Почему почву называют чудесной кладовой окружающий мир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: учиться исследовательской деятельности; увеличить объём знаний о почве, о почве Башкортостана (в частности, Стерлибашевского района); продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли; выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; развивать мышление, наблюдательность, любознательность; воспитывать чувство Родины.

Оборудование: Энциклопедия Башкортостана; цветок – радуга; тесты по теме; демонстрационный материал: виды почв; листочки со схемами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня я к вам пришла, чтобы вместе с вами провести урок по окружающему Я очень надеюсь, что вы мне поможете в этом своей активной работой и хорошим поведением.

— Улыбнитесь друг другу. Приятного вам урока! А теперь повторяйте за мной.

—Всё будет хорошо!

—Мы успеем сделать всё! (Все повторяют эти строчки хором.)

2, Постановка цели урока.

— Когда я готовилась к уроку, то думала, какой урок вам предложить, поэтому принимая во внимание, что вы выпускной класс, предлагаю провести урок – исследование. Сегодня вы все станете научными сотрудниками наших маленьких научных лабораторий, которых всего 2 (по количеству рядов), выберем давайте научного руководителя для каждой лаборатории, отвечающего за работу группы.

—Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный и рабочий, преподаватель вуза и учитель—человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — увеличить объём ваших знаний о почве, т.е. ответить на вопросы, для чего она нужна, из чего состоит, в каком виде встречается в природе и что с ней делают. По ходу урока вместе будем заполнять схемы, которые вам будут помощниками.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое исследование?

Дети: Любое исследование начинается с постановки проблемы, с накопления информации.

Учитель: А проблема у нас уже есть — это тема нашего урока

Почва — чудесная кладовая”

Учитель: Почему её так называют, по ходу урока вы должны будете ответить на мой вопрос. Взяли схемы и начали работу. (Одновременно идёт работа по цветку – радуге)


Функции — то есть для чего нужна почва? (Снабжение растений питанием и водой; для выращивания овощей и фруктов.)

Структура — из чего состоит почва? (Песок, глина, гумус, воздух, вода, перегной, соли, микробы).

Проявления — какие виды почв бывают? (Чернозём и подзолистые).

Учитель: О чём говорят их названия?

—Теперь каждая лаборатория получает виды этих почв, рассматривает и даёт ответ. Какая из этих почв лучше? Почему? (Ответы учащихся). — Ребята, давайте обратим свой взор на нашу малую родину — на Стерлибашевский район — почвенный покров района представлен в основном, почвами чернозёмного типа. Структура почвенного покрова пашни района показывает, что она представлена различными подтипами чернозёмов и тёмно-серыми лесными почвами: чернозём (3 подтипов) — 104. 629 га чёрные лесные почвы— 1. 193 га овражно-балочный комплекс — 5. 018 га полностью смытые почвы — 7. 682 га.

Общая площадь земель подверженных эрозии — 30 тыс. га, из них водной эрозии — 10 тыс. га, ветровой эрозии — 20 тыс. га.

Учитель: Чернозёмные почвы бывают богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета.

Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах, чернозёмы — в степях.

Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.

3. Физминутка: “Мороженое”, “Светофор”.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 118. Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, как происходит круговорот веществ в природе.

Работа по схеме: Растения—животные—остатки растений и животных—перегной—микробы—соли.

Учитель: Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.

Вот почему замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы — почему?

Операции. Ребята, для того, чтобы двигаться дальше отгадайте загадку. “Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу. (Земля).

Учитель: Вы правильно отгадали мою загадку — это земля. — А что вы подразумеваете под словом земля?

Дети: Земля — это земной шар, Родина, суша, почва.

Учитель: Для чего нам с вами выше перечисленные предметы? Что они нам дают? (Ответы учащихся).

  • Что люди делают с почвой?
  • Какие операции они проводят над ней?
  1. Вспахивают.
  2. Проводят боронование
  3. Удобряют.
  4. Проводят севооборот.
  5. Задерживают снег.
  6. Проводят операции по защите и охране.

Учитель: (При помощи бумаг для сравнения можно наглядно показать 1 см и 20 см).

1см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тыс. лет.

Проблемный вопрос. Слой почвы толщиной в 18см вода может смыть в лесу за 500 тыс. лет, на лугу — за 3.225 лет, а там где нет растений — всего за 15 лет! О чём говорят эти расчёты учёных? (Ответы учащихся).

— А теперь игра “Верим, не верим”, которая предназначена для двух групп.

  • Микробы из солей получают перегной.
  • Растения разрушают почву.

Учитель: Поиграли, теперь я вам хочу предложить развивающие задания для каждой маленькой научной лаборатории, итак, слушайте внимательно: “Почва”.

Докажите, что камни и почва — родственники. Но почему тогда огурец не может вырасти на камне?

Учитель: Вы поработали, теперь отдохните, а я вам сказку расскажу. “Сказка о чудесной кладовой”.

Положишь в чудесную кладовую горстку зерна — в замен получишь 100 горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она — земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать. Да тут мигом опустеет любая кладовая. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерно и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

  1. Что называют чудесной кладовой? Почему?
  2. В каких случаях чудесная кладовая щедро одаривает человека?
  3. Чем одаривала земля – матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
  4. Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
  5. В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур? Почему?
  6. Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
  1. Что такое почва?
  2. Из чего состоит почва?
  3. Какое основное свойство почвы?
  4. Для чего надо удобрять почву?
  5. Как её нужно охранять?
  6. Как люди борются с оврагами?
  7. Как можно заставить работать почву работать круглый год?
  8. Что нового узнали для себя?
  9. Как с помощью материала сегодняшнего урока можно подтвердить, что биологические объекты работают?

Работа по тестам.

Учитель: Теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего совместного урока – исследования:

Тема исследования: Почва — чудесная кладовая.

Цель исследования: Узнать больше о почве.

Гипотеза: Чудесная кладовая.

Подтверждение гипотезы: Схема.

Вывод: Чудесную кладовую нужно беречь и пополнять, тогда она будет добра и щедра.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Землю правильно называть - почва.."

Почва обладает уникальным свойством – плодородием.

потому что мы выращиваем там все овощи зелень деревья и т. д.
т. е. всё что мы по сей день кушаем это от почвы
так говорят в школе

Ершова Татьяна Анатольевна

Что же это за необычное вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Почему почву называют чудесной кладовой?

Данное учебное исследование ученика 4 класса поможет ответить на поставленные вопросы.

ВложениеРазмер
pochva_-_volshebnaya_kladovaya.pdf 1.16 МБ
Предварительный просмотр:


"Не жалею, не зову, не плачу…"



Андрей Усачев. Как Дед Мороз сделал себе помощников (из книги "Школа снеговиков")

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Почва окружающий мир 3 класс Подготовила: Позднякова Валентина Викторовна учи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почва окружающий мир 3 класс Подготовила: Позднякова Валентина Викторовна учи.

Почва окружающий мир 3 класс Подготовила: Позднякова Валентина Викторовна учитель начальных классов

Цели: углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое зе.

Цели: углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав; показать значение плодородия почвы для растений и роль животных в улучшении плодородия почвы.

1. Проверка домашнего задания. Вопросы: – Что происходит с твердыми телами пр.

1. Проверка домашнего задания. Вопросы: – Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении? – Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях? – Какую роль в разрушении скал играет вода? – Какую роль в разрушении скал играет ветер? – Почему растения ускоряют разрушение камней? – Во что превращаются камни?

ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерн.

ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватить. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. М. Ильин

– Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее.

– Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

– Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпают в стакан с водой. Че.

– Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпают в стакан с водой. Через некоторое время на дно осядут глина и песок.

– Нагреем почву на спиртовке. Что вы видите и чувствуете?

– Нагреем почву на спиртовке. Что вы видите и чувствуете?

– Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на.

– Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода испарилась, а на стекле – белый налет. Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микроорганизмов, которые живут в почве.

 Почва воздух перегной соли вода глина микробы песок

Почва воздух перегной соли вода глина микробы песок

Итог урока. – Из чего состоит почва? – Прочитайте вывод (с. 69).

Итог урока. – Из чего состоит почва? – Прочитайте вывод (с. 69).

Домашнее задание: прочитать статью (с. 65–67); ответить на вопросы (с. 69).

Домашнее задание: прочитать статью (с. 65–67); ответить на вопросы (с. 69).

Читайте также: