Почему учителя увольняются из школ 2021

Обновлено: 05.07.2024

А что происходит на самом деле? В большей части школ не хватает учителей. Они просто бегут из неё без оглядки. А оставшиеся им завидуют, ведь ушедшие смогли найти другую более оплачиваемую работу, а они остались в этом аду. Да, именно в аду. Именно так мне сказала моя одноклассница, которая около 10 лет проработала в гимназии учителем иностранного языка, была очень инициативной, участвовала в различных конкурсах, в общем, казалось, что это ее призвание. Но когда ей одна коммерческая организация предложила должность переводчика, та ушла, не задумываясь. И теперь говорит, что даже во сне боится снова увидеть себя учителем.

Кто же создал такую атмосферу в образовании? Почему государство не ценит учителей? На эту тему можно рассуждать долго, и рассуждают: и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Министерстве, а воз и ныне там.

Дошло до того, что в школах уже некому преподавать. Знаю школы, где учитель музыки ведет русский язык в старших классах, а информатик преподает иностранный язык. Но там хотя бы ведут предметы, но стоит задуматься, какие знания получат дети. А ведь много школ, где учителя заняты настолько, что некому вести отдельные предметы.

Что же будет дальше? Молодежь заканчивает университеты и не идет в школы. Выпускники вузов понимают, что эта работа давно уже не уважаемая почти никем: ни обществом, ни государством.

В школе сына, например, не хватает математиков. И вот года 3 назад попросилась на работу преподаватель математики. Директор обрадовался, принял её на работу. Та привезла папку с кучей грамот, дипломов и сертификатов. В общем, казалось, что кусок золота перепал. Но настораживало одно: слишком часто она меняла места работы, переезжая из одного населённого пункта в другой. И показала она себя сразу. На уроках не объясняла материал, а давала его домой на самостоятельное изучение. Как можно самостоятельно детям в 10 — 11 самим пытаться разобраться в алгебре и геометрии без пояснений?

Потом дети увидели, что предмет она не знала, отличник из класса сына несколько раз ей указывал на то, что та неправильно решила ту или иную задачу, выходил к доске и решал сам. Уважение к себе преподаватель потеряла уже к концу первой четверти. Родители восстали, требовали ее уволить. Не буду описывать, как долго продолжалась война с ней, но все-таки школа, к счастью, от нее избавилась.

К чему я рассказала эту историю. А к тому, что образование просто разваливается на глазах. Старые кадры уходят на пенсию, новые в школы не идут. А тех, кто ещё работает, начальство и родители клюют со всех сторон. Иногда заслуженно, когда преподаватель такой, какого я описала выше, но чаще всего нет.

Когда же ситуация кардинально изменится? Когда у наших детей предметы будут преподавать предметники, выучившиеся именно по этому профилю?

А что Вы думаете по этому поводу? Пришло ли время уже бить в набат? Пора ли уже спасать образование?

В регионах в школах катастрофически не хватает учителей. Педагоги уходят в конце учебного года, в середине и даже в самом начале. Они не просто уходят, а бегут без оглядки. Особенно молодые учителя. Ничто не останавливает начинающих педагогов – ни дети, ни профессия, ни ответственность. Потому что столкнулись они с такими трудностями, о которых не имели заранее чёткого представления и к преодолению которых, не были готовы – ни морально, ни физически.

Казалось бы, учительские проблемы уже так набили оскомину, что и произносить их уже неловко. Но школьные беды вынуждают учителей бежать из профессии. И как же можно об этом молчать!?

Причины, вроде бы, обычные: маленькая зарплата, непростые отношения с отдельными коллегами, давление администрации, общее настроение в школе, недоверие к молодым коллегам, никаких перспектив, отсутствие личной жизни, ненормированный рабочий день, вал отчётности, отсутствие дисциплины на уроках, большая ответственность за детей, неоднозначно сложившиеся отношения с родителями учеников.

Кто-то скажет, что так было всегда. А я не соглашусь! Сейчас работать в школе намного труднее. И не только по этим причинам. Моя подруга, моя ровесница, продолжает работать в школе, потому что боится остаться один на один с мизерной пенсией.

Когда я думаю о ней и других немолодых учителях, идущих в переполненные классы, в которых каждый день есть больные дети, то я понимаю, что учитель сегодня – просто герой, совершающий ежедневно скромный подвиг. Именно подвиг! Ибо только подвигом можно назвать работу с риском для жизни и здоровья почти задаром.

Но вернёмся к тем, кто уходит, и прочтём их откровения из переписки ВКонтакте. Без имён и фамилий, анонимно.

-"В нашей школе учителя английского просто уволились по собственному, все, сразу и без отработки. В этой школе нет английского больше. После Нового года, может быть, найдут кого- то".

Доброе утро, коллеги. С сегодняшнего дня - уже бывшие.
В этом году что-то во мне сломалось. Ушла из-за дисциплины. Работала в началке, английский язык. Проработала 3 года. Понимаю, что некрасиво бросать детей посреди учебного года, даже четверть не захотела доработать. У меня даже слезы в кабинете директора полились, что она даже не стала меня упрашивать. Я говорю: Мне тяжело. Я просто ещё вчера себя не очень хорошо чувствовала, и голова болела, в висках стучало, а сил на успокоение детей не хватило, Я просто забила, и начался галдеж. Я сижу, смотрю на них и осознаю, это точка. И говорю им с улыбкой: Ребята, знаете, почему я молчу? Потому что это наш последний урок, больше я работать здесь не буду. Они: Как так? Почему? Я: Ну вы сами посмотрите, как в таких условиях можно работать? Вот если бы чуть строже или подойти к нарушителям можно было, но сил у меня на это не было. Сегодня вызвала врача, жду, так как 2 недели отрабатывать нет желания. Ночью вчера температура была 38,5.

-"У меня внутри прямо все перевернулось от ваших слов. Я вспомнила это состояние. Когда у тебя уже нет сил угомонить детей, ты садишься и молчишь, а они вместо того, чтобы заткнуться, продолжают стоять на ушах".

Я ушла и не жалею. Тоже английский. Ушла в техникум. И вы не пожалеете, я уверена. Теперь, если я замолчу, то студенты понимают, что-то не так. Никаких танцев с бубнами. А кто не понимает - докладная. И рычаг давления есть - отчисление. Его боятся студенты.

-"Ничего в наших школах не изменится, пока за преступлением не будет следовать наказание. У учителей нет рычагов давления ни на детей, ни на родителей. Злостных нарушителей надо отстранять от учёбы и отправлять на самостоятельное изучение материала, как это делают в Штатах, но при этом они должны сдавать тесты наравне со всеми, писать контрольные и т. д., если хотят получить аттестат. И из школы надо отчислять и переводить на семейное обучение тех, кто не хочет подчиняться общим правилам. Только не надо говорить, что учитель должен найти подход. Есть люди, с которыми это невозможно".

22 года в школе, всё чаще ловлю себя на мысли, что больше не хочу работать в образовании. Не из-за детей, не из-за родителей, а из-за системы в целом. Хочется просто учить детей, а не заниматься всякой фигнёй, извините, которую вешают на школу. Вот искренне не понимаю, почему школа должна считать детей, зарегистрировавшихся на госуслугах, получивших Пушкинскую карту, потративших её и тому подобную ерунду. Когда же нам дадут просто проводить уроки? Без составления списка списков

-"Ушла в этом году из школы именно из-за системы в целом, отработав в школе 19 лет. Еле-еле к ноябрю привела нервную систему в норму. Но чувствую себя счастливой".

Примерно так же ушла, отработав год с небольшим, еле закрыв первую четверть: была учителем музыки и искусства с 1го по 9й классы в школе в пгт. Дисциплина даже как понятие вымирает! "Дети" легко себе позволяют не выпускать телефон из рук, не вытаскивать из уха наушники, ходить по классу (иногда и сразу по партам), материться в голос и за дверью, и на уроке, в том числе, и в отношении меня. Не считаю себя мягкотелой тихоней, но порядок в классе удавалось держать далеко не всегда.
"Дети" так и говорят: "А что вы мне сделаете? Вы не имеете права." А что мы можем сделать в таком случае? Звонки родителям, походы к классному руководителю, директору, хоть сразу в Мин.Обр. никого не пугают. А мы ведь, действительно, ни на что не имеем права. Мы - сфера услуг теперь. А в сфере услуг "клиент всегда прав".

-"Я тоже преподаю иностранные языки, ушла из школы, проработав там год. Потом работала год в детском саду, было намного лучше, но поняла, чем меньше людей (детей) в группе, тем спокойнее и эффективнее. Сейчас даю только частные занятия, в основном для взрослых. Я поняла, что это для меня идеально. Никакого стресса с начальством, ни от кого не зависишь, нет проблем с дисциплиной, мотивацией" .

Я тоже ушла из школы два года назад, проработав 10 лет.
Хоть люблю детей и мне нравилось преподавать, но ни капли не жалею! Пока работала там, заработала себе гипертонию.

Вот такая школьная печаль. Зимняя учительская грусть. Что делать и как поступить? Учиться самому. Быть стойким! Уметь противостоять трудностям! Не сдаваться!

Дорогие коллеги, низкий поклон вам! За ваш труд! За то, что не сдаётесь! Нельзя бросить школу на произвол судьбы! И ничего напоследок, к сожалению, не приходит в голову, как ставшее притчей во языцех: "Денег нет, но вы держитесь".

Спасибо, что со мной. Всем здоровья, терпения и бодрости духа! И до новых встреч на моём канале!


Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в начале года заявил, что система школьного образования должна быть открыта для представителей бизнеса, политиков и учёных. Приглашённые спикеры должны рассказывать детям, что нужно сделать для достижения тех или иных результатов.

Возможно, привлечение специалистов извне поможет решить глобальную проблему, с которой столкнулись школы: во многих регионах не хватает педагогов. В некоторых городах родителей уже предупредили, что их детей некому учить — к 1 сентября российским школам не удалось утолить кадровый голод.

О том, почему учителя больше не хотят работать в школе, — в материале ForPost.

Задача № 1: воспитать неравнодушных педагогов

Задача № 2: удержать учителей в школах

Заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1567 Лев Соболев придерживается иной точки зрения. Не имея педагогического образования, он почти полвека проработал с детьми и знает, что беда школы — равнодушные учителя, а не повышенная нагрузка.

Согласно данным интернет-рекрутмента HeadHunter, в Барнауле учителю русского языка и литературы предлагают заработную плату от 22 тыс. рублей. В Твери заработок учителя химии равен 15–20 тысячам рублям. В городе Свободный Амурской области преподавателю ОБЖ готовы платить 7615 рублей.

Задача № 3: потратить миллиарды с умом

Учителей не хватает не только в провинции, но и в городах-миллионниках. Так, например, в Екатеринбурге родители пожаловались на отсутствие учителей-предметников.

Как бы то ни было, учебный год начался. Школы вновь полны детского смеха, учителя стоят у доски, пытаясь отвлечься от мыслей о том, чем заплатить за кредит и как вежливо отказать директору школы в настоятельной просьбе проголосовать за определённого кандидата на предстоящих выборах в Госдуму. После уроков уставшие педагоги ещё раз внимательно изучат социальные сети на предмет аморального контента. Были случаи, когда педагогов увольняли за фото в купальнике. Никаких провокаций — только знания. Затем уставший учитель ляжет спать с надеждой на то, что утро вечера мудренее. Возможно, 2 сентября ему поднимут зарплату или пригласят политика, который облегчит его труд и расскажет детям о том, почему сегодня депутатом быть хорошо, а учителем… если и быть, то только по призванию.

Молодые специалисты высказались о работе в школе.

Надежда Д. впервые попала в школу на четвертом курсе — проходила практику. Процессом руководили преподаватели вуза и учителя лицея. Они провели общее собрание, после чего помощь закончилась.

— Я, как и многие студенты, боялась детей. Успокаивала себя, что школьный куратор — их классный руководитель. Думала, что она может с ними поговорить или мне что-то посоветовать. По факту было так — я вела уроки, а учитель в это время где-то пропадал, — вспоминает Надя.

Немногие выпускники вузов работают по специальности.

Ольга Б. пошла в школу после института и проработала три года. Попадались ей и увлеченные, чуткие учителя, и неграмотные. Однако у руководства в почете были иные качества.

— Однажды я пришла в обычном платье, не слишком коротком или открытом, но приталенном, директор посоветовала мне пойти и постоять в нем на Красноармейской, — вспоминает Оля.

— Особенно приятно, когда ребенок твой предмет не любил. А ты его поддержал, сказал, что он сможет, а ему только это и нужно было. И все меняется — вместо троек начинаются пятерки и четверки. Вы чувствуете, что вместе победили, — говорит Оля.

Ольга говорит, что получала от детей только положительные эмоции.

А бывают и совсем другие истории. Так, Екатерина М. из Батайска продержалась в школе всего год, и не в последнюю очередь из-за детей.

Надя признается, что после неудачной практики забыла про школу и устроилась в частное заведение. Но прочувствовать все прелести педагогики удалось во время открывшегося здесь лагеря. Она находилась с детьми с девяти утра до шести вечера — учила, гуляла, играла.

— Больше всего меня удивляло воспитание. В лагерь, например, ходил восьмилетний ребенок, который не умел завязывать шнурки — ну вот не научили. Пришлось учить. В одном из потоков попался мальчик, который сидел на уроке и ел собачий корм. Еще был мальчик десяти лет, который сразу начинал кататься по полу и даже биться головой, если что-то запрещаешь. Признаюсь, иногда я от этого всего была в настоящем ступоре, — говорит Надя.

— Я уговаривала ребенка, успокаивала – ничего не помогало. А ведь он так расстроился только потому, что проиграл в какой-то игре. Я позвонила маме, спросила, чем его можно успокоить. В ответ меня обвинили в том, что это я довела мальчика.

Надю обвинили в том, что она довела ребенка до истерики.

Ольга и Екатерина говорят, что обычно сложностей с родителями не было. Но иногда встречались те, кто считал ребенка гением. Они протестовали против любых оценок ниже пятерки.

— Не помню точно, сколько часов было в неделю. Но я вела как минимум четыре урока, обычно пять или шесть. А тебе еще нужно заполнить бумажки и подготовиться к новому дню. Зарплата у меня была 15 тысяч. За час платили чуть около ста рублей, — говорит Ольга.

Заработать в школе непросто.

У Надежды в частном заведении получала больше, правда не намного — 20 тысяч. Чтобы прокормить только себя и оплатить счета в графике начинают появляться репетиторства. В итоге работа превращается в практически круглосуточную. Но и подрабатывать получается не у всех.

— У нас в школе была такая система. Некоторые дети оставались в школе делать уроки с воспитателями. Я была таким воспитателем. Прибавка к зарплате символическая, а из школы уходишь поздно вечером. Какие уже репетиторства?

ВМЕСТО P.S.

Надежда и Екатерина ушли из школы в другую профессию. Говорят, что стрессы и риски не оправдываются ни зарплатой, ни радостью от работы.

— Я вложила в них душу и силы, многому научила и собиралась следить за результатами. А мой труд попадает к другому учителю, потому что он просто захотел. Это было последней каплей, в тот же день я уволилась. После меня много раз просили вернуться, но я не собираюсь ни туда, ни в другую школу.

Возрастная категория сайта 18 +

Учебные заведения вынуждены латать дыры в бюджете за счет учеников

Фото: Геннадий Черкасов

— В этом учебном году нам не выдали рабочие тетради по окружающему миру и английскому языку, так как школа их просто не закупила, — говорит мама третьеклассника из Ленинградской области. — Купить и принести свои рабочие тетради мы при этом тоже не можем, так как запрещена закупка учебников за счет родителей. При этом, как полноценно учиться без этих тетрадей, не понимают даже сами учителя. С математикой вообще получился какой-то бред. Мы два года изучали предмет по сильной программе по определенному учебнику. В этом году у книг для 3-го класса закончился срок годности. Новые учебники школа заказывать не стала и просто выдала нашему классу те пособия, которые нашлись в библиотеке. То, что новый учебник совершенно не соответствует программе, по которой мы шли два года, никого не волнует.

Многие родители столкнулись с тем, что бюджетные кружки, которые их дети посещали в прошлом году, стали платными.

— Нам так открыто и объяснили на собрании, что школа потратила кучу денег на санитарные меры, закупку рециркуляторов и дезинфицирующих средств, поэтому повысятся цены на продленку и часть кружков переведут в платный формат, — рассказывает Оксана, воспитывающая двоих детей-школьников. — В результате, по сути, остались бесплатными только те дополнительные занятия, которые не пользуются особой популярностью у школьников. Мои дети в общей сложности ходили на 4 бесплатных кружка, с этого года за три из них нужно платить. В общей сложности за занятия нужно отстегивать 10 200 рублей в месяц. Из-за пандемии у мужа на треть сократили зарплату, для нас эта сумма очень приличная, придется отказываться от каких-то занятий. Помимо этого с родителей собирают еще и деньги на покупку дезинфицирующих средств. Несмотря на обещание властей региона выделить средства на эти цели, до многих школ они, очевидно, не дошли.

Многие родители говорят и о том, что в их школах наблюдается острая нехватка педагогов, так как ряд учителей приняли решение уйти из школы буквально накануне учебного года. Сложная ситуация возникла и с преподаванием иностранных языков по группам.

Читайте также: