­стя лет 10, ко­гда я ста­ла ин­тен­сив­но ра­бо­тать.

Я не от­ча­я­лась и при­бе­жа­ла на про­слу­ши­ва­ние в му­зы­каль­ную шко­лу име­ни Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва­во во вре­мя обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва на ра­бо­те.

Ко­гда я уви­де­ла де­тей и сту­ден­тов, я впер­вые осо­зна­ла и ис­пу­га­лась, что во­круг нет ни од­но­го че­ло­ве­ка мо­е­го воз­рас­та

Го­су­дар­ствен­ная шко­ла не мо­жет предо­ста­вить взрос­лым уче­ни­кам соб­ствен­ный ин­стру­мент, по­это­му ви­о­лон­чель я по­ку­па­ла сама. На пер­вых по­рах со­вер­шен­но не обя­за­тель­но ис­кать ин­стру­мент за сот­ни ты­сяч: для ра­бо­ты бу­дет до­ста­точ­но обыч­ной фаб­рич­ной ви­о­лон­че­ли за 40 ты­сяч руб­лей. Ко­гда мой пре­по­да­ва­тель впер­вые меня уви­дел, я по­чув­ство­ва­ла со­мне­ние с его сто­ро­ны, в чём он мне спу­стя два года при­знал­ся. Я бла­го­дар­на ему, что он не ска­зал мне это­го с са­мо­го на­ча­ла, по­то­му что даже моё упрям­ство и це­ле­устрем­лён­ность не смог­ли бы про­ти­во­сто­ять недо­ве­рию со сто­ро­ны пре­по­да­ва­те­ля.

Мы всем клас­сом сде­ла­ли свин­цо­вые сур­ди­ны, ко­то­рые при­глу­ша­ют звук струн и мож­но иг­рать даже но­чью. Так я и за­ни­ма­лась — дру­гой воз­мож­но­сти ре­пе­ти­ро­вать у меня не было.

Сна­ча­ла было слож­но иг­рать хотя бы час, а по­том вме­сте с мо­зо­ля­ми на паль­цах по­яви­лась усид­чи­вость

Моя ра­бо­та свя­за­на с ко­ман­ди­ров­ка­ми, по­это­му в за­ня­ти­ях ча­сто были зна­чи­тель­ные пе­ре­ры­вы: ко­неч­но, мож­но за­нять­ся этим во­про­сом и офор­мить раз­ре­ше­ние на пе­ре­воз­ку ви­о­лон­че­ли, но для та­ко­го круп­но­го ин­стру­мен­та при­дёт­ся по­ку­пать от­дель­ное ме­сто в са­мо­лё­те, что до­ста­точ­но за­трат­но. На прак­ти­ке пе­ре­ры­вы ощу­ща­лись очень бо­лез­нен­но, ведь игра на му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те по­хо­жа на изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков — если не прак­ти­ко­вать­ся, все с лег­ко­стью вы­ле­та­ет из го­ло­вы. В то же вре­мя му­зы­ка по­хо­жа на уме­ние пла­вать —один раз на­учишь­ся и не утра­тишь этот на­вык до кон­ца жиз­ни.

Сей­час я могу не толь­ко сыг­рать лю­би­мые про­из­ве­де­ния, но и со­всем ина­че вос­при­ни­мать кон­цер­ты клас­си­че­ской му­зы­ки: не про­сто на­сла­жда­юсь ею, но и ана­ли­зи­рую. Я ста­ла ча­стью ор­кест­ра вы­пуск­ни­ков Анич­ко­го двор­ца, где ко­гда-то учи­лась, а дома ак­ком­па­ни­рую сво­ей до­че­ри, ко­то­рая иг­ра­ет на флей­те. А еще му­зы­каль­ная шко­ла дала мне шанс в воз­расте уже за 30 об­ре­сти но­вых дру­зей из са­мых раз­ных сфер: со мной вме­сте учи­лась де­вуш­ка-аст­ро­ном, де­вуш­ка-ан­тро­по­лог, де­вуш­ка-ар­хи­тек­тор, де­вуш­ка-ки­та­ист из СПб­ГУ и так да­лее.

Оль­га Шты­ко­ва, 35 лет, ме­не­джер
Во­кал, му­зы­каль­ный стаж 12 лет


Моё увле­че­ние му­зы­кой на­ча­лось с дет­ства, но си­сте­ма­ти­зи­ро­вать зна­ния уда­лось уже в зре­лом воз­расте. Я все­гда лю­би­ла петь, хо­ди­ла в круж­ки, но ни­где не за­дер­жи­ва­лась. В стар­ших клас­сах я на­ча­ла пи­сать свои пес­ни, на­учи­лась немно­го иг­рать на ги­та­ре по са­мо­учи­те­лю.

В 20 лет я пе­ре­еха­ла учить­ся на юри­ста в Пе­тер­бург, но же­ла­ние се­рьёз­но за­ни­мать­ся му­зы­кой толь­ко укре­пи­лось. В то вре­мя зна­ко­мые пе­тер­бург­ские эн­ту­зи­а­сты арен­до­ва­ли клас­сы в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле и про­во­ди­ли там уро­ки соль­феджио и тео­рии му­зы­ки для взрос­лых, а так­же обу­ча­ли пе­нию и игре на му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тах. Мы на­чи­на­ли с аб­со­лют­но­го нуля: нам чер­ти­ли на дос­ке нот­ный стан и объ­яс­ня­ли, как вы­гля­дят ноты. Там у меня и по­явил­ся пер­вый пе­да­гог по ака­де­ми­че­ско­му во­ка­лу — в про­шлом опер­ная пе­ви­ца в уже до­ста­точ­но пре­клон­ном воз­расте.

Обу­че­ние клас­си­че­ско­му во­ка­лу дало мне хо­ро­шую базу, сле­ду­ю­щей сту­пе­нью стал эст­рад­ный во­кал. Сей­час я вы­пу­сти­ла пер­вый аль­бом, пла­ни­рую вто­рой, пою в хоре му­зы­каль­ной шко­лы име­ни Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и дав­но пе­ре­ста­ла счи­тать за­ня­тие му­зы­кой сво­им хоб­би. Сов­ме­щать ра­бо­ту и му­зы­ку слож­но, но это во­прос при­о­ри­те­тов. Если от­но­сить­ся к му­зы­ке как к хоб­би, то и про­гресс бу­дет ме­нее за­ме­тен: от нере­гу­ляр­ных за­ня­тий чу­дес ждать не сто­ит.

  • По­про­си­те до­ку­мен­ты об об­ра­зо­ва­нии: опыт­ный пре­по­да­ва­тель, у ко­то­ро­го за пле­ча­ми кон­сер­ва­то­рия, не по­стес­ня­ет­ся по­ка­зать свой ди­плом.
  • Од­но­го ди­пло­ма недо­ста­точ­но. По­чи­тай­те от­зы­вы о пре­по­да­ва­те­ле, по­се­ти­те несколь­ко от­чёт­ных кон­цер­тов, по­смот­ри­те на уро­вень его уче­ни­ков.
  • Свои об­ра­зо­ва­тель­ные услу­ги вам мо­гут пред­ло­жить мно­гие: от пре­по­да­ва­те­лей игры на му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тах до дей­ству­ю­щих во­ка­ли­стов. Я бы ре­ко­мен­до­ва­ла учить­ся имен­но у пре­по­да­ва­те­лей во­ка­ла. Од­на­жды я за­ни­ма­лась с пре­по­да­ва­те­лем тео­рии му­зы­ки, и в ре­зуль­та­те он мне силь­но на­вре­дил, имен­но из-за незна­ния тон­ко­стей го­ло­со­во­го ин­стру­мен­та.
  • Во вре­мя за­ня­тий уче­ник дол­жен чув­ство­вать аб­со­лют­ную сво­бо­ду. Если воз­ни­ка­ет за­жа­тость, бо­ле­вые ощу­ще­ния или пер­ше­ние, это зна­чит, что уро­ки по­стро­е­ны непра­виль­но, и вы себе толь­ко вре­ди­те. Я, на­при­мер, ухо­дя от од­но­го пе­да­го­га, про­сто не мог­ла раз­го­ва­ри­вать — та­ко­го быть не долж­но.
  • Как пра­ви­ло, в во­ка­ле про­гресс ощу­ща­ет­ся быст­ро. Если вы чув­ству­е­те, что за пол­го­да ни­че­го не из­ме­ни­лось, за­ду­май­тесь о смене пре­по­да­ва­те­ля.

Если аби­ту­ри­ент стар­ше 30 лет, за об­ра­зо­ва­ние при­дёт­ся за­пла­тить. Что­бы по­сту­пить на во­каль­ное от­де­ле­ние нуж­но прой­ти про­слу­ши­ва­ние, по­это­му од­но­го од­но­го стрем­ле­ния бу­дет недо­ста­точ­но, нуж­но про­де­мон­стри­ро­вать свои дан­ные. Что­бы на­учить­ся эст­рад­но­му или джа­зо­во­му во­ка­лам, без част­но­го пре­по­да­ва­те­ля не обой­тись, по­то­му что в го­су­дар­ствен­ных шко­лах та­ких про­грамм нет. Мно­гие вы­би­ра­ют в ка­че­стве учи­те­лей дей­ству­ю­щих во­ка­ли­стов, с этим есть свои слож­но­сти: за­ня­тия мо­гут от­ме­нять­ся из-за кон­цер­тов и га­стро­лей пре­по­да­ва­те­ля. Ко­гда у че­ло­ве­ка есть ам­би­ции по­стро­ить пев­че­скую ка­рье­ру, ваш про­гресс для него все­гда бу­дут на вто­ром ме­сте.

Важ­ный мо­мент: лю­бо­му, кто хо­чет свя­зать свою жизнь с му­зы­кой, рано или позд­но при­дёт­ся вый­ти на сце­ну. Мы ведь за­ни­ма­ем­ся не толь­ко для себя, но и что­бы твор­че­ство да­рить дру­гим. Эк­за­ме­ны, от­кры­тые уро­ки, кон­цер­ты — че­рез всё это пред­сто­ит про­хо­дить по­сто­ян­но, по­это­му если у вас есть страх пе­ред пуб­ли­кой, то в про­цес­се обу­че­ния его при­дет­ся по­бо­роть. Даже если пер­вый раз ока­жет­ся неудач­ным, важ­но не опу­стить руки и не бро­сить всё, как это бы­ва­ет со мно­ги­ми. Дети со­всем ина­че ре­а­ги­ру­ют на пуб­ли­ку, им не так важ­но, как нам, взрос­лым, её одоб­ре­ние. В та­кие мо­мен­ты я все­гда вну­шаю себе, что, в первую оче­редь, вый­дя на сце­ну, я со­би­ра­юсь по­лу­чить удо­воль­ствие, и толь­ко ко­гда у меня это по­лу­чит­ся — я до­став­лю удо­воль­ствие зри­те­лю.

при том учиться не для себя, а по полной программе и для получения корочки о начальном музыкальном образовании. я интересовался, индивидуальные только чисто для себя. а у меня нет музыкального образования и я завидую тем, у кого оно есть, кто учился в музыкальной школе. я хочу научиться полноценно на уровне муз. школы играть на гитаре и петь. а в музыкальной школе не учился. занимался на кружке гитары, но этого недостаточно. на гитаре учат 5 лет. вот хочу наверстать упущенное. кто-то говорит что уже не наверстаешь мол руку не поставишь, мышцы не те. это бред. я на гитаре играю, руки работают хорошо. хочу вот иметь корочку музыкального образования. узнавал что есть музыкальные школы все таки для взрослых где можно наверстать упущенное. но у меня в волжском лишь детские муз. школы, там взрослый может индивидуально обучаться, вряд ли получишь муз. образование, а в волгограде школа только для любителя. а мне хочется иметь классическое образование, чтоб мог в колледж и в вуз поступить.

а где эти умения возьмешь? на любительском уровне не прокатит. на инструменталиста нужна корочка музыкальной школы. особенно если фортепиано, скрипка и даже гитара.

Татьяна Козлова Искусственный Интеллект (272030) Дайте ссылку на правила приема на сайте вуза, где написано, что "нужна корочка". Умения возникают в процессе обучения при наличии способностей. Упустили шанс выучиться в детстве, значит, учитесь теперь или самостоятельно, или с репетитором.

Я преподаватель фортепиано, занимаюсь со взрослыми людьми вот уже 15 лет кряду. 16 лет чудесный возраст - совершенно не поздно! Если у Вас есть желание и возможность ежедневно посвящать некоторое время домашним занятиям, вы успеете научиться всему, чему захотите!

Бесспорно можно начинать заниматься. Я как педагог с уверенностью могу это говорить. Ко мне приходят ученики. Читать дальше

Когда мой возраст начал неумолимо приближаться к сорока годам, мне вдруг внезапно захотелось музыки настолько, что на работе организовали кружок художественной самодеятельности и игрой на гитарах, бойране (ирландском барабане) и исполнением музыкальных номеров на новогодних вмерупринятиях. А для этого пришлось, хоть как-то, но теорию музыки и нотную грамотность. Читать далее

Конечно же да, можно и в 40 и в 60 и в 80 начинать, главное это желание. Можно и без музыкалки, самому учится, интернет в помощь, раньше не было такого вот и ходили в музыкальные школы. Конечно самому всё же тяжелее будет, особенно в начале, но потом будет только лучше! Мне вот 24, заказал себе электронное пианино через алик на 11.11. Думал взять дешевое чисто так. Читать далее

Да нет, самому учиться, конечно, это и до нас дошло, но есть дети, у которых сложная жизнь, у них нет времени на. Читать дальше

Да, конечно можно обучаться в этом возрасте, да и в любом возрасте можно. Учиться никогда не поздно. Возможно, 16 лет "поздно" для того, чтобы поступать в музыкальную школу и получать музыкальное образование. Для того, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте любой возраст подходит. Вы можете выбрать самообучение, репетитора или курсы. Какой способ для Вас. Читать далее

Конечно можно. Возможно каких-то виртуозов мирового уровня и надо учить с малолетства, но если вам это просто интересно, то вы можете начать заниматься музыкой в любом возрасте. Тут главное именно ваше желание. Потому что на это будет уходить довольно большое количество времени и сил. А если вы планируете просто играть на музыкальных инструментах или потихоньку делать. Читать далее

Читайте также: