Почему у грудных детей движения конечностей чаще всего хаотичны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как проявляются нервные тики у грудничков?

Тики классифицируются следующим образом:

  • Моторные (двигательные) — проявляются насильственным подергиванием бровей или щек, сжатием губ, напряжением мышц лица, приседанием, подпрыгиванием.
  • Голосовые (вокальные, вербальные) — проявляются в виде посапывания, резких вскриков и всхлипов, шумных вздохов, которые возникают против воли ребенка.
  • Кроме того, непроизвольные подергивания могут быть простыми, когда спазмируется одна группа мышц, и сложными.

По длительности состояния тиковые расстройства разделяют на:

  • Временное, или преходящее. Наиболее часто встречающийся вариант тиков. В большинстве случаев их появление не связано с какой-то причиной. Расстройство может длиться несколько недель, затем тики постепенно исчезают, не требуя специального лечения.
  • Хроническое, или стойкое. Этот вид тикового расстройства встречается значительно реже. О нем говорят, если тики наблюдаются более года. Для хронического течения несвойственно сочетание вокальных и моторных тиков. В случае если наблюдается их комбинация, возможно, это проявление серьезного неврологического заболевания.
  • Разовое непроизвольное подергивание мышц, как правило, связано с нервным напряжением и неопасно для здоровья. Продолжительные тиковые расстройства могут значительно ухудшить качество жизни ребенка.
  • Для детей до года характерна миграция нервного тика (задействование разных групп мышц), из-за чего родители могут ошибочно считать, что у малыша развивается новая самостоятельная болезнь.

Причины появления непроизвольных подергиваний мышц

Причина возникновения нервных тиков у деток младшего возраста достоверно неизвестна. Медики выделяют несколько факторов, из-за которых у некоторых детей повышается риск появления этого расстройства. К этиологическим факторам относятся:

  • Наследственная предрасположенность. Если родители малыша страдали от непроизвольных подергиваний мышц (от единичных до генерализованных тиковых расстройств), у него есть шанс попасть в группу риска.
  • Нарушение деятельности мозга. Тики часто встречаются у деток, у которых наблюдаются минимальные дисфункции головного мозга, проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
  • Острое эмоциональное потрясение или хронический стресс. К появлению тиков могут привести психотравмирующая ситуация, внезапный испуг, неблагоприятная атмосфера в семье. Часто таким детям свойственны повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, плохой ночной сон.
  • Нервный тик у детей до года часто связан с перенесенными инфекционными заболеваниями. Продолжающийся длительное время кашель при абсолютно нормальных анализах — не что иное, как вокальный тик. Кроме того, выделяется отдельная группа моторных тиков, которые являются проявлением аутоиммунного заболевания, спровоцированного стрептококковой инфекцией.

Механизм возникновения непроизвольных подергиваний мышц связан с нарушением обмена нейромедиаторов, которые принимают участие в передаче импульсов от головного мозга к мышечным волокнам. В результате подкорковые структуры, отвечающие за процесс передачи, перестают контролироваться корой мозга, поэтому и возникают нервные тики.

Диагностика причины возникновения тиковых расстройств

Лечение непроизвольных мышечных сокращений требует комплексного подхода и тщательной диагностики. Выбор терапевтической тактики зависит от причины возникновения тиков, а также от периода заболевания (рецидив или ремиссия), его течения (временное или хроническое тиковое расстройство).

Диагностические мероприятия, направленные на выяснение причины расстройства:

  • консультация невролога и иммунолога;
  • УЗИ сосудов головы и шеи;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • биохимическое исследование крови с целью обнаружения воспалительных маркеров (острофазных белков), если есть подозрение на инфекционное происхождение тиков;
  • иммунологический анализ крови.

При первичном осмотре детский невролог уточняет данные анамнеза, чтобы получить более полную картину заболевания:

  • возраст малыша, когда впервые родители заметили у него непроизвольные сокращения мышц;
  • продолжительность тиков, степень тяжести проявлений;
  • факторы, провоцирующие появление тиков, если родители обратили на них внимание (испуг, недосыпание, перевозбуждение и т.д.);
  • наличие наследственной предрасположенности.

Лечение нервных тиков у малышей до 1 года

После того как невролог установил причину непроизвольных подергиваний мышц, он назначает необходимое лечение. Лекарственные средства подбираются индивидуально для каждого маленького пациента. Предпочтение отдается седативным фитопрепаратам с минимальным количеством побочных действий. В зависимости от тяжести тикового расстройства и наличия положительного результата длительность терапии может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Если к возникновению нервных тиков привело инфекционное заболевание, параллельно с успокоительными лекарственными средствами назначаются иммуномодулирующие и противовоспалительные препараты.

Немедикаментозная терапия включает следующие методики:

  • сеансы массажа воротниковой зоны;
  • остеопатический массаж;
  • электросон.

Если появление нервных тиков обусловлено острой психотравмой или хроническим стрессом, нормализовать состояние ребенка помогут занятия с детским психоневрологом и нейропсихологом.

От родителей детей, страдающих тиковыми расстройствами, зависит эффективность терапии и дальнейший прогноз. Как правило, при соблюдении рекомендаций невролога относительно режима дня ребенка и окружающего его микроклимата тики исчезают самостоятельно. Родителям также следует помнить о существовании факторов, которые способны понизить либо повысить вероятность возникновения непроизвольных подергиваний мышц у детей.

К факторам, повышающим вероятность, относят:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • усталость малыша;
  • перенесенные инфекционные заболевания, аллергические проявления;
  • повышенное внимание со стороны окружающих, касающееся тиков.

Понизить риск возникновения нервных тиков могут смена обстановки, полноценный сон, фиксация внимания ребенка на каком-то интересном занятии или предмете.

baby

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:


Возраст от 0 до 5 месяцев можно выделить как первую ступень в развитии двигательной активности ребенка, которая характеризуется следующими достижениями:

освоение движения и приспособление к силе тяжести;

осознание собственного тела и его границ;

укрепление представлений о собственном теле.

Освоение движения и приспособление к силе тяжести.

Когда новорожденный покидает утробу матери, то он испытывает силу гравитации, которая оказывает на него поддерживающее влияние и формирует посыл безопасности об окружающем мире. Его знакомство с гравитацией начинается с первых дней жизни, когда он лежит на поверхности, пытаясь поднять голову. Сила тяжести оказывает ему определенное сопротивление. Младенцу надо справится со своим телом и силой тяжести, чтобы научится совершать подобное движение. Важно, чтобы малыш приспособился к земному притяжению, тогда он сможет отдыхать и расслабляться, следуя за силой тяжести.

Бонни Бейнбридж Коэн считает, что мышечный тонус младенца - это показатель реакции на силу тяжести и степень адаптации к ней. Например, "низкий тонус свидетельствует о проблемах с приспособлением к силе тяжести; высокий, наоборот. говорит о гиперреакции организма; ровный, сбалансированный тонус служит признаком того, что мы комфортно ощущаем себя во взаимодействии с притяжением земли".

Как только малыш научится взаимодействовать с гравитацией, сначала поддаваясь ей, а затем преодолевая ее, у него сформируется нормальный мышечный тонус.

Осознание собственного тела

Это длительный и сложный процесс. который зависит от двигательных возможностей ребенка и отсутствия ограничений со стороны взрослого, например, тугого пеленания, использования варежек и т.п.

Первоначально малыш случайно касается себя, получая от прикосновений соответствующие ощущения. Он трогает свою голову, осваивая множество контактов: рука-голова, рот-рука, рука-рот, рука-рука, стопа-стопа, руки-колени, лодыжка-лодыжка, руки-стопы, стопы-рот, две руки на стопе.

Все эти двигательные этапы имеют огромное значение для развития представлений о собственном теле, понимании своих телесных границ, а в последующем, и осознании самого себя.

Гиперкинезы у детей – аномальная двигательная активность на фоне патологического тонуса скелетной мускулатуры, возникающая при различных заболеваниях. Представляет собой излишние, неуместные подергивания, жесты, гримасы. Диагностика патологий, проявляющихся гиперкинезами, требует консультативного заключения специалистов (детского невролога, окулиста, психолога, генетика), проведения инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ), биохимического и нейрохимического исследования крови. Специфическое лечение разработано лишь для некоторых болезней, сопровождающихся гиперкинезами, в остальных случаях применяется симптоматическая терапия.

Гиперкинезы у детей

Общие сведения

Гиперкинезы у детей

Причины гиперкинезов у детей

Непроизвольные двигательные акты являются симптомами различных заболеваний и патологических состояний, могут возникать сразу после рождения или появляться по мере роста ребенка. Перечень этиофакторов разнообразен, включает нарушения кровообращения, инфекции, врожденные пороки, приобретенные повреждения и пр. К основным причинам гиперкинезов у детей относят:

  • Врожденные аномалии ЦНС. Развиваются вследствие структурных изменений, хромосомных и генных патологий. Включают аномалии строения мозжечка (агенезию или гипоплазию червя), синдром Арнольда-Киари, нейрофиброматоз.
  • Наследственные нейродегенеративные заболевания. Впервые диагностируются в детском и юношеском возрасте, в последующем прогрессируют, вызывают постепенное отмирание нервной ткани. Гиперкинезы наблюдаются при нарушениях метаболизма (болезнь Галлервордена-Шпатца, Вильсона-Коновалова), хорее Гентингтона, эссенциальном треморе.
  • Травматические повреждения ЦНС. У новорожденных становятся результатом интранатального поражения ЦНС во время прохождения по родовым путям, в старшем возрасте могут быть следствием черепно-мозговых травм. Сопровождаются механическим разрушением клеток центральной нервной системы.
  • Экзогенная интоксикация. Может обнаруживаться у детей, принимающих нейролептики, противосудорожные, дофаминергические лекарственные средства и другие препараты, способные проникать через гематоэнцефалический барьер и накапливаться в нервной ткани. При отмене препарата отмечается регрессия симптомов.
  • Эндогенная интоксикация. Наблюдается при эндокринных патологиях (тиреотоксикоз), ядерной желтухе новорожденных, энцефалопатии вследствие почечной, печеночной недостаточности. Возможны необратимые повреждения нервной ткани эндогенными токсинами – гормонами, билирубином, продуктами распада белков.
  • Нарушения гемодинамики ЦНС. При острой и хронической гипоксии головного мозга вследствие анатомических или функциональных сужений просвета сосудов возникает массивная гибель нейронов. Повреждение нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и контролирующих движения, проявляется в виде гиперкинезов.
  • Инфекционно-воспалительные процессы. В результате острого воспаления ткани мозга при энцефалите, твердой мозговой оболочки при менингите погибают нервные клетки, регулирующие двигательную активность. Некоторые возбудители (вирусы герпеса, бруцеллы и другие) вызывают постепенную дегенерацию клеток и разрушение миелиновых волокон, что провоцирует гиперкинетическое расстройство.
  • Чрезмерные психические нагрузки. В результате эмоционального перенапряжения (стресс, неврозы, тревожные расстройства детского периода) лимбическая система испытывает перегрузку, выделяется больше адренергических нейромедиаторов. Тормозное воздействие дофамина снижается, что проявляется излишними движениями.

Патогенез

Классификация

Существует несколько классификаций данного патологического состояния. Чаще всего гиперкинезы детского возраста подразделяются на группы с учетом характера изменений мышечного тонуса, приводящих к замедлению или ускорению динамических движений:

  • Гипотонические (быстрые): тики, хорея, баллизм, тремор, миоклония. Появление автоматических движений провоцируется снижением тонуса мускулатуры при недостаточности тормозного влияния подкорковых структур на нижележащие отделы.
  • Дистонические (медленные): спастическая кривошея, блефароспазм, атетоз, торсионная дистония. Характеризуются неестественностью поз. Тонус мышц переменчив, одни находятся в гипертонусе, тогда как другие могут быть гипо- или атоничными.

Существует также классификация, созданная с учетом патогенетического механизма развития двигательных расстройств. В зависимости от уровня поражения выделяют гиперкинезы, обусловленные патологией стриопаллидарной системы (отмечается вычурность и сложность движений), стволовых структур ЦНС (наблюдаются стереотипные тонические двигательные паттерны) и корковых структур (выявляются эписиндромы, сопровождаемые дистониями).

Симптомы гиперкинезов у детей

Тики – наиболее частые гиперкинезы детского возраста. Могут быть транзиторными (проходящими) или хроническими. Проявляются клоническими подергиваниями мимической мускулатуры, шеи, плечевого пояса, к которым иногда присоединяются вокализмы (кашель, выкрикивание отдельных звуков, смех). Носят неритмичный стереотипный характер. Тремор часто выявляется в периоде новорожденности. Характеризуется ритмичными быстрыми подергиваниями кистей и стоп, нижней челюсти, языка. Может исчезать в покое и усиливаться в стрессовых ситуациях. Хорея представляет собой хаотичные, аритмичные размашистые движения. Походка больного напоминает танцующую.

Атетоз сопровождается малоамплитудными червеобразными движениями, обусловленными попеременным сокращением разных групп мышц. Локализация – дистальные отделы конечностей, мимическая мускулатура. Спастическая кривошея (тортиколлис) проявляется тоническим сокращением мышц шеи со стойким наклоном и поворотом головы в сторону. Репозиция вызывает болевые ощущения, зачастую невозможна из-за склеротического перерождения мышечной ткани. При гемибаллизме наблюдаются резкие грубоватые движения, напоминающие бросок тяжелого камня, взмах крыла птицы. Торсионная дистония характеризуется медленными вращательными движениями, похожими на вкручивание штопора. Основная локализация – мышцы шеи, туловища. Ребенок застывает в вычурных позах, его походка напоминает верблюжью. Выраженность дистонических гиперкинезов значительно уменьшается в положении лежа.

Осложнения

В число возможных осложнений данной патологии входит склерозирование мышечных структур при медленных гиперкинетических нарушениях (спастическая кривошея, торсионная дистония, идиопатический блефароспазм), следствием которого является невозможность возвращения мышцы в расслабленное состояние и вынужденное пребывание больного в статичной неестественной позе. Насильственные движения нарушают социальную адаптацию, усложняют приобретение бытовых навыков, обучение. Заболевания, сопровождаемые гиперкинезами, часто осложняются когнитивными расстройствами, деградацией личности. Ребенок теряет способность усваивать новую информацию. Постепенно регрессируют приобретенные навыки (опрятности, самообслуживания).

Диагностика

Диагностику и лечение гиперкинетических расстройств у детей осуществляет детский невролог. При появлении симптоматики необходимо комплексное обследование в условиях стационарного отделения для уточнения причин развития гиперкинезов и выраженности основной патологии. Обязательными диагностическими мероприятиями являются:

  • Определение неврологического статуса. Невролог оценивает нарушения со стороны черепных нервов, рефлексов, мышечного тонуса, статики, координации, психосоматического состояния. На основании полученных данных врач может предположить наличие органического поражения, возможный уровень повреждения: кора, подкорковые структуры, мозжечок.
  • Оценка психологического статуса. Психолог проводит тестирование детей старше трех лет по различным методикам. По результатам формулируются выводы о нарушениях эмоциональной сферы, когнитивном дефиците, интеллектуальном снижении.
  • Консультация окулиста.Офтальмолог осматривает структуры глазного дна: диск зрительного нерва, сосудистый рисунок (расширение, извитость артерий и вен). Результаты обследования могут свидетельствовать о наличии внутричерепной гипертензии. При болезни Вильсона-Коновалова врач обнаруживает гиперпигментацию вокруг роговичной оболочки (кольцо Кайзера-Флейшера).
  • Электронейрофизиологические исследования. По данным ЭЭГ врач функциональной диагностики оценивает электрическую активность головного мозга, наличие эпилептиформных паттернов. Предпочтительным является суточное исследование с видеосъемкой. При расшифровке ЭНМГ проводится дифференциальная диагностика с полинейропатиями.
  • МРТ головного мозга. Позволяет визуализировать объемные образования, аномалии развития, очаговые изменения гемодинамики (участки ишемии, геморрагии). В ангиографическом режиме выявляются сосудистые дислокации, гипоплазии и аплазии артерий, кровоснабжающих головной мозг.
  • Лабораторные исследования. Включают биохимическую и нейрохимическую диагностику. Назначаются для обнаружения дисбаланса нейромедиаторов, дифференцировки различных болезней обмена, эндокринных патологий.

Лечение гиперкинезов у детей

Коррекция двигательных расстройств проводится в соответствии с клиническим протоколом лечения основного заболевания. При устранении причины гиперкинезы исчезают, однако такой результат не всегда достижим. При генетических синдромах и аномалиях развития возможна только паллиативная посимптомная помощь. Некоторые лекарственные средства способны воздействовать непосредственно на ретикулярную формацию и подкорковые структуры, корректировать двигательные нарушения. Их используют в виде заместительной терапии для лечения основных патологий, а также для снижения или купирования пароксизмов аномальной двигательной активности:

  • Препараты ДОФА. В основном применяются при треморе, торсионной дистонии. Обеспечивают кратковременный положительный эффект при некоторых дегенеративных заболеваниях. При недостаточности дофамина назначаются пожизненно.
  • Противосудорожные средства. Бензодиазепины и вальпроаты используются для лечения тиков, миоклоний. Результат заметен при наличии изменений на ЭЭГ, поскольку препараты способны тормозить патологическую иннервацию от корковых структур.
  • Холинолитики. Являются основой терапии при быстрых гиперкинезах. Влияют на периферическую иннервацию, снижают количество медиатора ацетилхолина в синаптической щели между нейронами, что влечет за собой уменьшение излишней двигательной активности, замедление передачи импульса.
  • Ботулотоксин. Применяется в лечении медленных гиперкинезов (торсионная дистония, спастическая кривошея). Основной эффект – миорелаксирующий, достигается полной блокадой нервно-мышечной передачи.

Некоторые заболевания требуют специфической терапии. При ревматических хореических гиперкинезах тактика ведения проходит согласование с ревматологами. При склеротических изменениях для лечения спастической кривошеи иногда прибегают к хирургическим вмешательствам. При ювенильном паркинсонизме в запущенной резистентной форме, хорее Гентингтона, гемибаллизме пациентам предлагают операции по имплантации электродов, стимулирующих вентральное промежуточное ядро гипоталамуса, что позволяет контролировать гиперкинезы.

Прогноз и профилактика

Прогноз многих гиперкинезов при генетических заболеваниях, аномалиях развития неблагоприятный. Состояние больного определяется выраженностью основной патологии, нарушения движений часто сочетаются со значительным когнитивным снижением, возможна глубокая инвалидность. Некоторые гиперкинезы достаточно хорошо поддаются терапии. Специфические профилактические меры не разработаны. К общим рекомендациям относятся фиксирование изменений в поведении ребенка, своевременное обращение с жалобами к специалисту. Необходимо предупреждение травматических повреждений, нарушений гемодинамики, инфекционных болезней ЦНС.

Читайте также: