Почему школьный психолог вызвал на прохождение тестов

Обновлено: 05.07.2024

Предполагается, что школьный психолог сможет оказать ученикам необходимую помощь — от повышения успеваемости до налаживания отношений с одноклассниками, учителями и родителями. На практике же иногда выходит совсем иначе: специалист не только не поддерживает ребенка, но и наносит ему психологическую травму. Наша читательница поделилась своим опытом работы со школьным психологом, а практикующий педагог-психолог прокомментировала ее историю.

Мария Остерман, 18 лет

Я училась в лицее, где работали два психолога, которые активно участвовали в жизни учебного заведения и заслужили всеобщее доверие. Они часто проводили с учениками беседы на различные темы и тесты на взаимоотношения с одноклассниками. Каждый ученик приходил к ним на консультации как минимум раз в год, чтобы побеседовать о выборе будущей профессии. В лицее серьезно относились к вопросу профориентации, ведь выпускники влияют на его репутацию.

В 11 классе я жила с отцом. Родной мамы у меня нет, но остались теплые отношения с мачехой, которую я называю мамой. Они развелись с отцом за год до этих событий, поэтому я осталась с ним одна. От внезапного одиночества мой отец начал воспринимать меня как подружку. Мне постоянно приходилось выслушивать его рассказы с интимными подробностями о многочисленных любовницах, хотя я неоднократно говорила, что не хочу ничего об этом знать.

Однажды отец привел домой любовницу, когда я была дома. Я прекрасно понимала, чем они собираются заниматься, поэтому сказала, что хочу недолго погулять — ведь так всем будет комфортнее. Однако он запретил мне выходить под предлогом того, что на улице темно и холодно. Мы стали спорить, но в какой-то момент отец стал шантажировать меня оплатой занятий с репетитором по рисованию, которыми я очень дорожила. В итоге я осталась дома и слушала, как отец занимается сексом с любовницей.

Когда они закончили, я высказала его любовнице все, что я о ней думаю, а отец встал на ее сторону и наорал на меня. У меня случилась сильная истерика: я позвонила мачехе и рыдала в трубку. Она посоветовала мне идти в лицей к психологам и попросить у них помощи.

Психологи даже не осудили его поведение и не стали вызывать его на беседу, на что я вообще-то рассчитывала.

С этого момента я начала обращаться за помощью в органы опеки, но они ничего не могли сделать: чтобы абьюзера привлекли к ответственности, он должен либо избить, либо убить жертву. В конце учебного года отец меня побил. Он узнал, что я обращаюсь в органы опеки и мне помогает мачеха.

Я написала на него заявление в правоохранительные органы и сняла побои. Тогда психолог пригласила меня побеседовать наедине. Она отговаривала меня от похода в суд, аргументируя это тем, что отцу грозят запрет на выезд за границу и увольнение с работы. В итоге суд назначил ему штраф, а органы поставили семью на контроль.

Психолог постоянно ему поддакивала и ни разу не попыталась поговорить о его поступках

Отец же перебивал ее и меня, чтобы побольше поговорить на отвлеченные темы. Например, однажды он обсуждал с ней мою мятую толстовку и мой ужасный внешний вид. Еще им обоим нравилось при мне ругать мою мачеху: якобы она плохой человек, который меня использует, чтобы поссорить с отцом.

Еще один пример: я хотела, чтобы на мой выпускной пришла мачеха, но отец сказал, что придет назло, чтобы она не пришла. Когда я рассказала об этом психологу, она ответила, что я не имею права выбирать, кому приходить на мой выпускной.

Перед вступительными экзаменами мне позвонила та же специалистка и сказала, что моя мачеха и родная бабушка, которые поддерживали меня весь этот год, просто пользуются мной и бросят, когда я уеду. Она не была знакома с ними, но эта фраза казалась подозрительно знакомой. Перед моим отъездом на учебу они пришли к нам в гости и рассказывали о том, как приличная девушка должна вести себя в обществе. Сейчас я уже переехала в другой город и успешно учусь на первом курсе университета.

Анна Башович, педагог-психолог

Не нужно быть психологом, чтобы понять, что в этой истории нарушена профессиональная этика. Об этом можно сделать вывод, хотя бы исходя из информации о том, что психологи приходили домой к клиентам, что явно выходит за рамки отношений терапевт-клиент.

В данном случае после первой ознакомительной встречи-консультации я бы рекомендовала героине обратиться к семейному терапевту. Например, воспользоваться помощью специалистов городских и районных психологических центров или тех, которые работают со школами бесплатно. Также я бы предложила начать индивидуальную терапию.

Семейная системная терапия (ССТ) — самый эффективный метод помощи в такой ситуации. Семейная консультация подразумевает обязательное присутствие всех членов семьи (в данном случае не только отца и дочери, но и бабушки, мачехи и, возможно, других важных людей), циркулярное интервью, помогающее услышать каждого, позитивную коннотацию и многое другое. ССТ дает возможность услышать добрые и поддерживающие слова напрямую от близкого человека. Даже если иногда они скупые, это в сотни раз ценнее, чем от любого психолога.

ССТ — это кризисная терапия, дающая быстрые результаты. Так, улучшения заметны уже после первой встречи, а в среднем достаточно около 10 консультаций для преодоления острого периода.

В конфликтной ситуации дома также важно сделать школу максимально комфортным местом для ученика. Например, можно организовать тренинг с учителями: обсудить ученика, не нарушая анонимности встречи, и дать им рекомендации. Попросить какое-то время не вызывать его к доске, предложить ему общественную работу или придумать занятия, позволяющие надолго оставаться в школе после уроков. Это даст возможность снизить уровень тревожности ученика, что полезно, когда у него дома проблемы.

Меня это коробит. Моего ребенка без моего ведома тестируют, задают какие-то вопросы про семью, делают за моей спиной выводы. Мало ли чего они там нарешают! Да и ребенок мало ли что ответит. Два дня назад ему допустим долгожданный подарок вручили, так он счастлив и всех любит, а сегодня ему с утра за очередную проказу попало, так он может на родителей обижен.
Мой младший вообще Бабу Ягу больше всех персонажей любит. У него уже полно книг сказок про Бабу Ягу и мультиков всяких. Если он кого Бабой Ягой назовет, так это лучший комплимент, а психолог разве такие выводы сделает?
Сегодня в школе у сына (2 класс) тестирование было. Он даже толком рассказать не может, какие вопросы задавали.
А как вы к этому относитесь?

Полный бред! По результатам этого тестирования почти весь класс был агрессивными, тупыми идиотами. Ну не дословно так, но приблизительно такой смысл. Очень у меня всегда вызывали сомнение компетенция и уровень профессионализма школьных психологов. А потом результаты этих тестов могут и в характеристику вписать. Моему вот, когда он уходил со школы написали "Слишком завышенная самооценка". Они что Господь Бог, чтобы судить об этом. А что плохого в том, что ребенка не зашугали в школе? или в том, что он знает себе цену?

Вот-вот! И я о том же. Еще неизвестно, куда пойдут их выводы и оценки. Я этого их психолога в глаза не видела и диплом его не смотрела. Может он там ускоренные курсы закончил, может у него самого с психикой или личной жизнью не в порядке. Может у него своих детей никогда и не было. Да мало ли. А потом топором не вырубишь то, что он понапишет.

Серикова Наталья Анатольевна Мастер (1040) Каждый раз на школьном собрании присутствовал психолог из районного центра соц.служб.,тоже самое как и школьный психолог.Девченка только после института,она детей только в книжках на картинках видела.Какой может быть профессионализм.

Н психолог ,наверное,извращенец!
я бы на Вашем месте её попросила самой нарисовать ,то что не хватает,причём серьёзно!

Серикова Наталья Анатольевна Мастер (1040) Если повторится такая же ситуация ,когда в школу пойдет мой младший сын,то я обязательно воспользуюсь Вашим советом :-) а тогда , если честно, мы с мужем в состоянии шока просто растерялись от такой дебильной посьбы

Нормально отношусь, чего психовать то? Тесты стандартные и помогают педагогам иметь представление о детях, с которыми работают.

Всё это должно происходить только с согласия родителей! У нас ЮЮ, слава Богу пока не приняли.
Я бы пошла в школу и оставила там письменное заявление, чтобы моего ребёнка больше без спросу не тестировали.

Я думала об этом, но боюсь, что такой шаг только вызовет пристальное внимание. Вроде как мне есть, что скрывать.

Не стоит волноваться.. тестирование выявляет творческий потенциал ребенка.. а не социальные проблемы семьи.. хотя допускаю и это.. вы боитесь, что их вердикт станет достоянием для всех.. психолог может поделится выводами только с родителями и не более того..

Вопросы были не про творчество, а про семью. А в свете грядущей ЮЮ это может быть предварительный сбор информации.

Я спокойно отношусь) Моего с 1го класса психологи школьные на заметку взяли) чуть чего--сразу его тестируют--любят за нестандартность мышления)) Да и вообще с ним поговорить интересно, побсуждать чего-нить..

Тесты не по учебной программе. Выясняют отношения в семье. А в свете грядущей ЮЮ становится страшно. Хоть у нас и все хорошо, но кто и какие выводы сделает, я же не знаю.

Красотка Пэри Профи (578) Думаю , что такие тесты по программе, чтобы определить в какой среде обитает ребенок и какие отношения в семье и к ребенку.Не во всех же семьях все хорошо и не все дети могут на прямую сказать-что их обижают,бьют , унижают.Для этого они проводятся-даже если они не подписываются каждый хороший учитель или классный руководитель может определить кто из его детей писал это и отдельно поговорить с ним и помочь ему

Дарина Васильева Профи (847) Ну у нас в России законы созданы чтобы их нарушать.))Это закон о правах ребенка.

спрашивать о семье могут не только психологи, но и учителя, соцпедагог, завучи. и тогда вы уже им никаких претензий не предъявите, что не те тесты предъявили или не те выводы сделали. а у психолога это все специально подобрано или разработано, всегда можно обсудить результаты и чаще всего смотрят не семью, а наоборот, адаптацию к школе, контакт с учителем, сферу интересов. даже если психолог решит, что тесты показали неблагоприятную картину, его слово ничего не значит, никакой власти он не имеет.

Если психолог грамотный, то помощь его будет очевидна. Может у ребенка, действительно, какие-то детские проблемы. А если не доверяете специалисту: пообщайтесь с ним сами, увидите что за человек (без агрессии, просто: что закончил, с какой целью детей тестирует, какие результаты тестирования. его предложения и т. д.)

Родительское собрание. Оказывается, в класс приходил психолог, проводил какие-то тесты. Какие тесты? Почему без уведомления родителей? Я точно знаю, что на проведение психологических исследований должны брать письменное согласие родителей, и точно помню, что не подписывала никакого разрешения. Результаты психолог передал классному руководителю, что тоже является нарушением. Информация конфиденциальная, нельзя без разрешения родителя знакомить с результатами третьих лиц. Не факт, что родитель захочет знакомить с полученными результатами учителя.

Если вы не уверены в профессионализме психолога, вы имеете полное право отказаться от подобных исследований. Можно научить ребенка, что он имеет полное право не отвечать ни на какие вопросы психологических тестов без вашего согласия

Вы имеете право потребовать соблюдения правил конфиденциальности, если не хотите, чтобы какие-то сведения, касающиеся вашего ребенка, стали известны другим родителям. Заранее неизвестно, как распорядятся другие родители этими сведениями и что расскажут о вашем ребенке своим детям.

Учитель просит учащихся написать три желания, о которых они бы попросили Золотую рыбку. Исследование системы ценностей. Замечательно. Только затем все желания вслух зачитывались на родительском собрании, сопровождаемые едкими комментариями учителя. А родители то краснели, то посмеивались…

Все изложенные случаи – не моя выдумка. Это реальные, известные мне события. К счастью, таких немного. Школьных психологов, работающих на хорошем профессиональном уровне я знаю гораздо больше. Но будьте внимательны.

В 1 классе ребенок. Психолог приходит уже третий раз в класс, проводит какие то тесты. Это занимает весь урок. Т.е., три урока уже сорвано. Это нормально?

Вы подписывали разрешение на работу психолога? Если да то нормально, у нас два года психолог с детьми занимался, но 5 уроком, то есть после основных

не помню такого. Мы переводом из сада перешли в школу. Еще в мае все документы сдавали. Вроде, ничего про психолога не было. Если бы и было такое разрешение, думаю, я бы не подписала. У меня большой зуб на психолога еще с сада.

Вы могли подписать что-то типо договора на оказание образовательных услуг. В договоре должно быть про ФГОСы. В реализацию ФГОС входит психологическое сопровождение, помимо всего прочего. Поэтому отдельно разрешения родителя на диагностику (если она, согласно уставу именно этой школы, является частью социально-психологического сопровождения) специального разрешения не требуется.
В конце концов, никто кроме Вас не сможет прояснить, зачем психолог приходит в класс, чем это полезно/вредно конкретно для Вашего ребенка.

Психолог помогает Вашему ребенку адаптироваться в школе. Если Вам помощь не нужна, напишите заявление (хотя непонятно, куда Вашего ребенка денут на время того, как весь класс будет заниматься с психологом).

Наши дети в 1 классе были в восторге когда к ним психолог приходил, а 3 урока это ерунда совершенно, там догонять то нечего.

Сейчас проходит городская диагностика первоклассников, во всех школах.
3 сорванных урока в сентябре первого класса повеселили

Это ненормально. Эти психологические тренинги ребенку на фиг не нужны. А ценные уроки, которые нужны ребенку, пропадают. Жалуйтесь завучу. Пусть психоЛОХ проводит занятия ПОСЛЕ основных уроков и пусть кому надо, тот и тестируется.

А на каком основании детям не дают положенных часов уроков по необходимым дисциплинам? Пусть проводят свои тупые тренинги ПОСЛЕ уроков, для желающих.
Никому психолог не помогает, не порите чушь. Дети без всяких психологов прекрасно адаптируются в школе. Одни сразу, другие немножко позднее.

Да конечно, а вот указывать учителю какой проводить урок прав таких нет, работа с психологом тоже входит в учебный план. У нас дети очень были довольны, занимались вот по таким пособиям
http://my-shop.ru/shop/books/681384.html
у нас правда дополнительным 5 уроком это было, назывался "развивающий час"

А у нас таких уроков нет.
Детям часто нравится то, что легко. А часто "легко" не значит полезно и нужно. Я против того, чтобы сокращать часы на русский язык и математику, например, в пользу каких-то психологических уроков. Псих.факультатив для желающих - пожалуйста. Но не за счет основных уроков.

Что непонятного, одну математику забрали в пользу физкультуры, в 3 классе русский в пользу труда заберут, потом в пользу религий еще час заберут, что же Вы не возмущаетесь? а психолог вот не угодил почему то.

Если тесты проводятся одновременно со всеми детьми в классе, скорее всего, это делается по запросу учителя, который хочет понять какая атмосфера в классе, нет ли "изгоев", как дети относятся друг к другу. Это говорит только о том, что учителю не все равно.

Просто здесь речь идет о психологии. А на счет физ-ры и труда - да, давно возмущает. Три (а то и четыре) физкультуры в неделю в обычной школе, религия (которая вообще должна преподаваться вне стен светской школы), дополнительные труды, и все это вместо положенных часов необходимых уроков по русскому языку и математике - такое мог сочинить только идиот.
Не хотят в правительстве, чтобы дети умными росли. Тогда глупость чиновников будет бросаться в глаза.)))

а почему я после работы должна объяснять ребенку алгоритм написания буквы Ы? Мне же еще и найти нужно этот алгоритм, я то на автомате уже пишу лет дцать.. А для этого мне еще нужно знать, как называются все элементы буквы. Я понимаю, когда прописать уже объясненные буквы задают. В итоге, домашнее задание растягивается, вечер угроблен, я на завтра ни обед ни приготовила, ни того же ребенка в школу собрать не успела. Уже молчу, что никто не отдохнул.

Не дуркуйте, если психолог был вместо урока русского, то букву Ы дети будут проходить на следующем уроке.

вы уверены, что это тесты психолога? Наши первоклашки 2 дня по уроку заполняли тесты, спущенный из ДО. Называется, по моему, мониторинг готовности к школе. Присутствие психолога - обязательно. Для того, что бы деток успокоить и подбодрить!

Объясните мне Алгоритм написания буквы Ы, пожалуйста.
Вы меня очень заинтриговали. Это что сейчас вот так и учат - алгоритм написания А, алгоритм написания Б и далее по списку? И как раз к началу октября до Ы добрались, т.е. по 1 дню на одну букву?

У нас в школе у психологов отдельный урок. И они на нем как правило дают задания на социализацию, на память и т.д. вещи полезные, хотя прямая связь с психологией не всегда заметна. Все родители к нашим психологам хорошо относятся.
Но мы кажется подписывали согласие.

Именно так и учат Причем учат не по порядку буквы. Начинают с И, она королева букв, на ее базе пишутся многие буквы

Это лучше у психологов как раз узнавать, этих тестов куча разных.От примитивных, типа "напиши 5 человек, с которыми ты дружишь" до более "хитрых". У нас, например, у старшей, классе в 7 дети вдруг взбунтовались писать примитивные, мотивируя тем, что все равно потом все друг другу разбалтывают кто кого написал-не написал, и начинаются обиды. психолог дала другие тесты, менее очевидные. Какие именно-я не в курсе.

самая простая - Школа России. Автор сего творения - Илюхина. Возможно, с этим и писать детям легче, время покажет. Я в детстве тупо копировала буквы за учителем. А тут у каждой буквы правила написания до милиметра. Но я как то слишком замороченным считаю - ни шагу влево, красивая буква выглядит именно так

Знаменитости в тренде

Читайте также: