Почему так стремятся к народу герои романа война и мир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любовь автора к родине

Патриотизм в понимании Толстого не просто громкое слово, а состояние души. Он сам был патриотом до мозга костей, любил отечество всей душой и всегда считал, что для родины в трудную минуту можно пожертвовать всем, даже жизнью.

Достойные сыны отечества

Описывая жизнь высшего общества, Толстой подробно рассказывает читателям об отношении героев к происходящим событиям. Это богатые и образованные аристократы, привыкшие к роскошной жизни, блеску, пышности и светским условностям. Они понимают, что происходит в России. Каждый из них раскрывает себя через отношение к опасности, нависшей над отечеством, когда французы пришли в Москву.

Андрей Болконский

Однако старый князь не собирался делать это, так как и сам дослужился до своего звания честно, без чьей-то поддержки. Андрей тоже стремится самостоятельно добиваться всего в военной карьере. Он не ищет себе поддержки. Этот молодой и амбициозный офицер хочет:

  • славы;
  • почёта;
  • высокого чина.

Андрей Болконский на войне

Но достичь всего он намеревается собственными заслугами. Когда началась война, для него победа над врагом стала гораздо важнее, чем личные достижения. Болконский довольно быстро разочаровался в войне и многих своих сослуживцах, а на Наполеона, которого раньше называл великим полководцем, взглянул другими глазами.

Болконский не раздумывает, идти ли ему сражаться с врагом, понимая, в какой опасности оказалась его родина. Вернувшись в армию, старается находиться среди простых солдат и офицеров, которые также не рвутся вверх, а честно выполняют свой долг. Болконский совершает подвиг вовсе не ради демонстрации собственных заслуг, его героизм вызван искренним желанием победы. Подхватив брошенное боевое знамя, он ведёт за собой в атаку солдат, которые хотели отступать, собственным примером показывая настоящее мужество.

Пьер Безухов

Патриотическим представлен и образ Пьера Безухова, близкого друга Андрея Болконского. Этот добрый, неуклюжий и немного смешной увалень далёк от армии. Но, видя опасность, нависшую над родиной, он тоже решает, что не может оставаться в стороне. Совершенно ничего не понимая в военном деле, никогда не служивший Пьер оказывается на полях сражения. Он попадает в плен, где едва избегает расстрела благодаря русским партизанам. Все поступки этого человека искренни.

  • вытаскивает из пожара девочку;
  • защищает от грабителей мирных людей;
  • отдаёт крупные суммы из личного состояния на экипировку полка.

Безухов встретил Платона Каратаева

Оказавшись в бараке вместе с другими пленными, Пьер осознаёт свою близость к простому народу, открытым и душевным людям, которые, не раздумывая, шли на смерть во имя родины. Он делает вывод, что эти люди и есть настоящие патриоты. Встретив Платона Каратаева, простого мужика, доброго и искреннего человека, он удивляется его мудрости и внутренней силе. Этот необразованный крестьянин в немалой степени изменил взгляды Пьера на жизнь.

Безухов понимает, что любовь к родной стране людей простого сословия идёт от сердца и не нуждается в лишних словах и заверениях.

Другие патриоты

Крестьяне в войне 1812 года

Однако ярче всего показан подвиг простого народа. Толстой с огромной любовью рассказывает про мужество солдат и обычных мирных жителей. Чтобы лишить захватчиков возможности поживиться, они уничтожают собственные дома и имущество. Купец Ферапонтов сам раздаёт всё имеющееся у него добро солдатам и поджигает собственную лавку. Оставлять что-либо французам он не намерен. И таких примеров проявления патриотизма в романе множество. Крестьяне сжигали сено, чтобы захватчикам нечем было кормить своих лошадей.

Почти все москвичи (дворяне, ремесленники, купцы, рабочие) покинули город. Они не желали жить под властью Бонапарта. Все объединились против общей беды. Простые люди организуют партизанские отряды, чтобы помочь армии. Это была настоящая народная война.

Подвиги и самоотверженность простых людей Толстой описывает с особой теплотой и восхищением.

Гениальный полководец

Гениальный полководец кутузов

Рассказ о патриотизме в романе Толстого будет неполным без упоминания о великом военачальнике Кутузове. Этот человек также всей душой был предан своему отечеству. Он даже не допускал мысли, что французская армия может одержать победу, и Наполеон станет хозяином Москвы. Хоть русская армия была гораздо слабее, для него существовала только одна возможность — полная победа и изгнание захватчиков.

Именно с этой целью он и решил оставить Москву, прекрасно понимая, что это вызовет всеобщее возмущение и недовольство. Император был вне себя. Кутузова попрекали:

  • недальновидностью;
  • слабостью;
  • трусостью.

Однако полководец не изменил своего решения и приказал отступать. Причиной тому были огромные потери его армии в Бородинской битве. Фельдмаршал понимал, что дать достойный отпор врагу нет возможности. Русская армия будет полностью разбита. Тогда он принимает историческое решение, которое спасло Россию. Оно далось ему нелегко. Это была огромная ответственность, но Кутузов не сомневался, что поступает правильно.

Выгода важнее отчизны

Офицер Жерехов

В романе к таким людям относятся Берг и Борис Друбецкой. Каждый из них беспокоится лишь о себе, не желая рисковать. Сюда можно отнести также Долохова, который сражается храбро, но на любую свою заслугу непременно обращает внимание командира. Он желал быть замеченным, чтобы впоследствии получить пользу. За отвагой у этого человека скрыто лишь корыстолюбие. Офицер Жерехов, опасаясь стрельбы, не передаёт генералу левого фланга приказ от Багратиона. В результате русские гусары были отрезаны, погибло много солдат и офицеров.

Друбецкой ради поддержки Бенигсена, у которого служил в штабе, не желал триумфа русских войск и плел интриги, поскольку его начальник был настроен против Кутузова. Ему важна была собственная карьера, а не победа. Берг — честный и смелый офицер, но больше его занимает не служба, а денежный доход. Когда жители Москвы уезжали из города и отдавали своё имущество солдатам, он не преминул воспользоваться моментом, чтобы по дешёвке приобрести мебель.

Помимо офицеров Толстой описывает лжепатриотов и среди гражданских людей, представителей высшего сословия. Они, как и прежде, посещают театры, дают балы, словом, для них ничего не изменилось. Так, хозяйка салона Анна Павловна Шерер продолжает устраивать приёмы. Её мало беспокоит, что страна в опасности, она не желает менять свою привольную жизнь. То же самое относится и к супруге Пьера Безухова Элен. Эта безнравственная и развратная женщина не озадачивается ничем, кроме собственного комфорта.

Почему герои романа "Война и Мир" стремятся к народу.


“Войну и мир” Толстой пишет в 60 - е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70 - е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России.

Представители разных направлений по - разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения великих реформ 60 - х годов.

Роман - эпопея Толстого не мог не отразить взглядов писателя на коренные особенности современной ему русской жизни, на ход дальнейшего развития России.

В кипевших тогда спорах особое внимание уделялось вопросу о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.

Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие.

Это было то самое время, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал “наполеоновскую” теорию о двух разрядах людей.

Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ носились тогда в воздухе.

Свое понимание этой проблемы выразил и Лев Толстой в эпопее “Война и мир”.

Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя, Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонажей, как центральных, так и второстепенных.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина.

Между этими очень разными образами есть одно существеннейшее для Толстого сходство : в своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, чем народ, стремятся управлять народной стихией.

Степень этого заблуждения и показывает в своем романе Толстой.

Наполеон, который считает, что он управляет огромными массами, руководит действиями людей, видится писателю маленьким мальчиком, дергающим за тесемки, привязанные внутри кареты, и воображающим, что он правит экипажем.

Толстой отказывается признать волю, желания так называемых “великих людей” причинами событий огромного исторического масштаба.

Все они, по Толстому, не более чем ярлыки, дающие лишь наименования событиям.

Их отношение к народу проистекает из того, что в их представлении — это просто толпа, большое скопление людей, беспрекословно повинующихся повелителю, поступающих так или иначе лишь из желания быть замеченным своим кумиром, заслужить его одобрение и похвалу.

Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через Неман, — уланы бессмысленно гибнут под взглядами “великого человека”, в то время как он даже не обращает на них внимания.

С этим эпизодом прямо соотносится не связанная с ним сюжетно, но перекликающаяся в смысловом отношении сцена приезда в Москву императора Александра.

Появление царя приводит толпу, собравшуюся в Кремле, в крайнее возбуждение ; Петя Ростов бросается за кусочком бисквита, которые царь кидает в толпу с балкона.

Очень важно, что центральным действующим лицом в этой сцене оказывается именно один из Ростовых, которые отличаются у автора естественностью поведения, отвращением к фальши и экзальтированным проявлениям чувств.

Петя же бросается за этим кусочком бисквита, зверски выкатив глаза и не отдавая себе отчета в том, зачем он это делает.

В этот момент он полностью сливается с толпой, становится частью ее, а толпа, приведенная в состояние возбуждения, способна на любое зверство, ее можно натравить на невинную жертву, как это и делает Растопчин, губя Верещагина.

Так возникает в романе противопоставленный понятию “народ” образ толпы.

Народ для Толстого — слишком сложное явление, чтобы 230 было возможно управлять им таким образом.

Толстой не считал простой народ легко управляемой однородной массой.

Толстовское понимание народа гораздо глубже.

В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый, безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер — естественный, но Толстому малос.

Один из нравственных критериев, которыми оценивает Л. Н. Толстой своих героев – это близость к народу. По мнению автора, стремиться стать выше народа, управлять им, относиться свысока, как к чему-то недостойному – большое заблуждение людей, имеющих какую-либо власть.


Ему открылась прелесть простого отношения к жизни, Пьер нашёл гармонию в простоте, в красоте чистого русского характера. Это была та самая истина, которую так долго искало его доброе сердце.

Я думаю, из главных героев ближе всех к народу Л. Н. Толстой делает Наташу Ростову. Особенно показательным моментом является её танец в гостях у дядюшки (т. II/ч. IV/гл. VIII): «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… .

Отношение к народу мы видим не только главных героев, но и великих полководцев. Наполеон в романе предстает как человек, ставящий себя выше народа, стремящийся управлять огромными массами. Народ для него – это толпа. Совсем другой образ Кутузова – он близок к народу, он любит солдатов и желает им только самого лучшего. Он не стесняется своей старости и очень прост в обращении с подчиненными. Вот кто, по мнению Л. Н. Толстого, действительно великий человек.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также: