Почему субкультуру считают способом самоорганизации молодежи кратко
Обновлено: 06.07.2024
Цель: познакомить учащихся с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур.
Задачи:
3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;
4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;
5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;
6) способствовать развитию нравственного самосознания;
7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;
8) помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.
Методы:
2) Обучение практикой действий;
4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры;
Ход мероприятия
1. Вступление
Добрый день, ребята!
2. Актуализация проблемы (мотивация проблемы)
Тема, которую мы с вами сегодня затронем на нашей секции поднята не спроста.
3. Основная часть
4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
- Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд
- Стилем одежды;
- Поклонение различным жанрам музыки;
- Манера поведения;
- Определённый сленг;
- Общественные убеждения
Когда и как возникли 1-е молодёжные субкультуры в России? 6 слайд
Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.
В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.
Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:
Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд
- музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки;
- субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
- субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
- политические и мировоззренческие;
- субкультуры хулиганов.
Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?
- Нежелание быть как все
- Одиночество
- Непонимание в семье
- Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
- Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
- Дань моде
- Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
- Вызов обществу, возможность проявить протест
- Идейные убеждения
- Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
- Копирование образцов западной культуры
- Способ развлечься
Работа в группах (дети получают задания)
- Почему данная субкультура так называется?
- Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и мировоззренческое, хобби и др. )
- Идеология (философия) этой субкультуры
- Описание внешнего вида и атрибутика
- Что вам нравится в этом молодёжном течении?
- Что отталкивает?
Выступление команд (25 мин) озвучивают презентацию.
Заключение
А теперь, слово экспертам. (Выступают эксперты)
Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.
Молодежная субкультура - проявление свободы личности:
- Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.
- Участие в неформальных объединениях - хороший способ найти новых друзей и единомышленников.
- Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.
- Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.
- Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.
- Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.
Молодежная субкультура - результат вседозволенности:
- Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.
- Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.
- Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.
- Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.
- Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.
- Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.
- поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.
Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.
И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.
С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!
Раздаю листы. На этих листочках написаны замечательные слова:
Под культурой в общем виде понимаются ценности, убеждения и выразительные средства, которые характерны для определенной группы людей и используются для упорядочения опыта и формирования необходимого поведения членов этой группы.
Субкультура – это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ
Субкультура формируется с учетом ряда факторов, среди которых, как правило:
- возраст,
- этническое происхождение,
- религия,
- местожительство,
- социальная группа.
Многие люди относятся с недоверием и неодобрение к субкультуре, особенно молодежной. Но, как правило, ценности субкультуры лишь незначительно отклоняются от принятой большинством национальной культуры и не являются полным отказом от нее.
Характеристика молодежной субкультуры
Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов
У подростков совсем не такое восприятие окружающего мира, как у умудренных опытом взрослых людей. Молодежь стремится стать уникальными личностями, не такими, как все, чем-то выделиться из серой массы, стать кем-то значимыми в глазах других.
Переходный период от детства к зрелости – крайне сложное время для подростка. Молодые люди сталкиваются с множеством трудностей, преодолеть которые они не способны в силу малого жизненного опыта. Но при этом просить взрослых о помощи подростки не станут из духа противоречия.
Поэтому они объединяются со сверстниками, которые имеют похожие проблемы и придерживаются схожих ценностей и идеалов. И такие объединения формируют молодежные субкультуры, в рамках которых возникает собственная культура.
Основные преимущества субкультуры для подростков:
- позволяет удовлетворить потребность в общении, которое так необходимо молодому человеку в тот или иной период времени;
- помогает выработать коммуникативные навыки, что повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
- оказывает психологическую помощь в виде поддержки со стороны членов субкультуры;
- способствует адаптации к будущим трудностям взрослой жизни.
Казалось бы, в обществе созданы специальные общественные организации, которые должны помогать подросткам пережить адаптационный период и вступить во взрослую жизнь. Но молодежь далеко не всегда доверительно относится к подобным учреждениям.
Это объясняется тем, что общественные организации для молодежи, как правило, формируют группы детей одного возраста и, самое главное, основное внимание уделяют общественной, а не личной жизни подростков.
Характеристика молодежной субкультуры
Исследователи выделяют следующие основные признаки молодежной субкультуры:
- уличный стиль – является основой любой молодежной субкультуры;
- определенный стиль музыки – необязательный признак, но характерный для большей части молодежных субкультур;
- сленг – молодежный жаргон, который понятен только избранным.
Подобные слова и выражения становятся сленговыми за счет того, что, во-первых, о них известно только ограниченному кругу людей, во-вторых, они добавляют в язык особый смысловой оттенок. Вдобавок такие лексические единицы зачастую отличаются нетрадиционным, не принятым литературной нормой написанием или словообразованием.
Субкультура — это… Определение и признаки, суть простыми словами. Современные субкультуры молодёжи: примеры и характерные черты. Эмо, готы, панки и другие. Культура, субкультура и контркультура. Особенности молодёжной субкультуры.
Субкультура — это культура, свойственная не обществу в целом, а его отдельной группе. Например, субкультуры бывают молодёжными, национальными, профессиональными, музыкальными. У преступного мира тоже есть своя субкультура — криминальная.
Субкультура включает в себя особые ценности и нормы, определённый стиль поведения и образ жизни. Нередко много внимания уделяется внешним атрибутам: одежде, причёскам, узнаваемым атрибутам.
Субкультуры способны взаимодействовать и конфликтовать друг с другом, влиять на общество и на массовую культуру. Представителей некоторых субкультур общество рассматривает как маргиналов — людей, не вписанных в существующую социальную структуру, относится к ним враждебно. Неудивительно, что эти люди отвечают обществу тем же.
Подвидом субкультуры можно считать контркультуру — протестную культуру, представители которой противопоставляют себя обществу. Представителями контркультур в разное время были битники, хиппи, панки, различные политические экстремисты. Важно понимать, что далеко не все субкультуры враждебны обществу, хотя их представители и стремятся выделиться из общей массы.
Признаки субкультуры
- Особый набор ценностей и знаний;
- Внутренние социальные статусы и социальные роли;
- Определённый стиль в одежде, причёски, атрибутика;
- Характерная манера поведения;
- Язык — собственный жаргон, сленг, неологизмы;
- Самосознание — восприятие себя как носителей данной субкультуры.
Молодой граффитер расписывает стену в Джакарте, Индонезия. 2016 года. Фото: Getty Images
Субкультура молодёжи
Молодёжь во все времена отличалась от старшего поколения: у юношей и девушек своя мода, свой язык, свой стиль поведения, свои ценности.
Молодёжные субкультуры обычно формируются вокруг общего отдыха и досуга. Если положение взрослого человека в обществе обычно определяется его профессиональной принадлежностью, то у молодых людей её пока нет. Молодёжные субкультуры носят неформальный характер. Представителям таких субкультур зачастую свойственен групповой конформизм — стремление следовать нормам группы, даже если ради этого нужно поступиться собственными взглядами и желаниями.
Нередко субкультуры формируются вокруг модных музыкальных направлений: примерами могут служить рэперы, металлисты, рейверы, вижуал-кей и другие. Интерес к одной и той же музыке сплачивает людей, они быстро вырабатывают свой стиль в одежде, свой сленг, свои образцы поведения.
Однако общее увлечение не всегда ведёт к появлению субкультуры. Например, многие молодые люди увлекаются видеоиграми. Однако геймеры не представляют собой единой общности: у них разные ценности, разный образ жизни, они носят разную одежду и не воспринимают себя как сплочённую группу.
Изменчивость субкультур связана с тем, что молодёжь сильнее других социальных групп подвержена веяниям моды. Поколения сменяются быстро, некоторые субкультуры возникают и приходят в упадок за считанные годы. Вспомнить, к примеру, субкультуру эмо, которая расцвела в 2000-е годы, но вскоре утратила популярность.
Примеры современных молодёжных субкультур
- Панки;
- Хип-хоп культура: рэперы, брейкдансеры, граффитчики;
- Готы, эмо, кибер-готы;
- Анимешники, косплейщики;
- Скейтеры, BMXеры, экстремалы;
- Руферы, диггеры, сталкеры;
- Футбольные фанаты и околофутбольщики;
- ЗОЖники, спортсмены.
В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.
Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.
По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.
Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.
Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):
– потребность к признанию;
Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:
– полезная для сообщества деятельность.
В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.
Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:
- Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
- Потребности, связанные с общением участников сообщества.
- Потребности участников сообщества в творческой самореализации.
Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.
- Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.
– высокая трудоёмкость и техническая сложность;
– есть возможности для творческой самореализации;
– значительная востребованность со стороны сообщества.
Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.
- Потребности, связанные с общением участников сообщества.
Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.
– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);
– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);
– значительная востребованность со стороны сообщества.
– возможности для творческой самореализации;
– признание со стороны сообщества.
- Потребности участников сообщества в творческой самореализации.
Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.
– много возможностей для творческой самореализации;
– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;
– возможности для творческой самореализации;
– признание со стороны сообщества;
– властные полномочия (в случае организационной деятельности).
Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:
– стремление индивида к признанию и самоактуализации;
– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.
В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.
- Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.
Основные термины (генерируются автоматически): сторона сообщества, творческая самореализация, сообщество, группа, потребность, процесс, техническая сложность, участник сообщества, характеристика деятельности, российская молодежь.
Читайте также: