Почему русская литература смогла оказать влияние на культуру и искусство всего мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

Русская литература оказывает влияние не только на духовность русского народа, но и на становление культуры и искусства во всем мире. Самобытность и глубина русской литературы известна и в других странах, ведь она сделала неоценимый вклад в историю мирового литературного процесса.

Она никогда не была национально замкнутой, наоборот - русские писатели всегда поднимали в своих гениальных произведениях общечеловеческие вопросы, которые остаются вечными для мировой литературы. Но важно то, как они это делали - ведь произведения русских классиков пронизаны гуманностью и духом свободы, детальным психологизмом и тщательнейшим изучением человеческой души.

Считается, что с конца XIX века русская литература заняла одно из передовых мест в развитии мировой культуры. Так как с начала XX века Россия переживала постоянные кризисы, ее литература носила революционный характер.

Это и подтолкнуло к кардинальному обновлению литературный процесс в России, появились новые формы и стили, а постоянно сменяющиеся исторические события повлекли за собой расцвет кризисного искусства. В 1909 году английские литераторы писали о том, что русская литература становится факелом.

Самобытность и общие тенденции русской литературы

Зарубежным читателям становятся известны и другие русские писатели: Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. По произведениям Толстого, Чехова и Достоевского в других странах до сих пор ставятся спектакли, снимаются кинофильмы, а их литературное наследие тщательно изучается.

Ведь русская литература богата эстетизмом и нравственностью, тонким осмыслением человеческой морали и глубоким проникновением в душу человека. Это можно назвать общими тенденциями мирового литературного процесса, но русские писатели относились и относятся к ним с особой душевностью и глубоким психологизмом, что позволяет находить различные интерпретации русских романов до сих пор.

Это своеобразие русской литературы всегда поражало зарубежных литераторов, ее проникновенность и нравственные ценности не имеют аналогов в мире. Многие русские классики признаются великим мыслителями и философами, идеи, заложенные ими в творчество, вызывают настоящий восторг и душевный отклик у людей, независимо от нации и места рождения.

Произведения русских классиков несут в себе гуманистические традиции, а русский реализм и патриотизм уже давно известен всеми миру. Зарубежные критики всегда отмечали высокий идейно-художественный уровень литературы России, поэтому ее мировая ценность неоспорима.

Русская литература оказала огромное влияние на становление и развитие мирового литературного процесса, ее духовность и ярко выраженные нравственные ценности формировали течение духовной и культурной жизни не только на Родине, но и во всем мире.

В конце 19 века русская литература выходит на всемирную арену. Она становится популярна не только среди русских читателей, но и среди читателей зарубежья. Русская литература примечательна тем, что среди русских писателей есть большое количество особо талантливых людей. Сила, с которой развивается русская литература 19 века, огромна. За какие-то 100 лет Россия дарит всей мировой литературе такие знаменитые имена как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Толстой, Тютчев, Тургенев и др. Весь мир поражен русским литературным искусством.

Феномен русской литературу состоит из двух факторов:

  • та быстрота с которой появлялись таланты и удивительные произведения
  • разнообразие талантов, стилей, жанров

Становление русской литературы стало возможным благодаря ее:

  • глубокой идейности,
  • любви к человеку,
  • любви к родине,
  • народности.

Борьба за идею

Идейность и прогрессивные взгляды русских писателей исходили из борьбы народа за свои свободы. Отличительной черной русской литературы всегда была демократия. Демократия, борьба народа за свободу, по сути дела являются продуктом борьбы с самодержавием и крепостным режимом. Господство самодержавия, и долгое терпение народа накопили в людях огромное количество революционной энергии. Восстания, которые происходили в это время, укрепили в народе веру в свою всеобъемлющую силу. Это прослужило толчком для дальнейшей борьбы за свободы. Само собой, эти события нашли отражение в русской литературе того времени.

В литературе 18 века показана борьба простых людей с самодержавной властью. Это мы видим в произведениях Радищева, который описывает режим самодержавия как ужасный феномен своего времени. Фонвизин в своих произведениях высмеивал крепостников. Пушкин тоже всегда был на стороне простого народы, в своих произведениях он писал о свободе. Герцен призывал народ пробудиться и встать на борьбу за свободу. Тургенев негодовал по поводу крепостного режим и горячо призывал выйти на борьбу с ним. Это лишь часть имен великих писателей, которые доказывают тот факт, что русская литература 19 века всячески предпринимала попытки борьбы за свободу и идеи.

Готовые работы на аналогичную тему

Русские писатели принимали активное участие в общественной жизни страны. Важнейшие события, которые происходили в России, молниеносным образом находили отклик в их произведениях.

Моральные проблемы

Несмотря на свои специфические взгляды, русские писатели следили за тенденциями литературы Европы, использовали ее опыт.

Целью писателей того времени была пробуждение любви к простому русскому народу. Эти стремления мы видим у таких писателей как Радищев, Пушкин, Тургенев и др.

Характерной чертой русской литературы 19 века, которая так импонировала читателям и критикам других стран, является критической отношение к действительности.

Русская литература внесла в мировую литературу идею торжества передовых человеческих идеалов. Русские писатели внесли в мировую литературу русские образцы критического реализма.

В 19 веке западные писатели начинают перенимать идеи русских писателей.

По мнению австрийского писателя С. Цвейга, в русской литературе кроется пророчество о новом человеческом идеале. Европейская литература уступала русской так как идеи гуманизма и просвещения постепенно обнаруживали в себе рад недостатков. В основе их был индивидуализм, раскрывались не только положительные качества человека, но и негативные. Русская литература несла в себе идеи новой человечности.

Русский реализм 19 века обращается и к вопросам философии, вопросам человеческого существования. Человек в процессе своей жизни сталкивается не только с другими людьми, он так же вступает в конфликт с самой человеческой природой – каждая личность обречена на смерть. Толстой в своих произведениях пытается донести до нас мысль что жизнь имеет смысл только в том случае, если смысл этой жизни продолжается после смерти человека.

Заключение

Российская литература внесла неоценимый вклад в литературу и культуру других стран. Русские писатели поднимали в своих произведениях вопросы, которые являлись актуальными не только для русского народа, но и для человечества в целом. Русская литература 19 века – это, то чем мы гордимся сегодня, это то, что возвысило русскую культуру в газах мировой общественности. Литература 19 века с ее известными писателями, Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Толстым, Тургеневым, - это символ России. Прошло уже более 150 лет, но классическая русская литература остается ценным источником вдохновения как в России, так и за ее пределами. По произведениям наших писателей ставят спектакли и снимают фильмы.

Русская художественная литература, - писал М. И. Калинин, - много сделала для развития общечеловеческой мысли и занимает в ней почётное место.

Русская литература оказывает влияние не только на духовность русского народа, но и на становление культуры и искусства во всем мире. Самобытность и глубина русской литературы известна и в других странах, ведь она сделала неоценимый вклад в историю мирового литературного процесса. Она никогда не была национально замкнутой, наоборот - русские писатели всегда поднимали в своих гениальных произведениях общечеловеческие вопросы, которые остаются вечными для мировой литературы. Но важно то, как они это делали - ведь произведения русских классиков пронизаны гуманностью и духом свободы.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

МЕСТО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МИРОВОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ, ЕЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов. Все мировое искусство, начиная с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений.

В свою очередь передовая русская литература XIX века оказывала и оказывает по сей день огромное влияние на литературу братских народов, на писателей всего мира, ибо, как вы знаете, проблемы, волновавшие ее, были не только национальными, но и общечеловеческими. Недаром Горький писал: В нашем храме чаще и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое.

Истинное открытие русской литературы зарубежным читателем произошло, когда в 1879 году вышел в свет первый французский перевод Войны и мира. Эпопея Толстого ошеломила своих новых читателей и заставила ближе присмотреться к творчеству других русских писателей. С этого времени наша литература стала вливаться мощным потоком в духовную жизнь народов зарубежных стран -стран Запада и Востока (Индии, Японии, Китая). Кроме Толстого, восторг и благоговение вызвали Тургенев и Достоевский, Великой тройкой назвали этих писателей за рубежом.

Вскоре был открыт и Чехов, путь которого к зарубежному читателю (и зрителю) был таким же триумфальным, как и путь великой тройки.

Западноевропейская литература в конце XIX - начале XX века переживала тяжелый идейный и творческий кризис. Оказавшись перед лицом жестокого капиталистического мира, в условиях упадка революционного движения, многие зарубежные писатели растерялись, оказались во власти пессимистических настроений, утратили веру в человека, в возможность добра и справедливости. Поэтому с такой жадностью они приникли к живительному источнику светлых, возвышенных идеалов, которые несла с собой русская литература. ДЯ убежден. - говорил в конце прошлого века один французский писатель, - что влияние русских писателей будет спасительным для нашего истощенного искусства. Этот голос был не единичным. Английские литераторы в 1909 году писали: Русская литература стала факелом. Свет этого факела разлился далеко за пределы России, он озарил собой всю Европу. А по словам замечательного французского писателя Ромена Роллана, сильная рука Толстого была ему поддержкой в духовном одиночестве на Западе. Разумеется, не все за рубежом были единодушны в оценке творчества русских писателей. Нередко делались попытки и реакционного их истолкования (вы могли убедиться в этом на примере Достоевского). Однако не эти попытки определяли судьбы русской литературы в мировом литературном процессе, ее место в мировой культуре.

Особенно возросло международное влияние русской классической литературы после Великой Октябрьской социалистической революции, которая сделала очевидной огромную роль русской литературы в поступательном движении человечества. Вскоре после революции немецкий писатель Томас Манн в предисловии к издававшемуся в Германии альбому портретов русских писателей сказал: Вот проходят они, гении этой могучей, жизненно важной словесности, носители русской мысли, все как один - борцы и герои. подвижники великой ответственности перед идеей человечества.

Постепенно достоянием широкого круга читателей зарубежных стран становятся наряду с Тургеневым, Толстым, Достоевским, Чеховым Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов. Так, стихи Некрасова переводят сейчас во Франции, Италии, Швеции, Англии, США. Исключительную популярность поэт революционной демократии приобрел в социалистических странах.

Не говоря уже об огромном количестве переводов русской классики буквально на все языки мира, она входит в сознание зарубежных ценителей искусства через театр и кино. Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. Драмы Чехова не сходят со сценических подмостков многих стран мира.

По свидетельству зарубежных писателей, да и по впечатлениям читателей, современная проза и драматургия в значительной своей части развивается в русле творческих принципов Толстого, Достоевского и Чехова. Известный американский драматург отмечает, что влияние А. Чехова на мировую драму не знает себе равных. Писатели мира снова и снова повторяют, что русскую литературу XIX века они считают величайшей, самой гуманной и в то же время самой важной в целом свете.

Постоянно возрастающая роль русской классической литературы в духовной жизни человечества обусловила и глубокий интерес к ней со стороны ученых. Сотни литературоведов-славистов из разных стран занимаются изучением истории русской классической литературы, собиранием архивов русских писателей, живших длительное время за границей. Нередко эти архивные материалы передаются в дар нашей стране.

Дни писательских юбилеев, которые в Советском Союзе превращаются во всенародные празднества, получают мировой резонанс. Так было в 1949 году, когда страна отмечала 150 лет со дня рождения Пушкина. Так это произошло в 1971 году, когда но решению Организации Объединенных Наций весь мир отмечал 150-летие со дня рождения Достоевского.

Литература критического реализма, рожденная споим временем, полная тревоги (помните тютчевское - О, сердце, полное тревоги!), исканий, сомнений, надежд, не ушла в прошлое. В явлениях своего времени ей удавалось открыть непреходящее, общечеловеческое, вечно живое. Поэтому она так нужна людям, живущим много десятилетий спустя.

Богатейшие возможности воздействия на сознание, на весь строй человеческих чувств, заложенные в передовой литературе прошлого, всегда учитывались и учитываются Коммунистической партией. Даже в условиях царской России партийная печать - Искра, Звезда, Правда - постоянно привлекала внимание читателей к классической литературе, к ее творцам.

Еще в 1910 году в связи со смертью Л. Толстого В. И. Ленин указал, что в наследии великого писателя есть то, что принадлежит будущему. Это наследство, - писал Ленин, - берет и над этим наследством работает российский пролетариат. Разумеется, это относится не только к творчеству Толстого. Вспомним, с каким уважением и любовью относился Ленин к великим русским писателям XIX века, как постоянно опирался на их творчество в своих трудах, посвященных исследованию исторических, экономических, политических проблем.

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции произведения русских классиков стали выпускаться небывалыми тиражами, так как к ним потянулись миллионы и миллионы новых читателей! И в наши дни интерес советских читателей разных возрастов к классической русской литературе огромен. Она приходит к нам из книг, с театральных подмостков, с экранов кино и телевизоров.

Наших современников влечет к себе пафос правды, бесстрашие мысли, гуманизм, народность, патриотизм замечательных писате- лей XIX века, высочайший нравственный и эстетический уровень их творчества.

Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного мира, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем, об ответственности, которую каждый из нас несет перед настоящим и будущим.

Партия всегда напоминала и напоминает советским писателям о необходимости развивать традиции русской классической литературы. Эти традиции стали отправными для литературы социалистического реализма, зародившегося в недрах реализма критического.

Не только русские советские писатели, но и писатели братских народов видят в русской классической литературе могучий источник своего творчества. Послушайте, как об этом говорит советский писатель Чингиз Айтматов: В наших советских условиях огромное значение имеет. русская художественная традиция, обладающая широчайшим диапазоном, широчайшими возможностями. Естественно, русская литературная традиция сегодня служит не только русским писателям, но и всем нам, писателям братских республик. Невозможно создавать современную прозу, не впитав опыт классического реализма Толстого и Чехова.

О непреходящем значении традиций, завещанных писателями прошлого, о самом облике писателя-гражданина, который. может служить примером для писателей наших дней, превосходно сказал А. Т. Твардовский:

Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. Они жили в иные времена, ставили перед собой иные задачи, обладали иным - по времени - мировоззрением, но степень самоотверженности и благородного бескорыстия в любимом труде, вдохновенного служения великому искусству до сих пор сохранила для нас значение образца.

Читайте также: