Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему же тогда некоторые педагоги в течение всей карьеры сохраняют творческий подход, а кто-то уже через несколько месяцев работает по шаблону? И как это связано с состоянием самого педагога? В работе ли дело? Можно ли замотивировать себя на творчество? Разбираем дальше.

Творчество необходимо человеку

Для начала проясним, что дает человеку творчество. Известный исследователь креативности и автор теории потока профессор М.Чиксентмихайи обосновал, что творчество делает человека счастливым. И тогда становится понятно, почему творческий подход к работе является лучшей профилактикой выгорания.

Но что такое творчество? Разве это только удел гениев?

А известный отечественный исследователь креативности Ильин Е.П., наряду с разными видами творчества (научное, техническое, художественное) выделяет педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Евгений Павлович так описывает уровни творчества в педагогике:

Инновация - открытие педагогом нового для себя (субъективная новизна), обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, которые известны в педагогической среде, но до сих пор не были использованы педагогом; использование старого метода, приема в новых условиях. Это первая ступень творчества.

Новаторство – вторая ступень, открытие нового не только для себя, но и для других. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

1) педагогическое озарение;

2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

3) публичное воплощение этой идеи;

4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

Почему педагоги отказываются от творчества?

По мнению Огоновской И. С., педагогическую креативность ограничивают следующие факторы:

  • Дегу­манизация среды образовательного учреждения.

Среда, в которой работает педагог, должна всячески возвышать, стимулировать, поддерживать его, но на деле она часто становится бюрократизирован­ной, интолерантной, авторитарной. Это влечет ограничение свободы личности, являющейся непременным условием для развития творческого потенциала педагога.

  • Формализованные показатели про­дуктивности деятельности педагога.

Как замерить резуль­таты работы творческого педагога? В каких единицах оценить благоприятную атмосферу на уроке, желание детей идти на занятия и постоянно задавать вопросы, их активное участие в обсуждении проблемы или ранее отсутствовавшее, но появившееся благодаря поддержке учителя собственное мнение по тому или иному вопросу, открытость в отношениях с педагогом, изменение ценностных ориентаций ребенка? Кто, когда и где замерил успешность ученика в последую­щей жизни и поставил большой жирный плюс его учи­телю?

Деятельность педагога все больше оценивается по формальным показателям (итоги ГИА и ЕГЭ, коли­чество сертификатов в портфолио, посещение кон­ференций и семинаров, своевременность отчетов о работе и т. п.),

  • Снижение творческих сил в результате чрезмерных учебных нагрузок и дополнительных обязанностей, которые педагог вынужден выполнять.

Сегодня, например, нормой для одного учителя стали 1,5–2 рабочих ставки. Помимо собственно педагогической работы, педагог вынужден заполнять бесчисленное количество отчетов, участвовать в неэффективных собраниях и засе­даниях, дежурить в школе во время различных меро­приятий, и др.

  • А сами педагоги среди причин, мешающих творчеству, отмечают страх неудачи, боязнь наказания за нее, постоянную критику в их адрес представителей адми­нистрации, слабые материальные стимулы для повышения эффективности педагогического труда, разочарование в профессии, зависть коллег и др.

Что делать? Как сохранить свой творческий потенциал?

Как мы видим, есть объективные препятствия, ограничивающие креативность педагога. На них педагог повлиять не может.

Уж точно никто не сможет ограничить элементы импровизации на уроках. Никто не сможет запретить педагогу включать свои собственные инновации в проводимые занятия.

Но почему тогда не все этим пользуются?

По мнению Ильина Е.П., есть субъективные факторы, препятствующие творчеству. И самые опасные следующие:

  1. Страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
  2. Чересчур высокая самокритичность, которая может привести к творческому тупику.
  3. Лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать.

Люди творческих профессий большое внимание уделяют способам преодоления субъективных факторов, тормозящих творчество. Стоит и нам воспользоваться их технологиями.

Ниже 5-минутный видеообзор книг, которые помогут замотивировать себя на творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества, поэтому педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов

Творчество - это такое понятие, которое не всем дано. Фактически это не значит, что, не творческий педагог - плохой человек, недобросовестный работник. Но, педагог, если он не творческий, не сможет расти и развиваться в современной педагогике.

Целью работы учителя является – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

Таким образом, творческий педагог должен обладать высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Я на своих уроках использую элементы творческой деятельности,

поэтому сразу напрашиваются соответствующие формы: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-спектакли. Словом, все то, что связано с творчеством и сочинительством.

Мы живем в мире, который является творческим; мы живем во времена, когда инновации являются ключевым словом; изобретения человека достигли всех сфер жизни. Мы не можем отрицать тот факт, что большая часть образования, которое было передано до сих пор, было основано на памяти. Но правильное обучение должно включать в себя творческое обучение на основе памяти, которое стимулирует наличие творчества, стремление создать что-то новое, что приведет к эволюции!

В своей творческой педагогической деятельности я использую такую заповедь

Будь хозяином своей судьбы.

Будь полезным ученикам и найди себя в своей профессии, нелегкой профессии педагога, где сочетается творчество и стремление развиваться дальше.

Толстой 22 лет от роду открывает в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Первый опыт оказался непродолжительным. С весны 1851 г. Толстой — на армейской службе. Вскоре, после окончания Крымской войны, выйдя в отставку, он возобновляет учебную работу, но уже с большим числом крестьянских детей.

И наблюдения Толстого-писателя за поведением ребенка, подростка, юноши, и школьные опыты Толстого-учителя подсказали ему, что обучение – дело непростое. Он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, начинает интересоваться опытом разных стран. В 1857 году Толстой предпринимает первое путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.

Эта поездка окончательно утвердила желание иметь свою школу. И это произошло, в 1859 году Яснополянская школа распахнула свои двери навстречу первым ученикам. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

. счету, и закону божьему. Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе >. Школу, в которой учитель

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач современной школы – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её особенностью. Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

- анализирует педагогическую ситуацию;

- проектирует результат в соответствии с исходными данными;

- анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата;

- оценивает полученные данные;

- формирует новые задачи.

Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основание педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя субъективно-эмоциональный, детально описывает коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец борется за кардинальные преобразования и сам является наглядным примером.

В процессе профессиональной педагогической деятельности учитель выполняет социальный заказ общества, поскольку цель обучения и воспитания определена в директивных документах государства. Однако то, как сформировать яркую личность и индивидуальность, зависит от творчества педагога.

Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.М. Загвязинский, Н.Д. Никандров):

- отсроченность результатов творчества педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умения, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Аналитические, прогностические и другие способности учителя позволяют прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;

- регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, учёного они допустимы, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены (педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение темы, раздела и др.). В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения;

- сотворчество учителя с учащимися и коллегами в педагогическом процессе. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого отдельно взятого учителя, поскольку педагогический коллектив учебного заведения объединён общей целью. В.А Сухомлинский справедливо подчёркивал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. Атмосфера творческого поиска выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определённой области знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

- зависимость проявления творческого потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса;

- умение учителя управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимся как творческий процесс, не подавляя их инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Педагогическое творчество, как правило, публичная деятельность – реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск.Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества учителя:

- влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;

- положительный эмоциональный климат в коллективе;

- наличие адекватных средств обучения и воспитания;

- материально-техническая оснащённость педагогического процесса;

- высокий уровень подготовки учителя;

- владение современными концепциями обучения и воспитания;

- развитое педагогическое мышление;

- стремление к творчеству;

- умение принимать решения в нестандартных ситуациях;

- владение педагогическими технологиями.

Таким образом, личностное творчество учителя проявляется в различных аспектах педагогической деятельности.

Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:

1) мотивы долженствования;

2) мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;

3) мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.

Мотивация влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований (не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера). Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Учитель с выраженной потребностью в общении с детьми на фоне малого количества требований предъявляет больше требований к личности учащихся.

Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Так, доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, мотива общения – учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива – учителям, склонным к демократическому стилю руководства.

Специалисты считают, что чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем больше активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определённых позитивных результатов.

Читайте также: