Почему повесть называется обелиск кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Несколько интересных сочинений

Рассказчиком выступает не автор, а пенсионер-учитель Ткачук, который четко осознает свою миссию – донести правду о нравственном подвиге Мороза до всех, кто способен ее воспринять. Он не просто рассказывает – он утверждает справедливость и преподает уроки нравственности, он – заинтересованное, сочувствующее, сопереживающее лицо и при этом – вполне заурядный человек, но живой, узнаваемый, со своей логикой изложения событий, со своими мыслями и оценкой событий. Такой рассказчик – заинтересованная личность и почти очевидец событий – типичен для народного повествовательного жанра – сказа.

Второе пространство рассказа Ткачука, внутреннее, — это Сельцо, где учительствует Мороз, окрестные села и ближний лес, в котором скрываются партизаны. Это пространство вдоль и поперек осваивает Мороз, добровольный помощник и защитник крестьян-белорусов. Вполне реально и объяснимо, если бы не повторяющийся мотив: трудность преодоления пути. Поздно ночью Мороз провожает до дома учениц через лес, жестоко мерзнет сам; перетаскивая книги (Толстого!) из барской усадьбы в школу через реку по льду (как раз в это время снесло мост), проваливается под лед и получает воспаление легких; на тропинке, по которой вели арестованных пацанов в комендатуру, помог бежать Миклашевичу и был избит полицаями до полусмерти… нужно прибавить к этому, что Мороз – хромой, калека с детства, чтобы выстроилась скрытая за бытовой реальностью символика трудности его жизненного пути, на котором он так или иначе обречен. Символика, типичная для притчи.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 40483 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Материал для сочинения по литературе

Проблемы творчества А.И. Солженицына

Разговор возле обелиска

Встав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.

Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.

Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.

Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.

Свою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.

Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.

Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.

Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины. Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает. Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания. Однако сам Мороз считает, что это не главное.

Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы.

Важно!

Учитель на своем примере показывал ребятам, что нужно заботиться об окружающих людях и животных. Например, он приютил в школе хромую собаку и слепого кота.

"Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику". Это строки из повести Василя Быкова "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.

"Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику". Это строки из повести Василя Быкова "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.

Образ ее героев: их понятие о героическом и обыденном, о жизни и смерти. Возможно, ктонибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, вопервых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного "да нет" на этот вопрос. Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день по

хорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. У таких, как Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы будут, будут оболванивать они" вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, врагиизуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех и его и ребят.И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал Морозовскую "закваску" своим ученикам. И Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать". В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый. Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора.

Поступить именно так или не поступать?

Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других. Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.

Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.

Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.

Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.

Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.

Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.

По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.

Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.

Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Повесть Василя Быкова Обелиск

Повесть Василя Быкова “Обелиск”

Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя — их учителя Алеся Ивановича Мороза.

В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, кто внимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается его талант, как все глубже и глубже идет его творческая “вспашка”.

  1. В основу повести “Обелиск” положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.

“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела. “Да, невеселая история” — сказал я. “Невеселая что! Героическая история? Так я понимаю!”.

Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”. Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей пример человечности и духовной стойкости. Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. И долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям. Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.

Почему же, однако, долго не было на обелиске имени Мороза рядом с именами его учеников. Это выясняется много позже, после смерти Миклашевича, в споре нынешнего заврайоно Ксендзова с бывшим учителем и партизаном Тимофеем Ткачуком. “…Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?” спрашивает Ксендзов. “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. Но слова старого партизана мало убеждают Ксендзова.

Появляется Ксендзов на страницах “Обелиска” мельком, однако в художественной структуре повести играет важную роль. Ксендзов натура безнравственная, бездуховная, только действует он уже в послевоенное время. Это воплощение сытого благополучия и равнодушного благоразумия. Для Ксендзова совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек и что своей смертью он защищал непреходящие людские ценности.

Алесь Мороз, изображен в повести, как один из многих и многих, в ком человеческая готовность к самопожертвованию во имя людей, во имя добра на земле проявилась по-своему.

В фокусе повествования читатель может наблюдать страшную трагедию мирного населения, оказавшегося на оккупированной врагом территории. Василь Быков ставит здесь друг против друга не вооруженных людей. Вернее, вооружен лишь враг. А ему противостоят мирные люди, и тем яснее звучит здесь всегда столь дорогая писателю мысль, что не все подвластно грубой и безжалостной силе, что есть нечто гораздо более могущественное, чем сила оружия. Это “нечто”, как всегда у Быкова мораль, нравственность, лежащие в основе основ бытия человека и кардинально определяющие его поведение, его выбор в жизненных критических ситуациях, особенно жестоких и трагических во время военного лихолетья. Именно тогда, глубоко убежден писатель, наиболее ярко обнаружилась “важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев”.

Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшей войны, Василь Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни отечества, которые находятся и сейчас, сегодня, сию минуту в противоборстве, становлении, кипении страстей и мнений. Оставаясь верной главной и единственной теме своего творчества теме Великой Отечественной Войны автор стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность, не соблазняясь и здесь столь заманчивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.

В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый… В произведении кульминационный момент обозначен очень четко: Мороз решает пойти на смерть вместе со своими учениками. Развязка, по моему мнению, происходит в том месте, когда речь Ткачука вдруг надрывается, в момент его рассказа о смерти Мороза. Сюжет повести начинается со спора рассерженного Ткачука с Ксендзовым на похоронах Миклашевича, по поводу заслуг Мороза. И с самых первых строк произведения писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы, скорее всего, устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

Мысль и нравственность следствия в зрелых вещах Быкова всегда главенствуют в его повестях. Необычайно сильные, пронзительно правдивые картины войны в его повестях непременно подводят к мысли глубокой, страстной и всегда остро современной. Выявлению этой мысли подчинена художественная структура и “Обелиска”. В тексте очень часто употребляются устаревшие слова, что помогает читателю мысленно перенестись в Сельцо и лучше понять жизнь людей в те годы. Пропуск логических звеньев в предложениях позволяет создать особую атмосферу доверительности, искренности и приблизить стиль речи к разговорной.

7 Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. “Обелиск” Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпыв

Читайте также: