Почему ссср не удалось создать систему коллективной безопасности в европе против германии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Если же учесть, что 16 февраля к власти в Испании пришел Народный фронт, воспринимавшийся консервативными английским руководством чуть ли не как большевизация страны, то позиция Англии будет вполне логичной. Антикоммунистическая риторика Берлина находила благосклонных слушателей на берегах Темзы. Тем временем с 18 июля внимание всех великих европейских держав было привлечено к начавшейся в Испании гражданской войне. Германия и Италия почти сразу же поддержали мятеж генерала Ф. Франко, демонстрируя всему миру свою антикоммунистическую позицию. Запугивая Париж угрозой своего нейтралитета в случае обострения франко-итальянских и франко-германских отношений, Лондон, который тайно поддерживал мятежников, добился от Франции, чтобы та не продавала Мадриду оружие. Опасаясь втягивания в испанские события других европейских стран, Франция 2 августа обратилась к Англии и Италии с идеей соглашения о невмешательстве. Поддержав эту идею, Англия 4 августа предложила включить в это соглашение Германию и Португалию. Со своей стороны Германия, Италия и Португалия были готовы участвовать в данном соглашении только при условии, что в нем будет участвовать и Советский Союз. В итоге Лондон был вынужден согласиться с этим требованием и Париж предложил данную идею Москве, которая ее поддержала. Выступая за локализацию войны в Испании, советское руководство полагало, что это способствовало бы более быстрой победе законного правительства над мятежниками. Кроме того, участие Советского Союза в Комитете по невмешательству позволяло использовать этот международный орган для расширения советского влияния в Европе, отстаивания интересов законного правительства Испании и разоблачении германо-итальянской интервенции. 15—24 августа по инициативе Англии и Франции 27 стран Европы подписали Соглашение о невмешательстве в дела Испании. В соответствии с этой договоренностью в Лондоне 9 сентября начал свою работу Международный комитет по вопросам невмешательства в дела Испании, не имевший, правда, каких-либо полномочий. Зато, таким образом, удалось устранить от решения этого вопроса Лигу Наций.

Военные действия в Испании велись с переменных успехом. Во второй половине января — начале февраля 1937 г. франкисты захватили средиземноморское побережье Андалузии с городом Малага. В ходе продолжавшихся боев под Мадридом франкисты 6—27 февраля предприняли безуспешное наступление на р. Харама. 8—22 марта республиканцы разгромили под Гвадалахарой наступавший на Мадрид итальянский экспедиционный корпус. В апреле — октябре 1937 г. франкисты разгромили Северный фронт республиканцев и захватили Астурию и Страну басков. Для оказания помощи Северному фронту республиканцы 5—27 июля предприняли попытку отбросить противника от Мадрида в районе Брунете, а 24 августа — 10 сентября провели наступление на Сарагосу, несколько потеснив противника и заняв город Бельчите.

23 июня Германия и Италия заявили о прекращении участия в патрулировании испанского побережья, а 2 июля выдвинули план реорганизации морского контроля и предоставления франкистам прав воюющей стороной. Со своей стороны 14 июля Англия выдвинула план вывода из Испании иностранных добровольцев и признания за франкистами прав воюющей стороны, в основном совпадающий с германо-итальянскими предложениями. Однако СССР удалось добиться того, что обсуждение этого плана было отложено до осени 1937 г. В ходе начавшегося в октябре 1937 г. его обсуждения Советский Союз выступал за вывод из Испании всех иностранных добровольцев, после чего можно было бы признать франкистов воюющей стороной. В итоге 4 ноября Комитет по невмешательству большинством голосов принял английский план от 14 июля. Лондон надеялся, что в этих условиях Москва выйдет из Комитета, но советский представитель продолжал отстаивать свою позицию и поддерживать законное правительство Испании. 16 ноября СССР согласился принять резолюцию Комитета, но не поддержал идею о признании франкистов воюющей стороной. В итоге разработка практических мер по реализации данного решения Комитета затянулась до начала 1938 г., когда ситуация в Европе изменилась.

Естественно, все эти события в Европе вели к тому, что в 1938 г. гражданская война в Испании все более отходила на периферию политики великих европейских держав. Италия и Германия продолжали поддержку франкистов, которые постепенно получали перевес на фронте. Хотя 15 декабря 1937 г. — 8 января 1938 г. республиканцы в ходе наступательной операции овладели Теруэлем, но 22 февраля франкисты смогли вновь выбить их из города. В ходе Арагонской операции (9 марта — 15 апреля 1938 г.) франкисты прорвались к Средиземному морю в районе Винароса. Попытка республиканцев в сражении на р. Эбро 25 июля — 15 ноября 1938 г. восстановить положение на фронте не удалась. Одновременно франкисты в июне — ноябре 1938 г. продолжали наступление на юг, и вышли на северные подступы к Валенсии. Тем временем 26 мая Комитет по невмешательству возобновил обсуждение вопроса о выводе из Испании иностранных добровольцев. Англия и Франция постарались добиться согласия СССР на предлагаемый ими план. 5 июля на последнем пленарном заседании Комитета этот план был одобрен большинством голосов. 7 июля к нему присоединился и Советский Союз. В ходе Ассамблеи Лиги Наций правительство Испанской республики 21 сентября заявило о намерении вывести добровольцев вне зависимости от плана Комитета. В то же время Англия попыталась договориться с генералом Ф. Франко о выводе добровольцев, но он, по негласному совету Италии, отказался кого-либо выводить.

Летом 1938 г. английское руководство стремилось найти новый компромисс великих держав Европы. Но вместо нажима на Германию Англия и Франция продолжали требовать от Чехословакии уступок во имя сохранения мира в Европе, поскольку война могла способствовать ее большевизации. Таким образом, Чехословакия стала разменной картой в политике умиротворения Германии и базой нового компромисса. Английское руководство исходило из того, что слабая Германия не хочет, а сильная Франция не может пойти на закрепление британской гегемонии. Поэтому было необходимо усилить Германию, ослабить Францию, а заодно изолировать СССР, который 21 сентября вновь предложил провести конференцию для выработки мер против агрессии. В итоге 29—30 сентября в ходе конференции Англии, Франции, Германии и Италии в Мюнхене было выработано соглашение по чехословацкому вопросу, удовлетворившее все претензии Берлина. Был решено передать до 10 октября Германии приграничные районы Чехословакии. Право населения передаваемых районов на оптацию было провозглашено, но не выполнялось. Провозглашенные международные гарантии новых границ Чехо-Словакии так и не были оформлены, поскольку Англия уклонилась от этого. Кроме того, было признано право Польши и Венгрии на территориальное урегулирование с Чехословакией.

Ставка Англии и Франции на соглашение с Германией и Италией, ставшая очевидной осенью 1938 г., применительно к событиям в Испании фактически означала окончательный переход всех великих европейских держав на сторону франкистов. В этих условиях франкисты в ходе Каталонской операции (23 декабря 1938 г. — 9 февраля 1939 г.) 26 января захватили Барселону, а затем и весь северо-восток Испании. 25 февраля 1939 г. Франция, а 27 февраля Англия признали правительство Франко и разорвали дипломатические отношения с законным правительством Испании. 1 марта СССР отозвал своего представителя из Комитета по невмешательству. Возникший при поддержке Лондона и Парижа в марте 1939 г. внутренний кризис Испанской республики привел к тому, что 27 марта франкисты перешли в общее наступление, 28 марта заняли Мадрид, а к 1 апреля взяли под контроль всю страну. В тот же день правительство Франко было признано США. 20 апреля Комитет по невмешательству был официально распущен. Гражданская война в Испании завершилась победой франкистов в условиях, когда внимание великих европейских держав было приковано к событиям в Восточной Европе.

Польское руководство было согласно на определенные уступки в вопросе о Данциге лишь в обмен на ответные шаги Германии, но не желало становиться сателлитом Берлина. Неуступчивость Польши привела к тому, что германское руководство стало склоняться к мысли о необходимости военного решения польской проблемы в определенных условиях. Визит министра иностранных дел Польши Ю. Бека в Берлин 5—6 января 1939 г. показал польскому руководству, что неприемлемые для него германские условия являются стратегической линией Берлина. Пока формально переговоры были отложены. Продолжая политику балансирования между Западом и Востоком, германское руководство с осени 1938 г. стало постепенно добиваться нормализации отношений с СССР. 19 декабря без всяких проволочек был продлен на 1939 г. советско-германский торговый договор. 22 декабря Берлин предложил Москве возобновить переговоры о 200-миллионном кредите, намекнув на необходимость общей нормализации отношений. Опасаясь германо-польского сближения в результате визита Бека в Германию, советская сторона 11 января 1939 г. согласилась начать экономические переговоры, а на следующий день А. Гитлер несколько минут побеседовал на дипломатическом приеме с советским полпредом, что стало сенсацией в дипломатических кругах. Тем самым Германия пыталась оказать давление на Англию, Францию и Польшу, вынудив их к уступкам, намеками на возможность дальнейшего развития контактов с СССР.

Рассчитывая стать лидирующей силой на континенте, Германия добивалась признания за собой статуса мировой державы со стороны Англии и Франции, что было невозможно без демонстрации силы или даже нанесения поражения этим странам. К марту 1939 г. германскому руководству стало очевидно, что, хотя влияние Германии в Восточной Европе значительно возросло, оно все еще не стало решающим. Достижение этой цели требовало новых политических действий. Окончательное устранение Чехо-Словакии позволяло Германии продемонстрировать свою силу восточным соседям, сделав их более сговорчивыми, и значительно снизить опасность антигерманского союза в Восточной Европе. По мнению Берлина, решение чехословацкого вопроса привело бы к нейтрализации Польши, которая была бы вынуждена принять германские предложения, к экономическому подчинению Венгрии, Румынии и Югославии. Возвращение Мемеля (Клайпеды) привело бы к контролю Германии над Литвой и усилению германского влияния в Прибалтике. Тем самым был бы обеспечен тыл для войны на Западе, которая рассматривалась в Берлине как первый этап в деле обеспечения германской гегемонии в Европе. Лишь после решения этой задачи Германия могла позволить себе антисоветский поход.

Эти события послужили началом предвоенного политического кризиса в Европе, что активизировало внешнюю политику всех великих держав и резко расширило возможности внешнеполитического маневрирования Советского Союза. Весной — летом 1939 г. шли тайные и явные англо-франко-советские, англо-германские и советско-германские переговоры, происходило оформление англо-франко-польской и германо-итальянской коалиций. Поскольку в благожелательной позиции СССР были заинтересованы и Англия с Францией, и Германия, Москва получила возможность выбирать, с кем и на каких условиях договариваться. В своих расчетах советское руководство исходило из того, что нарастание кризиса или возникновение войны в Европе — как при участии СССР в англо-французском блоке, так и при сохранении им нейтралитета — открывало новые перспективы для усиления советского влияния на континенте. Союз с Лондоном и Парижем делал бы Москву равноправным партнером со всеми вытекающими из этого последствиями, а сохранение Советским Союзом нейтралитета в условиях ослабления обеих воюющих сторон позволяло ему занять позицию своеобразного арбитра, от которого зависит исход войны.

Главную роль в провале создания системы коллективной безопасности сыграли переговоры СССР и Франции. Так Франция по одному из условий становилась гарантом Восточного пакта, а Союз, в свою очередь - Рейнского. Но в то же время такой план был отвергнут по инициативе Германии и Англии. Франция же не выполнила свои условия по договору и не пришла на помощь Чехословакии. К тому же Мюнхенский договор противоречил интересам Чехословакии и СССР. Франция и Англия продолжали проводить политику умиротворения вместе того, чтоб пытаться предотвратить конфликт. Таким образом, СССР, чтоб удовлетворить свои амбиции пошел на сближение с Германией.

Создание системы коллективной безопасности

Зарождение системы коллективной безопасности

В июне 1933 года СССР разорвал советско-германское соглашение о военном сотрудничестве. После этого последовали встречи с французским правительством.

29 декабря 1933 года народный комиссар иностранных дел Литвинов описал принципы, на которых будет строиться новый внешнеполитический курс СССР:

  • ненападение и нейтралитет в любом конфликте;
  • меры по умиротворению Германии и Японии;
  • участие во всех мероприятиях, посвященных созданию системы всеобщей безопасности;
  • быть открытыми к диалогу с Западом.

В итоге Штаты признали СССР как государство, а несколько позже то же сделали Чехословакия, Болгария и Румыния летом 1934 года. В сентябре 1934 года СССР и вовсе приняли в Лигу Наций, причем на правах постоянного члена Совета в статусе великой державы.

Развитие системы коллективной безопасности

26 января 1934 года Германия заключила соглашение о ненападении с Польшей, что побудило Советы перейти к более тесному сотрудничеству с Францией.

Толчком к подписанию пакта между Парижем и Москвой стало возобновление в Германии обязательной воинской повинности, что являлось прямым нарушением Версальского договора. Таким образом, СССР и Франция заключили соглашение о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе от 2 мая 1935 года. 16 мая 1935 года такой же пакт был подписан между Советами и Чехословакией. Одновременно СССР взял курс на сближение с Англией, в результате чего британский министр иностранных дел Э. Иден посетил Москву в марте 1935 года.

Подписание советско-французского договора

3 октября 1935 года началась итало-эфиопская война. СССР высказался о необходимости применения строгих мер в отношении агрессора, вплоть до лишения нефтяных поставок. Однако ввиду нерешительности Парижа и Лондона никакого давления на Италию оказано не было.

28 февраля 1936 года состоялась ратификация франко-советского договора о взаимопомощи. В ответ на это Германия 7 марта 1936 года ввела свои войска в Рейнскую демилитаризованную зону, опять нарушив пункты Версальского мирного договора. Гитлер объяснил свои действия тем, что Франция, которой он клялся в дружбе, фактически открыла ворота для большевизма в Западной Европе. Советы же отметили, что готовы совместно с Лондоном и Парижем обеспечить соблюдение Версальского договора, а также Локарнских соглашений. Однако Франция и Великобритания никаких действий не предприняли, не желая связывать себя с Советами серьезными обязательствами.

В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Рим и Берлин оказывали поддержку Франсиско Франко, который по факту являлся зачинщиком мятежа против законного республиканского строя. Постепенно итало-германская помощь делалась все более существенной. Вскоре законное правительство пало, однако ни Лондон, ни Париж по-прежнему не прибегали к активным действиям. Поддержку республиканской стороне оказывал лишь СССР, однако этого оказалось недостаточно. Отчасти подобная мера противоречила внешнеполитическому курсу Советов о невмешательстве в дела других государств. Однако Италия и Германия, ранее заявлявшие о нейтралитете, все равно оказывали помощь мятежникам, что в итоге побудило СССР отказаться от политики невмешательства.

Гражданская война в Испании

Март 1938 года ознаменовался новым кризисом: Германия осуществила аншлюс Австрии. Франция и Британия обошлись формальными осуждениями, в то время как Советы говорили о том, что необходимо наказать агрессора. Однако позиция СССР снова не нашла поддержки среди западных стран.

Конец системы коллективной безопасности

Поддержать Чехословакию, в том числе армией и оружием, был готов СССР. Однако в этом случае Польша не только не позволила бы проход советских войск через свою территорию, но и объявила бы Советам войну.

В итоге Мюнхенский сговор имел далеко идущие последствия:

  1. Гитлеру однозначно дали понять, что его действия не будут опротестовываться Лондоном или Парижем.
  2. Пример Германии позволил Италии ввести войска в Албанию в апреле 1939 года.
  3. Система коллективной безопасности фактически являлась чем-то, что существовало только на бумаге, так как ни одна из сторон, кроме СССР, не выполняла взятых на себя обязательств.

Некоторое время Советы еще пытались реанимировать систему всеобщей безопасности, предлагая Лондону и Парижу договоры касательно взаимных обязательств, если одна из сторон подвергнется нападению. Однако в то время Британия вела тайную дипломатию с Германией, рассчитывая обратить ее против Советов.

В августе 1939 года СССР предложил подписать военную конвенцию, предполагающую совместные военные действия против агрессии Германии. Однако и здесь Советы не нашли поддержки, что фактически перечеркнуло все попытки создать единый антигитлеровский фронт накануне Второй мировой войны.

Подписание пакта о ненападении

Тем временем между представителями Англии, Франции и Германии велись секретные переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к войне против СССР.

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате которых 23августа1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении (Пакт Молотова — Риббентропа) сроком на 10 лет. Одновременно с ним был подписан дополнительный секретный протокол, где разграничивались сферы интересов Германии и СССР. В сферу интересов СССР входили восточная часть Польши, Западная Украина и Западная Беларусь, Финляндия, Эстония, Литва и Бессарабия (ныне Молдова). Этим протоколом реализовывалась идея Сталина о возврате СССР земель, отошедших Польше по Рижскому договору 1921 г.

Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством ?

На этот счет имеются различные точки зрения историков. СССР был поставлен перед выбором: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, утверждая, что пакт провоцировал Вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке рассматривать его как пример компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия.


Что же побудило Германию и СССР пойти на союз?

Для Гитлера это был тактический ход: первоначально ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши, а затем и других государств. Советский Союз, подписывая договор, стремился, с одной стороны, обезопасить себя накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой — обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. Таким образом, заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, СССР избежал войны на два фронта.

Можно сколько угодно спекулировать на советско-германском пакте 1939 г., изображать его сговором двух тоталитарных монстров, но людям, сколько-нибудь чувствующим реальность, ясно, что пакт — это взаимная уловка ради выигрыша времени перед главной схваткой. В целом же этот пакт не позволил создать в Европе единый антисоветский фронт, оттянул на время начало военных действий и позволил СССР отодвинуть свои границы от жизненно важных центров страны. Однако полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту.

Начавшиеся переговоры с СССР о заключении договора взаимопомощи, которые проходили в условиях нарастающих угроз Германии по адресу Польши, тянулись медленно, тонули в технических деталях. После Мюнхена правительство СССР не доверяло гарантиям Англии и Франции, опасаясь, что эти страны вновь предпочтут отпору агрессору компромисс с ним, в том числе и за счет СССР. На позицию СССР повлияло и то обстоятельство, что весной-летом 1939 г. Япония развернула военные действия против союзника СССР — Монголии на реке Халхин-Гол, которые могли в любой момент перерасти в полномасштабную советско-японскую войну.

В этих условиях СССР принял предложения Германии о нормализации отношений и заключении пакта о ненападении. При этом и в Москве, и в Берлине прекрасно понимали, что пакт, подписанный 23 августа 1939 г., обеспечивает Германии свободу рук для агрессии.

В то же время руководство СССР считало этот пакт для себя выгодным со всех точек зрения.

Во-первых, СССР обеспечивал себе безопасность на Дальнем Востоке, поскольку Япония без поддержки Германии не решилась бы на крупномасштабную войну с ним. Соглашение Германии с СССР вносило раскол в Антикоминтерыовский пакт, вело к охлаждению германо-японских отношений.

В-третьих, СССР был вознагражден секретным протоколом, в котором Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920—1921 гг., страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия (Молдова), входившая в состав Румынии (то есть, большей частью, территории, прежде принадлежавшие Российской империи), признавались сферами интересов СССР. Тем самым устранялись те территориальные постановления Версальского мира, которые были приняты без учета интересов России.

Другой вопрос, что пакт о ненападении, а особенно секретный протокол к нему, фактически превращали СССР в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики. Временные преимущества, которые обеспечивались пактом, СССР не смог использовать в полной мере. И.В. Сталин и его окружение допустили ту же ошибку, что и лидеры стран Запада, когда сочли, что с фашистским режимом можно договориться, что он будет соблюдать достигнутые соглашения.

Документы и материалы

Из текста пакта Бриана — Келлога, 27 августа 1928 г.:

«Статья 1-я. Высокие договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.


Вопросы и задания




Начавшиеся переговоры с СССР о заключении договора взаимопомощи, которые проходили в условиях нарастающих угроз Германии по адресу Польши, тянулись медленно, тонули в технических деталях. После Мюнхена правительство СССР не доверяло гарантиям Англии и Франции, опасаясь, что эти страны вновь предпочтут отпору агрессору компромисс с ним, в том числе и за счет СССР. На позицию СССР повлияло и то обстоятельство, что весной-летом 1939 г. Япония развернула военные действия против союзника СССР — Монголии на реке Халхин-Гол, которые могли в любой момент перерасти в полномасштабную советско-японскую войну.

В этих условиях СССР принял предложения Германии о нормализации отношений и заключении пакта о ненападении. При этом и в Москве, и в Берлине прекрасно понимали, что пакт, подписанный 23 августа 1939 г., обеспечивает Германии свободу рук для агрессии.

В то же время руководство СССР считало этот пакт для себя выгодным со всех точек зрения.

Во-первых, СССР обеспечивал себе безопасность на Дальнем Востоке, поскольку Япония без поддержки Германии не решилась бы на крупномасштабную войну с ним. Соглашение Германии с СССР вносило раскол в Антикоминтерыовский пакт, вело к охлаждению германо-японских отношений.

В-третьих, СССР был вознагражден секретным протоколом, в котором Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920—1921 гг., страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия (Молдова), входившая в состав Румынии (то есть, большей частью, территории, прежде принадлежавшие Российской империи), признавались сферами интересов СССР. Тем самым устранялись те территориальные постановления Версальского мира, которые были приняты без учета интересов России.

Другой вопрос, что пакт о ненападении, а особенно секретный протокол к нему, фактически превращали СССР в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики. Временные преимущества, которые обеспечивались пактом, СССР не смог использовать в полной мере. И.В. Сталин и его окружение допустили ту же ошибку, что и лидеры стран Запада, когда сочли, что с фашистским режимом можно договориться, что он будет соблюдать достигнутые соглашения.

Документы и материалы

Из текста пакта Бриана — Келлога, 27 августа 1928 г.:

«Статья 1-я. Высокие договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.


Вопросы и задания

Читайте также: