Почему по мнению кудряша кулигин антик чудак ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Остальные лица в драме удивительно полны и жизненны. Все они новы, некоторые же из них блещут особенною новизною в нашей литературе. Например, Кулигин, механик-самоучка, или барыня с двумя лакеями. Последняя, впрочем, останавливает наше внимание не как лицо, не как характер: она только очерчена автором. В ней поражает вас, скорее, мысль вывести такое лицо на сцену и дать ему известное значение. В самом деле, без него драма была бы как-то неполна. Она лишилась бы некоторых красок, очень нужных для общего тона картины.

Кулигин другое дело. Он одно из главных второстепенных лиц в пьесе. Хотя он является нам только с одной стороны, со стороны добряка и мечтателя, в него все-таки положено автором много жизни. Он врезается в памяти своею симпатичностью. На сцене встречаешь его с удовольствием, прощаешься с ним с сожалением. Это самоучка-механик, поэт в душе, мечтатель. Он ищет перпетуум-мобиле и бредит им, любуется красотами природы и декламирует стихи Ломоносова, затевает филантропические затеи вроде солнечных часов и громоотводов и его за это гонят, а он за это счастлив. Добрые люди его любят, а от злых он весь уходит в свой перпетуум-мобиле, в свои громоотводы -- ищи его там. Характер его родственен с характером Катерины. И он, по всей вероятности, не без бурь и не без ран сердечных дожил до седых волос. И ему горько жить среди людей, которые его не понимают и для которых он "антик, химик". Но у него есть перпетуум-мобиле, которого не было у Катерины - вот бы ему только "деньжонками раздобыться на модели", а перпетуум-мобиле он найдет непременно. А когда найдет, то получит от англичан целый миллион рублей и то-то добра наделает. А пока вы с ним лучше и не разговаривайте об этом мобиле: он от вас сейчас же улизнет, потому ли, что ему уже наскучили толки с профанами об этом, или просто он боится неверия и насмешек. Вероятно, боится.

Наряду с старухой Кабановой, женщиной пожилой, черствой и страшной формалисткой, стоит другой самодур, именитое лицо городка, богатый купец Дикой , дядя Бориса. Лицо, схваченное необыкновенно художественно. Он вечно дурит и сердится, но не потому, чтоб был зол от природы. Напротив, он мокрая курица. Трепещут перед ним одни домашние, да и то не все. Кудряш, один из его приказчиков, умеет с ним разговаривать; тот слово, а этот десять. Дикой его побаивается. Когда в первой сцене своего появления Борис ответил ему довольно резко, он только плюнул, да и ушел. Он сердится потому, что скверный обычай завелся: всем рабочим его нужны деньги и все к нему за ними лезут. О жалованье ему и не заикайся: "У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, - говорит Кудряш, - изругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? нешто ты мою душу можешь знать! А, может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Только в такое расположение он еще никогда не приходил. Сердится он тоже не потому, чтоб мог беспрестанно сердиться, чтоб желчь у него то и дело разливалась или печёнка была испорчена. Нет, а так, для острастки, чтоб под сердитую руку денег не просили. Ему даже нелегко рассердиться; заберет он себе в голову подозрения, что нынче у него будут просить денег, вот он и придирается к домашним, раскипятит себе кровь и пошел на целый день: такую задаст острастку, что все от него по углам прячутся и денег, может быть, и не попросят. Он любит выпить, а уж если русский человек пьет, то он не злой человек.

Другое дело старуха Кабанова . Эта точна женщина с характером. Те же верования, которые в поэтической душе Катерины пробуждают такие светлые образы, совершенно засушили от природы уже суховатое сердце старухи. Жизнь не имеет для нее ничего живого: для нее это ряд каких-то странных и нелепых формул, перед которыми она благоговеет и настоятельно хочет, чтоб другие благоговели перед ними. Иначе, по ее мнению, свет вверх дном станет. Самый незначительный акт в жизни понятен для нее и позволителен в таком только случае, если принимает вид известной обрядности. Проститься, например, жене с мужем нельзя как-нибудь просто, как все прощаются. Сохрани Бог; у нее про этот случай есть разные церемонии, в которых чувству не дается никакого места. Жене, проводив мужа, просто поплакать и погрустить у себя в горнице нельзя: чтоб соблюсти приличие, необходимо повыть, так чтоб все слышали, да похвалили. "Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!", - говорит странница Феклуша (вот еще главное лицо в этой драме).

А между тем старуху Кабанову тоже нельзя назвать злою женщиной. Она очень любит сына, но ревнует его к снохе. Точит она всех в доме: вот уж у нее привычка такая точить, а главное, она убеждена, что этим дом держится и что чуть она перестанет блюсти порядок, весь дом распадётся. На сына с снохой она смотрит как на детей, которых нельзя выпустить из-под опеки. Никакого порядку тогда не будет, спутаются они совсем "на покор, да на смех добрым людям". В одном из своих монологов (явление VI, действие II) она очень метко и резко сама себя рисует:

"А ведь тоже глупые на свою волю хотят: а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только! То-то вот старина и выводится".

Так вот о чем хлопочет она, вот за что она ест сына со снохою. К последней, правда, она чувствует более чем недоброжелательство, но это потому, что, по ее мнению, сын любит больше жену, чем ее, мать. Это ревность весьма частая в свекровях. Чистая по своему мнению, в своей жизни, которую она сузила до непременного соблюдения разных условий и церемоний своего быта, она неумолима к слабостям других, а тем более к слабостям снохи своей; Дикого она только презирает и усовещевает. Катерину же ненавидит, но, опять-таки, не от злости, а от ревности. Она не изъявляет ни малейшей жалости при виде бедной утопленницы, а вместе с тем боится за сына и не отпускает его ни на шаг от себя. Кулигин в одном месте называет ее ханжею. Он, очевидно, ошибается. Она даже и не ханжа, потому что искренна; по крайней мере, из пьесы не видно, чтоб она хитрила или лицемерила относительно своих верований и привычек.

В контраст к этим двум женщинам чрезвычайно смело и рельефно поставлено в драме третье женское лицо - Варвара, дочь старухи Кабановой . Это удалая русская девушка, подчас откровенная, подчас лукавая, всегда веселая, всегда готовая погулять да повеселиться. И любит-то она, может быть, самого удалого парня в городке, Кудряша, приказчика Дикого. Эта удалая парочка только подсмеивается над притеснениями и притеснителями. Варвара соблазняет Катерину, устроивает ей ночные свидания и ведет всю интригу, но не она виновница катастрофы. Рано или поздно, а Катерина и без нее сделала бы то же самое. Варвара в пьесе нужна для того только, чтоб судьба Катерины совершилась драматическим образом (принимая это слово не в смысле трагедии, а в смысле сцены и занимательности). И в этом отношении это лицо необходимое в пьесе. Вообще в драме г. Островского все лица, даже самые второстепенные, нужны, потому что все они занимательны, своеобразны и характерны в высшей степени. Драматическая обработка их -- верх совершенства. Выкиньте одно из них, самое незначительное, например, хоть Феклушу, и вам покажется, что вы вырезали кусок из самой живой части драмы, и что драма без этого лица не представляет более стройного целого. Так умел автор узаконить все эти образы.

Мало этого, все лица новой драмы его нисколько не похожи, даже не напоминают нисколько прежде выведенные им лица. Это совершенно новые характеры и типы. Это качество нигде не повторяться, выводить с каждой новой пьесой все новые и новые образы, принадлежит, если не ошибаемся, между современными нашими писателями, только одному г. Островскому. Если рассматривать его сочинения только со стороны типов и характеров , то критика должна будет сознаться, что она имеет дело не с гостинодворским Коцебу, не с писателем, которому можно не отказывать в таланте или отзываться о нем небрежно, а с замечательнейшим нашим современным поэтом, обладающим большою творческою силою, которою в настоящее время могут похвастаться очень немногие европейские писатели.

"Гроза" есть, без сомнения, одно из лучших его [Островского ] произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых. В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические образы. Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно выкупаются первоклассными красотами. В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. По одному произведению трудно судить, хорошо это или худо. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его. Оттого-то мы и не упомянули до сих пор об этой новой особенности в драме г. Островского. Может быть, мы и ошибаемся, приняв случайное явление за намерение.

Кулигин - человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле - средневековая идея, громоотвод - техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог. Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике. Все, что непонятно - от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию - нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке. Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие - он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится - все прогоняют его. Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу. Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он. Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Кулигин, учёный-самоучка - единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает. Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова - он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт. Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни - и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины. Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама - и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот. Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован - и понимает это. Но он не уезжает. Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы.

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма - не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь. Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения - прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс. Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

Кулигин - характеристика персонажа

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.

Тест по произведению

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Драма А.Н.Островского “Гроза”

3-е действие

  1. Что рассказывает Феклуша о жизни в Москве и других больших городах?
  2. Какие черты характера Кабанихи раскрываются в разговоре с Диким?
  3. Почему обитатели города почти не гуляют по бульвару? Проанализируйте монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко”.

4-е действие

  1. Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию?
  2. В каких высказываниях и поступках Кулигина обнаруживается его любовь к просвещению, уважение к людям?

5-е действие

  1. Как изменилось положение Катерины в доме мужа после ее публичного покаяния?
  2. В каких высказываниях и поступках Тихона и Бориса показано их безволие?
  3. Каков смысл песни Кулигина “Ночною темнотою покрылись небеса”?
  4. Кто виноват в гибели Катерины?

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин. Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш. Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша. Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной. Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви. Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств. Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин. Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов. Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе. Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает. Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется. Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье. Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Действие Пятое: Развязка

Кулигин, отдыхая в общественном саду, встречает Тихона. Завязывается беседа о недавнем инциденте. Из их разговора выясняется, что Тихон одновременно и зол, и испытывает жалость к супруге. Обстановка в доме омрачается еще и благодаря Кабанихе. Она вне себя от произошедшего. Кабанов признается, что за содеянное побил Катю, но только лишь по воле матери. Он говорит, что сама она закопала бы Катерину живьем.

Кулигин думает, что Кабанову надо начать думать своей головой и не вестись на поводу Марфы Игнатьевны. Но сам Тихон не хочет брать на себя никакой ответственности, так ему удобнее жить:

В ходе их беседы выясняется, что Дикой спроваживает Бориса в наказание на север на три года. Также Кабанов говорит о побеге сестры от тирании матери. По всей видимости сбежала Варя со своим возлюбленным Кудряшом, его тоже никто нигде не может отыскать. Приходит Глаша с новостью об исчезновении Катерины. Мужчины спешат на ее поиски.

Появляется Катерина. Она растеряна, разыскивает Бориса. У нее опять проскальзывает мысль о гибели. Приходит Борис и осведомляет ее о своем отбытии. Она желает сбежать из этого злополучного и темного места с ним, но Борис утверждает, что это неприемлемо. Катерина плачется о теперешней жизни в семье, ставшей абсолютно нестерпимой и мучительной. Она упрашивает своего возлюбленного по дороге не пропустить ни единого нищего, помогать каждому и просить их помолиться за нее. Приходит время прощаться. Борис, видя, как любимая мучается, размышляет о ее смерти:

Девушка снова в одиночестве. Она находится в полной растерянности, не имеет понятия, как ей существовать дальше. У нее нет желания возвращаться:

1. Расставьте ударение: мастерски, местностей, мизерный, мозаичный, молящий, мусоропровод, начат, некролог, ногтя, послала, принял, принудить, приручённый, танцовщик, тефтели, туфля, цемент, цепочка


2 Пр…ключение,пр…пятствие, пр…лежный,пр…вилегия,пр…тендент, пр…мьера,пр…парат,пр…оритет, пр..митивный, пр…одолевать, непр…рекаемое, беспр…страстный, непр…ступный, пр…следование, пр…восходство, пр…кратил

1. Расставьте ударение: мастерски, местностей, мизерный, мозаичный, молящий, мусоропровод, начат, некролог, ногтя, послала, принял, принудить, приручённый, танцовщик, тефтели, туфля, цемент, цепочка


3 Пр…ключение,пр…пятствие, пр…лежный,пр…вилегия,пр…тендент, пр…мьера,пр…парат,пр…оритет, пр..митивный, пр…одолевать, непр…рекаемое, беспр…страстный, непр…ступный, пр…следование, пр…восходство, пр…кратил

1. Отметьте слово, где после приставки пишется буква И:
а) От_грать
б) Меж_нститутский
в) Без_нтересный
г) Под_скать

2. В правописании этого слова допущена ошибка:
а) Специнструмент
б) Двухыгольный
в) Безымянный
г) Безынвентарный

3. Во всех словах на месте пропусков пишется Ы:
1) за..нтриговать, беспро..грышный
2) роз..грыш, из..мать
3) пред..сторический, по..грать
4) без..сходный, дез..нфицировать

4. Во всех словах на месте пропусков пишется И:
1) с..скной, сверх..ндустриальный, под..мать
2) без..звестный, меж..нтернатский, раз..скать
3) пред..нфарктный, транс..ранский, спорт..гра
4) сверх..нтересный, супер..нтересный, транс..ндийский

5. Какое слово написано верно?
а) Межынститутский
б) Безинициативный
в) Безискусный
г) Безыдейный

6. На месте пропуска пишется буква И:
а) Небез_звестный
б) Пред_дущий
в) Сверхинтеллектуальный
г) С_ронизировать

7. На месте пропуска пишется И:
1) от..грывать
2) пре..нтересный
3) без..дейный
4) роз..ск

8. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы:
1) сверх..мпульсивный
2) дез..нфекция
3) об..грать
4) контр..гра

9. На месте пропуска пишется И:
1) пред..стория
2) пре..нтересный
3) без..дейный
4) роз..ск

10 Определите, после каких приставок пишется буква И:
а) Из-, за-
б) Над-, под-
в) Меж-, сверх-
г) Всех приставок на согласный

Характеристика Кулигина


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Кулигин.

Возраст — около 50 лет.

Род занятий — часовщик-самоучка.

Семья — не указано.

Социальное положение — мещанин.

Происхождение — родом из простого, небогатого семейства.

Воспитание — воспитан порядочным, честным человеком с высокими нравственными принципами.

Образование — традиционное для мещанских семейств, многие знания приобрёл самостоятельно.

Внешность — мужчина средних лет.

Характер — добрый, отзывчивый, милосердный, способный заботиться о других, умный, разговорчивый, мечтательный, честный, ответственный.

Положительные черты — добросовестный, добрый, честный, бесстрашный, умный, образованный, разносторонне развитый.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кулигина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Кулигина основан на том, что он является механиком-самоучкой.

Источник: Действующие лица

Источник: Действие первое, явление 3

Источник: Действующие лица

Портретная характеристика раскрывает природный талант Кулигина. Он является неутомимым изобретателем, мечтающим изобрести вечный двигатель.

Источник: Действующие лица

Внешность

Кулигину чуть больше пятидесяти лет, но уже считается стариком.

Источник: Действие первое, явление 1

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Черты характера и поступки

Кулигин является ярым противником мещанства, в котором видит главную причину грубости, невежества, бедности.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин — большой ценитель природы. Даже в малом он способен видеть красоту.

Источник: Действие четвёртое, явление 4

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин — поэтически одарённый человек, который пишет стихи на старинный манер.

Кулигин — разговорчивый человек, который любит порассуждать на самые разные темы.

Источник: Действие первое, явление 3

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Кулигин — честный, порядочный человек, безобидный мечтатель, который пользуется в городе хорошей репутацией.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Источник: Действие первое, явление 4

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин далёк от предрассудков, он открыт знаниям, науке и очень печалится, что большинство жителей Калинова — невежественные люди, которые в грозе видят не явление природы, а дурное предзнаменование.

Источник: Действие четвёртое, явление 4

Вся деятельность Кулигина направлена на то, чтобы быть полезным обществу, сделать жизнь людей более комфортной, совершенной.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин обращается за финансовой помощью к богатому купцу Дикому, чтобы установить в городе громоотвод. Делает он это не из личной корысти, а на благо горожанам.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин — простой, небогатый человек, но с чувством собственного достоинства.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин с сожалением понимает, что в таком невежественном, тёмном обществе, которое его окружает, более всего ценятся деньги, а не ум и порядочность.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кулигин — добрый, милосердный человек, проповедующий божьи заповеди.

Источник: Действие пятое, явление 1

Воспитание

Кулигин всю жизнь испытывал потребность в знаниях. Он самостоятельно смог изучить труды великих поэтов, учёных.

Кулигин свободно цитирует слова великих людей.

Характеристика Кулигина другими героями

Кудряш

Кудряш, как и подавляющее большинство жителей Калинова, пренебрежительно относится к роду деятельности Кулигина. В силу своего ограниченного ума они не способны понять, каким важным делом занимается Кулигин.

Борис

Борис отмечает, что Кулигин является хорошим человеком.

Источник: Действие первое, явление 4

Дикой

Предложения Кулигина по благоустройству города Дикой считает глупостью, вздором, а самого Кулигина — дураком и разбойником.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Богатый и влиятельный купец Дикой намеренно подчёркивает скромное положение Кулигина.

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Кабанова

Кабанова, как хранительница патриархальных устоев, возмущена смелыми речами Кулигина.

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кулигина вместе!

Биография

Кулигин — мужчина 50 лет, коренной житель города Калинова. Будучи выходцем из простой, небогатой семьи, он не мог получить приличное образование, однако большая потребность в знаниях подтолкнула Кулигина к самостоятельному изучению научных трудов.

Кулигин — часовщик-самоучка, который сам смог постигнуть азы механики. Обладая живым, подвижным умом, мечтает изобрести вечный двигатель, продать его англичанам, а вырученные деньги вложить в развитие родного города. Помимо тяги к точным наукам, Кулигин обладает поэтическим даром и слагает стихи на старинный манер.

Кулигин принимает активное участие в жизни города. Он всеми силами хочет его благоустроить: предлагает установить солнечные часы, громоотвод. Однако все его инициативы неизменно наталкиваются на непонимание местных жителей. Не в силах бороться с равнодушием сограждан, Кулигин прекращает свои попытки сделать их жизнь лучше.

Образ Кулигина

Живой ум Кулигина не даёт ему сидеть без дела. Герой много и усердно работает не ради корыстной цели, а во благо людей. Он искренне хочет сделать что-то полезное для города, приобщить горожан к знаниям, просвещению, избавить их от средневековых предрассудков.

Кулигин — человек с тонкой, мечтательной душой, способный видеть красоту в окружающем мире. Он считает, что природа может очищать мысли и душу, вдохновлять на любые свершения.

Кулигин не показан автором с позиции религиозного человека, однако именно он является глашатаем божьих заповедей и своим примером демонстрирует, как должен поступать честный, порядочный человек, проповедующий христианские ценности.

Премьера “Грозы” Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А. А. Григорьева, произвела на современников впечатление “сильное, глубокое”. Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении.

Особые дискуссии вызвал образ главной героини “Грозы” – Катерины Кабановой.
Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. Так, например, образ ученого-самоучки Кулигина долгое время рассматривался как сугубо положительный. Он считался

Всеми мыслями и поступками этот герой хотел улучшить жизнь своих сограждан, но кабанихи и дикие оказались сильнее.
Так ли это на самом деле? Кто такой Кулигин – еще один “луч света в темном царстве”, жертва калиновского мира или обыкновенный обыватель? Этот герой появляется уже в самом начале пьесы.

Он довольно хорошо образован (по сравнению с “темными” калиновцами), обладает тонкой и восприимчивой душой. Кулигин чувствует прекрасное, умеет восхищаться красотой, замечать в обыденных вещах необычное. Он говорит

Душа радуется”.
Кудряш называет Кулигина “антик, химик”. Это, по-моему, обозначает отношение калиновцев к герою. Его не понимают и не принимают, считают чудаком, немного сумасшедшим.

Сам Кулигин называет себя механиком-самоучкой.
Этот герой видит, что происходит вокруг, за стенами купеческих домов. По своим убеждениям это добрый, гуманный человек, не принимающий и осуждающий патриархальный деспотизм Калинова. Видя ссору Дикого с племянником, он замечает: “Нашел место!” Но эта фраза настораживает.

Получается, что главное для героя – чтобы люди чего не подумали. То есть, по мнению Кулигина, на людях должно быть все шито-крыто, а дома, за стенами – может твориться все, что угодно. Но ведь это логика Кабанихи и ей подобных.

Значит, во многом Кулигин – продукт калиновского общества, он мыслит так же, как и они.
Это подтверждает и поведение героя. Он считает, что “лучше уж стерпеть”, чем открыто ответить на хамство Дикого, почтительно снимает перед этим купцом шапку, советует Борису “стараться угождать как-нибудь” дяде-самодуру.
Далее выясняется, что Кулигин дико боится “отцов города”, боится косых взглядов, неприятия. Он видит все недостатки Калинова, губящие человеческие души. Характеристики Кулигина довольно точны и метки.

Про Кабаниху, например, он говорит, что она “ханжа”, замучила всех домашних. Но этот герой даже думать боится бороться, исправлять нравы Калинова: “Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!”
Цель жизни Кулигина – изобрести вечный двигатель. Эта мечта, как ни странно, раскрывает все его отрицательные стороны. Во-первых, необразованность, такую же, как у калиновцев. Те знания, которыми он обладает, во многом поверхностны и неточны.

Кулигин знать не знает, что идея вечного двигателя противоречит всем законам физики, а значит, изобрести его невозможно. Мечта этого героя утопична, несбыточна, она бесполезна, как и он сам.
Кроме того, любопытно, для чего герой хочет изобрести перепетуум-мобиле. Не для того, чтобы облагодетельстововать все человечество. Кулигину не хватает смелости для такого масштаба его мыслей.

Идеи героя намного приземленнее. Он слышал, что англичане дают за это изобретение “миллион”: “я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то.

А то руки есть, а работать нечего”.
Но, на мой взгляд, и эти “малые дела” героя – утопия. При его раболепском отношении к диким и кабанихам, при его трусости ничего не выйдет. Деньги будут использованы так, как того захотят “отцы” Калинова.

И пример тому – эпизод с громоотводом, который Кулигин хотел установить в городе. Дело полезное и хорошее, но у героя не хватило смелости, настойчивости, твердости, хитрости, чтобы переубедить Дикого. В итоге победа осталась, конечно же, за купцом.

А Кулигин решил: “Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю”.
Этот миллион стал для героя неким прикрытием, стеной, защитой. На самом деле, он и не хочет получить его. Ведь тогда придется что-то делать, разговаривать с “сильными мира сего”, а на это Кулигин не способен.
И все же этот герой не такой уж плохой. Он, вместе с другими, вынес тело Катерины из воды, он всей душой жалел эту женщину. Его последние слова – это крик души героя: “Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
Так положительный или отрицательный герой Кулигин? В нем есть положительные и отрицательные качества, как впрочем, и в любом человеке. Кулигин слабохарактерен, подчинен “темному царству”. В его душе заложено много хорошего, светлого, творческого, но все это погребено Калиновым.

Скорее всего, на мой взгляд, этого героя можно назвать жертвой “темного царства”. У меня он вызывает прежде всего жалость и сочувствие, как слабый, но светлый человек.

Читайте также: