Почему улица так называется школьная

Обновлено: 05.07.2024

2. Так выглядит улица Школьная в наши дни. Недавно на заднем плане вырос бизнес-центр Golden Gate. Здание состоит из двух разноуровневых объемов (24 и 26 этажей), соединенных переходом на уровне 22-24-го этажей.

Рогожская слобода, включающая в себя современную Школьную улицу, возникла в конце XVI столетия, населяли ее ямщики с семьями, зарабатывающие на жизнь перевозками. После прокладки в середине XVIII века Камер-Коллежского вала слобода вошла в состав Москвы, и территория стала активно застраиваться домами купцов. Здесь же привольно расположились многочисленные лавки и пекарни. До нашего времени дошло всего лишь несколько домов того времени, т.к. улица сильно пострадала от пожаров 1812 и 1862 гг.

Цвета фасадов при реставрации восстановлены оригинальные.

История трамвая на Школьной началась 29 июня 1952 года; в этот день было закрыто движение по трамвайной магистрали от Яузских ворот до заставы Ильича (заменённой на троллейбусную линию), а трамваи пошли по новой линии через Костомаровский мост и Школьную улицу. Линия проработала почти три десятка лет, пока в августе 1980 года движение по Школьной не было прекращено. Улицу надолго перегородили заборы стройплощадок, но после завершения возведения новых зданий по расширенной Тулинской улице (ныне улица Сергия Радонежского) трамвай на оставшуюся в стороне от массовой реконструкции Школьную так и не вернулся, хотя этому в общем-то ничто не препятствовало.

Как параллельная улица Сергия Радонежского была реконструирована и расширена, автомобильное движение переместилось туда. Школьную улицу собирались сделать музейно-старомосковской, но потом власти надолго охладели к этой затее.

Реставрационные работы в этом районе Москвы начались еще в 1984 году. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье.

Восстанавливали реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет. Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари.

Недореставрированные дома в той части Школьной улицы, что граничит с Большой Андроньевской, довольно долго стояли в полуразрушенном состоянии, но со временем и до них добрались строители, и сейчас на эти здания приятно посмотреть.

До августа 2000 года на Школьной улице можно было наблюдать трамвайные рельсы, причём во вполне приличном состоянии. Но в этом злосчастном августе улицу внезапно пожелал осмотреть некий видный деятель, и в спешном порядке рельсы залили асфальтом.

Очевидно, что потенциал у улицы именно пешеходный: старинные двух-трехэтажные дома, высокие первые этажи, которые могли бы быть приспособлены под кафе и магазины, близость станций метро и пригородных электричек и большой жилой район вокруг, всё это должно обеспечить популярность улицы для прогулок. Но врядли она сможет стать вторым Арбатом.

Уж точно понятно, что те или иные названия улицам дают неслучайно. Давайте разберёмся, кто, что и почему становится объектом этих названий. Среди особо популярных названий улиц (проспектов, переулков, бульваров ) в наиболее крупных городах центрального региона России первые места, несомненно, занимают такие: Ленина, Московская, Советская, Горького, Мира, Октябрьская, Гагарина, Жукова, Молодёжная.

О чём могут рассказать названия улиц?

Названия улицам дают в зависимости от принадлежности к разным категориям по отношению к ним соответствующих личностей, нахождению на них определённых объектов или происходивших там событий/явлений и пр.

Названия близлежащих улиц часто можно отнести к объектам одного периода времени, а вот к одной группе/подгруппе — реже. По ним можно раскрыть целую эпоху.

В каждом городе есть свои герои и объекты

В каждом городе найдутся индивидуальные герои и объекты, в честь которых дают названия улицам. Они хоть и не являются общеизвестными, но для местного населения важное значение всё же имеют. В каждом городе есть свои герои и объекты
Фото: Depositphotos

Проведя анализ существующих названий, можно выделить следующие основные группы: социалистические, общественные, объектные, фамильные, природные, территориальные.

К группе социалистических названий можно отнести такие: Колхозная, Коммунистическая, Комсомольская, Пионерская, Совхозная, тем самым определяющие советскую эпоху.

Каждый может попробовать отнести различные улицы (где живёте, где работаете, где отдыхаете) к определённой группе. По этим названиям можете изучать историю города или соответствующей местности.

Проголосовали 30 человек

17
2
9
2
0

Комментарии (22):

Войти через социальные сети:

Годонимика - раздел топонимики, изучающий названия линейных объектов населенных пунктов. Есть официальные, признанные научным сообществом, варианты группировки годонимов, но этот вариант по сравнению со многими другими весьма не плох. Так что не стоит наезжать на автора по поводу не продуманности классификации, это непосильная задача даже для профессоров. Попробуйте сами создать толковую классификацию.

Павел Викторович Скрыпко, спасибо, очень старалась

Оценка статьи: 5

Я бы поспорила, что сами названия и их группировка не могут ни о чём рассказать. Вот название я уж точно продумывала.
Подбор знаков, слов осуществляет сам автор, потому что только он сам может правильно выразить свою мысль. Грамматику русского языка знаю на отлично, если об этом речь.
"Социалистические" и "общественные" выражают не "слабость" и не "непродуманность", а простоту понимания, доступность широкому кругу читателей, лёгкость чтения.
Насчёт "неудосужился обдумать" - свои тексты обрабатываю очень тщательно, подбираю нужные слова. Редактирую текст по 100 раз, наверное. В данном случае: "прочие названия", как видно, были систематизированы, но не так подробно как вышеперечисленные, т.к. объём работы имеет небольшие пределы, а хотелось бы уместить максимум материала.
Все названия, которые были использованы в тексте, - РЕАЛЬНЫЕ.
Обращаю внимание, что это моя только 3 статья, поэтому оценивать мою работу по высшему разряду не стоит.
Опять же повторюсь: Моё дело- заинтересовать читателей и чтоб у них возникло желание подумать над статьёй, пообсуждать её.
Спасибо за внимание.

Оценка статьи: 5

Заголовку статья не соответствует. Речь в статье - не о том, что названия улиц могут рассказать (можно было бы для приличия назвать отрасль топонимики, занимающуюся именованием внутригородских объектов или конкретно - улиц), а о том, как автор по собственному разумению желает эти названия группировать.
Странная группировка. Слабая, непродуманная. Теплое с мягким, белое с твердым. "Социалистическая" - и "общественная")))
"Среди особо популярных названий улиц (проспектов, переулков, бульваров и т.п.) в наиболее крупных городах центрального региона России первые места, несомненно, занимают улицы: Ленина, Московская"
Во-первых, двоеточия не надо. Во-вторых, изъясняться надо "более лучше"
Ибо сказано: среди названий улиц первые места занимают улицы. Правильно и понятно было бы сказать: Среди названий улиц (и проч.) наиболее популярны (перечисление)
Либо, если очень хочется двоеточие прикрутить:
наиболее популярны следующие: (перечисление)
)) В этот вот абзац
"Также улицам дают и прочие названия, например, в честь близлежащих небольших населённых пунктов (Латышская, Мякининская), всевозможных характеристик (Просторная, Сквозная, Широкая), всяких специальных понятий (Высоковольтная, Электрофикации), месяцев (Октября), местонахождения (Крайняя, Центральная), определённых календарных дат и событий (8 Марта, Первомайская, Победы), чисел – годов, порядковых номеров (пятая, 1905). "
как очевидно, было свалено то, что автор не удосужился обдумать и хоть как-то систематизировать. "Разное". так сказать.
Не видела улиц 1905. Но видела - "улица имени 1905 года". И порядковые №№ - обычно при каких-то прилагательных:
3-я улица Строителей ))
В общем, точно надо мысли формулировать и не пренебрегать фактами.
Кстати, электрифИкации.

Люба Мельник, спасибо, кое-что поправили.
Еще заметила: "месяцев (Октября)" - нет, Октябрь - это эвфемизм, обозначающий "Великую октябрьскую социалистическую революцию". То есть - переносим в даты и события. И 1905 год туда же, конечно. Абы каким годом улицу не назовут.

Люба Мельник Бывший модератор 4 июня 2012 в 00:58 отредактирован 4 июня 2012 в 01:03 Сообщить модератору

Марианна Власова, знаю улицу имени 50 лет Октября))
Наталия: по поводу вот этого:
читать дальше →

Люба Мельник, Супер интересный комментарий, превзошедший статью.
читать дальше →

Верно: упоминалась здесь ул. Трудовые резервы, на ней действительно расположен строительный техникум
В моем родном городе была улица "40 лет Казахстана", название приурочивалось ко времени застройки (60-е годы) и отмечало определенную историческую веху. В "посленезависимое" время её переназвали в честь какого-то коммунистического деятеля (естественно, казаха), трудившегося "на благо" в самые застойнейшие годы. Была это инициатива (и кажется, деньги) родственников-потомков, пожелавших увековечить. Никакого общественного обсуждения не было, любые возмущения пресекались. Забавно будет, если в 2031 году вдруг вернут прежнее название в честь 40-летия независимости Казахстана

Так получилось, что я чуть припозднился с этим рассказом. Когда материал снимался, на дворе был конец октября. Прошу прощения за некоторую несвоевременность, сейчас как раз готовятся следующие части "Другой Москвы".

Школьная улица затерялась в Таганском районе в районе Рогожской Заставы. Ныне большая часть улицы - пешеходная зона. В 1980-х годах была мысль сделать из нее второй Арбат. Но грянула перестройка и денег не хватило, поэтому здания отреставрировали, и на этом всё закончилось

До революции улица именовалась 1-й Рогожской, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Однако в 1923 году новая власть посчитала, что москвичи мало "просвещены культурно", и улица получила своё современное название. Школы на ней никогда не было

В начале улицы висит доска, повествующая о том, что здесь сохранился уголок застройки Рогожской слободы XIX века, ныне смотрящийся музеем под открытым небом

Рогожская слобода возникла в конце XVI века. Основным населением ее были ямщики.. После прокладки в середине XVIII века Камер-Коллежского вала слобода вошла в состав Москвы, и территория стала активно застраиваться домами купцов. До нашего времени дошло всего лишь несколько домов того времени, т.к. улица сильно пострадала от пожара 1812 года

Новое и старое. Две эпохи

Посмотрим на окна и подворотни бывшей Рогожской слободы. Многие из них закрыты. Глядя на закрытые двери, создаётся впечатление, что это двери в другую эпоху. Ту эпоху, что ушла окончательно и лишь деталями чуть-чуть напоминает современным москвичам о былом своём существовании

Кажется, что двери вот-вот распахнутся, и из них выедет купеческая тройка с бубенцами.

Суррогат позапрошлого века

После прогулки по Школьной улице становишься каким-то особо рассудительным. Мысли о Москве, которую мы потеряли, как-то особо приживаются в голове. Да еще и на фоне безвкусной рекламы и водителей-идиотов, сигналящих впереди стоящим машинам, на 3 микросекунды стартовавших позже, чем включился зеленый.
Однако отрадно чувствовать, что хоть в каких-то районах Москвы есть еще декорации ушедшей эпохи. Именно декорации, поскольку то время и его атрибуты уже никогда не вернуть. Но и этого хватает тем, кому не безразличен облик родного города.

Дата фотографий: 2014 год, 19 октября.

2. Так выглядит улица Школьная в наши дни. Недавно на заднем плане вырос бизнес-центр Golden Gate. Здание состоит из двух разноуровневых объемов (24 и 26 этажей), соединенных переходом на уровне 22-24-го этажей.

Рогожская слобода, включающая в себя современную Школьную улицу, возникла в конце XVI столетия, населяли ее ямщики с семьями, зарабатывающие на жизнь перевозками. После прокладки в середине XVIII века Камер-Коллежского вала слобода вошла в состав Москвы, и территория стала активно застраиваться домами купцов. Здесь же привольно расположились многочисленные лавки и пекарни. До нашего времени дошло всего лишь несколько домов того времени, т.к. улица сильно пострадала от пожаров 1812 и 1862 гг.

Цвета фасадов при реставрации восстановлены оригинальные.

История трамвая на Школьной началась 29 июня 1952 года; в этот день было закрыто движение по трамвайной магистрали от Яузских ворот до заставы Ильича (заменённой на троллейбусную линию), а трамваи пошли по новой линии через Костомаровский мост и Школьную улицу. Линия проработала почти три десятка лет, пока в августе 1980 года движение по Школьной не было прекращено. Улицу надолго перегородили заборы стройплощадок, но после завершения возведения новых зданий по расширенной Тулинской улице (ныне улица Сергия Радонежского) трамвай на оставшуюся в стороне от массовой реконструкции Школьную так и не вернулся, хотя этому в общем-то ничто не препятствовало.

Как параллельная улица Сергия Радонежского была реконструирована и расширена, автомобильное движение переместилось туда. Школьную улицу собирались сделать музейно-старомосковской, но потом власти надолго охладели к этой затее.

Реставрационные работы в этом районе Москвы начались еще в 1984 году. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье.

Восстанавливали реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет. Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари.

Недореставрированные дома в той части Школьной улицы, что граничит с Большой Андроньевской, довольно долго стояли в полуразрушенном состоянии, но со временем и до них добрались строители, и сейчас на эти здания приятно посмотреть.

До августа 2000 года на Школьной улице можно было наблюдать трамвайные рельсы, причём во вполне приличном состоянии. Но в этом злосчастном августе улицу внезапно пожелал осмотреть некий видный деятель, и в спешном порядке рельсы залили асфальтом.

Очевидно, что потенциал у улицы именно пешеходный: старинные двух-трехэтажные дома, высокие первые этажи, которые могли бы быть приспособлены под кафе и магазины, близость станций метро и пригородных электричек и большой жилой район вокруг, всё это должно обеспечить популярность улицы для прогулок. Но врядли она сможет стать вторым Арбатом.

Читайте также: