Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо.

Обсудим вместе

1. Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?

Конечно, распространяются. Ведь, чем больше человек любит и бережет свою природу, те лучше она сохраняется и приносит пользу всему человечеству. Нравственный человек не может уничтожать природу, потому что он полностью отдает отчет в своих действиях и понимает, что природу нужно беречь, а не уничтожать.

?Как ты думаешь, почему учёные отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе учёных?

Я думаю, что ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу по причине глубокой любви и ответственности за братьев наших меньших. Они выхаживали маленьких медвежат, оставшихся без матери. Это поступок, достойный уважения. Этих людей можно назвать нравственными, ответственными, обладающих моральными качествами. Меня всегда поражают люди, готовые к самопожертвованию во блага других. Еще, эти люди, безусловно, очень хорошо понимают дело, которым занимаются. Они знают, что нельзя привязываться к медвежатам, потому что они привыкнут к людям и не смогут дальше жить самостоятельно в лесу. Поэтому ученые заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой.

?Что предпринимал Пётр I для сохранения природных богатств России?

Пётр велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород.

Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы. Были предприняты меры по сохранению чистоты водоёмов. Указом 1719 г. жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Ещё несколько указов Петра предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.

?К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь её поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла — этого мало? А что нужно делать?

Решение Изольды имело самые печальные последствия. Пожертвовав одной птицей ради украшения своего свадебного наряда, все модницы захотели иметь такой головной убор, что привело к массовому истреблению птиц. Иными словами, цена свадебного наряда была очень велика. Белых цапель не осталось. Последние две уцелевшие птицы пришли к ней рассказать свою грустную историю. Старый король, когда узнал о случившемся , был сильно возмущен и подавлен. Изольда раскаялась и просила прощения, обещала, что никогда больше не будет делать зла. На что отец ей ответил, что мало того не делать зла, надо делать добро. В этом он видел назначение человека.

?Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чём состоит главная мысль его учения?

Основные особенности характера Швейцера –это трудолюбие, упорство, ответственность, человеколюбие. Он резко решил изменить свою жизнь и уехать в Африку, потому что там не хватало врачей. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами: благоговение перед жизнью. Причем перед любой жизнью, не только человеческой. Он считал, что убить цветок, это все равно, что убить человека. Поэтому человек поступает, действительно, морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

Проверим себя

1. Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты ответственного человека. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

Бережное отношение, ответственное, нравственное, заботливое отношение к природе, полезное. Важнейшие черты человека ответственного следующие: Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И еще очень важная черта ответственного человека: он заранее старается предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить. Такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Потому что оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит и всю жизнь вообще.

2. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? В чём состоит опасность безответственности?

Безответственный человек эгоист и редко проявляет заботу о других, легкомысленный, заранее не думает о последствиях своего поведения, не богат умом, к природе он равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и не думает о последствиях своих действий. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное назначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное. Таковы черты безответственности. А к чему она может привести, ты сам понимаешь.

4. Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?

Возьмём золотое правило морали: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.

Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься — быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью.

5. В чём состоит смысл экологической морали?

Суть экологической морали: научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла.

Три главных правила экологической морали:

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
  2. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И’ конечно, человеку.

В классе и дома

1. Выскажи своё мнение: что нужно сделать, чтобы установились правильные отношения человека с природой? Выбери ответ, который ты считаешь верным:

б) каждый человек должен быть экологически грамотным;

в) каждый должен не только знать правила отношения к природе, но и соблюдать их.

  1. Человек пользуется природой, всеми е богатствами. Он сам ребенок природы. Нет природы – нет еды, нет тепла, нет света. Нет природы – нет жизни.
  2. Нужно жить не только для себя, но и для других. Нужно сделать что-то хорошее для природы и людей.
  3. Нельзя срывать цветы, так как каждый цветок несет в себе семена для будущих поколений цветов.

Когда летом 2010 г. в России полыхали страшные лесные пожары, пожарные и учёные утверждали, что главной причиной возгорания был человеческий фактор, иначе говоря, человеческая безответственность.

Можно выделить две основные причины сильных пожаров. Первая — это продолжительная жара и засуха, начавшиеся местами ещё в мае, которые привели к высыханию растительности. Из-за этого лесной пожар мог возникнуть от самого небольшого источника огня, а также легко перерасти в разрушительный верховой пожар, который охватывает деревья целиком и движется со скоростью до 30 км/ч. Вторая причина — слабая работа государственной лесной охраны, фактическая бесхозность и беспризорность больших участков леса.

Опиши важнейшие черты человека ответственного. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

Люди не ценят природу, но к счастью есть люди, которые любят и стараются сохранить богатства нашей природы.

Ответственные люди убирают за собой мусор при пикнике. Ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим поступком, так как человек обладает чувствами, эмоциями, он должен понимать, что делает. Если мы берем что-то у природы, мы должны вернуть что-то взамен.

Истинно человеческим называем потому что положительное отношение к природе у людей крайне редко случается. Большинство живут для себя. И им всё равно что будет с природой. "лишь бы на мой век хватило" - так отвечают

Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты человека отвественного. Почему отвественное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

Отношение к природе бывает ответственным и безответственным. Ответственный человек всегда оценивает, как его действие или бездействие повлияет на окружающую его среду. Такой человек задумывается о том, как сохранить природу, интересуется проблемами защиты и сохранения природных ресурсов. Ответственное отношение к природе является истинно человеческим потому, что человек, как наиболее разумное существо, должен сохранять природу, это ответственность, которая лежит на каждом из нас. Именно ответственное отношение к природе характеризует человека разумного, зрелого, осознающего то, какие последствия несут его поступки по отношению к природе.

Вдалеке от больших дорог и поселений, в глубине тверских лесов, живёт одна замечательная семья. Её окружает дикая природа. И почти полная тишина. Разговаривают люди шёпотом, но чаще — жестами.


К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, день и ночь выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в

Работа Пажитновых требует терпения, осторожности, изобретательности. Ведь нужно сделать так, чтобы медвежата не привыкали к людям, даже не увидели их лиц. Расставшись с биологами, звери должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях они не выживут.

Что побуждает Пажитновых вести такой трудный, можно сказать героический, образ жизни? Ведь не ради денег обрекли они себя на одиночество и затворничество — они получают обычную скромную зарплату учёных. Значит, надо искать другую причину, какое-то глубокое побуждение, внутреннее чувство.

Наверное, ты уже догадался, что речь идёт об ответственности. Какое же это важное моральное качество — ответственность! Благодаря труду людей ответственных, честно исполняющих свой долг выращивается хлеб, работают заводы, школы, больницы, строятся дома, производятся продукты питания и одежда, развивается наука, а также сохраняется природа.

Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить.

А теперь вернёмся к семье Пажитновых. Учёные делают доброе, полезное дело, они тревожатся и заботятся о медвежатах, а если посмотреть шире — о сохранении бурого медведя в русских лесах. И при этом они заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой. Учёные руководствуются высоким моральным чувством ответственности перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью.

Вот такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и всю жизнь вообще.


Оранжерея и пруд в Аптекарском огороде

Тяжёлые последствия безответственности

К сожалению, не все люди ведут себя ответственно. Когда летом 2010 г. в России полыхали страшные лесные пожары, пожарные и учёные утверждали, что главной причиной возгорания был человеческий фактор, иначе говоря, человеческая безответственность.


  • Ты убил её? — с тревогой спросила Изольда.
  • Да, убил и срезал хохолок. Затем отнёс его лучшему в мире ювелиру и рассказал ему о твоей просьбе.
  • Благодарю тебя, — ответила принцесса. Руки её дрожали.

На свадьбе Изольда была прекрасна в своём изысканном наряде. Но сказка на этом не кончается. Однажды ночью к Изольде, то ли во сне, то ли наяву, пришли две белые цапли. Они рассказали ей ужасную историю. Оказывается, наряд, который выдумала принцесса, вошёл в моду. Все захотели иметь такие же белые перышки, осыпанные бриллиантами. И ради того, чтобы завладеть хохолками, люди стали истреблять белых цаплей. И истребили их всех. К Изольде пришли последние две птицы. Такова была цена наряда, придуманного принцессой.

  • Мало не делать зла — нужно делать добро. В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло, — сказал Изольде отец. И добавил загадочную фразу:
  • А назначение человека не такое.

Нарисуем словесный портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и не думает о последствиях своих действий. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное назначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное. Таковы черты безответственности. А к чему она может привести, ты сам понимаешь.

Экологическая мораль

Люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над ней. Они считают, что человек — царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.


Так выглядело Аральское море раньше


Таким стало Аральское море сейчас

Но есть и другие люди — сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться, как можно глубже понять её законы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Возьмём золотое правило морали: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.

Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься — быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью.

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
  2. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.


Швейцер окончил университет, благодаря трудолюбию и упорству стал известным учёным и музыкантом. И вдруг Альберт резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи: в далёкой Африке были очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца жизни лечил людей.
Поздними вечерами, когда уходил последний больной, Швейцер садился писать свои философские труды. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами — благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, — всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

Читайте также: