Почему повесть называется выстрел кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это драма молодого офицера, затеявшего ссору с однополчанином.
По законам дворянской чести они должны были стреляться на револьверах. Получивший в ссоре пощечину Сильвио, жаждал не столько смерти, сколько унижения противника. Но, вот беда, не увидел даже страха в его глазах! И тогда смыслом его жизни стало страстное желание не просто отомстить, а увидеть обидчика именно растерянным и жалким.
Сильвио отложил ВЫСТРЕЛ.

изнь многообразна, её повороты не укладываются в привычные рамки литературных сюжетов. Она вмешалась в судьбы героев и всё расставила по своим местам: молодой офицер дослужился до чина подполковника, вышел в отставку и сделался помещиком средней руки. Граф научился ценить семейное счастье.
Тут-то и прозвучал отложенный выстрел.

Но наказать обидчика Сильвио не смог. Милосердие, благородство взяли верх над чувством мести.

У Пушкина есть "Повести Белкина" (вымышленного им автора) . Там один офицер, обиженный и запомнивший обиду, всё хотел отомстить удачливому сопернику. И ждал удобного часа, когда тот, лихой и смелый, испугается с ним стреляться (за ним оставлася выстерл) И вот он, натренировавшийся стрелять фантастически метко, вдруг, через много лет узнаёт, что тот его сопреник скоро женится. И он приезжает к нему, знакомится с его молодой женой, те его учтиво принмают. И вдруг этот говорит тому. что хочет сделать выстрел, который остался за ним. (И ему важно было увидеть, как тот накануне свадьбы с красавицей женой и счастливой жизни испугается. ) И тот испугался - не дуэли, а присутствия жены, за неё. Тогда Сильвио сказал: "Я хотел увидеть твой страх". Вышел, резко обернулся и выстрелил в картину на стене - точно в лоб портрету, показав, что если бы стрелялись, то он убил бы. И с тех пор бывший его соперник помнил эту месть.

потому что в повести рассказывается о выстреле, который оставался за Дубровским

Повествование ведётся от лица обыкновенного простосердечного мужчины, Ивана Петровича Белкина, который когда-то слыл армейским офицером и стал свидетелем волнующих событий, описывающихся в повести. Когда Иван Петрович служил в армейском полку, он познакомился с офицером в отставке по имени Сильвио, который был великолепным стрелком. Стрельба из пистолета – это его любимое занятие. Хоть и жил он бедно, к нему домой частенько наведывались гости, да и сам он был весьма гостеприимным. Этот человек был очень угрюм, молчалив и загадочен, за ним всегда ощущалась некая недосказанность, его персона, объятая облаком тайны, вызывала уйму вопросов. Но этой мрачной угрюмости было весомое объяснение.

Название полностью передаёт всю суть повести. Сильвио дал понять, что граф такой же обычный человек, который способен бояться смерти, и в данную секунду его жизнь могла бы оборваться после одного только выстрела, но герой простил ему старые обиды и оставил его в живых, ведь в душе Сильвио был благородным человеком, а его милосердие взяло верх над жаждой мести.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему повесть называется Выстрел?

Популярные сегодня темы

Для каждого человека пройденный этап в жизни оставляет свой отпечаток на душе. Каждый такой этап отражает особенности развития и взросления человека как личности.

Аня Раневская и Петя Трофимов выступают представителями молодого поколения в комедии А.П.Чехова "Вишнёвый сад". В отличие от других героев, их мало заботит продажа вишнёвого сада за долги

Этот главный герой — Сильвио. Мы встречаемся с ним уже в самом начале повести. Рассказчик представляет нам его как романтического героя.

В романтической литературе существует определенный тип героя. Это человек, благородный, сильный и честный, который противостоит окружающему миру. Часто этот герой действует в экзотической обстановке, совершает героические поступки.

Портрет романтического героя создается также в романтических тонах. Часто у него мужественные черты лица, романтическая бледность. Романтического героя всегда окутывает ореол таинственности, за ним тянется какая-то загадка. У него может быть печальная или трагическая тайна в прошлом, которая тяготит его душу и не позволяет быть счастливым. Как правило, жизнь романтического героя заканчивается трагически. Он погибает, потому что у него нет сил жить в мире зла, обмана и пошлости.

У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.

Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию. Будучи метким стрелком, герой отказался от дуэли с офицером, оскорбившим его. Все в гарнизоне недоумевали: почему Сильвио так поступил?

В разговоре с рассказчиком он объяснил, что не стал стреляться не из благородных побуждений. Конечно, герой мог легко застрелить своего противника. Но он не стал этого делать, потому что считал, что за ним был долг, обязательства, которые он должен быть выполнить. Поэтому герой не имеет права рисковать своей жизнью.

Наконец, он добился своего: нагрубил графу на балу. Была назначена дуэль. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он прицелился и попал в фуражку героя. Настала очередь Сильвио стрелять. Но граф вел себя так спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи. Сильвио же больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно так же, как и сам герой. На дуэли такой возможности ему не представилось.

За Сильвио остался его выстрел. Он ждал случая отомстить. И вот, много лет спустя, его ожидание оправдалось. В сцене второй дуэли раскрываются все положительные качества героя. Он не смог просто так выстрелить в безоружного человека. Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф. Его пуля пробила картину. Выстрелить Сильвио помешала судьба.

Жизнь Сильвио закончилась трагически. Он погиб, и смерть его тоже окутана романтическим ореолом. Героя убили в Греции, где он возглавлял освободительный отряд.

Сильвио — романтический герой, но основная суть его характера — реалистическая. Что двигало им? Жажда мести и зависти. Он не смог пережить, что кто-то лучше его. Это слабость, а романтический герой всегда силен. Поэтому за маской романтизма в этом образе скрывается реалистический персонаж.

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Смысл заглавия и жанр


Заглавие само говорит о том, какова будет основная тема в повести. Непосредственно выстрел начинает преследовать читателя с первых строк произведения: стены в доме Сильвио продырявлены множественными пулями, он каждый день стрелял в картину, а разговор графа и рассказчика начался с того, что офицер увидел простреленный портрет. Так, заголовок связан не только с основным сюжетом (дуэлью), вокруг которого идет весь рассказ. Суть названия проходит через все произведение красной нитью.

В повести две части, которые описывают события, случившиеся с разницей в 5 лет. Рассказ происходит от первого лица, офицера, ставшего свидетелем, как происходила история взаимоотношений между героями в течение определенного времени.

Вначале отмечается эффект таинственности, поскольку офицер намекает читателям на то, что непонятное поведение его друга (один из дуэлянтов) объясняется загадочной историей. Ее читатель узнает лишь во время окончания главы, когда Сильвио сообщает секрет офицеру.

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.


Повесть о нравах дворян

Она глубоко психологична. Ее атмосфера — специфический социум служилых дворян. С одной стороны — имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой — увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто — надуманных или спровоцированных).

Главный герой — отставной гусар

Композиция произведения выстроена автором по законам интриги, проявляющейся в столкновении интересов его героев.


Мотивированная попытка избежать конфликта нового

Впрочем, однажды это уважение поколебалось… И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.


Объяснение Сильвио Ивану Белкину

Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.


Конфликт Сильвио и нового офицера

Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.

Дуэль — первая кульминация повести

Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней — вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио… Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.


Решение Сильвио — морально победить соперника позже

Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.

Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио — природный лидер. Направленность его личности — постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.

Помещик Белкин гостит у графской четы

Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы… Он — поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.

Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.

Замысел Сильвио удался

Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.

Мастер дуэли

Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.


Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения…

Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым. Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа. Это был феноменальный выстрел — память для графской четы на всю оставшуюся жизнь…

Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

Вместо заключения

— Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).

— Первая кульминация (первая дуэль).

— Вторая кульминация (вторая дуэль).

— Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Раскрытие проблем

В этой повести затронуто много важных проблем. Этическая проблематика особо интересна и актуальна:

  1. Честь. Сильвио, как романтический образ, довольно остро воспринял проблему собственной чести и, увидев, что граф может угрожать его репутации, тут же пытается вернуть ее, организовать на дуэль. Но, опуская ствол пистолета в завершении рассказа, Сильвио как бы восстановил честь, осознавая, что с его стороны будет подло застрелить графа.
  2. Ценность жизни. Сначала граф ничем не дорожит, он с легкостью готов попрощаться с жизнью, потому спокойно стоит перед Сильвио, поедая черешню. Но когда у него появилась любящая жена, он осознал ценность своего существования, поскольку не хочет сделать больно девушке, расстаться со счастьем, которое недавно обрел. Такой мотив, вероятно, навеян тем, что писатель сам переосмыслил собственную жизнь (повесть была создана перед свадьбой Пушкина).
  3. Смысл мести. В этом случае Сильвио не хочет, чтобы граф погиб, он пытается заставить его унижаться, поскольку знает, что это для противника намного сложней. Главный герой жил, чтобы отомстить. Он посвятил этому всего себя. Но в конце даже неясно, кто выиграл, а кто проиграл. Если граф понял смысл своей жизни, то Сильвио его потерял, поскольку месть уже не была стимулом к существованию.

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Трагический закат эпохи романтизма

  • тяготящиеся устройством быта;
  • ценящие военное братство;
  • уважающие храбрость и отвагу в любом проявлении;
  • честолюбивые, но презирающие преклонение перед кем бы то ни было;
  • жесткие, но способные на великодушие.

Сильвио остается верен своим принципам и находит смерть в бою за свободу Греции.

Тематика и идея

Писатель затронул в произведении темы великодушия и любви. Эти тематики можно описать следующим образом:

  1. Любовь. Это чувство показало графу значение жизни и спасло его, поскольку именно супруга сделала то, что хотел Сильвио — кинулась в ноги и просила пощады мужа.
  2. Великодушие. Герой понял, что не может убить человека, который по большому счету не сделал ему чего-то плохого. Помимо этого, он пожалел графиню, которая совершенно ни в чем не повинна, она просто станет жертвой его самосуда.

Смысл произведения состоит в том, чтобы описать значение гуманизма в человеческой жизни. Людям нужно выбирать не мщение, а прощение, поскольку лишь оно освободит душу. Сильвио потратил много времени, ожидая удобного случая для выстрела, но в эту важную минуту осознал истину — отмененный выстрел не может дать ему права застрелить графа. Его мщение — подлое убийство человека, который по закону чести не способен защитить себя.

Сочинение Почему повесть называется «Выстрел?

В первой части повествования мы узнаем про жизнь армейских офицеров, среди которых постоянно и повсюду находился человек, не принадлежавший к обществу военных. Он и является главным персонажем под именем Сильвио. Про него нам становится известно, что он бывший гусар, ушедший в отставку. Его постоянно сопровождала какая-то таинственность, вследствие чего его и посещали офицеры. Сильвио был беден, и все, что он имел из богатства – это изобильный ассортимент пистолетов, с каждым из которых он тренировался по несколько раз за день. Об этом свидетельствуют стены его комнаты, источенные пулями.

Несмотря на то, что главному герою очень нравилось стрелять, лично ни в кого он так ни разу и не выстрелил. Далее, из повествования нам становится известно, что Сильвио вызвал на дуэль юного графа, который в момент состязания немного промахнулся и повредил ему фуражку. Когда наступил черед сделать выстрел Сильвио, граф был безмятежен. Поскольку главный персонаж имел необузданный нрав, то такое поведение его изрядно вывело из себя, из-за чего он отказался совершать свой выстрел. Герой принял решение продолжить поединок лишь тогда, когда граф начнет бояться смерти.

С того времени жизнь Сильвио приобрела главную цель, которая заключалась в том, чтобы поквитаться с самонадеянным противником в лице юного графа. Он начал оберегать свою жизнь, поэтому не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, а только настоял на уходе из его дома. После чего он пояснил свое поведение тем, что не мог идти на такие риски. Сильвио придерживался мнения, что только после того, как он поквитается с обидчиком, он сможет управлять своей жизнью.

Получив известие о женитьбе юного графа, главный герой принял решение переехать в туже деревню, чтобы сделать оскорбителю напоминание о том, что их дуэль все еще незавершенна. Это изрядно взволновало графа, он хотел как можно скорее покончить с этим, чтобы не заметила молодая жена, но и во второй раз совершил промах, попав в картину. А Сильвио свой выстрел так и не совершил, потому что появившееся жена графа обратилась к нему с мольбой этого не делать и пощадить мужа.

Главный герой каждый день совершенствовал свое умение в стрельбе из пистолета, но в долгожданный момент возмездия он так и смог поквитаться со своим оскорбителем. Я склоняюсь к мнению, что в глубине души Сильвио был великодушным и не жестоким. Его сострадание и великодушие одержали победу над желанием отомстить.

Значение названия «Выстрел « заключается в том, что человеку невозможно жить исключительно из чувства возмездия и человеческая жизнь зависит от одного выстрела.

Читайте также: