Почему плюшкин последний в галерее помещиков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сюжет этого произведения Гоголю подарил Пушкин. Сюжетные действия поэмы довольно просты. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, ездит практически по всей Руси, покупая души умерших или беглых крестьян. В дальнейшем Чичиков намеривался получить за них деньги как за живых. Благодаря этому замыслу перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и, наконец, Плюшкин.

От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.

Важно обратить внимание на то, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. О прошлом Коробочки известно лишь то, что у нее был муж, который любил, когда ему чесали пятки. О прошлом Собакевича не сообщается ничего. Известно лишь, что за сорок с лишним лет он еще ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем. Про Ноздрева читатель узнает, что в тридцать пять лет он был такой же, каким был в восемнадцать и в двадцать. Про Манилова говорится мельком, что он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застает действие поэмы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Но делом всей своей жизни Гоголь все же считал именно поэму “Мертвые души”.

Она писалась на протяжении долгих семнадцати лет.
Сюжет этого произведения Гоголю подарил Пушкин. Сюжетные действия поэмы довольно просты. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, ездит практически по всей Руси, покупая души умерших или беглых крестьян. В дальнейшем Чичиков намеривался получить за

Благодаря этому замыслу перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и, наконец, Плюшкин.
От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.
О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича. Внимание героя привлекло не то, что Плюшкин – мошенник и скряга, какого себе представить трудно.

С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичиковым. Да и читателю очень интересно узнать, что же это за персонаж, стоящий самым последним в галерее духовно мертвых людей.
Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Именно в этой главе тон повествования резко меняется: возрастают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь дает его в развитии, точнее, показывает деградацию его души. Начало шестой главы – это элегия об уходящей молодости и жизни.

Все, что есть лучшего в человеке – его “юность”, его “свежесть” – невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души.
Как всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание его поместья, самого дома. Владения самого богатого помещика отличаются самой чудовищной разрухой.
Въезд в поместье полуразрушен, бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши. Всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьем. Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Здесь все безжизненно.

Господский дом, “сей странный замок”, расположен посреди капустного огорода, похож на “дряхлого инвалида”.
Описанию жилища богатейшего помещика Гоголь отводит особое место: “Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера…. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками”.
В этом имении нет места симметрии, цельности, равновесию. Тем самым автор подчеркивает, что и сознание Плюшина все “перекошено”, захламлено всевозможным мусором. Он позабыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве.

Зато он следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь. Запустение “пошло на пользу” одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело.
Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним – баба или мужик, ключник или ключница: “Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины”.
У этого существа даже стерлись грани пола! Узнав, что эта “ключница” и есть богатый помещик, владелец тысячи душ, Чичиков долго не может прийти в себя.
Невероятно важно в раскрытии образа Плюшкина не только описание его одежды, но и его внешности. Хотя Гоголь и пишет, что лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выделяется из галереи прежних лиц. Важно то, как автор описывает глаза своего героя: “маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”.
У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Пусть не человеческие, но живые! Получается, что самый мертвый, самый отвратительный персонаж из помещиков оказывается и самым “непотухнувшим”.
Далее автор использует уже совсем необычный для описания помещика прием: рассказывает биографию Плюшкина, показывает, как тот стал “прорехой на человечестве”.
Важно обратить внимание на то, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. О прошлом Коробочки известно лишь то, что у нее был муж, который любил, когда ему чесали пятки. О прошлом Собакевича не сообщается ничего.

Известно лишь, что за сорок с лишним лет он еще ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем. Про Ноздрева читатель узнает, что в тридцать пять лет он был такой же, каким был в восемнадцать и в двадцать. Про Манилова говорится мельком, что он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером.

Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застает действие поэмы.
Но с Плюшкиным все по-другому. В далеком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам “Мертвых душ”: “А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…

Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать”.
Становится понятно, что сначала Плюшкин был совершенно другим человеком. В раннем Плюшкине есть только возможность его будущего порока. На это намекают “мудрая скупость” и отсутствие “слишком сильных чувств”. Что же случилось в дальнейшим с этим человеком?

Жена его умерла, спустя какое-то время одна из дочерей сбежала со штабс-ротмистром кавалерийского полка, сын уехал из дома, а младшая дочь спустя время умерла. Плюшкин послал сбежавшим детям свое отцовское проклятие и стал жить один: “Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, …мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине”. Так описывает Гоголь умирание изначально неплохого человека.
Очень интересно то, что персонаж, символизирующий собой полный распад человеческой личности, стоящий самым последним в череде “мертвых” душ, тем не менее, имеет все-таки слабые намеки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: “И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего”. Пусть это только “бледное отражение чувства”, но все же “чувства”, то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворен человек.

Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.
Очень важно знать задумку второго и третьего томов “Мертвых душ”. Ведь в дальнейшем Гоголь собирался возродить душу не только Чичикова, но и Плюшкина. Пропустив героев через череду страданий, автор хотел расшевелить их, оживить их лучшие качества. Но второй том был сожжен, а третий просто не написан.

Теперь читателю остается только догадываться, через какие очистительные страдания должна бы была пройти душа Плюшкина, чтобы возродится.
Плюшкин стоит последним в галерее помещичьих образов не только потому, что он дошел “до такой ничтожности, мелочности, гадости”, но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж поэмы. Он не родился мертвым, к такой жизни его толкнула душевная трагедия.
Гоголь с большим юмором и иронией описывает внешний вид Плюшкина и его хозяйство. Но это смех сквозь горькие слезы. Ведь, как это не удивительно, этот образ оказался невероятно реалистичным.

Подобных Плюшкиных всегда было много. Этим персонажем Гоголь предупреждает молодое поколение: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”.

Своего предельного выражения мелочность, ничтожность и социальное уродство достигают в образе Плюшкина, который завершает галерею образов поместных владетелей и отражает наиболее ярко характерные черты хозяев жизни.

Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого помещика. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика.

Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто не выпил.

Оборвав связи с окружающим миром, помещик остается одиноким и замкнутым в своем эгоизме. Изолировавшись от жизни, он чувствует страх перед ней. Самому себе Плюшкин кажется беззащитным существом, окруженным людьми, готовыми каждую минуту его ограбить. Обладая большим богатством, помещик перед всеми старается преуменьшить его. Он объят постоянным страхом не столько за свою участь, сколько за сохранность вещей. Всюду и везде Плюшкину чудится возможность похищения накопленных им ценностей.

Скупость Плюшкина бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности. Этот помещик целиком утратил человеческий облик, а, по существу, и рассудок. В людях он видит лишь врагов, расхитителей его имущества, никому не доверяет. Поэтому он отказался от общества, от родной дочери, проклял сына, не принимает гостей и сам нигде не бывает.

Таким образом, глубокий упадок всего крепостного уклада жизни наиболее ярко выражен именно в образе Плюшкина, который потерял все человеческие связи: лишился детей, не общается с соседями, не ездит в город. Этот герой вызывает не только смех, но и отвращение. Все в образе Плюшкина доведено Гоголем до своей противоположности, до абсурда. Бережливость превратилась в скупость; богатство - в нищету; хозяин - в ключницу. Плюшкин - это предел падения человека. Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в галерее уродливых типов помещиков.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Собакевич, Ноздрев, Манилов, Коробочка. Но почему именно к Плюшкину Чичиков заходит последним?

Автор показывает нам образы помещиков именно в том порядке, в котором считает наиболее правильным. Мы видим постепенное омертвление человеческой души через пороки других людей. При этом можно сказать, что Плюшкин завершает галерею образов, символизирующих духовную смерть. Какой он, наш герой? Я думаю, наиболее полно его характеризует личное имение. У этого человека в собственности более тысячи душ, при этом жилье его обветшалое, изломанное, заплесневелое. Сад заброшен, он также мертв, поэтому теперь не может рассказать о былой жизни своего хозяина. Можно ли назвать Плюшкина богатым? Думаю, такое богатство хуже бедности, ведь накопленное не тратится, только скупо сохраняется. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Действительно, читая поэму, будто наблюдаешь за галереей образов души: мы видим, как может деградировать человек. Есть ли предел человеческого духового падения? Но если остальные помещики хотя бы имеют связи с внешним миром, то Плюшкин просто вызывает отвращение и некоторую жалость. Его жизнь — бессмыслена. По мнению автора — это социальное дно, ниже падать некуда. Именно поэтому Плюшкин в галерее образов помещиков изображен последним.

Читайте также: