Почему сжигали еретиков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Матфея 3:10
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Матфея 7:19
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

Геена огненая, местност в иудеи где сжигался мусор посыпаныи серои. эта местность и вошла в миф об аде библеиском, где огонь и пахнет серои и горение в огне, . очешает от грехов и человек раскаивается.

Газенвагены были изобретены позже.
Еретиков же не просто сжигали, а на медленном огне - чтобы успели помучаться.

время экономили. за раз можно кучу народа сжечь. на палачах экономили, чтобы платить меньше за "труды", прошелся один с факелом и все дела.

В принципе им без разницы кого было сжигать. Огнем тогда, да и всегда, уничтожали зачумленных. Считалось, что огонь - наиболее верное средство уничтожения всякой погани.

Они сжигали не только еретиков; колдунов, предсказателей и тех, кого объявляли таковыми, хотя многие люди были
невиновными. Это говорит о лжехристианстве.

Они думали, что таким образом спасают души еретиков от вечных мук.
Типа немножко помучаются в огне на земле, чем вечно будут гореть в Аду.

Почему еретиков сжигали как католическая, так и православная церковь? Например, Геннадий Новгородский, архиепископ Новгородский, архимандрит Чудова монастыря в Кремле, сжигал еретиков в XV веке в Новгороде. Связано ли это с тем, что в Библии сказано о сожжении армии дьявола армией Богом, а высшее духовенство уподобляется Богу (составляющей армии Бога) в качестве посредника или его наместника (у католиков) и поэтому имеет право уничтожать ересь на костре в т. ч. Сжигать людей (еретиков) живьём? Как оправдывает сейчас церковь деяния верховной власти церкви, которые сжигали еретиков? Полезны ли были такие действия в прошлом с позиций современного времени?

Благодарю за вопрос и прошу прощения за столь поздний ответ. В разных формах об этом часто спрашивают апологетов христианства. Вопрос актуален для современных православных христиан-старообрядцев, которые ныне никем не гонимы, но в отношении которых были и казни, и сожжения, и ссылки в течение XVII-XIX вв. Все это заставляет еще раз задуматься, полезны ли были такие действия в прошлом с позиций современного времени и пережитого опыта.

Я тоже время от времени размышлял на эту тему и ответ нашел, когда готовил лекции по толкованию святого Евангелия. Оказывается, ответ на Ваш вопрос дал нам сам Спаситель Господь наш Исус Христос. Но дал его в виде притчи. Вот она:

Итак, история только подтверждает истинность и непреложность слов Спасителя, Его святого Евангелия. Будем помнить и слова святого Иоанна Златоуста о том, что Церковь может быть только гонимой, но не гонительницей.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

В истории Западной христианской Церкви особо выделяется период инквизиции. Это было время ожесточенной борьбы католической Церкви с людьми, выражающими свое инакомыслие в религиозном вероучении, а также с теми, кто "имел связи с демоническими силами".

Содержание статьи

За что инквизиция сжигала на кострах еретиков

  • За что инквизиция сжигала на кострах еретиков
  • Почему отлучали от церкви
  • За что сожгли Джордано Бруно

Принято считать, что святая инквизиция католической Церкви, как орган, ответственный за чистоту религиозного вероучения и имевший власть разыскивать всех неправедномыслящих, существовал с 1184 по 1834 год.

История создания святой инквизиции

Христианская Церковь с самого начала своего существования подвергалась различным лжеучениям, которые смущали ум и сознание верующего народа. Возникает понятие ереси, как учения, противоречащего Священному Преданию Церкви. В ересях подвергался сомнению авторитет главных истин христианского вероучения.

В целях борьбы с еретиками и восстановления торжества ортодоксального христианства собирались Вселенские и Поместные Соборы. Позднее, после разделения Церквей в 1054 году, Запад пошел иным путем. Ереси все еще продолжали существовать, а еретиков становилось все больше. В целях борьбы католической Церкви с ложными вероучениями был создан специальный церковный суд, расследующий факты возникновения ересей.

В 1215 году папа римский Иннокентий III основывает специальный орган церковного суда, именуемый "Святой инквизицией". Приблизительно с этим же временем совпадает создание ордена доминиканцев, которому и были вменены обязанности дознания по делам ложных вероучений в католической Церкви.

История инквизиции насчитывает несколько столетий. За это время вся западная Европа пользовалась услугами специально назначенных кардиналами инквизиторов. Подобный церковный суд внушал ужас в сознание людей. В страхе находились и те, кто не имел греха распространения ересей в народных массах.

Кто подвергался суду святой инквизиции

Главной целью создания инквизиции являлась борьба Церкви с еретиками. Таким способом католическая община стремилась оградить себя от вредных еретических учений, мешающих человеку достигнуть спасения. С десятилетиями судебный процесс над еретиками развивался и католическая Церковь стала предпринимать в сфере судебного дознания пытки, от которых страдали многие невинные люди.

Инквизитор производил допрос подозреваемого в ереси в присутствии нескольких священников. В случае отказа принять вину осуществлялись различные пытки. Иногда все заканчивалось смертью. Излюбленной казнью инквизиторов являлось сожжение заживо на костре. Человек, распространяющий ересь, считался служителем дьявола, а все, запятнанные связью с демоническими силами, должны были терпеть муки не только после смерти, но и при жизни. Поэтому огонь костра рассматривался в виде наказания. В другой интерпретации - это являлось необходимым средством очищения.

Начиная с конца XV века инквизиция начинает особое внимание уделять борьбе с ведьмами и колдунами. Именно это время кострищ и жестоких казней всех тех, на кого имелись обвинения в колдовстве. Необходимо отметить, что имели место и многочисленные ложные доносы.

Кроме ведьм и еретиков суду могли подвергаться и ученые, которые высказывали свои научные взгляды противоречащие учению католической Церкви о бытии мира. История сохраняет имена многих жертв кострищ, осужденных за свое научное мировоззрение. Всего же от деятельности инквизиторов пострадало более миллиона человек. Инквизиторы обладали властью сжигать людей по своему усмотрению, приписывая вину в ереси, колдовстве или неправильном мировоззрении. Только к XIX веку католическая Церковь отошла от такой ужасной практики из-за которой могли страдать невинные люди.

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

2. Почему ее называют святой?


Изгнание из рая. Картина Джованни ди Паоло. 1445 год Metropolitan Museum of Art

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?


Трибунал инквизиции. Картина Франсиско Гойи. годы Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

4. Где существовала инквизиция?


Инквизиция. Рисунок Марка Антокольского. До 1906 года Wikimedia Commons

Инквизиция — с конца XII века епископская, а с годов — папская, или доминиканская, — появилась в Южной Франции. Примерно тогда же ее ввели в соседней Короне Арагона Корона Арагона — пиренейская федера­тивная монархия, куда входили Арагон, Каталония и Валенсия, а также некоторые острова, южнофранцузские и итальянские земли. Существовала с 1162 года до объеди­нения с Кастилией в конце XV — начале XVI века. Де-юре название и некоторые институты (например, кортесы) просуще­ствовали до начала XVIII века. . И там и там стояла проблема искорене­ния ереси катаров: это дуалистическое учение, пришедшее с Балкан и распространив­шееся чуть ли не по всей Западной Европе, было особенно популярно по обе стороны Пиренеев. После антиеретического Крестового похода 1215 года катары ушли в подполье — и тут меч оказался бессилен, потребовалась длинная и цепкая рука церковного сыска.

На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в раз­ных итальянских государствах, причем в Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, а в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королев­стве, на Сицилии и в Венеции. В XVI веке, в эпоху Контрреформации Контрреформация — консервативная реорганизация учения и структуры Римско-католической церкви, проводимая в связи с распространением протестантизма. , итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодум­цами.

В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-домини­канцы, но постоянных трибуналов не было — из-за многовекового конфликта между императорами и папами и административной раздробленности империи, затруднявшей любые инициативы на общегосударственном уровне. В Чехии действовала епископская инквизиция, но, , она была не слишком эффективна — по крайней мере, искоренять ересь гуситов, последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора Церкви, командировали специалистов из Италии.

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?


Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год Musee du Luxembourg

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?


Папа и инквизитор. Картина Жан-Поля Лорана. 1882 год Изображены папа Сикст IV и Торквемада. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?


Инквизиция. Картина Эдуара Муаза. После 1872 года The Jewish Museum, New York

9. Почему ведьм именно сжигали?


Сжигание ведьм в Гарце. 1555 год Wikimedia Commons

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?


Пытки испанской инквизиции. Конец XVIII века Wellcome Collection

Не без этого. Хотя каноническое право запрещало использование пыток в церковном судопроизводстве, в середине XIII века папа Иннокентий IV специальной буллой легитимировал пытки при расследовании ереси, приравняв еретиков к разбойникам, которых подвергали пыткам в светских судах. Как мы уже сказали, Церковь не должна была проливать кровь, кроме того, запрещалось нанесение тяжких увечий, поэтому выбирали пытки на растяжение тела и разрыв мускулов, на зажим тех или иных частей тела, на раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и каленым железом. Пытку разрешалось применять лишь единожды, но это правило обходили, объявляя каждую новую пытку возобновлением предыдущей.

11. Сколько всего людей сожгли?


Аутодафе на площади Майор в Мадриде. Картина Франсиско Риси. 1685 год Museo Nacional del Prado

По всей видимости, не так много, как можно подумать, но число жертв трудно подсчитать. Если говорить об испанской инквизиции, ее первый историк Хуан Антонио Льоренте, сам генеральный секретарь мадридской инквизиции, высчитал, что за три с лишним века своего существования святая канцелярия обвинила 340 тысяч человек, а на сожжение отправила 30 тысяч, то есть примерно 10 %. Эти цифры уже много раз пересматривались, в основном в сторону уменьшения. Статистические изыскания затруднены тем, что архивы трибуналов пострадали, сохранились не все и частично. Архив Супремы с отче­тами по рассмотренным делам, которые ежегодно отправляли все трибуналы, сохранился лучше. Как правило, есть данные по некоторым трибуналам за определенные периоды, и эти данные экстраполируют на прочие трибуналы и на все остальное время. Однако при экстраполяции снижается точность, потому что, вероятнее всего, кровожадность менялась в сторону снижения. На основании отчетов, посылаемых в Супрему, подсчитано, что с середины XVI по конец XVII века инквизиторы в Кастилии и Арагоне, на Сицилии и Сарди­нии, в Перу и Мексике рассмотрели 45 тысяч дел и сожгли не менее полутора тысяч человек, то есть около 3 %, но из них половину — в изображении То есть обвиняемый был в бегах, его судили заочно и в случае осуждения на смерть сжигали не самого человека, а его изображение. . Не менее — потому что информация по многим трибуналам имеется лишь за часть этого периода, но представление о порядке можно составить. Даже если увеличить эту цифру вдвое и допустить, что за первые 60 и последние 130 лет своей деятельности инквизиция уничтожила столько же, до 30 тысяч, названных Льоренте, будет далеко.

12. Как к инквизиции относился простой народ?


Осужденные инквизицией. Картина Эухенио Лукаса Веласкеса. Около годов Museo Nacional del Prado

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Читайте также: