Почему полонез ля мажор шопена стал музыкальным символом польши кратко

Обновлено: 05.07.2024

Полонез ля мажор. Предок полонеза степенный польский народный танец-шествие. Попав в шляхетскую польскую дворянскую среду, а также в иные европейские страны, этот танец получил название полонез , произведенное от французского слова роlonaise польский .
Полонезы появились непревзойденной верхушкой в развитии этого жанра. Они воодушевлены романтическими помыслами об исторических долях Польши.
Такой и получивший великую известность Полонез ля мажор. По собственному нраву он и гордый, пышно-праздничный, и враждебно-смелый, маршеобразный. Предпочтительно аккордовая фактура владеет здесь оркестровой силою. В среднем разделе пьесы возникает фанфарная тема, подобная призывному боеву сигналу.

Полонез - польский танец , покоривший королевские дворы Европы

полонез

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.


Итак, что делает полонез таким особенным:

торжественность и степенность в каждом движении;

это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура


Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году — полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.

Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.

История полонеза в России


Польский танец, а именно так чаще всего называли полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.

При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.

Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.

Интересные факты

Никакой музыки, исключительно пение самих танцоров сопровождало полонез на заре своего рождения вплоть до конца XVIII века. Лишь потом появилась инструментальная музыка, без которой сложно было представить исполнение танца на королевских торжествах.

Бал, посвященный празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году, открывался полонезом. В качестве музыкального сопровождения выступала музыка Глинки. Танец длился почти 20 минут. За это время танцующие пары совершили 3 тура по залу.

В России полонез особенно любили русские офицеры.

Бал, посвященный дню свадьбы Петра III и Екатерины Великой, длился всего 1 час. Все это время гости танцевали одни полонезы.

И мужские, и женские костюмы, в которых исполняли полонез, отличались богатством и роскошью. Для их изготовления использовались дорогие ткани – золоченая парча, бархат и атлас. Обувь была красного или золотистого оттенков.

Известные полонезы


Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена . Всего этим композитором было написано 16 полонезов, но именно эта композиция отличается грандиозностью и величием.

Такова история полонеза, ставшим главным танцем на европейских балах. В нем заключена история многих стран, включая Россию. Ведь танцевальные традиции – это в первую очередь отражение нравов и обычаев, характерных для ушедших эпох. Если вы хотите знать, что из себя представляло великосветское общество в XVII — XIX веках, просто посмотрите на исполнение полонеза. Этот танец расскажет о многом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полонез

Музыка наполнена торжественной приподнятостью, решительностью, радостным воодушевлением.

Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши?

Полонез произошел от польского народного танца, в его основе лежит подлинная народная музыка. Именно этот, ля-мажорный, полонез передает образ независимой и гордой Польши.

Какое сочинение можно назвать музыкальным символом твоего края, республики? Почему?

В каждой области или республике есть свои национальные или культурные особенности. Подумай, какая песня или мелодия выражают их лучше всего.

Но такими чертами может обладать не только народная музыка, но и созданная национальными композиторами.

Художественное наследие великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена — около двух с половиной сотен произведений, из которых более двухсот написаны для фортепиано. Его музыка отличается искренностью пережитых событий. В ней есть вся палитра чувств, которые только может пережить человек за свою жизнь. Его талант выражается в сочинении не только вальсов и ноктюрнов, но и в чисто техническом жанре – таком, как этюд.

История

В 19 лет Шопен отправляется в гастроли по городам Европы. Он исполняет собственные сочинения на лучших сценах Вены и Кракова. Несмотря на артистические победы, его душа стремится к родным местам. В начале сентября 1829 года Фредерик возвращается домой в Варшаву. Он продолжает сочинять, при этом успевает посещать различные музыкальные собрания, встречаться с друзьями и совершать небольшие поездки за пределы столицы Польши.


Близкие и родные люди, желавшие Фредерику творческого успеха, осознают, что для дальнейшего роста ему необходимо вновь покинуть Польшу на длительный срок. Еще зимой была запланирована поездка в Австрию, Италию и Францию. Но композитор все время откладывал день отъезда, на что были свои причины.

Начало XIX века для истории Польши связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против царизма, что усилило жестокость со стороны власти. Шопен боялся уезжать, оставляя родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких. Своими переживаниями композитор делился в письме, которое было адресовано другу Титусу Войцеховскому:


Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.

1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома.

Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.

Полонезы. Полонез Ля мажор

В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы — предшественники Шопена. Это, например, Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью. Сочиняли полонезы также В. Живный и Ю. Эльснер — учители Шопена. А его собственные полонезы явились непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены романтическими по­мыслами об исторических судьбах Польши.

Таков и получивший большую известность Полонез ля ма­жор. По своему характеру он и горделивый, пышно-торжествен­ный, и воинственно-героический, маршеобразный. Преимущест­венно аккордовая фактура обладает здесь оркестровой мощью:


В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, по­добная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе:



Вопросы и задания

Читайте также: