Почему последний этап развития готического стиля называется лучистой готикой кратко

Обновлено: 07.07.2024

- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
    Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
    Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Готический стиль во Франции рождается из-за необходимости изменить некоторые типичные установки романского стиля. Поэтому архитекторы начинают строить сооружения в новом стиле, который характеризуется более равномерным распределением, чем зрительная тяжесть. Используют арки и стеклянные окна, которые делают сооружения этого стиля просторными и светлыми.

Франция является родиной готического стиля, его основой считается церковное зодчество. Применение стрельчатых сводов для придания своду большей легкости, впервые использованное в 1140 г. при перестройке усыпальницы королей в монастыре Сен-Дени, было революцией в зодчестве того времени.

Первая часть статьи: разновидности готического стиля, классификация по времени и типам построек. В первой части мы говорили о видах стиля с точки зрения самых общих критериев, теперь мы переходим к разбору национальных направлений в европейских странах и начинаем с самого главного стилевого течения – французского. Ниже, в конце статьи вы найдёте ссылки на все статьи из цикла о национальных разновидностях стиля.

Франция – законодатель средневековой готической моды. Именно в этой стране появились первые готические соборы, первые крупные архитекторы и сформировались целостные представления о новом католическом стиле. Долгие годы большинство стран Европы равнялись именно на Францию, поэтому её значение трудно переоценить. Именно здесь зародилось множество разновидностей стиля, которые до сих пор считаются классическим, общепринятыми.

Прежде чем перейти к изложению темы необходимо сделать несколько вводных пояснений об основах готического стиля и его течениях. Готика – это, в первую очередь, стиль католической архитектуры, поэтому в нашем обзоре мы будем говорить, в первую очередь, об интерьерах сборов и храмов. Светские постройки существуют, но их отличительные особенности вторичны по отношению к теме разновидностей французской готики. Также, стоит заранее уточнить, что в вопросе отнесения той или иной постройки к конкретному течению существует много условностей, так как зачастую строительные работы занимали столетия и в процессе возведения собора мода на тот или иной вид декорирования могла меняться не один раз. Поэтому большинство крупных построек имеют в своём облике признаки сразу нескольких течений.

Более подробно об истории стиля и его признаках читайте в статье: Готический стиль в интерьере

1. Ранняя готика


Тем не менее, большая часть архитектурных и декоративных элементов церкви Сен-Дени не были придуманы аббатом, они использовались в церковных постройках романского периода. Сугерий сумел собрать самый передовые архитектурные достижения и декор в рамках реконструированной церкви и описал правила их использования. Никакого одномоментного перехода к новому стилю не было. В XII-XIII веках происходил плавный переход от романских построек к готическим и это можно увидеть на примере облика большого количества соборов и храмов того периода. В них зачастую присутствуют признаки двух стилей одновременно. Подобное смешение и является главным признаком ранней готики.


Самые крупные постройки периода ранней готики:

  1. Церковь Сен-Дени, 1137-1144 гг., пригород Парижа, Аббатство Сен-Дени;
  2. Ланский собор, 1155-1236 гг., город Лан;
  3. Нотр-дам де Пари, Собор парижской богоматери, 1163-1365 гг.;

В ранний период было начато строительство большого количества церквей и соборов, но их проекты со временем были скорректированы в соответствии с меняющейся модой. Поэтому большинство крупных построек имеют отдельные признаки раннего стиля. В то же время стоит подчеркнуть и то, что именно в этот период сформировались базовые архитектурные элементы, которые использовались ещё много столетий.

Для этого периода характерны только религиозные постройки (храмы, церкви), в области светской архитектуры преобладал романский стиль почти до XV века.

Однако рамки эти в некоторой степени условны. Так, в Италии уже XIV век отмечают как период Раннего Возрождения, между тем как в Германии даже в начале XVI века были сильны традиции готического искусства.

Пройдя через века, прорываясь сквозь события, она остается с нами, она живет среди нас, она подпитывается нашим временем. Она находит свое отражение в одежде, музыке, архитектуре, являясь частью современной моды. Она охватывает жизненные вкусы тысяч молодых людей, оживая в их понимании современного мира, в их поведении, изменяясь и совершенствуясь, но, не теряя себя, не истратив своей истинной сути. Оглянитесь и вы заметите, откройте глаза, и вы увидите: она здесь, прячется за "обязательной" оберткой современности, прикрывается покрывалом утерянного, скрывается в черно-белых одеждах. Готика - это красота, скрывающаяся под печатью божественной печали, наполненная драматизмом жизненных ситуаций.

По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К XV в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил здесь значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца XIII в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Читайте также: