Почему перед школой болит живот по утрам

Обновлено: 02.07.2024

Моей дочери 9 лет. Периодически, точнее очень часто утром, когда нужно собираться в школу, у нее начинает болеть живот. Все анализы в норме, пришли к выводу что это психосоматика. Началось всё ещё в детском саду. Собираемся - жалуется, доходим до сада/школы и, вливаясь в занятия, забывает о животе. После занятий - когда домой идём- всё хорошо, никогда ничего не болит. Это очень частая история. Редко (раз в 2 месяца примерно) утро заканчивается слезами, ребёнок доказывает что никак не может идти в школу, потому что живот болит сильно. Как только получает разрешение не идти, состояние ребёнка меняется. Эти дни НЕ связаны с контрольными или чем-то ещё особенным в школе. Ребёнок спокойный, усидчивый, скромный. Инициативы в общении со сверстниками не проявляет, общается с теми кто делает первый шаг ей навстречу. Отношения со мной достаточно доверительные. Верю в то, что живот болит на физическом уровне. Дома все задания выполняет исправно, не обсуждает и не отлынивает. Хоть и неохотно, но знает, что "надо". Что делать? Как выяснить истинную причину патологического нежелания идти в школу? Чтобы принять меры.

Елена, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

Здравствуйте. Да, я согласна на условия

Елена, причиной психосоматики возможно, является сильное напряжение, психологические нагрузки не по силам ребенка, повышенное чувство ответственности.

Как давно начались боли? Какие отношения у нее с учителем? Нет ли конфликтов с одноклассниками?

Как ребенок отдыхает? Как выражает свои негативные эмоции?

Еще когда ходила в садик, уже жаловалась на живот. Точно сейчас к сожалению не вспомню, но кажется первый год в 3-4 года отходили нормально, значит в возрасте примерно 5 лет. Пару лет (5 и 6) в саду и вот уже третий год в школе.

Отношения с учителем холодные. Общение по мере необходимости. Конфликтов с одноклассниками нет, но нет и друзей. В первом классе была дружба с мальчиком, так дочь готова была делать что угодно ради этой дружбы. Потом он как-то отдалился, а новых друзей завести не получается. На мои вопросы по этой теме дочь отвечает, что ей никто не нравится в классе. На самом деле же, она стесняется подходить к ним сама. Если кто-то проявит инициативу- вновь положит всю себя за любую такую "дружбу".

Свободное время в основном проводит за просмотром детских познавательных каналов в интернете. Это видео, где дети что-то изобретают, создают, придумывают.

Если злится, то хмуро отворачивается и ворчит, если что-то нужно добиться - слезами давит на жалость.

Очень боится кого-либо обидеть. Даже если сама в негативе. Отчасти из-за этого никак не научится сближаться. Чувствует гипер ответственность за последствия сближения с другими людьми.

Ещё, есть такой момент. Дочь хочет чтоб я провожала и встречала её из школы. Муж пытается её стыдить за это, говорит что нужно ходить с ровесниками, с теми кто живёт в нашем доме, но для неё они чужие. Одна ходит конечно, когда я не успеваю с работы, но если я дома и мне просто лень, то это обида и печаль для дочери. Оговорюсь ещё, что муж с нами всего два года. До этого мы жили вдвоём, спали вместе, были очень привязаны. Дочь до сих пор, когда муж работает в ночную смену - прибегает ко мне ночевать. Когда едем к родственникам- спит с бабушкой. То есть, нужен кто-то рядом, не конкретно мама, а чтоб не одной.

Отношения с отчимом у дочери вполне радужные. Он, в отличие о меня, может играть и веселиться как ребёнок. Постоянно говорит ей, что любит и она отвечает тоже самое. Если он против каких-то её действий- не кричит, не срывается, скорее подшучивает как-то, но по-доброму. Муж, в отличие от меня, очень общительный и для него дико, что у дочери нет друзей. Я её скорее понимаю в этом, т.к. самой мне всегда было трудно открыться и довериться в детстве. Поэтому и сейчас у меня узкий круг общения. Поэтому и дочь не могу собственным примером научить знакомиться, дружить и доверять людям.

Как думаете, почему она боится подходить к ним сама?

Что важного, значимого случилось в ее жизни или в Вашей жизни?

Если злится, то хмуро отворачивается и ворчит, если что-то нужно добиться - слезами давит на жалость.

Как Вы выражаете негативные эмоции? Как относитесь к их выражению?

Как относитесь к ошибкам дочери? Как наказываете?

Вы сможете поговорить с мужем о том, что из-за ее повышенной ответственности она сильно переживает, когда понимает что что-то делает не так. Поэтому у нее возникает внутри конфликт, она не может по своим внутренним причинам подружиться, а должна, так как взрослый говорит, что нужно ходить с ровесниками. Раз такой хороший контакт с мужем, то она, чтобы не потерять его расположение, очень хочет делать как он говорит, но не может. От этого напряжение и может переходить в психосоматику.

Проблема лежит скорее всего глубже. У Вашей девочки много страхов, тревога. Нужно работать со страхами, а также с агрессией, которая идет вместе со страхами. Научить проявлять эмоции вовне приемлемым способом.

По сути нужно дать разрешение ребенку не соответствовать высоким ожиданиям, которые связаны со школой : необходимость дружить, хорошо учиться, быть тихой спокойной.

Возможно из-за низкой самооценки.

Мы переехали в другой город. Дочь пошла в новый детский сад.

Я стараюсь контролировать свои эмоции. Чаще всего только повышаю голос, говорю строго.

Стараюсь обсуждать ошибки, выяснять причины. Наказаний как таковых нет. Беру обещание с неё больше так не поступать.

Дать разрешение не соответствовать высоким ожиданиям. Но, если от ребёнка не ожидать результата в учёбе, то как его на учёбу мотивировать?

Разрешить не быть тихой и спокойной. Какими словами это донести до дочери, если изначально шла пропаганда дисциплины на уроке?

Она может соблюдать дисциплину в школе, а после школы пошалить. Спросите какие правила после школы она хотела нарушить.

Вы сами нарушаете правила, хоть чуть-чуть?

Старайтесь проговаривать свои эмоции. Научите дочь выражать эмоции бурно. Покричать в подушку, побить подушку. Ей нужно научиться в период напряжения выводить гнев наружу.

Вопрос. Как общаться с ребёнком-подростком? Не посещает школу, аргументирует тем, что болит живот, её тошнит, ей плохо, хотя всё проверили, даже то, что никогда не болело.

Ответ. Первая возможная причина такого поведения подростка — психосоматические проявления эмоционального дискомфорта в школе. Возможно, ребенок переживает конфликт со сверстниками или с учителем. Тревога, печаль, раздражение могут проявляться в телесных симптомах — боли в животе, расстройства стула, тошнота, головные боли, мышечные спазмы.

Вторая причина подобных жалоб на самочувствие — манипуляция, привлечение внимания, тактика избегания трудностей и страх возможной неудачи. Иногда это осознанное поведение подростка, иногда бессознательное в случае демонстративной акцентуации личности. Также я не исключаю и вариант тревожного расстройства — когда уровень беспокойства зашкаливает и может вызвать много телесных проявлений вплоть до панических атак.

Авторам вопроса я советую прочесть несколько книг, которые тоже помогут разобраться в ситуации:


Наиболее частая причина обращения школьников младшего возраста к врачу - боли в животе (абдоминальные боли).

Школьный возраст один из ключевых периодов развития человеческого организма. В это время завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит половое созревание, возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессом обучения. Школьные годы — это пора перемен.

Детский сад, где завтрак, обед и ужин по расписанию, уже позади. Если в начальных классах этих правил стараются придерживаться, то дальнейший выбор зависит как от родителей, так и от самих детей. Учитывая, что вкусовые возможности школьной столовой не всегда удовлетворяют школьников, режим питания нарушается. Интервалы между принятием пищи увеличивается, что приводит к дальнейшим последствиям.

Так же расширяется круг знакомств, с каждым годом увеличивается количество преподавателей, новых предметов, увеличивается нагрузка, что усиливает стрессовый фактор, который так же является одной из причин болей в животе.

Не стоит паниковать, важно сформировать у ребенка привычку есть в определенное время и соблюдать режим питания. В формировании рациона школьников различного возраста (младший, средний, старший) необходим дифференцированный подход не только по содержанию основных пищевых веществ и микронутриентов, но и по методам обработки пищи.

В рационе школьников в возрасте 7-10 лет необходимо ограничить количество жареных блюд, специй, пряностей и маринадов. Кулинарная обработка продуктов для школьников старшего возраста практически не отличается от взрослых. В их рационе могут быть и жаренные, и запеченные блюда, и закусочные консервы.

7.00-8.00 Завтрак дома . Завтрак должен содержать горячее блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное, а также горячий напиток ( чай, какао, кофейный напиток с молоком) или витаминизированные напитки и соки

12.00- 14.00- Обед дома (или для групп продленного дня в школе) Различный Суп + Второе блюдо (рыба или мясо (тушенное или отварное) гарнир – картофель , тушенные овощи, макароны)+ хлеб+ витаминизированные напитки. + Свежие фрукты

16.00 - Полдник – Молочный напиток + хлебобулочное или мучное кондитерское изделие; + Желательно фрукт

19.00- 20.00 Ужин дома (рыба или молочное, крупяное, овощное, творожное или яичное блюдо + овощной салат).

Блюдо из мяса на ужин употреблять не желательно. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан молока, кефира, ряженки и др с печеньем или булочкой.

Если жалобы все же сохраняются, обратитесь к специалисту. Для точной постановки диагноза, будьте готовы пройти ряд лабораторных и инструментальных методов обследования.

Этот веб-сайт использует cookie-файлы в целях надлежащего предоставления сервисов, а также для сбора статистики и коммерческих целей. Дополнительные сведения в нашей Политике конфиденциальности.

Нажимая кнопку "Да", Вы подтверждаете отмену приёма или его перенос на другую дату. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей.

Чтобы оплатить онлайн, необходимо авторизоваться, указав логин и пароль, которые Вам выдали в клинике.

Обратите внимание! После авторизации заказ может быть скорректирован в соответствии с возрастом, указанным при регистрации аккаунта.

Причины болей в животе у детей многообразны, их развитие связано преимущественно с функциональными расстройствами или воздействием инфекционного фактора. Появление симптомов заболевания требует проведения обследования и установления причины жалоб пациента.

Причины боли у ребёнка

К наиболее распространенным причинам болей в животе у ребёнка можно отнести:

  • Инфекционное или вирусное заболевание. Наиболее часто встречается ротавирус, пищевая токсикоинфекция или дизентерия.
  • Функциональные расстройства.
  • Воспалительные процессы в желудке, толстом и тонком кишечнике.
  • Глистную инвазию.
  • Непроходимость кишечника или инвагинацию.

Боль в животе у ребенка

Основные причины и их симптомы

Таблица 1. Самые частые причины возникновения боли в животе у ребенка.

Появление колик наиболее характерно для пациентов в возрасте 3—4 месяцев. Они сопровождаются ухудшением самочувствия с выраженным беспокойством ребёнка, плачем, подгибанием ножек, напряжением и постоянным изменением положения тела. После занятия вертикального положения, укрывание тёплой пеленкой области живота или принятия укропной воды выраженность симптомов снижается и ребёнок успокаивается.

Развитие метеоризма сопровождается беспокойством ребёнка. Несмотря на первоначально хороший аппетит, он может резко отказываться от пищи. Лежит преимущественно с подогнутыми коленями. Также появляется частое срыгивание, бурление в животе и болезненное отхождение газов с последующим облегчением самочувствия.

Для появления дизентерии характерно выраженное ухудшение самочувствия. Повышение температуры тела сопровождается нарастающей интоксикацией, слабостью вплоть до потери сознания. Кишечные симптомы выражены однократной рвотой и обильным частым стулом, который первоначально носит зелёный оттенок со слизью или прожилками крови. На 2—3 болезни стул становится крайне скудным. Может быть лишь урчание и тенезмы.

Наиболее часто подвергаются развитию вирусной инфекции дети старше пятилетнего возраста. Для заболевания характерно появление симптомов интоксикации с обезвоживанием, слабостью, вялостью и потерей аппетита. Температура повышается незначительно. Диспепсические симптомы характеризуются частым стулом и рвотой, которые не приносят облегчения. Стул обильный с непереваренный кусочками пищи и неприятным запахом. Пациента может также беспокоить постоянное урчание в животе, метеоризм и появление трещин в области заднего прохода. Наиболее опасными являются признаки обезвоживания, развивающиеся в короткие сроки.

Запоры и диарея

Развитие запоров проявляется появлением тяжести в нижних отделах живота, болевым синдромом ноющего характера. Последнее испражнение при этом отмечается несколько дней назад. Симптомы интоксикации ещё не развиваются.
Диарея проявляется частыми испражнениями, которые не всегда приносят облегчение. При этом может развиваться урчание в животе, боль спазматического характера. Из-за частого стула в области прямой кишки развивается раздражение.

Для заболевания характерно появление болей спустя полчаса после приема пищи. Они носят спазматический характер, сопровождаются метеоризмом, коликами, выраженным вздутием живота и срыгиванием.

Гастрит язвы желудка

Патологии проявляются болями первоначально ноющего характера, которые могут сменяться на острые в области верхних отделов живота. Кроме того, возникает тошнота, рвота, потеря аппетита и слабость.

Наиболее частой причиной развития болей в животе у ребёнка становятся аскариды. Симптомы могут напоминать колики, но их выраженность значительно меньше. При этом они носят регулярный характер. Возможно появление головных болей, метеоризма и зуда в заднем проходе, возникающего преимущественно в вечерние или ночные часы.

Симптомы диспепсии развиваются спустя один или два часа после приема пищи, сопровождаются болями в животе, метеоризмом, учащением стула с неприятным запахом, непереваренными частичками пищи, слизью. Кроме того, возможна потеря аппетита, частые срыгивания и рвота.

Заболевание сопровождается появлением ноющих болей в правой подвздошной области или нижних отделах живота с повышением температуры и нарастанием интоксикации. На начальных стадиях возможна однократная рвота. По мере прогрессирования заболевания боли становятся более интенсивными и острыми.

Развитие панкреатита наиболее характерно для детей в возрасте 13—15 лет. Пациента беспокоит болевой синдром в верхних отделах живота опоясывающего и ноющего характера. Температура тела повышается незначительно. Возникает рвота, тошнота, которые усиливаются после приема пищи, а также диспепсические проявления, вызванные нарушением выработки ферментов.

Непроходимость характеризуется появлением боли разлитого характера в различных отделах живота, преимущественно в околопупочной области. Однократно может возникать рвота, отхождение газов или стула. По мере прогрессирования заболевания нарастает вздутие, интоксикация с отсутствием испражнений.

Инвагинация сопровождается появлением резкой приступообразной боли в животе, которая усиливается спустя 10—15 минут. Ребёнок ведёт себя беспокойно, кричит, подгибает ноги к животу и покрывается холодным потом. На фоне непроходимости кишечника возможно появление рвоты, срыгивания и однократного отхождения каловых масс.

Менструальные боли у девочек

Развитие менструальных болей наиболее часто беспокоит в первые дни кровянистых выделений. Может возникать дискомфорт или болевой синдром, имеющий ноющий характер, с иррадиацией в крестец или копчик. Кроме того, возможно головокружение, слабость, снижение давления и появление холодного липкого пота.

Резкая приступообразная боль, усиливающаяся при ходьбе может быть связана с растяжением мышц передней брюшной стенки. Ее возникновение возможно после физического перенапряжения, кашля или рвоты. У пациента отмечается хороший аппетит, отсутствие рвоты и нарушения стула.

Болит живот—первая помощь

При появлении боли в животе, связанной с отравлением необходимо обеспечить обильное питье. Для этого используют только чистую питьевую воду, а также жидкости, предупреждающие развитие обезвоживания.

С целью выведения токсинов разрешается воспользоваться энтеросорбентами, например, активированным углём. Они снизят выраженность диареи, а также помогут вывести источник инфекции и токсины.

При неясной причине, а также сохранении симптомов с ухудшением самочувствия нельзя заниматься самолечением. В ближайшее время требуется вызвать скорую помощь или обратиться самостоятельно в лечебное учреждение.

Симптомы для срочного вызова скорой помощи

Окружающим и особенно родителям необходимо знать о симптомах, которые являются показанием для срочного обращения за медицинской помощью.
К ним относят:

  • Сохранение выраженного болевого синдрома в животе на протяжении трех и более часов.
  • Отказ от приема пищи, связанный с болью.
  • Появление высыпаний на поверхности кожных покровов, которые сочетаются не только с появлением боли, но и воспалением суставов.
  • Сочетание болей в животе с нарушением пищеварения в виде тошноты или рвоты.
  • Появление симптомов после падений или ударов.
  • Локализация очага поражения в околопупочной области.
  • Отказ от приема пищи или употребления воды на протяжении длительного времени.
  • Выраженное ухудшение самочувствия с появлением слабости, недомогания, бледности кожных покровов, а также нарушением сознания.
  • Регулярное возникновение симптомов на протяжении недели и более.
  • Отсутствие стула в сочетании с болью на протяжении нескольких суток.

Первая помощь до приезда врача

К основным мероприятиям которые должны проводиться окружающими или родителями до приезда скорой помощи относят:

  • Исключение приема лекарственных средств, в частности, с обезболивающим эффектом. В дальнейшем это затруднит постановку диагноза.
  • Постоянный контроль температуры тела. При повышении температуры до 38 градусов измерения необходимо проводить каждые 15—20 минут и фиксировать полученные значения.
  • Обеспечение обильным питьем. При появлении рвоты, жидкого стула и болей животе допускается приём чистой негазированной воды, а также растворов, способных восполнить потерю жидкости из кровеносного русла, предупреждая обезвоживание. Запрещено давать ребёнку соки, лимонады, кофе или чай.
  • Обеспечение покоя. Ребёнка необходимо уложить в постель, для того, чтобы он принял удобную для него позу, облегчающую болевой синдром.
    Исключить употребление пищи.

Профилактика болей в животе у детей

Профилактические мероприятия, направленные на снижение выраженности болевого синдрома у лиц детского возраста заключаются в:

  • Нормализации питания. Восстановление режима питания, а также подбор оптимального рациона позволяет предупредить развитие болей в животе, которые могут носить функциональный характер. Для этого необходимо придерживаться регулярного питания с максимальным ограничением перекусов, а также употреблением соленых, копчёных, острых и жареных продуктов. Предпочтение следует отдавать кисломолочным изделиям, фруктам, овощам, мясу и птице, а также различным крупам. Важно исключить длительные перерывы между приемами пищи.
  • Создании благоприятной психоэмоциональной обстановки дома. Родителям требуется обеспечить психологически комфортную среду для жизни ребёнка, оградив его от ссор, скандалов, выяснения отношений, а также других неблагоприятно влияющих факторов.
  • Регуляции режима сна и отдыха. Чтобы предупредить развитие болей, предупредить снижение иммунитета, необходимо восстановить полноценный сон, исключить чрезмерные нагрузки, а также нормализовать режим труда и отдыха.
  • Соблюдении правил личной гигиены. Обязательным условием, снижающим частоту появления болей в животе, является мытьё рук. Данная процедура является обязательной перед приемом пищи, после прихода с улицы, посещения туалета, а также контакта с животными.
  • Своевременном лечении заболеваний, протекающих в острой или хронической форме. Это позволит предупредить снижение иммунитета.

Функциональные боли—как помочь ребёнку?

Развитие функциональных болей является частым явлением для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Данное состояние сопровождается выраженным ухудшением самочувствия, но даже при проведении тщательной диагностики и полном обследовании пациента, причину выяснить не удаётся. Их появление не связано с наличием патологии хирургического или инфекционного характера.

К предполагаемым причинам, которые могут вызвать появление функциональных болей, относят:

  • Переутомление.
  • Воздействие сильных стрессов или нервного перенапряжения.
  • Функциональную диспепсию или нарушенную работу желудка, сопровождающуюся болезненным пищеварением.
  • Синдром раздражённого кишечника, который связан с нарушением работы пищеварительного тракта без органической патологии.
  • Абдоминальную мигрень. Появление болей сопровождается резким ухудшением самочувствия с развитием тошноты, рвоты и бледности кожных покровов.

Несмотря на то, что функциональные боли не несут опасности для жизни и здоровья пациента, они в значительной степени могут ухудшать качество жизни. Поэтому, для облегчения состояния ребёнка, необходимо:

  • Создать спокойную атмосферу и обеспечить заботу со стороны близких, до того, чтобы снизить выраженность воздействия стресса. Исключение негативных реакций поможет восстановиться нервной системе, сняв с неё напряжение.
  • Соблюдение диеты. Ежедневное потребление злаковых продуктов, свежих овощей и фруктов, а также сухофруктов, с одновременным исключением фастфуда, острых, копчёных и соленых изделий облегчает симптомы, а также нормализует работу пищеварительного тракта.
  • Правильно подобрать лекарственные средства. При подтверждении функционального характера болей не нужно терпеть болевой синдром. Ребёнку разрешается принять спазмолитики или легкие нестероидные противовоспалительные средства.
  • Ведение дневника болезни. Ребёнку важно фиксировать наблюдения, которые он отмечает при развитии болевого синдрома. Это поможет устранить причину нарушений, благодаря сопоставлению данных анамнеза, реакции на приём лекарств, а также условий при которых боли стихают.

Что не надо делать если у ребёнка болит живот?

При появлении болей в животе у ребёнка родителям необходимо придерживаться основного плана действий. Первоначально, необходимо установить возможную причину развития данных симптомов.

Для этого важно уточнить у ребёнка данные анамнеза и динамику самочувствия, это поможет в дальнейшем врачу подобрать наиболее эффективное лечение.

К основным запретам, которых следует придерживаться относят:

  1. Исключение приема лекарственных средств, в первую очередь, обладающих обезболивающим эффектом. Данные препараты запрещены к использованию до момента подтверждения диагноза в лечебном учреждении. Кроме того, использование других групп лекарственных средств не рекомендовано при неясной причине заболевания.
  2. Запрет на прогревание живота или выполнение массажа. Многие родители пытаются прогреть живот с целью снятия спазма и устранения выраженности болевого синдрома. Повышение температуры в очаге поражения может стать причиной распространения инфекции и усиления воспалительной реакции, что приведёт к резкому ухудшению самочувствия и может нести угрозу для жизни пациента. Массажные движения также усиливают кровоток и могут повышать моторную функцию кишечника, что может быть нежелательным.
  3. Исключение приема продуктов, которые приводят к усилению газообразования, появлению запоров, а также рвоте или тошноте. Если ребёнок испытывает чувство голода, до постановки диагноза можно включить в рацион обильное питье или легкоусваиваемую пищу.

Можно ли давать обезболивающее

Приём обезболивающих средств при болях в животе у ребёнка неясной этиологии запрещён специалистами. Данные препараты снижают выраженность болевого синдрома, тем самым искажая клиническую картину заболевания.

У ребенка болит живот


В дальнейшем, при поступлении в стационар сложнее будет поставить диагноз и подобрать необходимую тактику диагностики и лечения. Поэтому, при появлении болей в животе необходимо в срочном порядке обратиться в лечебное учреждение не занимаясь самолечением.

Несмотря на то, что причины болей в животе у детей могут быть разнообразными, не допускается самостоятельное лечение. Это связано с высоким риском развития осложнений и угрозы для жизни пациента.

Читайте также: