Почему реформация была поддержана князьями и герцогами германских земель кратко

Обновлено: 08.07.2024

Реформация XVI века — это ключевой этап в истории Европы. Реформация — это движение за обновление католической церкви и пересмотр религиозных догм. Это движение привело к появлению новых конфессиональных течений и к потере католической церковью монополии.

Реформация и крестьянская война в Германии

Предпосылки к реформации

Важнейшими предпосылками реформации были, прежде всего:

  • распространения философии гуманизма, провозгласивший человека хозяином своей судьбы и связанная с ней обмирщение сознания;
  • также к предпосылкам следует отнести распространение новых религиозных учений — ереси, с точки зрения официальной церкви, в которых основной акцент делался на внутреннее стремление человека к богу, а не на религиозные обряды;
  • также к предпосылкам реформации можно отнести распространение книгопечатания и подъем образования.

К причинам реформации следует отнести:

  • во-первых, богатство церкви и вызывающее поведение священников. Нередко их критиковали за чревоугодие, корыстолюбие и невежество. Такое поведение вызывало недовольство всех социальных слоев;
  • также стремление светских властей подчинить себе церковь на своих территориях и секуляризировать церковные земли;
  • недовольство бюргерства и крестьянства церковной десятиной и другими церковными поборами тоже является одной из причин реформации;
  • ну и, наконец, следует назвать продажу индульгенций.

Начало реформации

Реформация началась в Германии. В XV-XVI веках Германия представляла собой конгломерат земель: курфюршество, герцогство, маркграфство и так далее, которые управлялись фактически независимыми князьями. Власть императора над ними была весьма условна. Хотя имперская корона и оставалась у дома Габсбургов, но ее судьбу решали курфюрсты, поскольку они имели право выбирать императора. Также часть германских земель принадлежала церкви и управлялась независимыми духовными князьями.

Короли Англии и Франции, которые управляли централизованными монархическими государствами, укрепляли свою власть и боролись со стремлениями Папы Римского к верховенству над светскими властями. Германия же, составлявшая большую часть священной Римской империи, продолжала отправлять в Рим большие деньги, что вызывало недовольство, как горожан и крестьян, так и части князей.

Мартин Лютер

Лидером реформации стал Мартин Лютер, католический священник и преподаватель теологии в Виттенбергском университете. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Мартин Лютер утверждал, что покупка индульгенции освобождает лишь от наказания, наложенного церковью, а искупление греха возможно только покаянием и добрыми делами. Священники, злоупотребляющие продажей индульгенцией и богатство церкви, по мнению Лютера, подрывает не только авторитет самой церкви, но и авторитет Папы Римского.

Следует отметить, что Мартин Лютер критиковал не столько Папу Римского, хотя и отмечал недопустимость его богатства, вызывающее недовольство паствы. Он критиковал скорее священников, злоупотребляющих своей властью.

Давайте прочтем несколько отрывков из этого произведения: «Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством Папских индульгенций, человек избавляется от всякого наказания и спасается. Если кому-нибудь может быть дано полное прощение всех наказаний, то несомненно, что она дается наиправеднейшим, то есть немногим.

Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенции, даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенцию, не получит Папского прощения, но гнев Божий навлечет на себя.

Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

Должно учить христиан: покупка индульгенции — дело добровольное, а не принудительные.

Тезисы Мартина Лютера были признаны в то время ересью, и в 1520 году Папа издал буллу об отречении священника от церкви. Но он сжёг это папское послание на глазах у своих студентов. Вступив в полемику с Папой Римским, Мартин Лютер издал несколько сочинений, в которых изложил свои взгляды на религию и церковь. У него появилось много последователей среди немецкого бюргерства и дворянства, поскольку его учение отвечало их утилитарным интересам. Речь идет о желании бюргерства освободиться от церковных поборов и желание князей секуляризировать церковные земли и укрепить собственную власть.

Главная идея учения Мартина Лютера

Главная идея учения Мартина Лютера заключалась в том, что человек спасается только верой в Бога и не нуждается при этом в посредничестве церкви.

Спасение только верой — вот ключевой тезис его учения.

Католическая же церковь утверждала, что человек может получить прощение только при помощи церкви. Мартин Лютер считал, что церковь не должна быть богатой, и поэтому поддерживал идею секуляризации церковных земель. Из семи христианских таинств он предлагал оставить только два: крещение и причастие, поскольку только они упоминаются в Библии, а остальные пять он считал изобретением католической церкви.

Мартин Лютер выступал за перевод Библии с латыни, на которой не говорила паства на национальные языки. Это давало возможность верующим самостоятельно изучать Библию, при этом на священников возлагалась задача помощи в чтении Библии. На национальных языках должно было идти и богослужение. Пышность церковных обрядов, почитание икон, святых и мощей Мартин Лютер объявил идолопоклонством.

Преследования Мартина Лютера

В 1521 году император священной Римской империи Карл V вызвал Мартина Лютера на Вормсский рейхстаг. Туда же прибыли и посланники Папы Римского, которые требовали от Лютера отречения от его еретических взглядов. Но Лютера поддержала группа северо-германских князей, которая желала разрыва с Римом и укрепления собственной власти.

Над ним нависла реальная угроза ареста, но его спасли северо-германские князья, которые спрятали священника в одной из крепостей саксонского курфюрста Фридриха. Таковы были ключевые положения религиозного учения Мартина Лютера. Основанная на его учении церковь получила название лютеранская.

Последователи Мартина Лютера

Между тем последователи Мартина Лютера перешли к действию. В Саксонии и некоторых других немецких княжествах католическую мессу заменили проповедью. Из церквей выбрасывали иконы, таким образом, было уничтожено множество предметов средневекового искусства. В борьбу постепенно вовлекались крестьянства, бюргерства и разорившиеся рыцарства.

Появилось и желание политической реформации. Тяжелое социально-экономическое положение немецкого крестьянства обусловило столь быстрое распространение в его среде учений о справедливом политическом переустройстве. Зарождение капиталистических отношений в деревне привели к захвату дворянством христианских общинных земель, а также к увеличению налогов и к разорению и закрепощению части германского крестьянства.

Крестьянские восстания в Германии

Крестьяне требовали установления оброка и барщины по справедливости и отмены всех дополнительных поборов, в частности, отмены штрафов. Особой статьей они требовали отмены, так называемого, посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило, добавлялся и побор за право пользования наследством.

Постепенно восстание переместилась с юго-запада в центральные земли Германии. Наиболее организованным оно было в Тюрингии. Горожане и разорившееся рыцарства, примкнувшие к крестьянам, составили свою программу. Это, так называемая, Гейльброннская программа. Она ограничивала власть князей, и предусматривала централизацию страны.

Согласно этому документу в стране должны были быть созданы единые органы управления, подчиненные императору. Власть духовенства была ограничена и церковь лишалась собственности. Также документ предусматривал отмену внутренних таможен и введение единой денежной системы, и единой системы мер и весов. Программа практически не учитывала интересы крестьянства, в частности, указывалось, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей путем выкупа феода в 20 кратном размере. Несмотря на то, что эта программа могла стать базой для объединения немецкого общества, крестьяне так и не смогли созвать съезд, чтобы обсудить ее. Хорошо вооруженные армии князей довольно быстро разбили разрозненные отряды крестьян. К концу 1525 года восстание было полностью подавлено.

Появление протестантизма

После окончания крестьянской войны часть германских князей продолжила секуляризацию церковных земель. Некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих прежних духовных княжеств. Так, например, поступил великий магистр Тевтонского ордена, который в 1525 году принял титул герцога Прусского. Другая часть князей, напуганная крестьянской войной и видевшая ее причины в реформации, осталась верной католицизму.

Противостояние князей протестантов и князей католиков

Противостояние князей протестантов и князей католиков, которых поддерживал император, вылилось в две войны. Это так называемые Шмалькальденские войны. Но боевые действия не привели к перевесу ни одной из сторон и в 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император признал право князей самостоятельно решать, какой будет религия в их государстве. Таким образом, восторжествовал принцип: чья земля, того и вера. Подданные же должны были исповедовать ту религию, к которой принадлежал их князь.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые центральные княжества, приняли лютеранство. Юг остался католическим. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии. Постепенно в XVI веке лютеранство распространилось в Европе. Оно стало официальной религией в Дании, Норвегии, Финляндии и прибалтийских землях.

Ответ

Последняя треть xix ст. - начало xx ст. характеризовались дальнейшим развитием в ведущихстранах мира индустриального общества,которое в указанный период переживало период индустриализации - создание большогомашинной индустрии, производящей машины и оборудование и является базовой длядальнейшего развития промышленности поэтот период промышленное производство выросло почти втрое. особенно быстро развивалась тяжелая промышленность. наибольшихуспехи были достигнуты в металлургии, машиноления, транспорте. выплавка стали, чугуна, добычаугля, производство машин и оборудованиястали показателями могущества стран. вместе с появлением новых отраслей -электротехническое, - в корне изменило повседневную жизнь людей. , т.е. создание крупных предприятий, требовало новых форморганизации производства и крупных финансовыхвложений. для привлечениякапитала с целью решения крупных получило - объединение капиталанескольких владельцев с последующим получением прибылии распределением его в зависимости от внесенной доли. то, чтозначительные финансовые ресурсы были в руках узкого элитарного прослойки банкиров и промышленников, и обусловило ихгосподства в и, политической жизни общества. этот узкий прослойка получил название финансовой олигархии. созданиекрупной машинной индустрии к концентрации производства и до рожденияновых форм производственных объединений - картелей,синдикатов, трестов, концернов, т.е. монополя. і раньше других стран этот процессначался в сша и приобрел там наибольшего размаха. монополии пыталисьустановить своемонопольное господство на рынке в ведущих отрасляхпромышленности, им становилось все теснее в национальных границах от"избытка" капитала. экспансия его в слаборазвитые страны давалавозможность получать высокие доходы. их получали, например, за ссуды, субсидирование строительства железных дорог, разработкесырьевых ресурсов.

Ответ

Тотлебен эдуард иванович (8.05.1818—19.06.1884), государственный и военный деятель, инженер-генерал (1869), генерал-адъютант (1855), граф (1879). с 1832 учился в главном инженерном училище, в 1836 произведен в офицеры. в 1848—49 участвовал в кавказских войнах. во время крымской войны 1853—56 играл видную роль в организации обороны севастополя. во время -турецкой войны 1877—78 проявил себя как талантливый военачальник. с апр. 1878 по янв. 1879 командовал действующей армией до заключения берлинского мирного договора. с 1879 являлся членом государственного совета. в 1879 — одесский генерал-губернатор и командующий войсками одесского военного округа, с 1880 — виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор и командующий войсками виленского военного округа; был убежденным сторонником самодержавия.

XV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных людей. Находилось всё больше смельчаков, склонных к самостоятельным размышлениям, к сомнениям во всём, что ещё недавно казалось незыблемым, в том числе и в вопросах веры. Этих энергичных и предприимчивых людей не устраивали средневековые идеалы смирения и аскетизма, они не хотели смотреть на земную жизнь лишь как на приготовление к жизни загробной. Оставаясь верующими, они испытывали потребность в вероучении, которое оправдывало бы такую позицию. А католические идеалы вызывали всё больше критики, нередко продолжавшей и развивавшей традиции средневековых ересей.


Карикатура на Католическую церковь. Изображающая Антихриста в папской тиаре. XVI в.

Католическую церковь было за что критиковать. Современники высмеивали и обличали корыстолюбие, невежество, чревоугодие священников и монахов. Всеобщее недовольство вызывали огромные богатства Церкви. Предметом зависти дворян были её обширные земельные владения. Экономным горожанам всё меньше нравились пышное церковное убранство и дорогостоящие церковные обряды. Правители хотели установить в своих государствах контроль над Церковью и воспользоваться её богатствами. Этому противились папы, претендовавшие на главенство над светской властью. Кроме того, в Рим поступали колоссальные доходы, получаемые со всех католиков Европы: плата за церковные должности, десятина, плата за исполнение обрядов… Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы пировали, охотились. Многие брали взятки, за деньги в Риме можно было приобрести любую должность и получить отпущение любых грехов. Несоответствие между образом жизни служителей Церкви и тем, что они проповедовали, вызывало возмущение верующих и части духовенства.


Религиозная процессия на площади Св. Марка в Венеции. Художник Д. Беллини


Какие семь таинств признаёт католицизм? (Вспомните из курса истории Средних веков или выясните из литературы.)

Недовольство Церковью нарастало по всей Европе. Началась Реформация – широкое движение за реформу (обновление) Католической церкви, охватившее в XVI в. многие европейские страны.

Реформация зародилась в Германии, и это не случайно. Ни в одной другой стране Европы к началу XVI в. не накопилось столько противоречий. В отличие от многих европейских стран (Англии, Франции, Испании), в Германии, составлявшей основную часть Священной Римской империи, в это время сохранялась политическая раздробленность. Раннее развитие капитализма во многих отраслях промышленности причудливо сочеталось здесь с отсталостью деревни, в которой сохранялись традиционные отношения между крестьянами и сеньорами.

Идеи объединения страны, ограничения произвола князей, усиления императорской власти и других перемен буквально витали в воздухе. Но многочисленным проектам реформ неизменно противостояли те силы, которые не были в них заинтересованы, и прежде всего семь курфюрстов – наиболее могущественных князей, имевших право выбирать императора. По сути, в стране все враждовали со всеми. Князья не давали усилиться императору и в то же время притесняли простых дворян; дворяне, бессильные перед волей князей, отыгрывались на крестьянах и горожанах, жестоко страдавших от их произвола. И только в одном – в недовольстве Католической церковью – сходились все слои немецкого общества. В раздробленной Германии у слабой императорской власти не было сил противиться притязаниям пап. В немецких землях Церковь сильно зависела от Рима и отправляла туда огромные суммы.


Папа Римский Лев Х – противник Реформации. Художник Рафаэль

Мартин Лютер против Папы Римского

Сын разбогатевшего рудокопа Мартин Лютер (1483–1546) учился в университете и подавал блестящие надежды, но затем бросил учёбу и ушёл в монастырь, стремясь найти там путь к спасению души. Позже он стал священником и доктором теоло?гии, проповедовал в церкви города Ви?ттенберга. После долгих размышлений Лютер пришёл к выводу, что милостью Божьей будет оправдан лишь искренне верующий, а те внешние проявления благочестия, которых Церковь требует от верующих, не имеют никакого значения для спасения души.


Мартин Лютер. Художник Л. Кранах Старший


Идея Лютера об оправдании верой имела важные последствия, которые он и сам осознал не сразу. Ведь если человека спасает вера, то нужно ли посредничество Церкви во главе с Папой? Церковь должна лишь наставлять людей в религиозной жизни, помогать им понять Библию. Имущества у неё быть не должно, а то, что есть, следует секуляризи?ровать, т. е. передать светским властям. Священники, по Лютеру, ничем не отличаются от обычных людей, и в их безбрачии нет никакого смысла. И тем более не нужны монахи…

Признавая в делах веры авторитет только Священного Писания, Лютер, вопреки нормам католицизма, подчёркивал, что сочинения отцов Церкви, решения пап и соборов не имеют обязательной силы. Зато Библия должна быть доступна каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь. Лютер перевёл Библию на немецкий язык, и его перевод считается замечательным памятником немецкой словесности XVI столетия.


Церковь в Виттенберге, где проповедовал Мартин Лютер

Взгляды Лютера, и особенно его идея оправдания верой, легли в основу различных религиозных реформаторских направлений в Германии и за её пределами.


Чем отличается лютеровское понимание путей спасения души от католического?

В 1520 г. Папа Римский издал особый документ – бу?ллу с угрозой отлучить немецкого бунтаря от Церкви. В ответ Лютер публично сжёг один из экземпляров буллы. Множилось число сторойников реформ и среди бюргеров, и среди дворян, и даже среди князей. Их поддержал и саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, во владениях которого жил Лютер.

Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Во?рмском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Лютер вновь отказался отречься от своих взглядов. Император встал на сторону Папы и добился того, что рейхстаг (парламент) резко осудил новую ересь.

Между тем сторонники Лютера от слов переходили к делу. Возбуждённые проповедниками толпы уничтожали в церквах иконы – в результате погибли многие шедевры средневекового искусства. Лютер осудил такие действия: он считал, что Реформацию следует проводить только мирными средствами и что заниматься этим должны власти, а не простой народ.

Однако Лютер не мог контролировать события. Начатое им дело привлекло очень многих, но каждый понимал его учение по-своему. В Реформации появились разные направления, выражавшие интересы различных слоев общества. Сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, стремясь опереться на князей и городские власти. Но были и приверженцы решительных действий, связывавшие реформу Церкви с переустройством общества в целом.


Мартин Лютер перед императором Карлом V на рейхстаге в Вормсе

Крестьянская война в Германии

Идеи Реформации быстро распространялись в народе. Многие считали, что земные порядки, противоречащие Божественным установлениям, следует изменить. Среди сторонников народной Реформации выделялся То?мас Мю?нцер (ок. 1490–1525). Сначала он поддержал Мартина Лютера, но затем стал его непримиримым врагом.


Мюнцер полагал, что частные интересы людей должны быть подчинены целому – Божественному замыслу. Понять его способны лишь те, кто действует в интересах всего общества. Это – трудовой народ, ремесленники и пахари. Взяв власть в свои руки, они установят на земле царство справедливости. А раз мирным путём им власть не отдают, значит, надо вести вооружённую борьбу против препятствующих воплощению Божественного замысла господ и властей.

Эта проповедь прозвучала на фоне резкого обострения отношений между сеньорами и крестьянами. Сеньоры в это время стремились повысить свои доходы за счёт простых земледельцев, возрождая старые повинности и вводя новые. В ответ крестьяне организовывали заговоры против господ. Все заговоры были раскрыты, но сыграли немаловажную роль в подготовке нового восстания, самого крупного в истории страны.

Однако созвать съезд и обсудить эту программу крестьянам не удалось. Оправившись от первоначальной растерянности, власти разбили повстанцев и во Франконии, и в Тюрингии, где восставших возглавлял сам Мюнцер. В мае 1525 г. превосходящие силы князей взяли штурмом укреплённый лагерь восставших у Франкенха?узена. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над его участниками, был казнён и Мюнцер. Считается, что в Крестьянской войне погибло около 100 тыс. человек. Положение крестьянства в целом ухудшилось, его сословное неравенство сохранилось.

Подавление крестьянского восстания стало поражением народной Реформации, а также сторонников реформ среди бюргерства и части рыцарства. Было закреплено всевластие князей, и объединение Германии надолго отодвинулось. И всё же Крестьянская война осталась в истории как символ борьбы народа за свободу.

Дальнейшие судьбы лютеранства

Мартин Лютер резко осудил повстанцев и Томаса Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В то же время их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государя над Церковью. Они перешли на сторону Реформации и присвоили себе церковные владения. Даже великий магистр Тевтонского ордена распустил орден, секуляризировал его земли и принял титул герцога Прусского. Главой Церкви в каждом княжестве становился его государь.

Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера – лютеране – заявили протест. Они утверждали, что в делах веры мнение большинства не может быть навязано меньшинству. С этого времени их стали называть также протеста?нтами. Позже этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.

К тому времени Реформация давно перешагнула границы Германии. Число сторонников Лютера множилось всюду. По инициативе королевской власти Реформация по лютеранскому образцу была проведена в Англии, в Дании с подвластными ей Норвегией и Исландией, в Швеции с подвластной Финляндией. В каждой из этих стран Церковь возглавил монарх. Таким образом, к середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких европейских странах.

Реформация в Европе в XVI в. и крестьянская война в Германии



Найдите на карте основные области Крестьянской войны: юго-запад (Швабию), Франконию, Тюрингию, Тироль. Найдите города Хайльбронн и Франкенхаузен. Найдите страны и области, где победило лютеранство.

В первой половине XVI в. в Европе началась Реформация – широкое движение за обновление Католической церкви, охватившее почти всю Европу. Расколов Церковь, Реформация дала начало новым направлениям в христианстве. Народная Реформация потерпела поражение в ходе Крестьянской войны в Германии, лютеранство же победило в ряде стран Европы.


Теология (от гр. theo?s – Бог и l?gos – слово) – то же, что богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.


• 1517 – начало Реформации в Германии.

• 1524–1525 – Крестьянская война в Германии.

• 1555 – Аугсбургский религиозный мир.

(Из речи Мартина Лютера на Вормском рейхстаге)

1*. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?

3. Почему в Реформации появились разные направления?

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

1. Опираясь на материал учебника, докажите, что Реформация назревала во всей Европе, а не только в Германии.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов:

1) требование секуляризации церковного имущества;

2) осуждение монашества;

3) осуждение паломничества;

4) сокращение числа церковных таинств;

5) отрицание авторитета папских булл и церковных соборов.

3. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат М. Лютеру, а какие – Т. Мюнцеру. Найдите различия во взглядах двух реформаторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг Положение крестьян. Известно стремление императрицы убедить всех, особенно иностранных корреспондентов, что страна при её правлении процветает, а народ живет в достатке и благоденствии. Показательны два письма Екатерины: одно

Вторая Крестьянская война

Вторая Крестьянская война Формально она началась в 1930 году – ответ крестьян на проводимую Иосифом Сталиным политику коллективизации. О ее масштабах и количестве активных участников журналисты и историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что она представляла большую

Крестьянская война

Крестьянская война тайпинов

Крестьянская война тайпинов Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА Если о Василии Шуйском практически нет солидных работ, поскольку основные события шли как бы без него и часто против него, то о крестьянской войне и Иване Исаевиче Болотникове (ум. в 1608) написано много книг и

Крестьянская война в Германии

Крестьянская война в Германии Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ Нападение крестьян на рыцаряРеформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния.

Крестьянская война (1524—1525 гг.)

Крестьянская война (1524—1525 гг.) Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524—1525 гг. Одна из ее причин — ухудшение экономического,социального и правового статуса крестьян, особенное

Коллективизация и крестьянская война

24. К чему привела Реформация в Германии?

24. К чему привела Реформация в Германии? Реформация была первым актом выступления нового, зародившегося в недрах феодального общества буржуазного сословия против феодальных порядков.Реформация началась в духовной сфере, с выступления буржуазии против католицизма –

31. Крестьянская война под руководством Пугачева

31. Крестьянская война под руководством Пугачева Начало и ход крестьянской войны. Первыми восстали казаки на реке Яик (теперь река Урал). Царское правительство лишало уральских казаков их вольностей, облагало их обременительными налогами, стремясь превратить казаков в

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ Великие географические открытия изменили жизнь европейского общества, причем были опровергнуты некоторые церковные догмы. Открытия ученых также вносили свой вклад в опровержение церковных учений о мироздании. В XVI в. под влиянием открытий,

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.) Уровень социально—экономического и политического развития Германии к началу XVI в. уступал только Нидерландам и Англии. Рост городов обусловливал интенсивную деятельность сельского хозяйства, которое стало приносить больше

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI вв. были для Европы временем духовного обновления. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

Юдовская7 параграф 11

1) Реформация — движение в Западной и Центральной Европе 16-17 веков, ориентированное на библейские постулаты.

2) Индульгенция – освобождение от повинности за грехи, выдаваемое церковью за особую плату и характерное для католицизма того времени.

3) Лютеранство – течение в христианстве, которое основал Мартин Лютер, выступавший за ослабление влияния Римско-католической церкви. Главная цель течения — устранение всех моментов, которые не соответствуют Библии.

4) Кальвинизм — течение в христианстве, где самым главным является суверенитет Бога. Основал течение Жан Кальвин.

5) Протестанты – одно из 3 направлений Христианства, которое гласило – что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого.

6) Контрреформация — движение, которое выступало против Реформации с целью вернуть главенство Римско-католической церкви.

Причины реформации в Германии:

1) Кризис католической церкви, который ознаменовался продажей духовных должностей и получаем взяток церковнослужителями. В итоге люди перестали доверять католической церкви и отрекались от неё;

2) Начало национального освобождения от Рима;

3) Появление религиозных учений, выступление Лютера и принятие Северной и Северо-Восточной Германией лютеранства;

4) Время процветания гуманизма в Германии.

3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне.

Каждое сословие преследовало свои цели. Реформа церкви должна была сделать жизнь людей лучше, поэтому она была поддержана всеми слоями населения:

Князья желали возможности вести самостоятельную политику, без учёта интересов Папы. Это было особенно актуально во время войн. Ведь поддержка Папы имела мощное моральное значение.

Феодалы , то есть крупные землевладельцы хотели освободиться от бремени уплаты десятины. Это своеобразный налог, который уплачивался всеми на содержание церкви. Данный налог составляет десятую часть дохода или имущества. А вместе с этим, и разделить большие церковные земли и богатства.

Горожане хотели получить больше свободы, избавиться от церковных поборов и получить более дешёвую церковь (многим горожанам не нравился роскошный образ жизни церкви).

Крестьяне ожидали улучшения своего зависимого положения. Ведь они также платили большие налоги церкви, а часть крестьян и вовсе принадлежали местным епископам. Поэтому, в католических священнослужителях они видели своих угнетателей.

4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера.

Мартин Лютер является основоположником Реформации в Германии. Возмущенный моральным состоянием католической церкви, он выступал за коренные изменения в её деятельности.

Основные идеи Мартина Лютера:

1) Единственным источником божественного откровения является только Библия;

2) Спасение происходит только чистой и искренней верой. Индульгенции, продаваемые церковью, не имеют веса и должны быть отменены;

3) Отмена посредников между Богом и человеком. Духовенство должно исчезнуть, останутся только пасторы, которые будут растолковывать верующему Библию и учить его читать священные книги;

4) Отказ от излишков в обрядности служб;

5) Священны только два таинства: крещение и причастие;

6) Только слово Божье является авторитетным в делах веры.

Идеи Мартина Лютера имели большое значение и стали основой движения Протестантизма в Европе.

Аугсбургский мир был заключен в 1555 году в Германии и сыграл значительную роль в восстановлении стабильности Священной Римской империи. С помощью этой меры государство ослабило напряжённость в стране , связанной с появлением на волне Реформации множества религиозных взглядов и конфликтов. Этот мир позволил княжествам самостоятельно выбирать религию, вне зависимости от старых традиций. Лютеранская церковь получила такие же полномочия, как и католическая. При этом были отменены пышные религиозные обряды и церковь стала дешёвой.

Гуманисты, также, как и приверженцы Реформации, осуждали Католическую церковь за коррупцию, распутный образ жизни и несоблюдение основ Библии.

В итоге гуманисты поставили под сомнения авторитет католической церкви и её учения, благодаря чему открыли новое представление о мире. Под их влиянием обычный человек, и без того возмущённый церковью, начал думать не о загробной жизни, а о земной деятельности. В итоге возмущение только увеличилось и реформации стала неизбежной.

2. Обсудите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии.

Связано это с тем, что католической церковью не были довольны многие слои населения . Недовольство среди горожан и крестьян вызывали как поведение священнослужителей (продажа индульгенций, не соблюдение библейских заповедей), так и в целом её политика, в том числе и большие налоги. Феодалы же и князья хотели, чтобы церковь не ограничивала их власть.

Поэтому, когда Лютер выступил против католической церкви и стал организовывать свою собственную, его многие поддержали.

3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии.

Князья и высшая знать получила от Реформации то что хотела — она прибрала к рукам многие монастырские земли и была избавлена от уплаты церковных налогов.

Города , также перестали платить налоги церкви и, следовательно, тоже остались в выигрыше от реформации.

Ростовщики и банкиры приобрели статус в обществе. Теперь они могли открыто вести свою экономическую деятельность, что раньше считалось занятием низким и недостойным.

А вот беднейшее население , в основном крестьяне рассчитывали на равенство или хотя бы видимого улучшения своего положения, но не получили практически ничего. Такая несправедливость привела к крестьянским восстаниям и даже войнам. А сам Лютер, который еще недавно проповедовал, что все люди должны быть равными, призвал подавить крестьянские восстания, отметив, что крепостная зависимость крестьян соответствует духу священного писания.

4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Создание лютеранской церкви имело большое значение для европейцев, так как:

Во-первых, она способствовала формированию национального самосознания у народов, благодаря проведению учений и служб на родных и понятных языках стран, а не на латинском, который никто не понимал.

Во-вторых, её учение было более приспособлено к реалиям Нового времени , формируя у человека капиталистические мировоззрения, хваля трудолюбие и осуждая роскошь.

Читайте также: