Почему ребенок говорит плохо консультация для родителей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Речевые нарушения, которые наблюдаются у ребёнка в возрасте до 5
лет, называются физиологическим косноязычием. К 5 годам эти проблемы должны
постепенно исчезать. В противном случае, нарушения могут носить следующий
характер:

отклонения
в развитии артикуляционного аппарата.

Они основаны на вялости, слабости и
малоподвижности органов речи: губ, языка, нижней челюсти, горла.

отклонения
фонематического восприятия – нарушение или недоразвитие речевого слуха.

СОСКЕ И ПУСТЫШКЕ - БЫТЬ!

КОЧЕРЫЖКА ВМЕСТО ПЮРЕ И СУХАРЬ ВМЕСТО ПЕЧЕНЬЯ!

Чем больше появляется баночек с
детским питанием и соками, тем меньше дети развивают жевательные мышцы, которые
тоже очень важны для речевого процесса. Растворимые каши, йогурты, овощные и фруктовые
пюре, бананы, свежий белый хлеб и сдобное печенье – вся эта пища практически не
требует пережевывания. Логопеды и стоматологи бьют тревогу: дети не жуют и не
грызут. Они не тренируют необходимые для речи мышцы. Современные родители
несознательно, конечно, но лишают своих детей возможности удовлетворить эту
потребность, а потом удивляются, что их дети начинают поздно разговаривать и
говорят, как будто их рот полон горячей каши.

Обязательно нужно работать с дыханием, кроме
предложенных далее упражнений, стимулируйте интерес к развитию управления
дыханием. Даже малышу будет интересно задувать свечу, спичку (зажжённую
взрослым), пускать мыльные пузыри, дуть на одуванчик, гонять струёй воздуха
ватку или бумажный кораблик по воде. Эту привычку нужно постараться сохранить
не только на период развития речевых способностей, но и в последующем – для
улучшения соматического состояния.

А самое главное – систематически развивайте мелкую моторику рук,
которая необходима не только для коррекции речи, но и для общего
интеллектуального и физического развития.

Очень часто родителей волнуют вопросы:

сколько
времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка?
от чего
зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков?
как правильно
организовать домашние занятия ребенка и родителя?

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: индивидуальных,
возрастных и психологических особенностей ребенка.

У детей нередко наблюдается скованность,
стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми
сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы
расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность
коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания,
восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов,
участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время
для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Очень
важно регулярно посещать занятия ребенком. Логопед старается организовать
занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них
ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют
закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает
занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают
своего развития, и процесс логопедической работы замедляется.

Участия родителей в процессе коррекции

Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с
логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших
результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку
коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса
(новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным
эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями)
и контролем.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:


Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются: развитие
умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной
базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного
произношения того или иного звука или группы звуков.

На данном этапе выполняется артикуляционная
гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку.


Этап постановки звука.

Поставить правильный изолированный звук должен
логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую
вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать
этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р
предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке
нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.


Этап автоматизации (закрепления) звука.

Исправлением отдельно взятого звука
логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап
включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго
определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях
и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука
занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить
ежедневно или через день около 15 мин.

IY. Этап дифференциации.

Иногда оказывается, что в процессе
автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный
звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который
заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей
работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда
требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с
другими звуками, то есть дифференциации.

Постановка звука

Упражнения на постановку звука состоят из трёх этапов:

разминочные
упражнения (артикуляционная гимнастика)
упражнения
на постановку звука
упражнения
на закрепление звука

Итак, подведем итоги: если нет никаких препятствий – то вы можете
самостоятельно ставить звуки речи, опираясь на существующие инструкции.
Знакомство с методиками постановки речи будет полезно в любом случае, ведь
занимаясь с логопедом, ваш ребёнок будет получать задание, которое придётся
отрабатывать самостоятельно. А слаженный в речевых занятиях контакт будет
только способствовать успеху.

Главное, больше говорите с ребенком, читайте книжки, учите стишки.
Речь взрослого не должна быть быстрой. Также недопустимо коверкать свой язык в
подражание детскому лепету. Как бы медленно и неумело ребенок ни пытался вам
что-то сказать, не перебивайте его! Не договаривайте за него фразы, внимательно
выслушайте до конца и только потом отвечайте! И сами старайтесь говорить четко,
произнося слова правильно и ясно. Помните, что самым главным
примером в жизни ребенка всегда будут его родители.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей- дошкольников. Причины этого следует искать и в ухудшающейся экологии, и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родители уделяют должное внимание речевому развитию ребёнка.

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия на плод во время беременности. Такие как, генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие вирусов, радиации, электромагнитных полей, интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы. И тяжесть речевой патологии во многом зависит от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлые поражения мозга ребёнка возникает на 3-м месяце беременности.

Большое значение придаётся факту неправильного питания беременных, невынашивание, употребление алкоголя и никотина, в результате чего дети рождаются с недостаточной массой тела и отставанием в физическом и психическом развитии в дальнейшем.

К патологии родов можно отнести длительный безводный период, отсутствие или слабовыраженные схватки и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение ручных вспомогательных приёмов, кесарево сечение, обвитие пуповины, большая или маленькая масса тела, преждевременные или затяжные роды, ягодичное предлежание.

Также очень распространённое явление-смещение шейных позвонков, черепных швов ребёнка. В результате, страдает бассейн позвоночных артерий, которые снабжают кровью мозг. В дальнейшем это может привести к нарушениям цветоощущения, близорукости, позже - к нарушениям речевой и слуховой функциям. Могут возникать нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения, повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, вегето-сосудистая дистония, ожирение, задержка роста.

Нейросонография и электроэнцефалография, где выявляется степень зрелости мозга, диффузные нарушения, внутричерепное давление.

Допплерография головного мозга, которая позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте, являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Невролог также может назначить и медикаментозное лечение, как правило, курсами. Отказываться от этого не стоит, т. к. это может привести к неспособности ребёнка учиться в обычной школе и направлению в речевую школу.

При отсутствии речи у ребёнка в 2г. Невролог ставит ЗРР (задержка речевого развития). ЗРР характеризуется более медленными темпами по усвоению с нормой темпами усвоения родного языка.

Причинами ЗРР могут быть: недоразвитие слухового, зрительного, тактильного восприятия; наследственность; соматическая ослабленность, болезненность; также отсутствие условий для развития речи детей.

Следует знать и помнить, что самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года жизни. Часто в более поздние сроки навёрстывать упущенное в полной мере не удаётся. Поэтому только своевременное обращение к специалистам поможет выявить причину и начать занятия с логопедом и психологом.

Для оказания всесторонней помощи ребёнку с патологией речи его направляют в логопедическую группу дошкольного учреждения (после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии, где уточняется диагноз). Один из самых частых сейчас диагнозов – ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи при нормальном слухе и интеллекте. Степень нарушения может быть от полного отсутствия до фразовой речи с элементами фонетико-фонематическогои лексико-грамматического недоразвития.

Ещё один из распространённых диагнозов – ФФНР.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанных с дефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15-20 звуков (с учётом того, что например, с – твёрдый и с,- мягкий – два разных звука).

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Многие учёные отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксий новорожденных, что является следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с ярко выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции. Нарушаются все функции речи. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.

Родители не всегда замечают неправильное звукопроизношение ребёнка.

Без правильной и красивой речи в современном мире трудно достичь успеха!

Речевые нарушения не проходят сами!

Неисправленное звукопроизношение в дошкольном возрасте может привести к проблемам с русским языком в школе (дисграфия, т. е. ребёнок будет писать так, как говорит.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими. У каждого малыша свой темп развития и свой набор нарушений.

Не забывайте хвалить за старания, даже за небольшой (по вашему мнению) успех.

Раньше, не значит лучше

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для родителей

Многие дети начинают разговаривать очень рано, и к четырём годам на родителей обрушивается неиссякаемый поток речи. Но есть и такие дети, у которых проблемы в развитии речи наблюдались уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, ребёнок долго пользовался звукоподражаниями и сокращёнными словами, а фразовая речь появилась только после 3-4 лет. К 5-6 годам у таких детей словарный запас был сильно ограничен, слоговая структура искажена, грамматический строй речи грубо нарушен и наблюдались многочисленные проблемы звукопроизношения. Даже после начала логопедом коррекционной работы положительная динамика не набирала нужного темпа. Проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно к началу школьного обучения, а это приводило к серьёзным трудностям в овладении чтением и письмом.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что количество таких детей, нуждающихся в помощи логопеда, непрерывно растёт.

Так в каком же возрасте необходимо начинать занятия с логопедом? Специалисты утверждают, что с момента обнаружения отставания в речевом развитии. Не стоит пускать на самотёк речевые проблемы.

С детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятия по активации речи начинали в 2-2,5 года. Через несколько месяцев большинство из них значительно увеличили свой словарный запас, начали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими.

Специалисты говорят, что эти проблемы могут возникнуть под влиянием внешних и внутренних вредоносных факторов. Вот основные из них:

1) Внутриутробная патология – это проблема, возникающая во время беременности. Наиболее опасны негативные факторы в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению ЦНС (центральной нервной системы), а в частности речевых зон коры головного мозга. Этими негативными факторами являются:

Алкоголь и наркотические вещества.

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могут быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.

Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода.

Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.

Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.

Стресс, который испытывает будущая мама.

2) Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3) Неблагоприятные роды и их последствия.

Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.

Малая масса тела ребёнка (менее 1500 г)

4) Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.

Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания.

Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.

Сильный испуг или стресс.

Чтобы речь ребёнка нормально развивалась, ему недостаточно просто слышать шумы и звуки (телевизор, радио, магнитофон). Необходимо прямое общение со взрослым. Это общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) не только близких людей, но и речи, услышанной где-то, например, в телевизоре, могут иметь в своей основе подражания.

Каковы же нормы развития речи детей 3-4 лет?

В этом возрасте дети высказывают простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. Формируется способность к обобщению. Ребёнок начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на птицу, изображённую на картинке и на птицу за окном.

К четырёхлетнему возрасту активный словарь ребёнка (т.е. слова, употребляемые в речи) составляет примерно 2000 слов. В речи ребёнка появляются числительные (один, два, три), местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, здесь, там).

Наряду с качественными прилагательными (мягкий, холодный) ребёнок использует притяжательные (дядина. мамин, кошкин). Параллельно с увеличением словарного запаса ребёнок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики.

Речь трёхлетнего ребёнка ещё далека от совершенства. Дети в этом возрасте не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки.

Дети в этом возрасте способны пользоваться различными интонациями, но многие говорят негромко, так как голосовой аппарат ребёнка ещё не окреп.

Родителям нужно контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Необходимо научиться выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Это игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть с ним. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Конечно всё это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранён; ребёнок должен быть соматически здоров, активен, иметь полноценное речевое окружение, испытывать потребность в общении, обладать нормальным интеллектом.

Несколько важных советов от специалистов:

Малыш должен захотеть общаться, чтобы начать говорить. Не переусердствуйте, предугадывая желания ребёнка, чтобы не пропала мотивация к разговору. Проявляйте терпение, если малыш пытается вам что-то сказать. Если после тщетных попыток объяснить вам, что он хочет, ребёнок готов заплакать, отвлеките его внимание на что-то другое. Когда ребёнок будет увлечён игрой, вновь продолжите попытки создать необходимость говорить.

Кошке мясо не…отдам!

Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью. Сопровождайте жестами короткие стихотворные тексты, сказки, тогда они превратятся в маленький кукольный театр.

Специалисты отмечают тесную связь между развитием, становлением речи и мелкой моторикой. Не забывайте тренировать пальчики!

Помогите малышу на первом этапе использовать любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Озвучивайте его желания и требуйте ответной реакции (кивок головы или другой жест). Задавайте вопросы и создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Советуйтесь с ребёнком по поводу каждого действия.

Ребёнку на самом деле всё равно, в какие игрушки играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Находитесь рядом, делайте что-нибудь вместе, настойчиво и терпеливо говорите, даже если вам пока не отвечают.

Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок просит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый человек индивидуален! Пройдёт какое-то время, и малыш порадует вас первыми словами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал консультации раскрывает причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Составитель: учитель – логопед высшей кв. категории

М.Г. Диканова МБ ДОУ «Детский сад

Речевые нарушения у детей - серьёзная проблема нашего времени. Почему-то всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребёнок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чём причина этого явления в наш просвещённый век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?

Нарушение речи - это отклонение речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребёнка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?

Течение беременности у матери (токсикозы, болезни матери, обострение хронических заболеваний, травмы, ушибы, угроза выкидыша, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотических веществ).

Наследственная предрасположенность

(по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).

Роды (преждевременные, стремительные, затяжные, обвитие пуповиной плода, с наложением щипцов, гипоксия плода, многоплодие).

Развитие ребёнка от рождения до 1 года (отставание в физическом, психическом, речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, фразы), частые болезни, травмы и ушибы головного мозга, испуг, стресс).

Частые и длительные болезни ребёнка приводят к дефициту общения, нарушению речевого развития ребёнка.

Различные психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства

мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

особенности строения артикуляционного аппарата у ребёнка (губы, зубы- неправильный прикус, неправильный зубной ряд, язык, подъязычная уздечка, слабость мышц артикуляционного аппарата).

недостаточно развит фонематический слух у ребёнка (какой 1-ый, последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове).

Речь одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребёнка.

Логопед специалист, занимающийся развитием и коррекцией нарушения речи.

Когда нужно обратиться к логопеду?

речь ребёнка мало понятна окружающим.

искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.

количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребёнка. В речи ребёнка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.

ребёнок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребёнка.

при прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, не может ответить на вопросы по содержанию текста, испытывает трудности при пересказе текста.

Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Будьте другом и помощником своему ребёнку, развивайте и совершенствуйте его речь!

Читайте также: