Почему онлайн школы это тренд

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте. Меня зовут Додонов Алексей, я занимаюсь созданием платформы для организации онлайн-обучения. Коротко рассказу о тенденциях в области онлайн образования.

Интернет-образование привлекло внимание всего мира в марте 2020 года, когда образовательные учреждения были вынуждены приостановить занятия в аудиториях из-за пандемии COVID-19. Согласно данным ЮНЕСКО, опубликованным в 2020 году, из-за коронавируса более 1,7 миллиарда учащихся не могли посещать занятия. В результате образовательные учреждения были вынуждены лихорадочно переводить обучение в онлайн формат.

Однако, есть и другие социально-экономические факторы, которые повышают спрос на онлайновое образование. К ним относятся рост затрат на высшее образование и учебники, современный образ жизни учащихся и равный доступ к образованию. Все это будет мы поймем из тенденций, представленных в этой статье.

1. Высшие учебные заведения расширяют свои программы онлайн-обучения

Можно отметить, что в постпандемийные времена онлайн-обучение перестало быть жизненно необходимым. Однако, учебные заведения отмечают высокий спрос на свои цифровые материалы и курсы со стороны студентов.

Мы прогнозируем, что по мере того, как актуальность онлайн-образования будет оставаться и после пандемии, а интерес и количество абитуриентов будут постоянно расти, высшие учебные заведения также будут расширять свои онлайн-программы в качестве стратегического ответа на текущий спрос.

И хотя роль онлайн-обучения будет расти на фоне продолжающейся пандемии, эксперты предполагают, что переход на 100% онлайн следует рассматривать только как дополнительный академический метод, а не как долгосрочный подход к образованию.


2. Нацеленность на микро транзакции


3. Расширение возможностей учащихся за счет мобильного обучения и микрообучения

Важным аспектом мобильного обучения является микрообучение, которое доставляет контент небольшими порциями. Однако микрообучение - это больше, чем просто маленькие итерации при обучении. Микрообучение состоит из небольших или коротких курсов, или относительно узконаправленных учебных единиц или предметов. Точно так же оно включает в себя образовательную программу, в которой дизайн содержания и процесс обучения организованы в небольшие блоки и поэтапно, в основном из-за особых потребностей учащихся.

В качестве примеров контента можно назвать изображения, тесты, текст, аудио, видео и игры. Студенты, например, могут просмотреть короткое обучающее видео по конкретной задаче перед ее выполнением, чтобы освежить в памяти, как это делается. Эти короткие обучающие материалы могут лучше заинтересовать учащихся, предоставить им нужный контент, когда он им нужен, и помочь увеличить долгосрочное удержание.


4. Индивидуальные обучающие программы, сформированные искусственным интеллектом

Применение искусственного интеллекта было замечено и в других областях. Таких как производство и здравоохранение. В образовании же рынок AI достигнет размеров 6 миллиардов долларов к 2024 году. Причем основными инвесторами в эти технологии будут являться США и Китай.

Искусственный интеллект стал использоваться во многих колледжах и университетах, в частности, чтобы управлять набором студентов или оптимизировать операционную деятельность. Мы ожидаем, что одной из следующих областей применения ИИ и машинного обучения, станет персонализированное обучение. Например, системы автоматических рекомендаций будут взаимодействовать со студентом в зависимости от его поведения, профиля обучения и успеваемости. Система сможет отслеживать прогресс учащихся посредством тестирования и рекомендовать другие ресурсы, такие как видео, игры или симуляторы, соответствующие их учебным потребностям.

Сейчас существуют такие проблемы, как высокий процент отсева обучающихся, отсутствие у студентов концентрации на обучении, неэффективные программы обучения, рассчитанные на максимально широкую аудиторию. По мнению аналитиков, все эти проблемы могут быть решены с помощью индивидуальных траекторий обучения, сформированных искусственным интеллектом.

5. Аналитика процесса обучения позволит улучшить его показатели

Индустрия образования во всем мире отстает от других отраслей, когда дело доходит до внедрения Big Data. Только 17% образовательных компаний внедрили подобные технологии в 2019 году; однако 74% указали, что могут использовать его в будущем. Именно тут и будет создана аналитика процесса обучения. Несколько колледжей и университетов использовали её, чтобы понять и оптимизировать результаты обучения.

Например, современные системы управления обучением (Learning Management Systems) имеют data-driven функционал, который может измерять ключевые показатели успеваемости учащегося. Это было проверено в Университете Балтимора в Мэриленде, где они обнаружили положительную связь между оценками учащихся и использованием ими университетской LMS. Студенты, получающие неудовлетворительные оценки, в среднем на 40% меньшее использовали LMS университета по сравнению со студентами, получавшими оценки удовлетворительно или выше.

Кроме того, образовательные учреждения могут использовать LMS для создания отчетов и расчета ключевых показателей, таких как процент завершения и процент пройденных курсов, которые могут дать представление об эффективности их дизайна о качестве обучающих материалов. Следующая информация: как часто учащиеся получают доступ к учебным материалам, когда они предпочитают учиться, и сколько времени они тратят на изучение материала, может показать преподавателям вовлеченность их студентов и что в обучающих материалах можно улучшить.

Кроме того, аналитика обучения может помочь учебным заведениям в принятии решений и разработке или ревизии их стратегий.


6. Учебные видеоматериалы становятся всё популярнее

Видео - это универсальное средство для обучения с использованием мобильных платформ, и учащиеся, похоже, предпочитают этот формат и в повседневной жизни при потреблении контента через социальные сети. Согласно исследованию, 67% миллениалов и 82% представителей поколения Z указали, что Youtube является их предпочтительной платформой для обучения.

Мы прогнозируем, что при наличии доступной и передовой видеотехнологии все больше организаций будут использовать возможности видео в качестве самостоятельного учебного материала или в качестве дополнения к занятиям в аудиториях под руководством преподавателя.


7. 5G стимулирует обучение с эффектом присутствия

Южная Корея, Китай и Соединенные Штаты являются лидерами в разработке технологий 5G. Хотя данная технология только ожидает своего широкого распространения, мы уже сейчас ожидаем, что она повлияет на онлайн-образование, особенно на интерактивное обучение в форматах VR, AR и MR.

С широким распространением технологий 5G, делающей более доступным интернет-вещей, преподавателей ожидает распространение более гибкого обучения, захватывающего учебного процесса с использованием дополненной и виртуальной реальности, а также большей автоматизации и эффективности в сборе обратной связи от учащихся, что даст возможность учителям сосредоточиться на более важных задачах. Телекоммуникационный гигант Verizon уже выделил 1 миллион долларов университетам и учебным организациям, чтобы они начали воплощать в жизнь новые способы донесения контента до учащихся.

Интеграция 5G в системы обучения открывает широкие возможности, включая образование и услуги видео с эффектом присутствия. Помимо достижений в области иммерсивного обучения, мы также можем ожидать, что 5G улучшит процесс обучения на основе видео. На пользовательский опыт положительно повлияет скорость загрузки обучающих видео и других учебных материалов. Скорость также означает более стабильную видеоконференцсвязь, а также более удобную совместную работу с удаленными одногрупниками и преподавателями.

8. Инициатива Open Education Resources (OER) получает все более широкое распространение

Поскольку стоимость высшего образования и учебников для студентов становятся все дороже и дороже, мы ожидаем, что открытые образовательные ресурсы (Open Education Resources) будут распространяться все шире. Американские преподаватели все чаще отдают предпочтение цифровым учебным материалам нежели печатному контенту. Предпочтения студентов меняются аналогичным образом. В действительности, не все OER являются цифровыми, но растущее признание преподавателями и студентами цифровых учебных материалов заставляет нас включать OER в качестве тенденции в онлайн-образовании, которая станет мейнстримом в будущем.

Помимо США, принятие OER поддерживают и другие страны, о чем свидетельствует решительная пропаганда этих учебных материалов со стороны ЮНЕСКО. Агентство считает важной роль OER в создании открытого, инклюзивного образования (ЮНЕСКО, 2019) и в настоящее время работает со своими странами-участниками над созданием рекомендаций для будущего международного сотрудничества в области OER.

9. Геймификация и серьезные игры набирают обороты в Academe

До этого пункта статьи мы видели, как достижения в области технологий становились основным фактором перехода к онлайн-образованию. Однако считается, что занятия в классе так и не устареют. Вместо этого учителя найдут способы эффективно использовать технологии, чтобы дополнять, а не заменять оффлайновые уроки. Этот подход проявляется в использовании игровых технологий для повышения вовлеченности учащихся.

Статистика показывает, что:

97% молодежи в США играет в видеоигры;

Германия и США имеют самое большое количество геймеров (11,6%), которые в среднем проводят более 20 часов игрового времени в неделю;

игроки вместе провели почти 6 миллионов лет, играя в World of Warcraft.

Очевидно, что игры глубоко укоренились в современной культуре. Поэтому неудивительно, что образовательные учреждения будут использовать их в процессе обучения. В частности, геймификация и серьезные игры демонстрируют некоторые многообещающие преимущества.

Колледжи и университеты, например, используют методы геймификации, такие как ачивки и списки лидеров, чтобы стимулировать участие учащихся в школьных мероприятиях, мотивировать их больше учиться за пределами класса и способствовать более активному взаимодействию со сверстниками. Другие университеты также использовали геймификацию для обучения софт скиллам а также для того, чтобы помочь студентам сформировать привычку к обучению на протяжении всей жизни. Эти эксперименты с геймификацией показали, что они не только улучшают мотивацию и успехи учащихся, но и лучше удерживают учащихся в учебных заведениях.

С другой стороны, существует большое количество публикаций, подтверждающих положительный эффект серьезных игр в образовании. В одних исследованиях игры доказали свою эффективность в улучшении когнитивных способностей и формировании позитивного настроя по отношению к общему обучению, в то время как другие свидетельства говорят о том, что учащиеся и учителя в равной степени были более вовлечены в процесс обучения, основанного на игровых механиках, чем во время неигрового обучения. Но надо иметь ввиду, что при разработке подобных игр необходимо тщательно продумывать их, чтобы добиться желаемого эффекта для различных учащихся и эффективно преподавать целевой контент.

Поскольку не у каждого учителя или учебного заведения будут технические навыки, время и ресурсы для создания серьезных игр, они могут изучить готовые инструменты из числа образовательных технологий, специально разработанные для включения стратегий геймификации в процесс обучения. Например, Quizizz и Kahoot! могут помочь учителям превратить любой предмет в игру. Другие приложения, такие как Minecraft: Education Edition, позволяют учащимся кооперироваться со своими сверстниками в игровом мире, связанном с темой, которую они обсуждают в классе.

Однако существует ряд препятствий, которые образовательные учреждения и правительства должны преодолеть при интеграции игровых технологий в свой учебный процесс в классе. К ним относятся преодоление цифрового разрыва (доступ к компьютерам и Интернету), внедрение методологий обучения и оценки, а также обучение использованию новых инструментов обучения.

10. Технологичные инструменты – будущее оценки качества образования

Хотя мы обсуждали различные тенденции в методах предоставления онлайн-образования, было бы упущением, если бы мы не осветили вопросы оценки обучения. Инструменты оценки, основанные на технологиях, должны стать мейнстримом в образовании. Эти инструменты могут обеспечить немедленную обратную связь, повысить эффективность и снизить нагрузку на учителей, а также, среди прочего, связать промежуточные и итоговые оценки.

Кроме того, инструменты оценки с искусственным интеллектом, такие как Glider.ai, Nearpod, iSpringSuite и программное обеспечение для онлайн-оценки ProProfs, облегчают преподавателям оценку уровня знаний своих студентов с помощью онлайн-викторин, курсов, анкет и т. д.

Как вы можете использовать эти тренды для совершения прорыва?

Новые технологии приводят к созданию инноваций в онлайн-образовании. Они могут демократизировать образование, поощрять самостоятельное обучение, позволяет вовлекать учащихся, и помогать преподавателям лучше определять учебные потребности своих учащихся, чтобы обеспечить лучшую поддержку и обучение.

Однако технологии не в состоянии сделать это в одиночку. Стратегические партнерские отношения между компаниями из отрасли Edtech, правительствами, колледжами и университетами имеют решающее значение в обеспечении упомянутого нами развития онлайн-образования.

Если ваша компания смотри в сторону онлайн-образования, то технологии обучения и оценки, построения отчетов и аналитики, а также системы управления обучением могут стать приложением ваших инвестиций. Если вы педагог, то изучение различных программных решений, таких как LMS и инструментов онлайн-оценки, могут помочь подготовиться к переходу к смешанному формату обучения (онлайн и оффлайн).

В этом году ощущается заметное оживление рынка образовательных продуктов. Акселераторы и инвесторы стали активно интересоваться стартапами, корпорации разрабатывают собственные сервисы и курсы.

Онлайн-образование, состоящее из двух крупных сегментов — E-learning и EdTech — активно развивается. Этот рынок, пока еще несформированный, я ассоциирую с e-commerce и финтехом конца 90-х и начала 2000-х: не установлены правила и стандарты качества, не хватает специалистов с нишевым опытом, а клиент еще не привык платить за продукты и услуги. Поэтому не запрос, а сами игроки рынка стараются его развивать.

EdTech — продукты и сервисы, сопровождающие процесс обучения (инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и т. п.).

Какие тренды нужно учитывать при запуске своего e-learning-продукта

  • геймификация,
  • мобильное обучение,
  • микрообучение,
  • Soft Skills.

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Пример задания в Учи.ру

Мобильность — непременное условие для онлайн-обучения, связанное с ежегодным ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. По данным Mediascope, каждый год этот показатель увеличивается примерно на 15%:

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Учитывайте этот фактор, когда выбираете платформу для размещения курсов, и в организации процесса поддержки обучающихся — сайты должны быть адаптивными, а коммуникацию удобно выстраивать в мессенджерах.

Также стоит обратить внимание на рост пользователей смарт-ТВ. Я уверена, что в будущем это станет популярным каналом доставки образовательного контента.

Микрообучение или курсы, разбитые на модули небольшого объема; продолжительность лекций в этом формате составляет в среднем 15 минут. Размер связан с пределами восприимчивости к новой информации (стандартное представление о 18 минутах концентрации внимания) и нацелен на получение практических знаний и навыков. В условиях, когда школьникам и взрослым не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить занятия таким образом, чтобы было возможно учиться малыми порциями.

Уже не первый год все говорят о важности развития soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникативные и управленческие навыки, тайм-менеджмент, конфликтология и др. Ценность таких навыков для массового пользователя пока еще не столь явная, но удивить подобными программами клиентов или инвесторов уже не получится.

  • иммерсивное обучение,
  • голосовые помощники и чат-боты,
  • сторителлинг и подкасты,
  • сообщества и наставничество,
  • индивидуальная траектория обучения.

Иммерсивное обучение представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности.

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Примеры взяты из опыта компании Cerevrum

Считается, что мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, поэтому использование виртуальной реальности открывает бескрайние возможности для обучения. Такие решения все больше становятся интересны корпорациям и помогают масштабировать и оптимизировать обучение сотрудников.

С постепенным ростом популярности VR-шлемов этот тип e-learning перекочует из сегмента B2B и на B2C-рынок.

Голосовые помощники и чат-боты выводят мобильное обучение на новый уровень. Смартфон теперь всегда под рукой, поэтому можно, к примеру, обучаться в программе-боте по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробке. Пока их функциональность сильно ограничена, но потенциал к развитию огромен: отработка речевой и письменной грамотности, изучение иностранных языков, общее развитие и т. п.

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Подкасты, конечно, не новшество, но я вижу активное движение в этом направлении. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге или параллельно с другими делами, а сторителлинг позволяет делать повествование нескучным. Возможно, этот тип донесения информации и не будет слишком массовым, но я рекомендую рассматривать его как дополнение к классическому видео-обучению — предоставлять слушателям возможность пройти курс в текстовом и аудио-формате.

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Пример преподнесения информации через сторителлинг

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Схема построения сценария

Учебные сообщества и наставничество/менторство становятся важными инструментами поддержки слушателя в образовательном процессе. В частности, в условиях цифровой трансформации и с появлением новых для рынка труда профессий становится актуальной поддержка экспертов. Это способ персонализировать обучение, давать больше обратной связи и снимать с обучающихся тревожность в условиях неопределенности.

Персонализация же важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения. Она позволяет корректировать маршрут развития обучающегося, с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения.


Мы уже много писали об онлайн-образовании и о дистанционном обучении. Еще бы! И как показывает наша практика, все больше и больше учителей предпочитает преподавать именно онлайн. Ведь это так удобно. Да и ситуация с COVID-19 практически не оставила нам других вариантов.

Но есть еще те, кто считает, что преподавать онлайн также качественно, как оффлайн, просто невозможно. Именно для таких приверженцев “ретро” мы и подготовили сегодняшнюю статью. Итак, начнем. Почему онлайн-обучение является ЕЩЕ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ?

№1 Студенты на самом деле получают больше знаний, чем на традиционных курсах

Согласно статистике, ученики, посещающие онлайн-курсы могут получать и усваивать больше информации. Они также изучают в пять раз больше материала на онлайн-курсах с использованием мультимедиа много контента, чем на традиционных очных курсах.

Поскольку онлайн-курсы дают студентам полный контроль над своим обучением, студенты могут работать со своей скоростью, в темпе, который подходит именно им. Обычно студенты работают онлайн куда быстрее и, по итогу, усваивают больше информации.

№2 Показатели удержания учащихся выше именно при онлайн-обучении

Многие оффлайн-курсы с трудом удерживают студентов на протяжении всего курса. Исследовательский институт Америки обнаружил, что с дистанционным обучением дело обстоит иначе. Онлайн-курсы смогли повысить уровень удержания студентов с 25% до 60%.

Было высказано предположение, что более привлекательный мультимедийный контент, больший контроль над тем, как воспринимается материал, и меньшая вероятность того, что классы будут противоречить другим обязательствам, — все это способствует данному росту.

№3 Онлайн-обучение требует меньше затрат времени. А время — деньги

Многие студенты откладывают запись на очные курсы из-за того, что для этого потребуется время. Как правило, это время, затрачиваемое на то, чтобы возвращаться на занятия, плюс время, потраченное на ожидание преподавателей и других студентов. Отчет Брэндона Холла об онлайн-обучении в корпорациях показал, что этот стиль обучения обычно требует от сотрудников на 40-60% меньше времени, чем обучение в традиционной аудитории.

№4 Более частые тестирования могут уменьшить отвлекающие факторы

Одна из замечательных особенностей онлайн-обучения заключается в том, что тестирования и другие способы оценивания может стать более непрерывным процессом. Это хорошая новость для студентов, так как использование мультимедийного контента и учебных материалов с регулярными короткими тестами может улучшить вовлеченность студентов. Фактически, исследование, проведенное в Гарварде, показало, что использование этих коротких регулярных тестов вдвое снизило отвлекаемость учащихся и в три раза увеличило количество делаемых заметок.

Также стоит отметить, что чем чаще ученики проходят тесты, тем лучше их преподаватели могут отслеживать их успеваемость.

№5 Дистанционное обучение — более экологичный вариант

Онлайн-обучение, безусловно, является более эффективным вариантом для студентов, но оно также лучше для окружающей среды.

Это, безусловно, делает онлайн-обучение и мультимедийный контент более эффективным методом обучения в целом. Поощрение и участие в этом виде обучения может помочь как отдельным лицам, так и корпорациям внести свой вклад в охрану окружающей среды и придерживаться своих личных экологических целей.

Хотите узнать больше о наиболее эффективных способов изучения языков? Наша школа Skyeng вам обязательно в этом поможет! 😉


Опасные связи


Фото: Gonzalo Fuentes / Reuters

Популярность гарантирует знаменитым авторам марафонов большое число учеников и высокий доход — личное кураторство может стоить сотни тысяч рублей, при этом никаких научных знаний слушателям курса не передадут. Более того, громкое имя и статус куратора и преподавателя также не гарантируют качества: в сети можно встретить множество жалоб на подобные онлайн-курсы.

Наталья Кравченко председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ

На проблему уже давно обратили внимание. Например, блогерша Катя Конасова регулярно выпускает разоблачение подобных курсов от знаменитостей, а журналистка Ксения Собчак посвятила инфоцыганам целый фильм (правда, вскоре после этого анонсировала собственный инфопродукт). Обилие жалоб и последние громкие расследования деятельности подобных авторов курсов привели к тому, что на проблему обратили внимание парламентарии. Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и вице-спикер Борис Чернышов выступили с инициативой создать рабочую группу, которая бы занималась законодательным регулированием деятельности бизнес-коучей и тренеров личностного роста. 17 февраля прошло совещание по вопросам лицензирования работы в этой сфере. По итогам мероприятия было решено создать специальный реестр инфоцыган — мошенников, продающих инфопродукты, не несущие ценности для покупателей. В основном среди их продуктов — курсы и лекции о том, как добиться легкого заработка и быстрого успеха.

Игра на повышение

За два года оборот рынка EdTech-продуктов вырос более чем на 50 процентов, констатирует председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ Наталья Кравченко.


Фото: Amira Karaoud / Reuters

Проанализировав, какие направления больше всего интересуют взрослых студентов, специалисты выяснили, что чаще всего они решают улучшить свои бизнес-навыки — на эту сферу пришлось 20 процентов рынка. На втором месте оказался маркетинг, диджитал и медиа (14 процентов), а на третьем — психология (ей заинтересовались 11 процентов онлайн-студентов). Кроме того, в топ самых интересных для взрослых направлений онлайн-образования вошли культура и искусство (10 процентов), а также языки и детское развитие (по 8 процентов у каждого).

Бесспорно, EdTech-решения позволили сделать образование и повышение квалификации намного доступнее, поэтому оно продолжает пользоваться большим интересом среди пользователей. В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов. Мы видим, что глобальная тенденция к обучению в течение всей жизни наблюдается и в нашей стране: по оценкам экспертов, половину рынка онлайн-образования в сегменте B2C занимают услуги дополнительного образования для взрослых.

Бесспорно, EdTech-решения позволили сделать образование и повышение квалификации намного доступнее, поэтому оно продолжает пользоваться большим спросом среди пользователей. В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов. Мы видим, что глобальная тенденция к обучению в течение всей жизни наблюдается и в нашей стране: по оценкам экспертов, половину рынка онлайн-образования в сегменте B2C занимают услуги дополнительного образования для взрослых

Вечные студенты


Фото: Eloisa Lopez / Reuters

Идея lifelong learning, или непрерывного обучения, существует уже давно, однако именно широкое распространение онлайн-площадок сделало ее доступной для всех желающих, а не только для тех, кто мог позволить себе в течение долгих месяцев совмещать офлайн-образование с работой. Кому-то обучение необходимо для профессионального роста, другим — ради хобби. Но в любом случае оно существенно влияет на качество жизни: психологи считают, что образование дает мотивацию и положительно влияет на личностный рост, развивает, повышает уверенность в себе, помогает быть более адаптивным и гибким. По мнению Джеффа Бордена, главного научного сотрудника компании D2L, создающей программное обеспечение в сфере онлайн-образования, новые реалии улучшили жизнь работающих и людей старшего возраста, которые без онлайн-технологий вряд ли решились бы осваивать заново программы бакалавриата.

По данным исследований, почти треть граждан Европейского Союза в возрасте от 16 до 74 лет прошли онлайн-курс или использовали учебные материалы онлайн за первые три месяца 2021 года. Наибольший интерес к образованию проявили жители Ирландии (46 процентов), Финляндии и Швеции (45 процентов), и Нидерландов (44 процента)

Согласно обзору Future Market Insights (FMI), в течение ближайших десяти лет спрос на EdTech-услуги будет только расти. В 2021 общий объем продаж на этом рынке достиг приблизительной оценки в 74 миллиарда долларов. По мнению экспертов, к 2031 году эта сумма увеличится примерно в четыре раза и достигнет 288,4 миллиарда долларов. Аналитики уверены: уже пришедшие на онлайн-площадки пользователи останутся там надолго, так как цифровые сервисы дают широкие возможности обучения при относительно низкой цене, а их число будет только расти. Кроме того, во время пандемии стало популярнее и адаптивное образование — обучение по индивидуальной траектории с персонализированной обратной связью, в котором сегодня используют технологии дополненной реальности и искусственный интеллект.

Образовательные онлайн-платформы условно делят на две категории: это либо архивы с различным обучающим контентом, либо площадки для виртуальных занятий с имитацией реального учебного процесса. Некоторые даже предоставляют возможность полноценно обучаться в удаленном режиме и получить в конце курса диплом или сертификат — например EdX и Coursera, аудитория которых достигает 15,2 и 54,2 миллиона пользователей соответственно. Одна из их особенностей, которая привлекает многих студентов, — возможность получить знания от сотрудников известных высших учебных заведений. Существуют и специализированные площадки — например, Pluralsight и Udacity, ориентированные на программирование и работу с данными. Их совокупная аудитория превышает 10 миллионов юзеров.


Фото: Michael Loccisano / Getty Images

Внушительную часть рынка онлайн-образования занимают и вспомогательные системы управления обучением — программные приложения для администрирования дистанционных учебных курсов. Самая известная из них — Google Classroom, которой пользуется почти миллиард человек. У нее существуют и конкуренты, такие как Blackboard Learn, Neo и Moodle, но их совокупная аудитория значительно меньше

Неудивительно, что в пандемию образовательные онлайн-продукты оказались весьма привлекательны для инвесторов. Только за 2020 год в эту сферу было вложено более 16 миллиардов долларов. Так, к февралю текущего года в мире насчитывается 33 крупных частных компании с общей оценкой более 100 миллиардов долларов США (оценка в рамках венчурного финансирования). Такие стартапы называют единорогами, среди них — известные Udemy, Masterclass и многие другие. За последнее десятилетие в совокупности они привлекли в качестве общего финансирования уже более 28 миллиардов долларов.

Читайте также: