Почему пушкина интересовала история россии полтавская битва и роль в ней петра 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Пушкин был истинным патриотом своей Родины,его волновало не только настоящее,но и прошлое России.В своих произведениях он затрагивает исторические темы,для написания которых автор изучал историю России.Поэт гордился свой Родиной,её историей и в каждом историческом произведении автор отражает эпоху,нравы,дух того времени,о котором идёт речь.Кропотливо изучая исторические документы,автор создавал свой образ.
Пушкин нашёл своё место в истории,а история России отражена в его бессмертных шедеврах:" Борис Годунов"-история Смутного времени,"Вадим"-борьба против самодержавия во времена Рюрика ,вольнолюбие новгородцев и правление Вече на Руси,"Песнь о вещем Олеге"-прославление мудрости,мощи Древней Руси,"Капитанская дочка"-времена Екатерины II и история Пугачёвского бунта,"Медный всадник" и "Полтава"-отражение побед и становления Российской Империи во времена Петра Великого.
Пётр I являлся кумиром для Пушкина,восхищение реформатором и становлением России молодой,автор создаёт образ Петра -борца с отсталостью,символ движения вперёд.Пётр Великий велик во всех своих делах,патриот и вдохновитель России в борьбе за независимость своей Родины.
Главный герой поэмы "Полтава"-это Пётр I.В произведении Пушкин раскрывает две главные темы:любовь и отношения гетмана Мазепы с Марией, и Северная война,противостояние Петра I Карлу XII.
Предатель гетман связывает обе темы,но автор обрисовал лишь общие черты Мазепы :"он не любит ничего!",не вдаваясь в подробности характера -"он не ведает святыни",создавая мрачный образ злодея,честолюбца и малодушного изменника:"кровь готов он лить, как воду,презирает он свободу,нет отчизны для него." А вот образ Петра ,Пушкин создал светлым,лучезарным,описывая победителя,автор не скупился на эпитеты:
"Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.Он прекрасен
.Он весь как Божия гроза".
Пушкин ставит в противовес Петру -Карла:"И слабым манием руки на русских двинул он полки".
Король уже понимает,за кем будет победа,а кто потерпит поражение.
Главная мысль поэмы-"Россия молодая,мужала с гением Петра!"Пётр-герой истории,одерживающий очень важную для России,русского народа победу.Россия выстояла ,отразила нашествие врага,велика внутренняя сила народа.Отрицательный образ Мазепы -лишь шаблонный образ простого обывателя,попавшего в колесо истории эпохи Петра Великого.

Пушкин был истинным патриотом собственной Родины,его тревожило не только истинное,но и прошлое Рф.В собственных твореньях он затрагивает исторические темы,для написания которых автор изучал историю России.Поэт гордился собственный Отчизной,её историей и в каждом историческом твореньи создатель отражает эру,нравы,дух того медли,о котором идёт речь.Заботливо изучая исторические документы,автор творил собственный образ.
Пушкин нашёл своё место в истории,а история Рф отражена в его бессмертных шедеврах:" Борис Годунов"-история Неясного медли,"Вадим"-борьба против самодержавия во времена Рюрика ,вольнолюбие новгородцев и правление Вече на Руси,"Песнь о вещем Олеге"-прославление мудрости,мощи Старой Руси,"Капитанская дочка"-времена Екатерины II и история Пугачёвского мятежа,"Медный всадник" и "Полтава"-отражение побед и становления Российской Империи во времена Петра Большого.
Пётр I являлся кумиром для Пушкина,восхищение реформатором и становлением России молодой,создатель создаёт образ Петра -бойца с отсталостью,знак движения вперёд.Пётр Большой велик во всех собственных делах,патриот и вдохновитель Рф в борьбе за независимость собственной Родины.
Основной герой поэмы "Полтава"-это Пётр I.В твореньи Пушкин раскрывает две основные темы:любовь и отношения гетмана Мазепы с Марией, и Северная война,противоборство Петра I Карлу XII.
Предатель гетман связывает обе темы,но создатель обрисовал только общие черты Мазепы :"он не любит ничего!",не вдаваясь в подробности нрава -"он не ведает святыни",творя неясный образ злодея,честолюбца и малодушного изменщика:"кровь готов он лить, как воду,презирает он свободу,нет отчизны для него." А вот образ Петра ,Пушкин сделал ясным,лучистым,описывая победителя,создатель не скупился на эпитеты:
"Его глаза
Блистают. Лик его страшен.
Движенья резвы.Он великолепен
.Он весь как Божия гроза".
Пушкин ставит в противовес Петру -Карла:"И слабым манием руки на российских двинул он полки".
Король теснее разумеет,за кем будет победа,а кто потерпит поражение.
Основная мысль поэмы-"Россия юная,мужала с гением Петра!"Пётр-герой истории,одерживающий очень важную для Рф,российского народа победу.Россия выстояла ,отразила нашествие недруга,велика внутренняя сила народа.Отрицательный образ Мазепы -лишь шаблонный образ обычного мещанина,попавшего в колесо истории эпохи Петра Большого.

Пушкин Александр Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Тема военного столкновения. В произведение отражено историческое событие – Полтавская битва.

Проблема: Непростые отношения военачальников, где верное служение сменяется на измену.

Перед нами разворачивается картина битвы. С большой теплотой Пушкин описывает образы русских солдат, которых Петр I ведет в бой. Царь показан сильным, храбрым, могущественным, с огненным взором. Читая поэму, живо представляешь битву, которая проходила давным-давно. Никакая историческая хроника не может воссоздать впечатления, которое передает художественное произведение, тем более, если поэма написана великим автором.

Пушкин рассказывает о непростых отношениях, которые связывали русского царя и его гетмана Мазепу. Верный и преданный воин вдруг переходит на сторону врага. До последней минуты царь не верит в измену Мазепы, отвергает донос. Непросто пережить предательство, особенно, если на кону стоит дальнейшая судьба государства. Думаю, что не стоит так безоглядно доверять своему приближенному, особенно, в государственных делах.

Для меня интересен внутренний мир Мазепы. Он прекрасно исполняет свои обязанности, верно служит царю. Вдруг Мазепа становится изменником. Что побудило его предать своего государя? Наверняка, это не сиюминутное чувство, а давний замысел, у которого не было возможности проявиться. Он хочет видеть свою страну независимой – хорошее желание. Жаль только, оно стремится реализоваться обманным путем. Представляю, что творилось в душе человека, который столько лет служил Петру и лелеял надежду свергнуть его.

2. Тема: Тема любви.

Проблема: Любовь бывает слепой, излишне доверчивой и безоглядной.

Мария любит Мазепу – прекрасное чувство, но зачем идти таким сложным путем. В момент сватовства она не говорит о своем страстном желании выйти замуж за гетмана. Кто знает, как бы родители восприняли ее чистосердечное признание? Вдруг бы они смягчились и дали благословение на их брак? Она даже не пытается поговорить с ними. Девушка исчезает, не подозревая, что наносит травму своему влиятельному и гордому отцу.

Мария ввязывается в серьезный конфликт. Ее ум еще не окреп, чтобы воспринимать суровую правду жизни. Не перенеся смерти отца, которую она же и спровоцировала, девушка сходит с ума. Для нее так и остался не понятен Мазепа, ее возлюбленный, в котором она видит одновременно ужасный, и прекрасный образ. Этой двоякости Мария уместить в своей голове не смогла.

3. Тема: Жажда мести.

Проблема: Желание отомстить оборачивается против мстителя.

Факт исчезновения дочери становится для Кочубея серьезным испытанием. Он искаженно воспринимает то, что произошло. Мария сбежала к Мазепе по доброй воле, но, почему-то, отец считает, что честь девушки поругана. Конечно, здесь речь идет о давних временах, когда такие события воспринимались по-другому. Представляешь Кочубея, которого обманула дочь. Обманул его и близкий друг, которому тот доверил роль крестного отца. Кочубей жаждет мщения, но, вместо этого, лишается собственной головы. Думаю, что эту ситуацию можно было разрешить мирным путем.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Красиво, ярко, с воодушевлением и пафосом воспевает Пушкин сражение под Полтавой, победу русских войск. Для автора крайне важен ее исход - от этой битвы зависела судьба России. С большой эмоциональностью он описывает русских солдат, идущих в сражение, вдохновляемых великим Петром.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ шведского короля и русского царя находятся в сильном противостоянии, которое будет урегулирована высокой ценой. Петр I побеждает, но поход Карла XII на Россию заканчивается большим количеством смертей со стороны обеих народов.

Образы Петра и Мазепы находятся в конфронтации. Несмотря на годы верного служения русскому царю, Мазепа переходит на сторону шведского короля в надежде разгромить Россию, сделав Украину независимой страной. Представляю, насколько был изумлен Петр, когда убедился в измене своего соратника. Он не поверил доносу, став перед фактом измены.

Не понятно, как Мазепа служил верой и правдой царю. Вынашивал ли он долгие годы план измены или поддался сиюминутному порыву? Представляя себе сильного и волевого человека, думаешь, что скорее всего, он ждал подходящего случая воплотить свою цель – сделать независимой Украину. Жаль, что гетман идет обманным путем. Однако, Мазепа выбрал слабого союзника, недооценил мощь Петра.

п.4. Литературные приёмы

В художественных произведениях широко используется символика, раскрывающая и дополняющая суть. Основной символ поэмы – это Петр I, гениальный государственный деятель. Великий реформатор, Петр становится символом новой России, изменившей свой облик в период его правления.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения разворачивается между Петром I и Мазепой. Долгие годы гетман верно служил царю, а впоследствии предал его.

Читайте также: