Почему правительство подчинило крестьян власти мира ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

5. 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОД

Права и свободы,
дарованные крестьянам
Манифестом 1861 г.
Личная свобода
(общегражданские
права)
Право переходить
в другие сословия
Право заниматься
торговыми операциями
Право заниматься
предпринимательством
Выборное крестьянское
самоуправление

Крестьянская реформа 1861 г. сохранила
феодально- крепостнические порядки
Сохранение за крестьянами
земли на правах пользования,
а не владения
Незыблемость помещичьего
землевладения и крестьянской
общины
Отработка барщины и оброка
за пользование землей

8. РЕШЕНИЕ АГРАРНОЙ СТОРОНЫ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОПРОСА

ВЫДЕЛЕНИЕ
КРЕСТЬЯНАМ НАДЕЛОВ
НА ПРАВАХ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ЗЕМЕЛЬ (от 3 до 12
десятин)
ВСЕ ЗЕМЛИ
ПОМЕСТЬЯСОБСТВЕННОСТЬ
ФЕОДАЛА
ПОЛУЧЕНИЕ
КРЕСТЬЯНАМИ
ЗЕМЛИ В
СОБСТВЕННОСТЬ
ЗА ВЫКУП (СТОИМОСТЬВЫШЕ РЫНОЧНЫХ
ЦЕН)
УСТАНОВЛЕНИЕ
НОРМЫ КРЕСТЬЯНСКИХ
НАДЕЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПРИРОДНЫХ
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

9. ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ - плата крестьян государству за землю, полученную в собственность в течение 49 лет с начислением 6% годовых.

Крестьянин получает
бесплатно ¼ часть
земельного надела
Остальную часть крестьянин
выкупает у помещика
за определенную сумму

10. ВЫКУПНАЯ СУММА

20-25 % ПОМЕЩИКУ
ПЛАТИТ КРЕСТЬЯНИН
80-75 % ПОМЕЩИКУ
ПЛАТИТ ГОСУДАРСТВО.
Этот долг + 6% годовых
ложится на крестьянскую
общину (на 49 лет)

13. ИТОГИ

Реформа 1861 г. ликвидировала
крепостничество.
Крестьяне стали свободными людьми.
Реформа сохранила в деревне
крепостнические пережиткипомещичье землевладение, оброк,
барщина.
Крестьяне не получили землю в полную
собственность

14. Вопросы по теме урока

Какое значение имело личное освобождение крестьян для
экономического развития России?
Почему правительство подчинило крестьян власти общины
(мира)?
Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство
получивших свободу дворовых?
Как вы думаете, в каких губерниях крестьянское
землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в
нечерноземных?
Какие дополнительные источники средств к существованию
могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с
надела?
Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость
крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили
крестьяне?

Вопросы по теме урока Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России? Почему правительство подчинило крестьян власти общины (мира)? Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых? Как вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных? Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела? Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?

Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает учителю в решении главной задачи – научить ребенка учиться.

Одно из основных направлений внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, электронных пособий, обучающих тестов, мультимедийных презентаций. Так постепенно вызревает новый школьный жанр – демонстрационный урок (мультимедийный урок). Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть – в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию “свернутой логики” передачи и понимания материала.

Именно наглядность изложения материала помогает привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия, особенно – зрительный образ.

Использование компьютера позволяет учителю:

  • создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся;
  • отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей;
  • привлечь самих учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий, интеллектуальных игр, олимпиад и т.д.

При проектировании своего мультимедийного урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:

  • для изучения нового материала, предъявлений новой информации, т. е. демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (создание тестовых заданий);
  • для повторения или для обобщения и систематизации знаний?

Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока.

Представленная мною презентация “Отмена крепостного права в России” может быть использована учителем как на уроке-изучении нового материала, так и для самостоятельного изучения материала учащимися по теме: “Крестьянская реформа 1861 года” (из раздела “Россия во второй половине XIX века”).

В презентации схематически отражены ключевые моменты (вопросы) темы:

– в период правления какого российского царя происходила данная реформа;
– главные причины отмены крепостного права;
– какие государственные структуры занимались разработкой проекта;
– точная дата принятия манифеста;
– права и свободы, полученные крестьянами по манифесту;
– феодально-крепостнические пережитки, которые сохранила реформа;
– решение аграрной стороны вопроса: выкупные платежи, выкупная сумма;
– основные термины: временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники;
– значение и последствия крестьянской реформы 1861 г.
– итоги (общие выводы).

Учитель, учитывая выше изложенные специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся может по-разному использовать данную презентацию при проведении урока-изучения нового материала.

Например, при показе Слайда 2 можно подробнее остановиться на следующих моментах:

  1. Личность Александра II, его воспитание;
  2. Накануне реформы: ее историческая необходимость.

При показе Слайда 4 учитель (или заранее подготовленный ученик) может заострить внимание на работе Секретного Комитета, на помещичьих проектах по освобождению крестьян и работе редакционных комиссиях, рассмотреть позиции различных групп дворянства в ходе подготовки крестьянской реформы. Все зависит от того, какие цели учитель поставит к данному уроку.

При показе следующих слайдов, отражающих суть и смысл крестьянской реформы, учитель может так же более или менее подробно остановиться на основных моментах темы. Например, побудить учащихся поразмыслить и ответить на следующие вопросы:

  1. Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
  2. Почему правительство подчинило крестьян власти общины (мира)?
  3. Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
  4. Как вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных?
  5. Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела?
  6. Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?
  7. Рассчитайте, какую сумму фактически должен был уплатить в течение 49 лет крестьянин, если оброк за полученный им высший надел составлял 12 рублей.
  8. Как вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным?

Таким образом, на уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником учителя: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Самым сложным для учителя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическая работа № 2 Отмена крепостного права

Личное освобождение крестьян. Крестьянское самоуправление

Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?

hello_html_m2c308108.jpg

Наказание плетьми
крепостного мужика

Почему правительство подчинило крестьян власти мира?

В особом положении оказались бывшие дворовые: лакеи и горничные, повара, конюхи, садовники, кузнецы, плотники, кучера. Отвыкшие от земледелия, оторванные от деревни, они не получили земли и не вошли в общину. Отмена крепостного права избавила их от барского произвола, от которого они страдали, как правило, сильнее крестьян-земледельцев. Но одновременно они лишились жилья (многие не имели семьи и жили при барине), источников существования и надежд на господское обеспечение в старости. Для многих дворовых отмена крепостного права обернулась трагедией.

Как Вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?

Уставные грамоты. Мировые посредники

Крестьянские наделы

hello_html_558aef77.jpg

Александр II

В какой части России должно было особенно распространиться дарственное наделение крестьян землей?

Крестьяне мелкопоместных помещиков (владельцев не более 20 ревизских душ) остались совсем без земли или получили ничтожные наделы, не достигавшие низшей нормы. Без земли были освобождены и уральские посессионные рабочие.
Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9 губерниях практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% земли, а в отдельных губерниях — до 40%.

Как Вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных?

Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 дес. на душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков, в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей), требовалось около 8 десятин, а в черноземной — 5—6 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской, Херсонской). Меньше всего земли оказалось у крестьян черноземной полосы, особенно — Правобережной Украины.

Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела?

В большинстве случаев помещики постарались удержать за собой лучшие угодья, выделив крестьянам худшие земли. Особенно не хватало крестьянам сенокосов и пастбищ.
К тому же вопреки Положениям 19 февраля пастбища и водопои нередко выделялись далеко от деревни, без предоставления удобных прогонов.
Крестьянские и помещичьи угодья нередко располагались чересполосно. Это грозило бесконечными судами и штрафами из-за потравы господской земли крестьянским скотом. Крестьянам приходилось арендовать землю на поставленных помещиком условиях.

Выкупная операция

Продолжительность временнообязанного состояния в Положениях 19 февраля не ограничивалась. После составления уставных грамот помещик имел право (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. С переходом на выкуп временнообязанное состояние прекращалось, крестьяне именовались собственниками.
На практике до полной уплаты выкупа они не становились настоящими собственниками надельной земли, поскольку не только отдельный домохозяин, но и вся община не имела права свободно распоряжаться ею, в частности продавать.
Перевод на выкуп растянулся на многие годы. Только в 1881 г. был принят закон, обязавший помещиков перевести всех крестьян на выкуп. К этому времени около 15% крестьян еще оставались временнообязанными.
Полностью переход помещичьих крестьян на выкуп был завершен в 1895 г.
Размер выкупа определялся не ценой земли, а величиной оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Обычный банковский процент того времени составлял 6%. Такой порядок называется капитализацией оброка.
В промышленных губерниях за высший надел платили 8—12 руб. оброка, следовательно, выкуп составил 133—200 руб. с души (а во дворе могло быть 5—7 душ).
В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863—1872 гг. равнялась 648 млн руб., общая сумма выкупа достигла 867 млн.
У крестьян, конечно, не было денег, чтобы сразу внести весь выкуп. Поэтому они уплачивали 20% выкупа (или отрабатывали эту сумму в помещичьем хозяйстве), а 80% помещикам выплачивало государство. Конечно, от казны землевладельцы получали не деньги, а государственные ценные бумаги, доходность которых равнялась 80% утраченного оброка.
Средства, выплаченные государством, предоставлялись крестьянам в ссуду на 49 лет под 6% годовых. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были вернуть государству предоставленную ссуду почти втройне (294%).
Выкупные платежи значительно превысили доходность наделов и оказались непомерно тяжелы для крестьян. К 1880-м гг. накопились огромные недоимки. В 1882 г. правительство уменьшило выкупные платежи, а в 1906 г. совсем отменило их. Тем не менее крестьяне успели уплатить 1,5 млрд руб.

Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?

Провозглашение крестьянской свободы

Реформы удельной и государственной деревни

Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России.
Удельные крестьяне, находившиеся в собственности царской фамилии, обрели личную свободу уже в 1858 г. В 1863 г. их наделили землей (в среднем по 4,8 дес. на душу), а в течение 1863—1865 гг. перевели на выкуп.
В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. Они получили самые большие наделы — в среднем 5,9 дес. на душу, но на выкуп перешли лишь в 1886 г.
Хотя удельные и государственные крестьяне получили больше земли, чем помещичьи, они также страдали от малоземелья.

Охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права.

Расскажите о системе самоуправления, созданной в русской деревне после освобождения крестьян.

Почему правительство не предоставило крестьянам права отказываться от надела непосредственно при выходе из крепостной зависимости? (Найдите два мотива.)

Какие цели преследовало и к каким результатам привело наделение крестьян землей?

Объясните понятия: сельский сход, временнообязанные крестьяне, усадебная оседлость, полевой надел, уставная грамота, мировой посредник, капитализация оброка.

Рассчитайте, какую сумму фактически должен был уплатить в течение 49 лет крестьянин, если оброк за полученный им высший надел составлял 12 руб. Как Вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным?

Читайте также: