Почему сокращают логопедов в детских садах

Обновлено: 04.07.2024

Столичные родители разместили в Facebook открытое обращение к депутатам Мосгордумы, в котором выразили свое возмущение сокращением нянь в детских садах. Журналист Daily Storm выяснил, что проблема носит системный характер.

Тихая проблема

Родители — авторы петиции в Мосгордуму — уверены, что в столице с 1 сентября 2019 года началась кампания по сокращению помощников воспитателей, или попросту нянь в средних и старших группах детских садов. По их мнению, к этому решению власти подступались еще с 2015 года, но активно действовать начали только с 2019 года.

Реформа устроена так, что оценить реальный масштаб проблемы фактически невозможно: статистики по количеству уволившихся сотрудников детских садов нет в открытом доступе. Судя по активности в профильных группах Facebook, этот вопрос затронул десятки школьных комплексов столицы. Получается, что число детей в группах растет, а количество занятого в их воспитании персонала снижается.

В списке оказались дошкольные группы при школах №236, №329, №439, №504, №641, №654, №763, №967, №1257, №1288, №1362, №1367, №1394, №1399, №1512, №1541, №1547, №1560, №1566, №1571, №1679, №2065, №2101, № 2120, №2127 и №3160.

Фото: © flickr

Фото: © flickr

Обращение

Авторы обращения подчеркнули, что при сокращении помощников воспитателей возрастает прямая угроза жизни и здоровью обучающихся. Кроме того, воспитателю придется заниматься хозяйственными вопросами, поэтому меньше времени будет оставаться на прогулки, образование, развивающие занятия и воспитательную работу с детьми.

Детодни

Один из авторов обращения Дмитрий Шаповалов рассказал Daily Storm, что проблеме сокращения персонала в детсадах Москвы пять лет.

По его словам, все началось с сокращения реального финансирования после выхода постановления правительства Москвы № 622ПП от 2014 года. По нему детские сады стали получать деньги из расчета на одного обучающегося в день . Это так называемые детодни.

Шаповалов писал, что из-за этого проводится сокращение персонала. По его словам, согласно сложившейся практике, сейчас три воспитателя приходится на две группы, а у младших воспитателей и нянь — одна должность на две группы. Сокращают и должности специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, воспитателей по физкультуре.

Как увольняют сотрудников

Бывшая воспитательница одного из детских садов на условиях анонимности рассказала Daily Storm, что устроилась на работу в детсад после института. Когда пять лет назад случилось объединение дошкольных учреждений, ее поставили работать в паре с другим воспитателем. При этом руководство детского сада угрожало, что разъединит напарниц, если они будут дружить и хорошо общаться после работы.

Она сообщила, что только из детского сада, где она работала, за лето уволились четыре человека. Из других корпусов еще больше. При этом собеседнице Daily Storm за отработанное лето не заплатили ничего.

Фото: © flickr

Фото: © flickr

Детский сад школы №1288

Мама детей, которые ходят в дошкольное учреждение при школе №1288 в Хорошевском районе, Алена Хлобыстова рассказала Daily Storm, что в начале учебного года родителям объявили о грядущем закрытии детского сада.

Хлобыстова пояснила, что детский сад хотели закрыть, так как он якобы нерентабельный.

При этом родителей уверяют, что сад якобы не наполняется, хотя по СанПиН его не могут укомплектовать как обычный детский сад. Хлобыстова отметила, что родители писали массу запросов во все инстанции, включая столичный департамент образования.

Хлобыстова рассказала, что на сайте Департамента образования Москвы теперь не видны обращения, которые там раньше отображались и даже обновлялись в режиме онлайн.

По словам женщины, сейчас сад №1288 открыт, но ходят слухи, что до Нового года его закроют.

По ее словам, в начале сентября уже закрыли детский сад в Перове.

Фото: © flickr

Фото: © flickr

Сотрудница детского сада №1288 на условиях анонимности рассказала Daily Storm, что сокращение персонала уже идет, просто ставки записываются на левых людей и чужие трудовые книжки.

По ее словам, у них в детском саду не хватает воспитателей, а физкультурника пытаются сократить под предлогом, что этот предмет должен вести воспитатель, и следующая на очереди — музыка.

Она подтвердила, что в кулуарах детского сада действительно ходят слухи о том, что его планируется закрыть. По ее словам, директор школы не подает в департамент образования сведения о том, что в саду есть пустые группы.

Проблема системная

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович сообщил Daily Storm, что в курсе этой проблемы с помощниками воспитателей: он запрашивал разъяснения у представителей столичного департамента образования, однако пока не получил ответа.

Позиция департамента образования

Daily Storm также обратился в Департамент образования Москвы. В пресс-службе сообщили, что в столичных школах не проводится массовое сокращение работников. Там также прокомментировали ситуации с дошкольными группами в школах №1288 и №967. Как утверждают власти, сокращения коснулись лишь нескольких учреждений в связи с уменьшением числа учащихся.

Там также сообщили, что в начале сентября администрация школы №1288 предложила родителям дошкольников, посещающих отделения на улице Куусинена, 4а, корпус 2 и улице Зорге, дом 14, корпус 3, перевести воспитанников в другие корпуса школы, где созданы более комфортные условия пребывания.

Что касается ситуации, связанной с дошкольными группами школы №967 в Перове, то, по информации властей, здание на улице Шокальского, дом 18А посещали всего две группы, и основная его часть пустовала. Поэтому администрация школы приняла решение перевести детей в соседний корпус на улице Шокальского, дом 34 А, а в освободившемся здании открыть новые бесплатные кружки, секции и студии для школьников.

Об этом решении, как отметили в Департаменте образования, родителям сообщили заранее, во время встреч 29 и 30 августа. Семьям, которые выразили желание перевести своих детей в другие дошкольные группы, была предоставлена такая возможность.

Чиновники отметили, что всего в 2018 году в московских школах работали 10,1 тысячи учителей-логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, а в 2019 году — 10,2 тысячи таких специалистов. В 2019 году расходы на дошкольное образование в столице выросли на 35% по сравнению с 2013 годом. В текущем году на одного воспитанника приходится свыше 163 тысяч рублей, что на 25% больше, чем в 2013 году.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Всем привет! Нам вчера на собрании род комитетов садика сообщили, что в связи с предстоящим объединением садов и школ будут сокращены медсестра, психолог и логопед. Т.е. теоретически медсестра будет, одна на все объединенные садики, и она будет посещать их поочереди. Тоже самое про психолога, про логопеда ничего не сказали, но у нас сад обычный и логопед только два раза в год проводит "диагностику" и результаты вывешиваются в группе по каждому ребенку. Кто-нибудь может более подробно про это рассказать?

Ну медсестра еще туда-сюда - прививки колоть и питание контролировать, но вот психолог и логопед в непрофильных садах всегда были для меня загадкой. Ибо их работа - только заключение для карты написать. Действительно, сокращать надо бездельников.

вы знаете, когда мои дети пришли в ясли, наша психолог каждое утро встречала их вместе с воспитателями, помогала адаптироватся, давала советы нам родителям как себя лучше вести. я благодарна за это психологу, и это происходит с каждой новой ясельной группой. Ну медсестра - прививки не самое главное, вовремя данное антигистаминное средство спасет жизнь ребенку до приезда скорой, а оказывать первую медицинскую помощь умеют все воспитатели?

А нас прекрасно встречали сами воспитатели. И рекомендации давали и т.д. И первую помощь всегда сами были в состоянии оказать. По мне - я этих психолога и логопеда (которые только сказал - у вас такая- топроблема, но я здесь не буду ее решать) видела по 1 разу. Это балласт.

у нас в саду логопед занимается с детьми, моей уже "л" поставила, сейчас над "р" работаем. Желающих попасть к логопеду в саду очень много, это гораздо удобнее, чем после или вместо сада возить в пк. Психолог готовит к школе, дает задания, разговаривает с детьми, успокаивает особо расшалившихся. В общем, если вам с персоналом не повезло, это не значит, что и везде эти люди бездельники

Если в вашем саду они балласт - вопрос к руководителю сада. У нас логопед занимается со старшей и подготовительной группой ежедневно, с более мелкими детишками - по показаниям, но тоже регулярно. До этого сентября было 2 логопеда. Сейчас приходится одним обходится. Психологов тоже было два (сейчас один) - вот эти как и у вас - чистый балласт, реально ничегошеньки не делали, хотя по факту в садике они очень нужны, на каждую группу как минимум 2-3-4 "трудных" ребенка, требующих постоянного наблюдения и психологической коррекции. Т.е. опять-таки вопрос к заведующей на тему грамотного подбора ГРАМОТНЫХ кадров и организации процесса их работы.

У меня в этих людях, славте, не было особой надобности, как, впрочем, и у большинства. А с проблемами надо идти в профильные сады.

С моим ребенком в непрофильном саду занимался логопед. Диагноз у ребенка довольно серьезный был: "стертая форма дизартрии". В 5 лет он не выговаривал больше половины согласных.
За год логопед поставила все звуки. Ребенка приняли в языковую школу (где очень жесткие требования по логопедии).

а вы знаете - как это - попасть в профильный сад? шансов очень мало( а вам с вашими детками всего хорошего, пусть никогда и не понадобятся им ни логопед, ни психолог.

у большинства как раз есть потребность. А профильные сады такой фигней, как постановка отдельных звуков, не занимаются.
ps а к психологу вам бы самой походить.

Тоже похвалю садовских логопедов. Мне, как и анониму выше, тоже казалось что садовские психологи и логопеды - дармоеды и бездельники, пока не столкнулась лично с их работой. Ребенок перешел в старшую группу и начались занятия с логопедом, всего 2 раза в неделю. Я не ждала никаких серьезных результатов от этих занятий - но я уже поражена: вот с середины сентября начались занятия, с учетом наших болезней около месяца занимаемся, ребенок стал говорить "Л" - причем чисто-чисто, появились "С", "З", "Ц", шипящие, и даже уже пытается рычать. И это при наших кошмарных начальных данных, полная каша была во рту у ребенка. А о логопедическом саду и речи не было, поскольку мы и так уже в специализированном - ортопедическом.
Работа психолога мне менее очевидна, но тоже очень нравится как наша психолог всю вторую половину дня проводит в младшей группе, развлекает/утешает малышей.
Если уж кого-то сокращать, то я б предложила социального педагога - чем она целый день занята мне неведомо и медсестер по массажу. Медсестры в нашем саду - милые дамы и массаж конечно хорошая штука, но в том формате как он предлагается в саду - совершенно бесполезен.

У нас ортопедическая группа и массаж делают по 10 сеансов несколько раз в год. Поэтому не считаю его бесполезным. Илогопед у нас замечательный.

Мы год без медсестры прожили, старая уволилась, а никто на ее место не хотел. Лепота - с прививками, диспансеризациями не приставали, даже, вроде, Манту в тот год пропустить удалось.

Она и раньше у нас не весь день сидела. По утрам приходила и в середине дня уходила. Так что, случись что во второй половине дня было бы без разницы. Потом, для экстренной помощи скорая есть, дома ж у вас медсестра не сидит.

Правда. Будут приходящие, логопеды по договору работать будут, если будут заинтересованы по числу желающих. Но в каких-то садах остаются и логопеды, и психологи. Про медсестру-да. Боящимся кашля и зеленых соплей чужих детей придется очень огорчиться, никто из группы выводить не будет. А коленку помазать и скорую вызвать-это воспитатель будет делать.

Ведь некоторых родителей на консультацию к педагогу-психологу силком не затащишь. Бесплатно, в своем саду, рядом с домом. А потом в школе начинаются проблемы, которых можно было бы избежать если вовремя обратить внимание.

С уважением,
канд. психол. наук.

Ну да, мы в этой стране ничего не решаем, и поэтому такие вот злобные преподы убивают наше образование на всех уровнях.

у нас в саду 2 раза в год приходит логопед из поликлиники- вот она пишет диагнозы в карту, а логопед садовский (оч хороший) занимается с детьми

Возможно я неудачно выразилась.
Это был мой ответ тем родителям, которые ЗА сокращение специалистов в детском саду.
Я стараюсь делать свою работу добросовестно, и мне неприятно видеть агрессию со стороны родителей на школьных и дошкольных психологов в целом, как профессиональную группу. Да, в школах и садах есть специалисты с разным уровнем образования и с разным опытом. Надо повышать уровень профессиональной подготовки педагогов-психологов (курсы повышения квалификации, обучающие семинары), а не сокращать.

С другой стороны-мне с обоими детьми везло со специалистами в ДС. И я очень им благодарна. А у многих логопеды берут тех детей, родители которых приплачивают, а психологи на все проблемы сообщают "это у вас проблемы в семье". Чесслово, знаю лично. И кто по таким горевать будет?

Возможно я неудачно выразилась и Вы меня неправильно поняли. Я отвечала тем родителям, которые считают что нужно "разогнать всех их, бездельников".
Чем лично я и мои коллеги-преподаватели убивают образование? Тем, что нам в очередной раз урезали "часы" на преподавание наших курсов, и нужно теперь ухитриться каким-то образом впихнуть в оставшееся время необходимое содержание?
Лично я стараюсь, чтобы мои студенты получили необходимые им для работы практические знания, и прийдя после окончания вуза работать по специальности, не выпадали сразу в осадок, столкнувшись с задачей по тематике преподаваемого мной спецкурса.

За всех отвечаете? Когда я ушла из непрофильного детского сада, мне в течение еще пары лет звонили оттуда, просились на частные занятия. Наверное, потому, что я только заключения для карты писала хорошо

у многих родителей такое отношение, что мол если говорят сходите к психологу, значит с ребенком что-то не так и начинается - у нас все нормально, мы не психи. А ведь психолог именно психолог а не психиатр. Для меня очень важна Ваша работа. Я работаю и не всегда есть время забежать к психологу и просто спросить как у нас там? все ли в порядке? Но я часто вижу ее, когда отвожу детей в садик, так все свои вопросы задаю на ходу и она всегда отвечает и дает советы. Вот тут было тестирование (ну или как правильно называется) в подготовительной группе, встретив психолога на улице и задав вопрос мол как там моя дочь, получила ответ - я сходу не могу ответить, у меня все записно, приходите в кабинет и тогда пообщаемся. И я не разу не испугалась, что с моим ребенком что-то не так, просто наша Екатерина Юрьевна очень ответственно относится к совей работе. Через несколько дней опять встретились с ней у дверей садика (я так и не дошла до нее) а она мне и говорит, я посмотрела свои записи. в общем мы с ней побеседовали прямо на улице, она дала мне советы относительно психологической подготовки к школе и много чего еще. я ей благодарна. Многие мамочки, видя меня с нейна улице, потом спрашивали, мол у тебя что-то произошло? и когда я говорила, что мне интересно что и как, и что я получила несколько дельных советов, многие пошли к ней на беседу. И многие потом говорили, что узнали кучу полезной и нужной информации о своих детях.

А у ваших бабушек-дедушек тоже были? И что же вы с них пример не берете, ручками не стираете? Не жжужите про то, что "как раньше без них жили".

Первая автоматическая стиральная машинка появилась в 1978 году (в СССР еще позже). Сколько лет тогда вашей бабушке было?

я зла на д.садовского логопеда, она мне такого про моего ребенка наговорила, что мне плохо стало, прям нам дорога в логопедический сад, и букв много не выговаривает и предложение повторить не может, я так испугалась, что нашла приходящего , она мне за 1,5 месяца ребенку все звуки поставила, и сейчас ребенок на подготовку к школе ходит, хотя ему 6 только в январе будет (он в старшей группе) и его там хвалят, в школу через год собираемся, я когда ее вижу, так и хочется плюнуть ей в физиономию

Шатохина Лариса Васильевна

Можно поподробней про музыкальных руководителей. Музруков совсем хотят убрать из детских садов?

Шатохина Лариса Васильевна

Как нам объясняют, это делают из-за нехватки средств. Нашему муз. работнику озвучили, что она будет вести на 1 ставку 9 групп. Потом пересчитали, сказали что она будет работать на 0,5 ставки. Процесс идет. Конечный результат пока не известен. Но ничего хорошего мы не ждем. Поэтому я и спрашиваю. Кого еще коснулось такое сокращение к чему всё это приведет. Чего они хотят добиться?

Столбовая Евгения Николаевна

информация по Находке была что на ставку хотят сделать 12 групп. дурдом. это выходит только чистые занятия , а вся остальная работа дома за свой счет. зная что муз. руки сейчас на курсах повышения, сложились на адвоката. будем ждать результата. а по поводу утренников я как-то услышала от начальства такую фразу- " на кнопки понажимать сможет и воспитатель". да уж, работа муз. рука в саду только "на кнопки нажимать".

Цыбунова Ольга Владимировна - Музыкальный руководитель

И нам прислали приказ о сокращении 1 ставки на сад. По 0,25 ставки урезают с сентября у узких специалистов-инструктора по ФИЗО, у муз.руков и воспитателя по обучению тат. языку. Процесс сокращения, о котором так долго говорили начался .

Я работаю в Москве . В каждом районе свои кретерии. Все зависет от финансирования . Хотя деньги выделяются , мне кажется одинаково всем . Сокращение идет не везде , в нашем саду отстояли логопедию , в другом саду у знакомой ясельную группу. Все зависит от начальствам , от родителей . Надо привлекать к это проблеме РОДИТЕЛЕЙ . В других садах 3 воспитателя на две группы и 1 няня на две группы так будут работать сентября . И платить будут по дето дням , хотя родителям разрешили 5 дней без справки . Многие родители которые не работаю и бабушки когда хотят тогда и приводят своих детей, бороться бесполезно . А за питание отвечаем мы .

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

А зачем убирать логопедов и музыкальных руководителей? Дети стали лучше говорить? А кто будет проводить музыкальные занятия и утренники?

В детских садах не будет психологов и логопедов

Как говорится, поживем увидим. В нашей стране возможен вариант: заканчивать год с одной программой, а в сентябре начать все по новой

В детских садах не будет психологов и логопедов

ПМПК в Подольске - это несостоятельная организация. Там эти тетенькие престарелые ставят детям ЗПР только из-за того, что ребенок не хочет идти с ними на контакт.
Группы кратковременного пребывания уже работают в Подольске несколько лет.
Про программу Фединой вообще пипец.
В общем, продолжается искусственная деградация населения.

В детских садах не будет психологов и логопедов

В детских садах не будет психологов и логопедов

Именно так. Хотят, чтобы сад был только местом пребывания детей, пока родители работают. А обучение ни к чему. Точнее - "ни к чему хорошему оно не приведет". Каждый политик знает, что легче управлять необразованным быдлом, чем людьми, знающими себе цену, разбирающимися в законах и способными подать в суд.
Дополнительное образование за годы своего существование показало, что толку от него мало. По сути, воспитатели занимаются тем же, чем они могут заниматься в рабочее время, получая приработок в 1000-1500р. ежемесячно. Причем, после смены с 30-ю детьми в группе, педагог иногда настолько устает, что так называемые "допы" проводятся для галочки или не проводятся вовсе.
Мне не так много лет, но я еще помню времена, когда в ДОУ, где я работаю, было образование, рассчитанное на 100-процентный результат. Изучение английского языка начиналось в 3 года, когда, собственно, и начинается сензитивный период для этого. Были звнятия театрализованной деятельностью, обучение комп. грамммотности, флористики, логоритмика, специальные занятия в бассейне и многое другое. А потом потихоньку все это стали разваливать.
Все идет к тому, что растить всесторонне-развитых детей смогут только богатые семьи. Там, где один из родителей сможет сидеть с ребенком дома и водить его в развивающие центры.

В детских садах не будет психологов и логопедов

В детских садах не будет психологов и логопедов

По поводу детей-инвалидов в обычных группах. Это - неправильно! Я видела, как ведут себя дети в группе, где есть ребенок-аут. Они стараются найти с ним общий язык всеми доступными средствами. Могут начать ходить за ним кругами, когда у ребенка наступает этот момент. А теперь представьте себе состояние обычных, адекватных, детей, когда ребенок-аут ни с того, ни с сего начинает кричать? А воспитатели? Что им делать в этот момент?

Читайте также: