Почему в иркутской губернии оказались поляки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историк рассказывает о судьбе польских повстанцев, сосланных после восстания 1863-1864 годов против Российской империи в Сибирь. Бывшие повстанцы под воздействием естественных процессов осваивались в новом окружении, менялось и отношение местных к полякам, многие из которых так и остались в Сибири.

Январское восстание 1863-1864 годов против Российской империи было последнем вооруженным выступлением поляков, в попытке вернуть свободу, окончательно утраченную после третьего раздела Польши в 1795 году.

Поражение Январского восстания привело к жестким репрессиям со стороны царской власти, которая пыталась раз и навсегда подавить сопротивление поляков. В Сибирь пошел очередной поток тысяч польских ссыльных. Тема польских восстаний XIX века и сибирских ссылок является одной из центральных для польской историографии, которая посвятила ей массу литературы. Тем не менее, остается еще масса неисследованных вопросов.

О том, как воспринимались польские ссыльные властью и населением Западной Сибири мы попросили рассказать профессора Веслава Цабана из Университета Яна Кохановского в Кельце, который является ответственным с польской стороны за этот научный проект.

Исследователь отмечает, что публикация этих документов проливает свет на ситуацию участников Январского восстания 1863 года, сосланных в Сибирь, которая была более многогранная, нежели это принято считать:

В польской историографии существует миф о том, что судьба поляков, сосланных в Сибирь на каторгу, была необычайно тяжелой. Безусловно, их судьба была тяжелой. Ведь, сослать кого-то из Варшавы в Тобольск, Омск, Иркутск или в какой-то поселок уже само по себе было наказанием. Однако, мы не можем это рассматривать только так. Эти поляки также внесли большой вклад в экономическое развитие местностей, в которых они очутились. Кроме того, эти отношения не были столь враждебными, какими мы их до сих пор себе представляли.

Польские повстанцы, сосланные в Сибирь, для царской администрации, были подрывным элементом, и поэтому были попытки ограничить их влияние на других ссыльных и на местных жителей. Исследователь подчёркивает, что, хотя такое отношение со стороны властей наблюдалось, но отношения между поляками и населением Сибири были более сложными:

Безусловно, среди некоторых высоких чиновников такое отношение было. Однако, в общем считалось, что если кого-то сослали в Сибирь, то он уже не представляет опасности. Это необходимо ясно подчеркнуть. Правда и то, что в центральные власти поступали многочисленные доносы, сами поляками писали друг на друга. Доносы писали царские чиновники, полиция, местное население. Главным образом, человек писал донос, чтобы что-то получить, поскольку он и сам был на учете у властей. Благодаря доносам мы узнаем, как велись следствия, а они нередко длились годами. Среди материалов доносов мы нашли много информации, свидетельствующей о том, что отношения между ссыльными и местным населением не были такими, какими мы их себе до сих пор представляли. Сначала считалось, что поляки едят детей. Хотя, в то время, в Польше ходили слухи, что евреи, скажем убивают детей, чтобы взять их кровь на мацу. Подобного рода отношение имело место в восприятии и отношении к полякам. Но очень скоро установились контакты и все начало меняться.

Профессор Цабан привел один интересный пример:

Со временем многие бывшие повстанцы под воздействием естественных процессов осваивались в новом окружении. Историк при этом подчеркивает, что вопрос русификации не является столь простым, как может показаться на первый взгляд:

Как известно, если поляк не перешел в православие, он не мог жениться на русской. Однако, в конечном счете это были неофициальные браки, а если в них родились дети, то власти в какой-то степени соглашались с ними. Дети из таких браков, где мать была русской, уже, как правило, не особо знали польский язык. Они просто русифицировались.

Профессор Цабан отмечает, что документы свидетельствую о том, что первичный негативный стереотип о поляках среди жителей Западной Сибири отходил в небытие, после того как поляки стали принимать участие в жизни местного населения:

Хватало только того, чтобы поляки помогли здешним жителям и представление о них менялось. Приведу пример Кургана, где было много польских ссыльных из Литвы и Беларуси. Это были сыновья землевладельцев. Сначала на них писали доносы. Но, когда поляки начали заниматься торговлей и ремесленничеством, установились контакты, то все начало меняется. Скажем, в 1866-1868 годах ситуация в Кургане была напряженная, но потом все нормализировалось. Понятное дело, во многом все зависело от одной и другой стороны.

В историю Иркутска вписаны судьбы множества поляков. Первыми из них оказались в городе уже в конце XVIII века. Среди них преобладали барские конфедераты и участники инсурекции Костюшко. XIX век стал наиболее печальным местом ссылок участников восстаний 1831 и 1863 гг. До него уже в 1812 добрались отцы иезуиты, предоставившие им духовную опеку. Для многих поляков Иркутск перестал тогда быть единственно подобием Голгофы. После отбытия наказания многие из них укоренились здесь по-настоящему, внося неоценимый вклад в развитие самого города и его окрестностей. Они полюбили свою новую отчизну искренней любовью, браки заключались не только между своими, но и с русскими, и с бурятами.. Так они укоренялись на иркутской земле. Из числа знаменитых поляков, связанных с нашим городом, отметим прежде всего ученых: Черского, Дыбовского, Чекановского или же Годлевского. Их достижения являются самыми крупными жемчужинами в короне цивилизационного, культурного и научного вклада, внесенного поляками–сибиряками.

В начале XX века во времена так называемой столыпинской реформы, в России было организовано переселение земледельцев из Царства Польского и Приграничья на территории за Уралом. До сегодняшнего дня сохранились поселения, основанные польскими переселенцами в этот период. Самые известные из них – Село Вершина недалеко от Иркутска и Белосток в Томской губернии. Их нынешнее население в основном польское. Меньшие группы польских переселенцев в Сибири слились со временем с местным населением, не теряя, однако, памяти о своих польских корнях.

Иркутск3

Сколько поляков и лиц польского происхождения живет сегодня в Иркутске и его окрестностях? Точно ответить невозможно. Существует мнение, что на территории Иркутской области живет несколько десятков тысяч людей с польскими корнями. Возможно, это число несколько преувеличено, однако, следует признать, что граждан польского происхождения и тех, кто ощущает в своих жилах частицу польской крови, в Иркутске очень много. Согласно данным городского статистического управления, на территории Иркутской области живет 3,5 тысячи поляков, а в самом Иркутске – их пятая часть. Но эти данные кажутся заниженными. Как обычно, правда находится где-то посередине.

Во время бесед, касающихся происхождения, лишь небольшая часть иркутской полонии указывает на связь своих предков с волной ссылок в XIX веке. Большинство представляют потомки граждан, депортированных из приграничных областей Польши в тридцатые и сороковые годы ХХ века, а также заключенных трудовых лагерей под Иркутском, осужденных сразу же после окончания военных действий. Им случалось попадать в лагеря вблизи Иркутска еще в 1949 г. Большинство из них после выхода из лагеря принуждалось к поселению на этой территории, поскольку они уже не могли вернуться в Польшу. Вероятно, таких явное большинство.

Поляки в Иркутске: Сибирь – место ссылки

Сибирская земля многонациональная и многообразная: часть людей, её заселяющих, ведет историю своего рода ещё до прихода Ермака, другая от казаков его отряда, третья - от крестьян, переехавших с запада России осваивать бескрайние сибирские просторы, четвертая - от ссыльных, которых гнали в Сибирь как в царское, так и советское время, пятая - от комсомольцев, приехавших на ударные стройки и так далее.

Одними из переселенцев, которыми пополнилась сибирская земля - были поляки.

Причем зачастую "поляками" называли не из-за национальности, а из-за места, где они проживали ранее - бывших территорий Речи Посполитой, часть из которых присоединили к Российской империи в XVIII веке при Екатерине II.

Поляки в Сибири. Фото XIX века

И переселение их, в основной массе, не было добровольным. Они становились своего рода мигрантами поневоле.

В основном, в Сибирь поляков ссылали за "политику", то есть за участие в национально-освободительном движение.

Особенно массово после Январского восстания 1863 года в Царстве Польском (напомню, Польша входила в состав Российской империи).

Только в Иркутской губернии численность ссыльных поляков во второй половине 60-x гг. XIX века составила около 6000 человек.

Поляки в Сибири. Фото XIX века

Так чем же занимались эти люди, среди которых были бывшие дворяне, крестьяне, солдаты?

Все было по-разному:

  1. кто-то находился на каторжных работах;
  2. кого-то отправляли на бессрочную рекрутскую службу;
  3. кто-то получал право на поселение;

Некоторые вновь организовывали восстания, только уже теперь здесь в Сибири, как, например, выступление польских ссыльных, строивших сухопутный тракт (дорогу) в июне 1866 года в районе Култука (южный берег Байкала): участвовало около 300 человек, что было не мало по тем временам.

А некоторые посвятили свою жизнь науке и внесли огромный вклад в изучение Сибири.

Например, оказавшись в Листвянке, многие стремятся попасть камень Черского - одну из достопримечательностей Байкала, 700-метровую гору, с которой открывается великолепный вид на озеро и его единственный исток - Ангару, хребет Хамар-Дабан и начало Кругобайкальской железной дороги.

Но не многие задумываются, а кто такой Черский, в честь которого названа эта достопримечательность.

А между прочим, этот человек, бывший участник Польского восстания 1863 года и сосланный после этого в Сибирь, внес огромный вклад в изучение нашего края и его именем названы несколько географических объектов.

Есть и другие поляки, деятельность которых в Сибири была по достоинству оценена. В одной статье об этом не написать.


" data-thumb="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_thumb,g_custom:face,h_333,w_500/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27244.jpg" data-src="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_limit,h_1181,w_787/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27244.jpg" >



" data-thumb="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_thumb,g_custom:face,h_333,w_500/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27248.jpg" data-src="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_limit,h_508,w_800/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27248.jpg" >



" data-thumb="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_thumb,g_custom:face,h_333,w_500/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27247.jpg" data-src="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_limit,h_440,w_360/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27247.jpg" >



" data-thumb="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_thumb,g_custom:face,h_333,w_500/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27246.jpg" data-src="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_limit,h_1076,w_787/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27246.jpg" >



" data-thumb="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_thumb,g_custom:face,h_333,w_500/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27245.jpg" data-src="https://res.cloudinary.com/smta8007/image/fetch/c_limit,h_867,w_1300/https://www.vsp.ru/files/2013/07/04/27245.jpg" >


– В ночь с 22 на 23 января 1863 года началось это сложное, неоднозначное, драматическое событие в истории, разные группы людей по-своему боролись за одно – возрождение независимости государства, в просторечии называемого Польшей. На самом деле это была Речь Посполитая, а Королевство Польское было лишь частью этого государства. В него входило и огромное пространство, называвшееся Великим княжеством Литовским. Название Речь Посполитая не относится ни к территории, ни к национальности, это была республика дворянства, польско-литовской шляхты. В Великое княжество Литовское входили территории современной Литвы, Беларуси (тогда белорусы ещё не имели своей государственности и даже звались литвинами), три четверти современной Украины, западные русские земли. Границы Речи Посполитой когда-то доходили до Смоленска и даже Пскова.

Жителей этого пространства мы условно называем поляками, поскольку ментальность была всё-таки польская: язык – польский, ведущая, хоть и не единственная, конфессия – католичество. Дворянство было полонизировано (ополячено), воспитывалось и воспринимало себя в основном в качестве поляков, хотя семьи могли иметь литовские, украинские, русские и белорусские корни. Надо сказать ещё об одной этничности – евреях, которые, например, в главном городе Речи Посполитой Вильно составляли примерно 75% населения и тоже часто активно откликались на освободительное движение.


Восстание поднималось не только из этих западных губерний Российской империи. В нём участвовали и поляки с западных территорий Польши – Великое княжество Познаньское входило тогда в состав Пруссии, а Королевство Галиции и Лодомерии было регионом сначала Австрийской, а потом Австро-Венгерской монархии Габсбургов. Основные действия развернулись в основном на территории Российской империи – в царстве Польском. Это был далеко не первый этап в развитии польского дворянского освободительного движения, но это самое массовое и самое продолжительное национально-освободительное восстание, которое длилось почти полтора года.

Оно закончилось поражением повстанцев, несмотря на героизм, самоотверженность и гибель до тридцати тысяч участников. Повстанцы, которые являлись, по сути, партизанами и были слабо вооружены, выступали против регулярной армии. Несмотря на это, со стороны правительственных сил насчитывалось около трёх тысяч погибших и около полутора тысяч раненых.


Большинство причастных к восстанию, кто не погиб и не был приговорён к смертной казни, были осуждены на самые тяжёлые каторжные работы в Сибири. Часть получивших смертный приговор были помилованы и отправлены в ссылку.

Среди ссыльных поляков было много врачей и просто культурных, образованных людей. Многие становились учителями, репетиторами по различным предметам.

После небольшого экскурса в прошлое профессор Шостакович вернулся в настоящее:

Когда в Иркутске осел ссыльный Виктор де Ко, в здании было три этажа, два надстроены в 20–30-е годы 20 века, когда здесь уже не было никакого отеля, а были какие-то советские учреждения.

Есть данные, что именно де Ко содержал эту гостиницу на углу Большой и Тихвинской (теперь – Карла Маркса и Сухэ-Батора). Уроженец Украины, он имел французские корни – изначально фамилия писалась de Cot, что потом в русском произношении слилось в Деко.


Мы хотим поместить на фасаде бывшего отеля мемориальную доску. С финансированием помогает Генеральное консульство Республики Польша, которое, кстати, располагается напротив. Поддержала это начинание и городская комиссия по топонимике, – рассказал Шостакович.

Неугомонные повстанцы

Продолжить разговор о польских повстанцах и других поляках, оставивших след в истории города, профессор предложил у костёла.


Костёл прежде выглядел совсем иначе – это было деревянное оштукатуренное одноэтажное здание в классическом стиле, с портиком. Оно сгорело в большом иркутском пожаре. В частности, тот самый Феликс Зенкович, который никогда, по словам Шостаковича, не был белорусом, в письмах сестре на чистом польском описывает попытки прихожан отстоять костёл. В течение ряда лет настоятелем костёла был политический ссыльный ещё 1840-х годов Кшиштоф Хмельницкий. Человек очень симпатичный, гуманный, кроткий, по свидетельствам современников, при этом энергичный, он возглавил движение за возрождение костёла. Он рассылал письма с просьбой о поддержке по всему миру вплоть до Америки.

Готическое здание по проекту Яна Тамулевича удалось построить в начале 1880-х годов. Некоторые пожертвования заслуживают отдельного внимания. Например, средства на новый костёл направила семья декабристов Поджио. Был также среди ссыльных некий Михал Косовский, адвокат, который из своих заработков в течение ряда лет пожертвовал до 4000 рублей – огромную сумму по тем временам. В 1883 году была освящена колокольня каменного храма.

А вот улица Польских повстанцев, которая находится неподалёку, открыл в заключение встречи небольшой секрет профессор Шостакович, была так названа в честь участников польского восстания на строительстве Кругобайкальской железной дороги. Впрочем, это были всё те же повстанцы 1863 года, но уже выступившие с протестом в Сибири.

Читайте также: