Почему субкультуру считают способом самоорганизации молодежи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур.

Задачи:

3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;

4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;

5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;

6) способствовать развитию нравственного самосознания;

7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;

8) помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.

Методы:

2) Обучение практикой действий;

4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры;

Ход мероприятия

1. Вступление

Добрый день, ребята!

2. Актуализация проблемы (мотивация проблемы)

Тема, которую мы с вами сегодня затронем на нашей секции поднята не спроста.

3. Основная часть

4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

- Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд

  • Стилем одежды;
  • Поклонение различным жанрам музыки;
  • Манера поведения;
  • Определённый сленг;
  • Общественные убеждения

Когда и как возникли 1-е молодёжные субкультуры в России? 6 слайд

Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.

В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.

Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:

Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд

  • музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки;
  • субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
  • субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
  • политические и мировоззренческие;
  • субкультуры хулиганов.

Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?

  • Нежелание быть как все
  • Одиночество
  • Непонимание в семье
  • Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
  • Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
  • Дань моде
  • Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
  • Вызов обществу, возможность проявить протест
  • Идейные убеждения
  • Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
  • Копирование образцов западной культуры
  • Способ развлечься

Работа в группах (дети получают задания)

  • Почему данная субкультура так называется?
  • Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и мировоззренческое, хобби и др. )
  • Идеология (философия) этой субкультуры
  • Описание внешнего вида и атрибутика
  • Что вам нравится в этом молодёжном течении?
  • Что отталкивает?

Выступление команд (25 мин) озвучивают презентацию.

Заключение

А теперь, слово экспертам. (Выступают эксперты)

Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.

Молодежная субкультура - проявление свободы личности:

- Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.

- Участие в неформальных объединениях - хороший способ найти новых друзей и единомышленников.

- Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.

- Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.

- Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.

- Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.

Молодежная субкультура - результат вседозволенности:

- Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.

- Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.

- Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.

- Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.

- Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.

- Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.

- поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.

Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.

И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.

С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!

Раздаю листы. На этих листочках написаны замечательные слова:

Под культурой в общем виде понимаются ценности, убеждения и выразительные средства, которые характерны для определенной группы людей и используются для упорядочения опыта и формирования необходимого поведения членов этой группы.

Субкультура – это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ

Субкультура формируется с учетом ряда факторов, среди которых, как правило:

  • возраст,
  • этническое происхождение,
  • религия,
  • местожительство,
  • социальная группа.

Многие люди относятся с недоверием и неодобрение к субкультуре, особенно молодежной. Но, как правило, ценности субкультуры лишь незначительно отклоняются от принятой большинством национальной культуры и не являются полным отказом от нее.

Характеристика молодежной субкультуры

Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов

У подростков совсем не такое восприятие окружающего мира, как у умудренных опытом взрослых людей. Молодежь стремится стать уникальными личностями, не такими, как все, чем-то выделиться из серой массы, стать кем-то значимыми в глазах других.

Переходный период от детства к зрелости – крайне сложное время для подростка. Молодые люди сталкиваются с множеством трудностей, преодолеть которые они не способны в силу малого жизненного опыта. Но при этом просить взрослых о помощи подростки не станут из духа противоречия.

Поэтому они объединяются со сверстниками, которые имеют похожие проблемы и придерживаются схожих ценностей и идеалов. И такие объединения формируют молодежные субкультуры, в рамках которых возникает собственная культура.

Основные преимущества субкультуры для подростков:

  • позволяет удовлетворить потребность в общении, которое так необходимо молодому человеку в тот или иной период времени;
  • помогает выработать коммуникативные навыки, что повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
  • оказывает психологическую помощь в виде поддержки со стороны членов субкультуры;
  • способствует адаптации к будущим трудностям взрослой жизни.

Казалось бы, в обществе созданы специальные общественные организации, которые должны помогать подросткам пережить адаптационный период и вступить во взрослую жизнь. Но молодежь далеко не всегда доверительно относится к подобным учреждениям.

Это объясняется тем, что общественные организации для молодежи, как правило, формируют группы детей одного возраста и, самое главное, основное внимание уделяют общественной, а не личной жизни подростков.

Характеристика молодежной субкультуры

Исследователи выделяют следующие основные признаки молодежной субкультуры:

  • уличный стиль – является основой любой молодежной субкультуры;
  • определенный стиль музыки – необязательный признак, но характерный для большей части молодежных субкультур;
  • сленг – молодежный жаргон, который понятен только избранным.

Подобные слова и выражения становятся сленговыми за счет того, что, во-первых, о них известно только ограниченному кругу людей, во-вторых, они добавляют в язык особый смысловой оттенок. Вдобавок такие лексические единицы зачастую отличаются нетрадиционным, не принятым литературной нормой написанием или словообразованием.

Субкультура — это… Определение и признаки, суть простыми словами. Современные субкультуры молодёжи: примеры и характерные черты. Эмо, готы, панки и другие. Культура, субкультура и контркультура. Особенности молодёжной субкультуры.

Фото Субкультура: определение, признаки и примеры. Молодёжные субкультуры

Субкультура — это культура, свойственная не обществу в целом, а его отдельной группе. Например, субкультуры бывают молодёжными, национальными, профессиональными, музыкальными. У преступного мира тоже есть своя субкультура — криминальная.

Субкультура включает в себя особые ценности и нормы, определённый стиль поведения и образ жизни. Нередко много внимания уделяется внешним атрибутам: одежде, причёскам, узнаваемым атрибутам.

Субкультуры способны взаимодействовать и конфликтовать друг с другом, влиять на общество и на массовую культуру. Представителей некоторых субкультур общество рассматривает как маргиналов — людей, не вписанных в существующую социальную структуру, относится к ним враждебно. Неудивительно, что эти люди отвечают обществу тем же.

Подвидом субкультуры можно считать контркультуру — протестную культуру, представители которой противопоставляют себя обществу. Представителями контркультур в разное время были битники, хиппи, панки, различные политические экстремисты. Важно понимать, что далеко не все субкультуры враждебны обществу, хотя их представители и стремятся выделиться из общей массы.

Признаки субкультуры

  • Особый набор ценностей и знаний;
  • Внутренние социальные статусы и социальные роли;
  • Определённый стиль в одежде, причёски, атрибутика;
  • Характерная манера поведения;
  • Язык — собственный жаргон, сленг, неологизмы;
  • Самосознание — восприятие себя как носителей данной субкультуры.


Молодой граффитер расписывает стену в Джакарте, Индонезия. 2016 года. Фото: Getty Images

Субкультура молодёжи

Молодёжь во все времена отличалась от старшего поколения: у юношей и девушек своя мода, свой язык, свой стиль поведения, свои ценности.

Молодёжные субкультуры обычно формируются вокруг общего отдыха и досуга. Если положение взрослого человека в обществе обычно определяется его профессиональной принадлежностью, то у молодых людей её пока нет. Молодёжные субкультуры носят неформальный характер. Представителям таких субкультур зачастую свойственен групповой конформизм — стремление следовать нормам группы, даже если ради этого нужно поступиться собственными взглядами и желаниями.

Нередко субкультуры формируются вокруг модных музыкальных направлений: примерами могут служить рэперы, металлисты, рейверы, вижуал-кей и другие. Интерес к одной и той же музыке сплачивает людей, они быстро вырабатывают свой стиль в одежде, свой сленг, свои образцы поведения.

Однако общее увлечение не всегда ведёт к появлению субкультуры. Например, многие молодые люди увлекаются видеоиграми. Однако геймеры не представляют собой единой общности: у них разные ценности, разный образ жизни, они носят разную одежду и не воспринимают себя как сплочённую группу.

Изменчивость субкультур связана с тем, что молодёжь сильнее других социальных групп подвержена веяниям моды. Поколения сменяются быстро, некоторые субкультуры возникают и приходят в упадок за считанные годы. Вспомнить, к примеру, субкультуру эмо, которая расцвела в 2000-е годы, но вскоре утратила популярность.

Примеры современных молодёжных субкультур

  • Панки;
  • Хип-хоп культура: рэперы, брейкдансеры, граффитчики;
  • Готы, эмо, кибер-готы;
  • Анимешники, косплейщики;
  • Скейтеры, BMXеры, экстремалы;
  • Руферы, диггеры, сталкеры;
  • Футбольные фанаты и околофутбольщики;
  • ЗОЖники, спортсмены.


В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.

По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.

Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.

Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):

– потребность к признанию;

Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:

– полезная для сообщества деятельность.

В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.

Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
  2. Потребности, связанные с общением участников сообщества.
  3. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.

Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.

– высокая трудоёмкость и техническая сложность;

– есть возможности для творческой самореализации;

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.

  1. Потребности, связанные с общением участников сообщества.

Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.

– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);

– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);

– значительная востребованность со стороны сообщества.

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества.

  1. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.

– много возможностей для творческой самореализации;

– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества;

– властные полномочия (в случае организационной деятельности).

Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:

– стремление индивида к признанию и самоактуализации;

– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.

В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.

  1. Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.

Основные термины (генерируются автоматически): сторона сообщества, творческая самореализация, сообщество, группа, потребность, процесс, техническая сложность, участник сообщества, характеристика деятельности, российская молодежь.

Читайте также: