Почему тургеневский психологизм называют тайным кратко

Обновлено: 05.07.2024

Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своего слияния с окружающим миром. Решению главного вопроса – об историческом значении героя – подчинен в романах Тургенева и метод изображения, внутренней жизни персонажа. Тургенев вскрывает только такие черты внутреннего мира персонажа, которые необходимы

Поэтому Тургенев не интересуется резко индивидуальными чертами внутренней жизни своих героев и не прибегает к детальному психологическому анализу.

В отличие от Л. Толстого Тургенева гораздо более интересует общее, нежели частное, не “таинственный процесс”, а явные зримые его проявления. Главная психологическая черта, которая определяет все развитие внутренней жизни героев, их судьбу, и следовательно, движение сюжета, – это противоречие между мировоззрением и натурой.

Он изображал возникновения, развития чувства и мысли,

избравшего силу или слабость натуры, ее страстность, ее романтическую созерцательную стихию, или ее нравственную силу и действительность. Причем эти качества рассматривались им в их росте, изменениях и всевозможных превращениях, но вместе с тем, как известно данные роковым образом определяющих судьбу своих носителей. Психологический анализ в романах Тургенева не был статическим, но духовная эволюция персонажей отличалась радикальностью интересов. Не процесс духовного развития героев, а борьба противоположных начал в его сознании интересовала Тургенева-художника.

И вот именно эта борьба противоположных начал в человеке, которые не могут существовать в единстве, остается неразрешимой для тургеневских героев и приводит лишь к смене психологических состояний, а не рождения качественно нового отношения к миру. С убеждением Тургенева в неразложимости процессов человека связана его теория “тайной психологии”.

Теория “тайной психологии” предполагала особую систему художественного воплощения: паузу таинственного молчания, действие эмоционального намека и т. д.

Наиболее глубинное течение внутренней жизни сознательно оставалось недосказанным, улавливалось лишь в своих результатах и внешних проявлениях. Стараясь, бать предельно беспристрастным, Тургенев неизменно заботился о соблюдении дистанции между автором и персонажем.

Вместе с тем этот сознательный и принципиальный отказ от изображения таинственного процесса рождения мысли, и чувства совсем не означает, что Тургенев был писателем статистических характеристик, передающих лишь устойчивые признаки человеческого характера. Историко-философское мировоззрение Тургенева сказалось в его концепции человека как участника общественной истории. Персонажи в романах Тургенева всегда представители определенной фазы общественного развития, выразители исторических тенденций своего времени. Личное и общее – различные сферы для Тургенева.

Естественные влечения и склонности, связанные с натурой, воспитанной длительным процессом поколений, часто не соответствуют сознательным запросам человека. Своим нравственным сознанием он целиком принадлежит рождающемуся будущему, а натурой он связан с тем настоящим, которое уже захвачено разрушением и распадом. Тургенева-психолога поэтому интересует не история души, а борьба противоположных начал в сознании героя.

Борьба противоположных начал, которые уже не могут существовать в единстве, остается неразрушимой для тургеневских героев, а приводит лишь к смене психологических состояний, а не к рождению качественно нового отношения к миру. Борьба противоположности, то есть сознательных нравственно-общественных устремлений героев с какими-то их прирожденными, вечными качествами, изображается писателем как безуспешная: у каждого своеобразная натура, у всех непреодолима.

Краткие характеристики второстепенных персонажей, также приобретают большую психологическую глубину. Увар Иванович, венецианские актеры, Рендич – все это живые люди, а неодушевленные обстоятельства; двумя-тремя чертами Тургенев замечает понимание самого существа их внутреннего мира.

В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь “судьба”,злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения “Старуха”,а проще говоря, смерть, медленно подкрадывается, “ползет” прямо к нам.

И здесь опровергается фраза старухи “Не уйдешь!”. Уйдешь, еще как уйдешь, любовь сильнее тебя, она “закроет” “зубастую раскрытую пасть” и, даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться…признать силу, силу любви. На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: “Стихотворения в прозе” – цикл противопоставления.

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ — Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия — он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя — это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

Иначе говоря, автору удается за счет своего изобретения сказать многое кратко.

Одной из важнейших особенностей творческой манеры И. С. Тургенева является своеобразный подход писателя к раскрытию внутреннего мира героя, который позже получил название "тайный психологизм". Тургенев очень часто прибегает не к описанию, а к изображению душевных переживаний персонажей при помощи их внешних проявлений: определенных движений, тех или иных жестов, мимики, изменений интонаций в разговоре.

Высказанная уездным лекарем надежда на "возможное выздоровление" в ответ встречает решительное возражение по этому поводу со стороны Базарова, но вдруг он "(…) внезапно схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места". Это действие героя отражает охвативший его внезапный душевный порыв - от противоречия между ощущаемым им богатством неиспользованных сил и отчаянием от чувства собственного бессилия перед смертью, перед концом так нелепо и рано заканчивающейся жизни.

Или пример так называемого "умолчания", когда действие героя вообще никак не комментируется, заставляя тем самым читателя самого проявить воображение и домысливать, что это действие может означать: "К утру ему полегчало. Он попросил, чтобы Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку (…)". Базаров, такой скупой на проявление своих чувств, в том числе и по отношению к матери, обнаруживает подлинную нежность и глубокую любовь к ней в этих кажущихся простыми действиях.

Проникновенные интонации нежных сыновних чувств слышны в ответе Базарова отцу, по отношению к которому он всегда был ироничен и грубоват: на пронзительный возглас отца "Дорогой мой, милый сын!" Базаров неожиданно серьезно произносит: "Что, мой отец?"

Наконец, Тургенев обращает внимание читателя на странную мимику Базарова в тот момент, когда отец просит его причаститься: "(…)по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное". Писатель намекает, а читатель может предположить, что, возможно, в душе Базарова происходит изменение в его отношении к религии: герой, отвергавший все религиозные догмы, перед лицом смерти допускает для себя возможность участия в таком обряде.

Таким образом, мы видим, что "тайный психологизм" Тургенева как художественный прием обладал большими возможностями для выражения насыщенного сложными душевными переживаниями внутреннего мира героев.

(326 слов) Психологизм в художественном произведении – это авторская попытка передать внутренний мир своего персонажа через чувства, переживания, мысли, желания. Каждый писатель по-своему старается раскрыть героя, используя те или иные приемы.

Изначально герой был влюблен в Анну Сергеевну, затем он встретил Катю, которая заняла место в его сердце. Тургенев не говорит читателю это прямо – тот должен сам это понять через ход мыслей и действий Аркадия, почувствовать тонкую смену его состояния.

Тургенев обращал внимание больше на физические проявления эмоций (мимика, жесты, сердцебиение, дыхание и т.д.), а также на ход мыслей, через которые давал читателям намеки на чувства героев. По его мнению, как социальный конфликт, так и человека, нужно рассматривать изнутри, поэтому писатель должен быть психологом в своих произведениях и учить этому искусству свою аудиторию.

Характеристика художественного метода и психологизм Тургенева.

Четко выражается авторская позиция также в предыстории героя, где в очень метких и ироничных кратких формулировках перед нами предстает вся предшествующая его жизнь — всегда в субъективном авторском освещении. Герой и его поступки характеризуются прямо и однозначно, так что у читателя должен сразу сложиться устойчивый и определенный образ. То же происходит и в эпилоге, когда автор окончательно расставляет всех героев по предназначенным им жизнью местам, и их судьба прямо воплощает авторский суд над ними.

Особенности психологизма романа Тургенева Отцы и дети

Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние. Единственный случай, когда Тургенев непосредственно изображает внутреннее состояние Базарова, – это при описании чувства героя к Одинцовой, поскольку оно было необычным для Базарова и не могло быть объяснено из его поведения:

12 стр., 5712 слов

Первый роман Тургенева: Рудин

… Тургенева, это значило, что социально-политический строй России, крепостной застой, гнет самодержавия не открывали перед личностью возможностей … том бессознательно эгоистичные и чрезвычайно неустойчивые. Их чувства искренни, но не прочны, и печальна бывает … сороковых до семидесятых годов прошлого столетия. За героем первого романа Тургенева Дмитрием Рудиным давно закрепилось прозвище «лишний …

Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли:

Так же автор передает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения.

На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, так как автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом – выбором ситуаций, в которые он его помещает.

Совсем иначе, но тоже через портрет обрисовывается Тургеневым характер Павла Петровича Кирсанова:

3 стр., 1083 слов

… через многие испытания, развенчивающие его философскую теорию. Базаров … Тургенев наглядно показал на примере своего героя – Евгения Васильевича Базарова. Именно поэтому основные испытания в романе связаны с личностью именно главного героя — на протяжении всего произведения автор планомерно проводил Базарова … это сочинение.

Образ Кирсанова создается в первую очередь через описание его одежды, необыкновенно подробное и красноречивое, в чем ощущается легкая ирония автора по отношению к герою. Для характеристики Тургенев пользуется даже синтаксисом фразы, подчеркивая плавность и медлительность движений героя длинным, усложненным, но безукоризненно правильным периодом.

Примеры похожих учебных работ

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Тургенев Иван Сергеевич

… Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь. Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, … портрет героев, Тургенев перегруппиро­вал … Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. …

Тургенев и. с. — Красота русской души

… крепостного крестьянства27. Автор подробно описывал условия и обстановку их жизни. Однако крестьяне, изображенные Тургеневым в его … двух творческих натур делается сюжетом очерка. Герои Тургенева – личности. Их индивидуальные черты подчеркнуты …

Уроки по творчеству И.С. Тургенева

… — Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши? (Тургенев активно использует эпитеты: « … в деревне предвиденье, а как затем­нело, сам, говорят, так … чия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика …

… наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следует катастрофа, а за ней эпилог Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М., 1968. — С. …

Психологизм прозы Тургенева сочинение

Психологизм в литературе – изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний. Каждый писатель демонстрирует душу человека, используя при этом различные способы: внутренний монолог, сны, дневники, речь и мимика, внешний вид героя, его обстановка, интерьер. Через эти приемы автор показывает состояние героя, то, что его тревожит. У каждого писателя свой способ показать психотип героя. Каков же он в прозе у Тургенева?

В заключение хочется отметить, что психологизм Тургенева сильно отличается от других писателей. Он тайный, скрытый. Не сразу становится понятна личность героя и его душа. Сам автор оставляет загадкой внутренний мир персонажей, не раскрывает до конца их характеров, что заставляет нас, читателей, додумывать самостоятельно. Эта тайная психология показывает мастерство Ивана Сергеевича и всю необычность его произведений.

Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ
Тургенев скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (возможно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

Базаров внешне похож на лягушку, и он говорит, что мы с тобой те же лягушки. Возможно, он режет лягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать, что у него внутри. Базаров лягушка, а лягушка может напрямую общаться со своим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть. Чичиков тоже громко чихает и сморкается. Базаров также говорит, что человек может понять все, но не может понять, почему другой человек сморкается не так, как он. Сморкание, чихание трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине (и его отец, Василий Иванович, все время рассказывал об эпизоде чумы в Бессарабии). Павел Петрович и Базаров чужаки в Марьине, они оба похожи на Эдипа.

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаров изменился, так же как и Павел Петрович. После пережитых ими любовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Петровича. Мы понимаем, что Базаров романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце, перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет… Теперь… темнота… (А Эдип ослепляет себя.) До встречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А Павел Петрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Петрович самый загадочный герой, и он сохраняет свою загадочность до конца. Вообще все Павлы переживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова Павел Петрович это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, как котенка.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базарова это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Как бы в противопоставление Базарову ставится Аркадий. Сначала Аркадий во всем подчинялся Базарову, но потом он постепенно становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петровича и Базарова, Аркадий не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничего не делающий человек. Аркадий зяблик, а Базаров советует ему быть галкой и ставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне (Лорелею, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Ему жалко бедных мужиков, жалко родителей Базарова, его мать: Ты матери своей не знаешь, Евгений… Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.

Еще две загадочные фигуры романа это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича. Она сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Княгиня Р. поставила крест на сфинксе, то есть на себе. Она узнала свою загадку, постигла тайну любви и жизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович Воланд: у него трость, усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, свет из окна освещал лицо мертвеца, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он не оставил княгине Р. выбора, подарив перстень.

Одинцова тоже сфинкс, Лорелея. Она чувствовала за собой пустоту, бездну. Она больше похожа на Веру Николаевну. (В Фаусте оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой статуя Молчания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говорит Аркадию: Ведь ты любишь мороженое? Она всегда спокойно и ровно дышит, она словно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала с Базаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга и Обломов; Ася). Дом Одинцовой похож на замок, везде порядок, а ее имя намек на одиночество.

Николай Петрович более всех близок к Тургеневу. Он восхищается природой, он добряк, божья коровка. У Фенечки в комнате висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизни тоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбить Фенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит Николая Петровича, она собирает ему к завтраку бездну красных и белых роз.

Катя это ясень. Аркадий и Катя это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Давая психологический портрет героев, Тургенев перегруппировал их. В одном письме он написал: …в судьбе почти каждого человека есть трагическое, но оно закрыто от самого человека пошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и не подозревают, что они герои трагедии. Каково еще хотеть трагического. То есть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцова герои трагедии и они все были одиноки. С помощью психологического анализа Тургенев открывает нам внутренний мир своих героев.

Популярные сегодня темы

Весна. Какое теплое слово. Наверное, ни одно время года так не ждут как весну. Весна в наш город приходит каждый раз по-новому. Метельный февраль засыпает снегом. Зима не хочет уходить и цепляется за каждый день.

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Известный писатель Чехов отражает в произведении определенные особенности и выдающийся талант. В названии рассказа читатель заметит особую функцию.

Психологизм творчества тургенева кратко

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

Психологизм в произведениях И. С. Тургенева

(326 слов) Психологизм в художественном произведении – это авторская попытка передать внутренний мир своего персонажа через чувства, переживания, мысли, желания. Каждый писатель по-своему старается раскрыть героя, используя те или иные приемы.

Изначально герой был влюблен в Анну Сергеевну, затем он встретил Катю, которая заняла место в его сердце. Тургенев не говорит читателю это прямо – тот должен сам это понять через ход мыслей и действий Аркадия, почувствовать тонкую смену его состояния.

Тургенев обращал внимание больше на физические проявления эмоций (мимика, жесты, сердцебиение, дыхание и т.д.), а также на ход мыслей, через которые давал читателям намеки на чувства героев. По его мнению, как социальный конфликт, так и человека, нужно рассматривать изнутри, поэтому писатель должен быть психологом в своих произведениях и учить этому искусству свою аудиторию.

Автор: Альбина Исмаилова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Психологизм романа “Отцы и дети” Тургенев

Тургенев — скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров — главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (возможно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базарова — это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Еще две загадочные фигуры романа — это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича. Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она — сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Катя — это ясень. Аркадий и Катя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своего слияния с окружающим миром.

С. Е. Шаталов в свое время объяснял отсутствие исследований психологического метода И. С. Тургенева тем, что еще не вполне назрели условия для постановки и решения этого вопроса на современном научном уровне. Изучение психологического метода даже Достоевского и Л. Толстого началось относительно недавно; что же касается Тургенева, да в прочем и Герцена, Гончарова, Лескова и многих других художников XIX века, то современный читатель вынужден довольствоваться либо утратившими значение работами авторов, тяготевших к психологизму, либо суммировать попутные замечания, рассыпанные в трудах о мастерстве русских классиков.

Решению главного вопроса – об историческом значении героя – подчинен в романах Тургенева и метод изображения, внутренней жизни персонажа. Тургенев вскрывает только такие черты внутреннего мира персонажа, которые необходимы и достаточны для их понимания как социальных типов и характеров. Поэтому Тургенев не интересуется резко индивидуальными чертами внутренней жизни своих героев и не прибегает к детальному психологическому анализу.

Главная психологическая черта, которая определяет все развитие внутренней жизни героев, их судьбу, и следовательно, движение сюжета, — это противоречие между мировоззрением и натурой.

Наиболее глубинное течение внутренней жизни сознательно оставалось недосказанным, улавливалось лишь в своих результатах и внешних проявлениях. Стараясь, бать предельно беспристрастным, Тургенев неизменно заботился о соблюдении дистанции между автором и персонажем.

Вместе с тем этот сознательный и принципиальный отказ от изображения таинственного процесса рождения мысли, и чувства совсем не означает, что Тургенев был писателем статистических характеристик, передающих лишь устойчивые признаки человеческого характера. Историко-философское мировоззрение Тургенева сказалось в его концепции человека как участника общественной истории. Персонажи в романах Тургенева всегда представители определенной фазы общественного развития, выразители исторических тенденций своего времени. Личное и общее – различные сферы для Тургенева. Естественные влечения и склонности, связанные с натурой, воспитанной длительным процессом поколений, часто не соответствуют сознательным запросам человека. Своим нравственным сознанием он целиком принадлежит рождающемуся будущему, а натурой он связан с тем настоящим, которое уже захвачено разрушением и распадом. Тургенева-психолога поэтому интересует не история души, а борьба противоположных начал в сознании героя. Борьба противоположных начал, которые уже не могут существовать в единстве, остается неразрушимой для тургеневских героев, а приводит лишь к смене психологических состояний, а не к рождению качественно нового отношения к миру. Борьба противоположности, то есть сознательных нравственно-общественных устремлений героев с какими-то их прирожденными, вечными качествами, изображается писателем как безуспешная: у каждого своеобразная натура, у всех непреодолима.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 117809 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Читайте также: