Почему светские и духовные правители европы конфликтовали друг с другом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ответ:

В то же время Италия становится ареной и для значительно более крупных политических столкновений. Вскоре здесь начинается борьба между папами и императорами (рис. 2). В историю эта борьба вошла под названием борьба за инвеституру (это борьба между папами и императорами за право назначать, вводить в сан епископов). Инвеститура – это символический предмет, утверждающий введение в сан. Итальянское общество будет вынуждено разделиться на две враждебные группировки – гвельфы и гибеллины. Гвельфы – это сторонники римского папы, в основном горожане, ремесленники и купцы. Гибеллины – это сторонники императора, в основном выходцы из дворянских семей

Уже в X веке итальянские торговцы и ремесленники понимали, что находиться под властью феодалов очень невыгодно. Они начинают борьбу за свою свободу. Они выигрывают эту борьбу. Таким образом, с XI века ведущие города Северной и Средней Италии, такие как Пиза, Болонья, Милан и Флоренция (рис. 1), получают статус коммуны (это поселение, сумевшее отстоять свою независимость от какого-либо феодала). Такое поселение имеет свое внутренние управление, оно может заполучить во владение прилегающие территории. Иногда итальянские города-коммуны могли захватить весьма значительные участки. Постепенно коммуны приобретают статус городов-республик. Теперь такие города начинают наступать на местных феодалов. Дворян заставляли приезжать в город, при этом не давая им никаких прав. Крестьян освобождали, и, таким образом, крестьяне попадали в новую зависимость, теперь уже от городов.

Почему светские и духовные правители Европыконфликтовали друг с другом?

  • Колька Товель
  • История
  • 2019-07-23 21:57:24
  • 0
  • 1

Борьба пап и германских царей

В средневековой Европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. Церковь санкционировала и усиливала власть правителей, повелители даровали церкви земли и сторожили ее богатства.

Власть церкви основывалась на духовной сочиняющей:

Числилось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невероятно. Мысль спасения была очень главна для человека эры средневековья (С. Аверинцев о религиозных концепциях спасения).

Повелитель воспринимался как помазанник божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.

Папа римский мог отлучить монарха от церкви. Это лишало власть короля легитимности в очах людей, давало право вассалам не соблюдать клятву.

И на материальной:

1/3 обрабатываемых в Европе земель принадлежала церкви (земли сетовали королями и феодалами). Не считая того, имущество церкви сочиняли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок Церковь и духовенство).

К концу ранешнего Средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на верхушке находился папа римский, ему покорялись архиепископы, еще на ступень ниже находились епископы, еще ниже священники и монахи). При этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.

Цари Священной римской империи устремлялись к контролю над церковью. Это подразумевало право инвеституры назначения на церковные должности. Такое право получил германский король Оттон I в связи ослаблением власти папы римского после распада империи Карла Великого. Это вызвало противодействие церкви и привело к борьбе пап и царей.

IX в. ослабление власти папы римского в связи с распадом империи Карла Большого.

962 г. коронование Оттона I императорской короной. Оттон становится императором Священной Римской империи.

XXI вв. Клюнийское (по названию монастыря Клюни) движение в церкви. Клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).

XI в. конечно утверждено безбрачие священников.

10591061 гг. папский престол занимает Николай II.

1059 г. Латеранский собор. Приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. Папу римского сейчас должен выбирать совет кардиналов.

10731085 гг. папский престол занимает Григорий VII. Он вступил в борьбу за инвеституру с Генрихом IV. Генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой непослушание вассалов). Его унизительное покаяние перед отцом стало знаменито как хождение в Каноссу в 1077 г.

1122 г. конкордат (соглашение) Генриха V с отцом римским. Согласно договору, епископов обязан назначать папа. Епископы числились и вассалами церкви (как владеющие духовной властью), и вассалами императора (в качестве собственников земель феодов).

1198 г. папский престол занимает Иннокентий III. К этому медли церковь достигла величайшего собственного могущества. Вассалами папы себя признали повелители Англии, Польши, неких государств Пиренейского полуострова.

Оттон I правитель Священной Римской империи (936973 гг.).

Николай II папа римский (10591061 гг.).

Григорий VII папа римский (10731085 гг.).

Генрих IV германский повелитель, а также император Священной Римской империи, сражался за инвеституру с папами.

. Борьба пап и царей за право назначать епископов завершилась победой церкви. В XIIXIII вв. власть папы римского значительно усилилась.

После смерти Карла Великого, его империя распалась на три самостоятельных государства. Одним из них было Восточно-франкское (позднее Германское) королевство, управляемое представителями саксонской династии. Германия, в отличие от других европейских стран, переживавших период раздробленности, обладала политическим единством. Особых успехов, в области становления сильной королевской власти добился Оттон I, подчинив своей воле всех крупных феодалов. Следующей целью правителя стало получение императорской короны из рук Римского папы.

К $X$ веку, положение пап было крайне нестабильным. Церковь представляла собой жесткую централизованную систему с влиятельной епископской властью, и, фактически представляла собой государство в государстве. Она получала от королей земельные пожалования, и к $XV$ веку владела $\frac$ обрабатываемой земли, контролировала просвещение, сделав, монастыри основными его центрами. Однако, несмотря на свое богатство и могущество, она сильно зависела от воли светских властей.

Принятый Оттоном императорский титул, поставил его вровень с римским папой. А сакральный его смысл позволял императорам полностью контролировать церковные институты на территории государства. Избрание епископов и аббатов проводилось с санкции светских правителей, где до официальной церемонии клирики должны были принести императору клятву верности и оммаж.

Так, церковь была включена в светскую политическую структуру империи, превратившись в главную опору правителя. Германские императоры свободно распоряжались церковными кафедрами в Италии, низлагали и возводили на престол пап. Первые императоры бесцеремонно вмешивались в выборы пап, заменяя неугодных своими ставленниками. Последний раз, такой шаг был сделан императором Генрихом $III$ – сторонником Клюнийской монастырской реформы, которую с энтузиазмом претворял в жизнь императорский кузен, папа Лев $IX$ ($1049 – 1054$). Естественно, такое положение вещей не устраивало понтификов, которые повели борьбу за освобождение от назойливой опеки императоров и захват не только духовных, но и политических позиций в католическом мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Можно выделить следующие причины борьбы светской и духовной власти.

Борьба церкви и королевской власти

Ситуация постепенно изменилась к концу $XI$ века, когда папство вновь стало набирать силу и укреплять власть. Церковь постепенно освободилась от имперской опеки. Первый шаг к этому сделал Николай II, учредив конклав кардиналов.

Конклав – коллегия кардиналов-епископов из семи человек (собирающихся в одноименном помещении), созываемая через несколько дней после смерти папы, для избрания преемника. Учрежден Николаем $II$ в $1059$ году.

Так церковь начала борьбу за независимость от влияния светских властей. Следующим этапом стал открытый конфликт между папами и императорами на почве борьбы за инвеституру. Издавна, привилегией императора считалось назначение епископов в пределах государства.

Завершил борьбу за инвеституру Вормсский конкордат, заключенный $23$ сентября $1122$ г. между императором Генрихом $V$ и папой Каликстом $II$. Договор был ратифицирован на Первом Латеранском соборе в $1123$ году. Согласно нему, право инвеституры было разделено между церковной и светской властью. Духовную инвеституру осуществлял папа. Император даровал епископам светскую инвеституру, жалуя владения и наделяя вассальными обязанностями. Однако, папа пошел на три крупные уступки:

  • признал вассальные обязанности епископов перед императорами
  • допускал присутствие императора при избрании епископов в Германии
  • разрешал императору высказывать в спорных вопросах свое мнение.

Император обязался проводить выборы без симонии и принуждения. Он также не мог присутствовать на выборах епископов в Италии и вручал символы светской инвеституры лишь спустя шесть месяцев после вступления епископа в должность.

Симония – купля-продажа церковных должностей и духовного сана

Вормсский конкордат стал крупной победой церкви. Однако, борьба на этом не закончилась. Она продолжалась и в правление представителя династии Гогенштаунфенов Фридриха $I$ Барбароссы (Рыжебородого), правившего во второй половине $XII$ века ($1152 -1190$). В то время, как Барбаросса отправился в Италию за короной императора, здесь вспыхнуло восстание против папы и знати. Инсургенты овладели городом, но охотно бы признали власть нового императора, если бы тот не испугался восстания, потребовав восстановить на папском престоле низложенного Адриана $IV$. Северо-итальянские городские общины, превратившиеся в настоящие республики, не захотели признать Барбароссу и восстановить его регалии.

Регалии – совокупность прав и привилегий короля в феодальной Европе, зафиксированные в ряде договоров в эпоху борьбы королей со светскими и духовными феодалами ($XII$ в.). К регалиям относились феодальные права сюзерена (опека над малолетними вассалами, утверждение наследства и т.д.), права на выморочные и бесхозяйственные имущества, остатки от кораблекрушений, найденные сокровища, выдача охранных грамот, таможенная, монетная, почтовая регалии. Король мог жаловать различные регалии своим вассалам.

Первоначально, император сломил сопротивление ломбардцев, во главе которых стоял Милан. Разрушил город, поставил в Северной Италии своих судей и обложил денежными взносами местное население. Между тем, восстановленный в правах Адриан $IV$, умирает. На конклаве двумя группировками были выбраны два понтифика – немецкого и итальянского происхождения. Собор решил спор в пользу немца, однако, многие страны отказались принять это решение. Воспользовавшись ситуацией, итальянский претендент на престол Александр $III$, укрывшись во Франции, послал Фридриху отлучение от церкви. В этой неоднозначной ситуации вновь вспыхнуло восстание в Северной Италии. Не имея достаточных военных сил, император не смог оказать достойного сопротивления, и вынужден был отказаться от притязаний на северо-итальянские области и признать верховную власть новоизбранного папы.

Наивысшей власти церковь достигла при папе Иннокентии $III$ ($1198–1216$), правившем $37$ лет. Он объявил себя не только преемником апостола Петра, но и наместником Бога на земле, заставляя преклонять перед собой колени и целовать туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один европейский светский правитель. При Иннокентии $III$ расширились границы папской области, он активно вмешивался во внутренние дела европейских государств, одно время даже смещал и возводил на престол императоров, считался верховным судьей для католиков. Так, церковь стала открыто выказывать притязания не только на духовную, но и светскую власть.

В борьбе светской и духовной власти за первенство верх одержала последняя. Однако и она приходит в упадок вскоре, после ослабления Священной римской империи. Что было обусловлено следующими причинами.

Объясните почему церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх?

На протяжении XI в. папы римские проводили целенаправленную политику централизации церкви под своей властью. В итоге они смогли в основном добиться своей цели. Между тем католическая церковь на тот момент стала крупнейшим землевладельцем в Западной Европе. Почувствовав свою силу, папы римские начали открыто претендовать на верховную власть, была разработана концепция двух мечей (духовного и светского), причём ими обоими владеет папа. Такие идеи выражались в конкретных претензиях римских пап к светским правителям, на которые последние не могли не ответить.

В борьбе в итоге победила церковь потому, что она была более централизована, а светская власть наоборот всё сильнее дробилась. Римские папы играли на противоречиях правителей с их вассалами и обычно выходили победителями. Когда королевства стали более централизованными, они одно за другим отказывались повиноваться папе в более или менее открытой форме и обычно выходили из противостояния победителями. (Загладин 10 класс. §19. "Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы").

Светская власть осатанела, а добро всегда побеждает зло, иначе бы мы деградировали.

Читайте также: