Почему собор санта мария дель фьоре называют флорентийским чудом брунеллески кратко

Обновлено: 07.07.2024

2 Работу выполнила ученица 10 Б класса Муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов города Кирс, Борисова Юлия. Учитель: Тарасова Татьяна Николаевна. Тип проекта: Исследовательская работа. 2011г.

3 Актуальность: Начало радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям XV в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло, Мазаччо – три флорентийских гения – открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве, поэтому я решила узнать что создал Филиппе Брунелёски и в чём заключается его новаторство. Аннотация: В ходе моего исследования я узнала много нового из жизни и творчества великого мастера, а так же познакомилась с некоторыми из его творений. Моя работа была разработана для учеников 10 класса.

5 Краткая биография Филиппе Брунелёски: Филиппе Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. Он с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни. Филиппе был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и это ему служило на пользу больше, чем угрозы, в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо добиться. С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Поездка в Рим вместе с Донателло, где оба мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее, значение для Брунеллески в выборе своего главного дела – зодчества.

6 Начало работы над куполом Купол собора Санта-Мария дель Фьоре наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года.

7 Затруднения Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.

8 Решение проблемы Все усилия Брунеллески были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана.

9 Нововведение строительной техники Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя защитной. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами.

11 Значение Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря. В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи.

12 Связь с современностью Брунелёски был первооткрывателем. До него ещё никто не использовал этот приём. В наши дни так же появляется всё больше и больше новых и не всегда понятных построек. Именно это связывает работу мастера с современностью – стремление вперёд, усовершенствование и открытие нового.

Купол Флорентийского собора - одно из самых грандиозных архитектурных свершений эпохи Возрождения - был воздвигнут архитектором, не получившим специального образования, архитектором-дилетантом, ювелиром по профессии. Для XV века, во всяком случае, для первой половины его, это было обычным. Специального архитектурного образования не существовало, так же, как до середины кватроченто не существовало и самого термина - архитектор. Авторами архитектурных проектов становились скульпторы, живописцы и ювелиры, как Брунеллески.

Горделивая мощь Ренессанса! Флорентийский купол не был повторением ни купола Пантеона, ни купола константинопольской св. Софии, радующих нас не высотой, даже не величавостью облика, а прежде всего тем простором, которые они создают в храмовом интерьере.

Да, то было нечто новое, невиданное, знаменующее торжество нового искусства.

Не буду повторять сказанное выше, смотрите сами. Добавлю только, внешняя отделка из мрамора 50 оттенков

Санта Мария дель Фьоре

Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда вошли наиболее известные достижения человечества.

История и легенды

В XIII веке Флоренция стала главным городом-государством Тосканы. Желая продемонстрировать своё могущество и богатство, правители Флоренции надумали возвести самый большой собор. Это было непросто, потому что в то время уже стояли великолепные соборы Пизы и Сиены.

В 1296 году на месте древнего храма Санта-Репарата (V века) был заложен новый собор, который должен был превзойти своим величием все известные храмы мира.

Задача была очень сложной. И строительство храма длилось почти шесть веков. В 1469 году собор был освящён с ещё незавершённым фасадом.

Санта Мария дель Фьоре

Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре работали шесть известных архитекторов. Автор проекта Арнольфо ди Камбио (памятник этому архитектору стоит на соборной площади – Пьяцца дель Дуомо).

После смерти первого архитектора, работу над собором продолжил Джотто, начавший возведение колокольни. Затем умер и Джотто. На какое-то время работы по строительству прервались из-за эпидемии чумы, унёсшей половину жителей Флоренции.

В 1436 году по проекту Филиппо Брунеллески был возведён огромный восьмиугольный купол. Работа над храмом длилась долгие годы и вот, наконец, в 1887 году ажурный каменный собор был завершён.

Санта Мария дель Фьоре

Неудивительно, что за столько веков строительства собор оброс многочисленными легендами. Одна из них связана с именем знаменитого Микеланджело. Его пригласили устранить огрехи неосторожного скульптора, случайно пробившего дыру в огромном куске мрамора – как раз на том месте, где планировалось вырезать ноги статуи Давида.

Микеланджело стал ваять статую таким образом, чтобы избежать повреждённого участка мрамора. И вот, когда работа уже была завершена, в собор явился флорентийский глава Содерини и, придирчиво осмотрев мраморного Давида, заявил:

– Прекрасно! Но вот нос Давида чрезвычайно велик.

Микеланджело сразу понял, что такой эффект возник из-за того, что Содерини смотрит на статую снизу, в искажённой перспективе. Он пригласил главу Флоренции подняться наверх и, склонившись над носом статуи, сделал вид, что работает – слегка постучал инструментом, при этом высыпая из ладони прихваченную внизу мраморную пыль.

Когда мастер снова попросил Содерини взглянуть на лицо статуи, тот пришёл в восхищение:

– О, великолепно! Так значительно лучше!

Конечно, в первую очередь собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итальянцы зовут его просто Дуомо) прославился своим великолепием. Но и сама его история чрезвычайно богата. Он известен как место проповедей священника и диктатора Флоренции Савонаролы, как место покушения на братьев Джулиано и Лоренцо Медичи (первый был убит, а последний спасся, укрывшись в ризнице).

В подземельях собора в течение многих веков хоронили флорентийских священников. А в доступной для туристов части подземного склепа находится захоронение известного архитектора Брунеллески.

Что посмотреть в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор известен в первую очередь своим великолепным фасадом из зелёного, розового и белого мрамора, украшенным множеством статуй.

Санта Мария дель Фьоре

16 скульптур башни изображают патриархов и пророков. А на барельефах – картины, рассказывающие о сотворении нашей планеты, мужчины и женщины, об истории создании различных изобретений человечества.

Можно подняться на верхний уровень башни по лестнице из 414 ступеней, чтобы увидеть сверху великолепные виды Флоренции.

Дуомо в плане имеет форму креста. Его размеры весьма внушительны: 153 метра в длину и 90 – в ширину. Максимальная высота арок – 23 метра. А высота самого собора – 90 метров.

Когда собор Санта-Мария-дель-Фьоре был построен, он стал самым большим собором Европы. Он мог вместить в себя всё население Флоренции на тот момент – 90 тысяч человек.

И только потом уже были построены соборы, превзошедшие его высотой: Миланский собор (104 метра), Севильский собор в Испании (114 метров) и другие.

Санта Мария дель Фьоре

В интерьере собора туристам стоит обратить внимание на великолепные витражи XV века, фрески XVI века со сценами Страшного Суда и знаменитые часы Уччелло, созданные в 1443 году и ходящие по сей день. Они необычны тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против хода часов.

Ежедневно каждые 40 минут, с 10:30 до 12:00 и с 15:00 до 16:20 по собору проводятся бесплатные экскурсии.

А вот за осмотр башни придётся заплатить 6 евро с человека. Башня открыта для туристов ежедневно с 8:30 до 19:00, а по субботам до 17:00.

При соборе имеется музей – Опера дель Дуомо. Он работает в будние дни с 9:30 до 19.30 в будни и с 9.00 до13.40 в выходные. Стоимость также 6 евро.
Имейте в виду, что Дуомо закрыт для посещения 1 и 6 января, в четверг, пятницу Страстной недели, на Пасху, 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября и 25-26 декабря.

От всей души благодарю своих друзей Олега и Лидию за прекрасные фотографии одного из самых красивых соборов мира.

Флоренция – это, безусловно, тот город, который обязательно надо увидеть. Если Вы собираетесь туда, то для своего удобства можете воспользоваться такой услугой как бронирование отеля через сайты. С помощью таких сервисов можно выбрать гостиницу, исходя из своих пожеланий – с учётом количества дней, которые собираетесь провести во Флоренции, звёздности отеля, питания и т.п. и заранее определиться с ценами. И первое, что стоит посетить в этом прекрасном городе, конечно, собор Санта-Мария-дель-Фьоре – великолепный образец готической архитектуры, прославивший этот город на весь мир. На это стоит выделить как минимум полдня.

Правда, Дуомо восхитителен?

Этот собор был заложен ещё в 1296 году, однако строительство затянулось на века. Над его проектом и внешним видом трудились ни один век различные архитекторы. В их числе Джотто ди Бондоне , по проекту которого, была создана колокольня собора (кампани́ла).

Но и к началу XV века храм был ещё не завершён – не хватало перекрытия над его центральной частью. Дело в том, что над зданием собора должен был воспарить грандиозный купол (диаметр в основании – 42 метра, высота свыше 35 метров), однако в средние века умение возводить столь большие купольные перекрытия, было практически утрачено.

Для того чтобы решить эту сложную инженерную задачу Филиппо Брунеллески понадобилось целых 18 лет! Говорят, что он скрытно проводил эксперименты, строя множество раз небольшие модели купола из кирпичиков, вырезанных из свеклы.

Чтобы выполнить поставленную задачу Брунеллески пошёл на некоторую хитрость - он сделал купол двойным. Кроме того, возводился он по принципу готических шпилей , где кирпичами заполнялись отдельные сегменты - пространства между рёбрами.

Однако и здесь не обошлось без хитроумных решений, ведь, в отличие от шпилей, это завершение собора, должно было иметь сферическое очертание, как у всех куполов. Для достижения этого эффекта, была применена особая кладка "ёлочкой" или её ещё называют "рыбий хребет", позволяющая создать закруглённую форму каждого из сегментов, составляющих купол.

Кстати сказать, при возведении купола понадобилось 4 миллионов кирпичей, а вес его, в итоге, составил 40 000 тонн!

В числе заслуг мастера было и то, что он предложил создание инженерных механизмов и приспособлений, благодаря которым строительные материалы можно было подавать на самый верх, без сооружения лесов, опирающихся на землю, что в те времена никто не делал, и вообще считалось делом невозможным.

133.35 КБ

Но подготовиться к первой встрече с ним всё равно - невозможно. Ты идешь узенькими флорентийскими улочками, беспрестанно вертя головой по сторонам, и вдруг - Боже, что это? Он возникает внезапно, и это впечатление не впечатляет - оно огромно обрушивается на тебя. Первая встреча с ним - потрясение. Так не бывает, такого не может существовать! Но он существует, он настоящий. Гигантское чудо, которое не назовешь сказочным: для него тесны рамки любых сказок. Миг, когда я увидела его - вот так, сразу, не будучи подготовлена к нему - я не забуду никогда.
Вы, наверное, ждете от меня фотографии целиком собора? Нету у меня ее и не может быть: площадь Дуомо очень невелика, отойти так далеко, чтобы собор попал в объектив целиком или хотя бы большей частью, некуда, поэтому смотрите фрагментами. Знаменитый купол Брунеллески - символ Флоренции (он возвышается на 107 метров):

192.16 КБ

Слева от фасада - колокольня (кампанилла) Джотто:

181.82 КБ

Сам же собор начинал строить еще Арнольфо ди Камбио.

191.95 КБ

История же его строительства, с долгими перерывами, растянулась почти на 600 лет: начали в 1310 году, освятили в 1436-м, а отделку закончили только в 1886-м.
Я всегда считала сочетание розового и зеленого цветов кошмарным. Как же я была неправа! Сочетание мрамора зеленого, розового и белого каррарского, в котором выполнено внешнее убранство собора, красиво настолько, что хочется смотреть, смотреть и смотреть, насыщая взгляд этой изящной гармонией. И так же бесконечно можно разглядывать декор, орнаменты, скульптуры. Фасад Дуомо - сам по себе замечательный музей.

204.58 КБ

204.71 КБ

174.23 КБ

181.86 КБ

190.45 КБ

Кстати, на фасаде изображены гербы семейств, которые жертвовали на строительство и отделку этого чуда. Есть здесь и русский герб. Русский промышленник (или, по-нашему, олигарх) Демидов пожертвовал какую-то очень большую, просто огромную сумму. Можно, конечно, сказать, что лучше бы он вложил эти деньги на родине. Но если сравнивать с современными нашими олигархами - куда достойнее внести вклад в создание такого шедевра, чем прокутить аналогичную сумму на куршавельские гулянки с шлюхами.
Но идем, не налюбовавшись (а налюбоваться невозможно: это наслаждение может растянуться не на один час), входим внутрь. Внутреннее убранство довольно лаконично. Главный неф:

183.90 КБ

Прикольные, как сказала бы моя племяшка, часы: они идут задом наперед, против часовой стрелки (но этим нас не удивишь, у нас на работе такие же висят, то есть тоже обратного хода):

177.12 КБ

Так выглядит купол Брунеллески изнутри:

225.35 КБ

Расписывал его Вазари сценами Страшного суда:

236.80 КБ

Конечно, мы не могли не встретить здесь картины с изображением самого прославленного флорентийца Данте с его "Божественной комедией":

156.67 КБ

И - настоящие шедевры витражного искусства:

205.89 КБ

133.73 КБ

На территории собора похоронены Джотто и Брунеллески. Здесь проповедовал Савонарола. Сам же он настолько просторен, что в нем могут поместиться 30 000 человек (это самый вместительный собор Европы).
Кажется, в таком месте могут твориться только хорошие, светлые дела. Но когда-то здесь произошла кровавая драма. В этом соборе во время богослужения представителями семейства Пацци, одного из виднейших во Флоренции, было совершено покушение на главу республики - самого Лоренцо Медичи Великолепного - и его брата Джулиано. Джулиано был убит, Лоренцо удалось укрыться в ризнице. Нравы тогда были суровы, они диктовались прагматикой и правилами выживания, правозащитников же тогда не существовало. Клан Пацци был истреблен под корень - дабы впредь не случилось подобного и прочим в назидание. Назидание, судя по всему, имело успех.

Хочется сказать этому собору: "Спасибо, чудо, что ты существуешь".

Можно было бы на этом закончить, но я предлагаю вам, раз уж мы здесь, на площади Дуомо, посмотреть заодно на здание, стоящее напротив собора, - баптистерий (то есть крещальню) Сан-Джованни. Если собор Дуомо - шедевр стиля кватроченто, восьмиугольный баптистерий - образец романского стиля (он и построен намного раньше - в V веке):

157.30 КБ

Восточный фасад баптистерия, обращенный к Дуомо, украшен сияющими золотом воротами работы Гиберти, которые Микеланджело назвал "воротами рая":

197.05 КБ

Фрагменты - сцены из Библии (их тоже можно рассматривать не один час):

198.25 КБ

Но если времени мало - не будем печалиться: у нас в Питере в Казанском соборе - почти точная их копия (когда ставили копию, безусловно нелицензионную, законодательства об авторском праве и РАО еще в помине не было, по коему поводу никто не пострадал, зато было много пользы для общества).

Читайте также: