Почему творчество пуссена называют вершиной классицизма в живописи кратко

Обновлено: 03.07.2024

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.

Потому что я его оооочень люблю!)) )

Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творческий метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.


Н. Пуссен. Автопортрет. 1650-е гг. Лувр, Париж

Главным предметом искусства, по мнению художника, является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — сильные, волевые люди, обладающие высокими нравственными качествами. Они нередко попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувства живописец передавал через позы, мимику и жесты.


Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х — начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.

Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром.

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции.

Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, полные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, переосмысливал хорошо известные сюжеты.


Н. Пуссен. Аркадские пастухи. 1638—1639 гг. Лувр, Париж

Третий, не отрывая руки от печальных слов, поднимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь примириться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротворения, того философского равновесия, к которому автор подводит зрителя.

Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физически совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напоминающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.

Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана. Композиция картины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симметрично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим законам разума.

Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим средством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором — тёплые, зелёные, на третьем — холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классической красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной листвы безмятежного пейзажа.

В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоическое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти роднило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбежное проявление закономерности бытия.

Итальянский художник и поэт Агостино Каррачи (1557—1602) призывал живописцев строго следовать принципам Античности и Возрождения:

Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,

Тот пусть вооружится рисунком Рима,

Движением и светотенью венецианцев

И ломбардской сдержанностью колорита.

Мощную манеру возьмет от Микеланджело,

От Тициана — передачу натуры,

Чистоту и величие Корреджиева стиля

И строгую уравновешенность Рафаэля.

Никола Пуссен — художник классицизма


Никола Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр, Париж

Главным предметом искусства является то, что связано с пред­ставлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образ­цом для подражания и средством воспитания лучших моральных ка­честв в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению ге­роического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — люди высоких нрав­ственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера.





Краски он накладывал от тёмного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая факту­ра холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную ла­зурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Локальные цве­та обычно смягчал мягким рассеянным светом. Взаимосвязь основ­ных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски. Давно и справедливо за­мечено, что эмоциональная выразительность, прису­щая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируется с выра­зительностью музыки.

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638 - 1639 гг. Лувр, Париж

Композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппиро­ваны возле надгробия, изображённого на переднем плане картины. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, дви­жения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

МХК. 11 КЛАСС. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА И РОКОКО

Итальянский художник и поэт Агостино Каррачи (1557—1602) призывал живописцев строго следовать принципам Античности и Возрождения:

Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,

Тот пусть вооружится рисунком Рима,

Движением и светотенью венецианцев

И ломбардской сдержанностью колорита.

Мощную манеру возьмет от Микеланджело,

От Тициана — передачу натуры,

Чистоту и величие Корреджиева стиля

И строгую уравновешенность Рафаэля.

Никола Пуссен — художник классицизма


Никола Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр, Париж

Главным предметом искусства является то, что связано с пред­ставлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образ­цом для подражания и средством воспитания лучших моральных ка­честв в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению ге­роического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — люди высоких нрав­ственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера.


Краски он накладывал от тёмного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая факту­ра холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную ла­зурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Локальные цве­та обычно смягчал мягким рассеянным светом. Взаимосвязь основ­ных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски. Давно и справедливо за­мечено, что эмоциональная выразительность, прису­щая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируется с выра­зительностью музыки.

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638 - 1639 гг. Лувр, Париж

Композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппиро­ваны возле надгробия, изображённого на переднем плане картины. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, дви­жения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

Никола Пуссен – основоположник живописи эпохи классицизма

Франция не подарила миру такого большого количества великолепных картин средневековой эпохи и эпохи Возрождения, как Италия или Испания, Голландия или Германия.

Однако именно во Франции появился художник, ознаменовавший своим творчеством наступление нового периода в искусстве – эпохи классицизма. Этого художника звали Никола Пуссен.

Никола родился в семье бывшего солдата, который после времён кровопролитных религиозных войн во Франции, стал простым крестьянином. Семья Пуссена жила очень небогато, и поэтому мальчик не мог получить сколь-нибудь систематического художественного образования, несмотря на то, что его с детства привлекала живопись и написание картин. Воспользовавшись случаем, мальчик Никола убежал из дома, прибившись к странствующему бедному живописцу. Так он оказался в Париже. Денег с собой у него никаких не было, и ему часто приходилось голодать.


Пейзаж с Полифемом - Никола Пуссен.
1649 год. 155х199


Венера, Фавн и путти - Никола Пуссен
1630-1635. 72x56

Со временем живописец приобрёл очень большую известность. Ему даже предлагалось место в академии искусств. Однако король Франции Людовик XIII по совету своего министра, всесильного Ришелье, решил вернуть художника на Родину. Приехав в Париж, Никола получил почётное звание первого придворного живописца короля. Художник, мальчиком голодавший на улицах французской столицы, теперь имел очень и очень солидный доход. Со временем Николе был дарован даже маленький дворец. Именно Пуссену было поручено расписывать Лувр – резиденцию французских королей и будущий музей, известный ныне по всему миру. Никола Пуссен имел теперь богатство и почёт, однако жизнь при дворе, дворцовые интриги мешали ему сосредоточиться на своей работе, на своих полотнах.



Аркадские пастухи - Никола Пуссен
1630. 101х82


Суд Соломона - Никола Пуссен
1649, 101х150

живопись, рим, Никола Пуссен, классицизм, Суд, Соломон, Аркадские пастухи, Возвращение Святого Семейства из Египта, Людовик, Венера, Фавн и путти, Барберини, кардинал, Пейзаж с Полифемом, Лувр, античные.

800px-Nicolas_Poussin_079 (546x700, 118Kb)

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику - посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Мученичество святого Эразма, Ватикан, 1600-1604 :

640px-Nicolas_Poussin_010 (398x700, 75Kb)

Французский художник, один из родоначальников классицизма в европейской живописи, Никола Пуссен, испытывавший тягу к античному и современному итальянскому искусству, в 1624 переехал в Рим. Среди созданных им здесь произведений была и картина на сюжет из жития святого Эразма, епископа Формии, написанная для алтаря, помещавшегося в правом трансепте римского собора Святого Петра.

Nicolas_Poussin_011 (575x700, 83Kb)

Пуссен изобразил страшную сцену: палачи вытягивают внутренности главного героя, наматывая их на лебедку. Плотная композиция создает повышенное напряжение, которое усиливается эмоциями и жестами персонажей. Лицо Эразма искажено мукой, жрец порывисто указывает на статую Геракла, то есть языческого идола, пытаясь объяснить святому, за неуважение к кому он терпит страдания. Мучители исполнены ярости и в то же время со знанием дела выполняют свою работу. Но в небе над Эразмом парят ангелы, неся лавровый венок, обычно венчающий тех, кто снискал добрую славу своими деяниями, и пальмовую ветвь - символ триумфа.

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Поклонение золотому тельцу, Национальная галерея (Лондон), 1633-1634:

image001 (700x461, 61Kb)

golden_calf_detail_mother (530x700, 47Kb)

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Царство Флоры, Дрезденская галерея, 1630-1631:

3371_html_m222b04a6 (700x503, 203Kb)

000462 (454x600, 49Kb)

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Парнас, Музей Прадо, 1630-1631:

30parnas (700x505, 64Kb)

На полотне в облике увенчанного лаврами античного поэта Гомера изображен Джамбаттиста Марино, покровитель Пуссена. Герой с книгой в руке стоит на коленях перед Аполлоном, представляя ему свои сочинения и благодарно принимая предложенную чашу. По кругу их обступают нимфы и поэты, ведь гора Парнас в греческой мифологии - место, где живут вдохновение и искусство. Многие персонажи держат в руках различные музыкальные инструменты и театральные маски. В центре картины возлежит обнаженная нимфа Касталия, которая, по легенде, превратилась в ручей, чтобы избежать преследований Аполлона. У источника сидят два амура и протягивают присутствующим чаши с кастапийской водой, дарующей талантливым людям вдохновение. Интонацию веселья вносят в работу изображения порхающих ангелочков, держащих в руках лавровые венки.

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Четыре времени года. Весна (Рай), 1660-1664:

2f6efb6a1c84a0baed6dc5163be2e481 (700x510, 78Kb)

Четыре времени года. Лето (Руфь), 1660-1664:

83 (700x507, 136Kb)

Четыре времени года. Осень (Исход). Частное собрание, 1660-1664:

chetyre-vremeni-goda.-osen-nikola-pussen+ (700x503, 150Kb)

Работа является своеобразной иллюстрацией истории из Книги Бытия. Здесь изображен вечерний гористый пейзаж, который по задумке Пуссена должен представлять землю Ханаанейскую, известную своим плодородием. Под темным облачным небом работники завершают сбор урожая. На первом плане картины Авраам с Лотом уносят огромную гроздь винограда. Так художник хотел рассказать зрителям о безбедном и сытом существовании людей без Бога. Чем заканчивается неправедная жизнь, он показал в последнем полотне цикла.

Четыре времени года. Зима (Потоп), 1660-1664:

l-hiver-poussin (700x509, 60Kb)

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Пейзаж с Полифемом, Эрмитаж, 1649:

peyzazh-s-polifemom-nikola-pussen+ (700x510, 234Kb)

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Святое семейство на лестнице, Национальная галерея искусств (Вашингтон), 1648:

120478_photoshopia.ru_237_Follower_of_Nicolas_Poussin__French__2_ (700x487, 249Kb)

Никола Пуссен вдохновлялся античностью, искусством Рафаэля и Тициана. Своими произведениями он старался привнести в господствовавший парадный барочный стиль классическую, строгую сдержанность, чистый, сияющий свет.

Святое семейство расположилось на лестнице, которая нереальна, она существует в другом, внеземном пространстве, а образы излучают гармонию и спокойную, созерцательную красоту. В самом центре композиции - акцент на яблоко, протянутое Младенцу Иисусу маленьким Иоанном. Мария держит Сына, одновременно демонстрируя и оберегая Его, она - священная опора и преграда. Христос тянется к двоюродному брату, Иоанну Крестителю, мать которого, святая Елизавета, созерцает Его. Фигуру Мадонны уравновешивает сидящий в тени святой Иосиф, яркий свет падает лишь на ступню его выпрямленной ноги.

В картине много иносказательных элементов, на первый взгляд кажущихся случайными: поднесенная Святому семейству корзина с фруктами символизирует земное плодородие, апельсиновые деревца - искупление грехов и начало новой жизни. Рядом со святым Иосифом - классическая ваза - напоминание о Античной Греции и ларец, который символизирует дары восточных волхвов. Кажется, что картина устремляется ввысь. Такое впечатление создается благодаря настойчивым вертикалям и подчеркнутым горизонталям каменных ступеней - от первых к колоннам и балюстраде портика, открытого в бесконечное небо.

0_8f7f3_814af704_L (500x162, 168Kb)

Галерея изображений

apollo11 (700x512, 110Kb)

Аполлон и Дафна. 1625 г. Мюнхен, Старая Пинакотека

venus59 (700x544, 149Kb)

Спящая Венера. 1626 г. Цюрих, Дом искусств

mars08 (700x499, 134Kb)

Марс и Венера. 1627-29 гг. Бостон, музей Изящных Искусств

dionysos62 (700x480, 113Kb)

midas01 (700x507, 131Kb)

Мидас и Бахус. 1629-30 г. Мюнхен, Старая Пинакотека

selene03 (700x504, 109Kb)

Селена и Эндимион, ок. 1630 г. Детройт, Художественный институт

venus16 (700x516, 90Kb)

Спящая Венера и Купидон. 1630-31 г. Дрезден, Картинная галерея

aurora10 (679x507, 181Kb)

Аврора и Кефал. 1631-33 гг. Лондон, Национальная галерея

poseidon08 (700x541, 150Kb)

Триумф Посейдона и Амфитриты. 1634 г. Филадельфия, Музей Искусств

zeus25 (700x553, 144Kb)

Воспитание Юпитера. 1635-37 г. Лондон, картинная галерея Далвич

pan04 (528x700, 136Kb)

Пан и Сиринга. 1637-38 гг. Дрезден, Картинная галерея

dionysos61 (700x597, 144Kb)

Детская вакханалия. 1626 г. Рим, Национальная галерея Античного искусства

hermes17 (600x541, 87Kb)

Венера и Меркурий, ок. 1627-29 гг.

narcissus05 (700x493, 128Kb)

nymphs39 (700x502, 105Kb)

Ацис и Галатея, ок. 1630 г. Дублин, Национальная галерея Ирландии

muses16 (700x600, 179Kb)

Вдохновение поэта, ок. 1630 гг. Париж, Лувр

dionysos42 (700x502, 110Kb)

Воспитание Бахуса. 1630-1635 гг. Париж, Лувр

phlore05 (700x496, 143Kb)

Триумф Флоры. 1631 г. Париж, Лувр

dionysos43 (700x518, 135Kb)

Вакханалия перед статуей Пана. 1631-33 гг. Лондон, Национальная галерея

helios05 (700x561, 147Kb)

Гелиос, Фаэтон, Сатурн и Четыре сезона, ок. 1635 г. Берлин, Государственные музеи

pan08 (700x615, 152Kb)

Триумф Пана. 1636 г. Лондон, Национальная галерея

aeneas17 (700x504, 106Kb)

Венера передает Энею оружие. 1639 г. Руан (Франция), Музей изящных искусств

3849 (700x445, 73Kb)

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. 1648 г. Париж, Лувр

achill16 (700x527, 108Kb)

Ахиллес и дочери Ликомеда. 1656 г. Бостон, Музей изящных искусств

apollo43 (700x532, 121Kb)

Аполлон и Дафна. 1664 г. Париж, Лувр

orion01 (700x450, 140Kb)

Пейзаж с Дианой и Орионом. 1660-64 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Читайте также: